Роман « Преступление и наказание» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Роман « Преступление и наказание»

2022-10-04 27
Роман « Преступление и наказание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Преступление и наказание» — один из выдающихся романов русской и мировой литературы. Роман этот сразу был оценен читателями и критикой как произведение, замечательное по своей оригинальности, глубине психологического анализа и художественной силе.

Рис. 1.104. Ил. М.Шемякина. 1964.

После выхода «Преступления и наказания» имя Достоевского (несмотря на различное отношение к его взглядам представителей разных общественных лагерей) получило всеобщее признание как имя одного из крупнейших мастеров русского художественного слова, заняло в сознании читателей место рядом с именами Толстого, Тургенева, Гончарова, Островского. Но в этом романе Достоевского получили выражение и все противоречия его творчества и мировоззрения, что было отмечено тогда же демократической критикой.

 

«Преступление и наказание» — психологическая история преступления и его нравственных последствий. Однако герой «Преступления и наказания», Раскольников, — не обычный преступник. Свое преступление он совершает под влиянием созданной им философской теории. Самое преступление Раскольников рассматривает как проверку правильности этой теории. Психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства в романе слит воедино с анализом философской теории Раскольникова, которая представляется Достоевскому своего рода «знамением времени», выражением идейных и нравственных шатаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения из разночинной демократической среды.

Рис. 1.105. Раскольников. Ил. Д.А.Шмаринова

 

Раскольников — студент, принужденный из-за бедности оставить учение. Его мать, жена провинциального чиновника, живет после смерти мужа на небольшой пенсион. Почти все деньги она посылает сыну, в котором видит свою единственную опору в будущем. Сестра Раскольникова, Дуня, чтобы помочь матери и брату, вынуждена была поступить гувернанткой в семейство богатых помещиков, где она подвергается унижению и обидам.

Раскольников — одаренный от природы и честный юноша. Живя в тесной каморке на пятом этаже многоэтажного петербургского дома близ Сенной, наблюдая жизнь бедноты и мещанского населения Петербурга, Раскольников сознает, что не только он один, но и тысячи других окружающих его людей обречены существующим порядком на нищету и несправедливость, задыхаются в атмосфере унижения и бесправия.

Вместе с тем Раскольников болезненно горд, необщителен, полон сознания своей исключительности. Он не привык к обществу других людей, избегает его, не доверяет окружающим. Замкнувшись в самом себе, уйдя от всех, «как черепаха в свою скорлупу», он старается решить вопросы, которые вызывает у него осознание несправедливости окружающей жизни, и найти из них выход своими собственными силами.

 

Рис. 1.106. Раскольников. Эскиз иллюстрации М.Шамякина к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель

Раскольников создает теорию о праве сильной личности на преступление, рассматривая последнее как форму протеста против несправедливости существующего порядка, при котором молодые и свежие силы обречены на гибель, в то время, как богатство находится в руках немногих ростовщиков и богачей, жизнь которых законно вызывает лишь отвращение и ненависть.

 

Раскольников не верит в «обыкновенных», рядовых людей, в массу. Он противопоставляет им немногих избранных «необыкновенных» людей, способных возвыситься над предрассудками толпы. В статье, напечатанной в газете «Периодическая речь», он стремится историческими примерами обосновать эту реакционную систему идей, предвосхищающую философию Ницше и другие реакционные учения буржуазной философии и морали империалистической эпохи.

Раскольников доказывает, что развитие человечества всегда совершалось лишь благодаря тому, что исторические деятели не чувствовали себя связанными теми моральными нормами, которым подчинялась масса, но дерзко преступали и нарушали их, и именно это доставило им впоследствии всеобщее уважение и признание. Из этого Раскольников стремится вывести право сильной личности нарушать моральные нормы, обязательные для массы, не останавливаясь в необходимых случаях перед преступлением и человеческими жертвами. Чтобы доказать себе, что он сам является подобной сильной личностью, что он имеющий право, «Наполеон», а не «тварь дрожащая», Раскольников убивает старуху-ростовщицу с целью овладеть спрятанными у нее деньгами.

