Борьба за признание и моральное развитие общества (А. Хоннет) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Борьба за признание и моральное развитие общества (А. Хоннет)

2022-10-04 63
Борьба за признание и моральное развитие общества (А. Хоннет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В начале 90-х гг. ХХ в. немецкий философ Аксель Хоннет представил оригинальную концепцию «борьбы за признание», охватывающую целый ряд актуальных тем современного философского и социального мышления: …

 

В качестве основы для разработки такой модели Хоннет использует концепцию «борьбы за признание», намеченную Гегелем в работах Йенского периода (1801-1806), прежде всего, в «Системе нравственности» и «Йенской реальной философии». Основное содержание этой концепции Хоннет резюмирует в трех тезисах: 1) отправной точкой гегелевской модели является утверждение о том, что образование практического «Я» зависит от отношений взаимного признания между субъектами: только при условии, что оба индивидуума находят друг у друга подтвержение своей самодеятельности, они могут достигнуть понимания самих себя как автономно действующих и индивидуализированных лиц. 2) Исходя из интерсубъективистских предпосылок Гегель выводит различные формы взаимного признания. Эти формы должны различаться по степени автономии, которая становится возможной для субъекта благодаря признанию. Гегель намечает последовательность отношений трех форм признания (любовь, право, нравственность), в которых отдельные лица все в большей мере взаимно подтверждаются в качестве автономных и индивидуализированных субъектов. …

1) В качестве основных форм признания Хоннет выделяет любовь, право и солидарность (непосредственно опираясь на гегелевскую троицу:любовь, право, нравственность). Любовь в трактовке Хоннета не ограничивается сексуальными отношениями, этот термин предлагается употреблять в более общем и нейтральном смысле: «под отношениями любви здесь следует понимать все первичные отношения, коль скоро они состоят из чувственных связей между различными лицами по образцу эротических отношений двоих, дружбы или отношений между родителями и детьми»[1]. Любовь представляет собой первичную форму взаимного признания постольку, поскольку субъекты здесь взаимно утверждают и подтверждают друг друга в конкретной природе своих потребностей, в качестве «нуждающихся» существ. Признание имеет характер чувственного отношения и необходимым образом связано с телесным существованием«конкретных других». По Гегелю, любовь – это «бытие самим собой в другом», и эмпирические исследования первичных социальных отношений, показывает Хоннет, обнаруживают в любви именно этот баланс индивидуального самоутверждения и симбиотического самоотречения.

Своеобразие отношений любви связано с переживанием симпатии и привлекательности другого человека; это переживание не находится в свободном распоряжении индивида и тем более не может произвольно переноситься на партнеров по интеракции за пределами социального круга первичных отношений. Поэтому любви присущ неустранимый элемент морального партикуляризма, и все же именно в ней по праву можно усматривать структурное ядро нравственности в целом: эта симбиотически питаемая связь закладывает основу для индивидуального доверия самому себе, которое является необходимой предпосылкой автономного участия в публичной жизни. Глубинный слой чувства безопасности, формируемый интерсубъективным опытом любви, образует психическую основу для развития более абстрактных форм положительного отношения индивида к самому себе. …

Структуру отношений признания можно представить обобщенно в виде следующей таблицы:

формы признания любовь право солидарность
измерение личности природа потребностей и аффектов моральная вменяемость особенности и способности
способ признания эмоциальная инвестиция (Zuwendung) когнитивное уважение (kognitive Achtung) уважение социальной ценности (sozialeWertschätzung)
вид положительного отношения к себе доверие самому себе самоуважение сознание собственной ценности
сферы социальной интеракции первичные отношения правовые отношения отношения в ценностных сообществах и между ними

 

2) Установление зависимости формирования индивида от социального признания позволяет выявить специфический вид нанесения ущерба человеческому существу, который обозначается Хоннетом как «пренебрежение». Поскольку позитивный образ самого себя, которым обладает человек, основывается на возможности его постоянного удостоверения другими людьми, с опытом пренебрежения связана опасность травмы, нарушающей личную идентичность[2].

Основные виды пренебрежения резонно выделять соответственно формам признания. Следует начинать с той разновидности пренебрежения, которая затрагивает уровень телесной целостности индивида: те практические формы нанесения телесного ущерба, в которых человека насильственно лишают возможности свободно распоряжаться своим телом, представляют собой элементарный вид личного оскорбления. Это наиболее глубокое деструктивное вторжение в практическое отношение человека к самому себе. Специфика травматического воздействия на личность при пытке или изнасиловании связана не с чисто телесной болью, а определяется соединением боли с переживанием того, что, находишься в безраздельной власти другого субъекта. Этот тип пренебрежения наносит ущерб доверию к способности автономно распоряжаться собственным телом, обретенному благодаря опыту любви; тем самым утрачивается доверие к себе и миру. Интеграция телесных и душевных качеств, обретенная индивидом, насильственно нарушается воздействием изне.

Вторая разновидность пренебрежения наносит ущерб субъекту тем, что он структурно исключается из пользования некоторыми правами в общественной жизни. Под «правами» здесь понимаются те индивидуальные притязания, на социальное исполнение которых человек вправе рассчитывать, поскольку он, как полноценный член сообщества, равноправно участвует в его институциональных порядках. Если человеку систематически отказывают в подобных правах, это означает, что за ним моральная вменяемость признается в меньшей мере, чем за другими членами общества. Поэтому с опытом исключения из пользования правами связана утрата самоуважения, т.е. способности относиться к самому себе как к равноправному партнеру по интеракции со всеми окружающими людьми.

Третьей разновидностью пренебрежения является социальное унижение, т.е. умаление статуса индивида, под которым подразумевается ценность, социально признанная за его стилем самоосуществления в данном обществе. Социальное унижение имеет место, когда иерархия ценностей в том или ином обществе устроена таким образом, что отдельные формы жизни систематически недооцениваются. Этот вид отказа в признании влечет за собой утрату позитивной личной самооценки.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.