 

Достоевский заставляет Раскольникова в различные минуты по-разному объяснять мотивы и цели своего преступления. Иногда Раскольникову кажется, что главным мотивом, толкнувшим его на убийство ростовщицы, было желание испытать свои силы, убедиться в том, принадлежит ли он к той породе людей, к которой принадлежал Наполеон и другие «необыкновенные» люди.

Порою же Раскольников пытается объяснить свое преступление иначе — тем, что, убивая ростовщицу, он хотел облагодетельствовать мать, сестру и других, одаренных и несправедливо страдающих людей. Эти различные объяснения, отражающие колебания Раскольникова между идеей буржуазного «сверхчеловека» и индивидуалистическим протестом против буржуазного строя жизни, не меняют, однако, как прекрасно сознает сам герой, сущности его преступления, в основе которого лежит стремление утвердить свою личность анархическим, антиобщественным путем.

Весь роман Достоевского представляет собой художественное доказательство теоретической и практической несостоятельности анархической «идеи» Раскольникова о сильной личности и ее праве руководствоваться нормами своей особой морали. Достоевский правильно видит, что взгляды Раскольникова являются чудовищным заблуждением. Шаг за шагом, на его собственном опыте Достоевский заставляет героя убедиться в ложности избранного им пути. Писатель показывает, что весь круг идей Раскольникова о сильной личности и о ее праве преступать объективные моральные нормы ведет на деле не к возвышению, а к разрушению личности, к ее нравственной и физической гибели.

 

Роман «Идиот»

 

В романе «Идиот» Достоевский стремился обрисовать свой идеал «положительно прекрасного человека», который он хотел противопоставить идеалам революционной молодежи. Таким «положительно прекрасным человеком» должен был стать, по замыслу писателя, герой романа — князь Мышкин.

Достоевский нарисовал в «Идиоте» широкую картину жизни пореформенного Петербурга. Наряду с представителями дворянства и бюрократических верхов в романе действуют люди самых различных слоев и профессий, порожденных водоворотом городской жизни. Писатель подчеркивает, что изображаемое им время — время переходное, неспокойное, характеризующееся ломкой унаследованных от прошлого традиций, возникновением неведомых прежде тревожных вопросов. Даже семья генерала Епанчина, занимающего видное служебное положение и вместе с тем преуспевающего дельца, владельца фабрики и участника акционерных компаний, находится в состоянии лихорадочного возбуждения, вызванного конфликтом между родителями и дочерьми, в особенности младшей из них, непокорной Аглаей, которую не удовлетворяет жизнь ее круга.

 

Сын купца, наследник громадного состояния, Рогожин разрывает с семейными традициями, покидает тот путь, по которому шли его отец и брат (погруженные в одну заботу о приумножении капитала), и всецело отдается сжигающей его, разрушительной страсти к «содержанке» Настасье Филипповне. Чиновник Лебедев, привыкший разыгрывать перед более богатыми и знатными лицами роль шута, остро ненавидит их в душе и лелеет мысль о своем, хотя бы минутном, торжестве над ними. Он занимается толкованием апокалипсиса и усматривает в современности признаки близящегося конца света. «Содержанка» Настасья Филипповна болезненно чувствует несправедливость своего положения, мечтает о восстановлении своей униженной и поруганной личности.

Умирающий юноша Ипполит, выросший в бедности, среди разврата и осужденный на раннюю смерть, страстно стремится к жизни, к справедливости, к счастью, завидует окружающим, задыхается от скрытой ненависти, вызванной тоской и отчаяньем.

Семье генерала Епанчина, выбившегося из низов и сумевшего благодаря своей практической складке завязать прочные служебные связи и найти покровителей в высших сферах, в романе противопоставлена семья спившегося и отставленного генерала Иволгина.

 

Семья Иволгиных — первая попытка Достоевского художественно воплотить ту тему, которую он сам не раз определял как тему «случайного семейства». Достоевский называл так дворянско-буржуазную семью, в жизни которой резко проявляется картина социальной деградации и распада родственных связей. Дочь Иволгина выходит замуж за ростовщика, ее старший брат — Ганя презирает свою семью, стыдится своей бедности, мечтает о денежном могуществе и власти, но из-за отсутствия смелости его замыслы терпят крушение. Оба они — пошлые, расчетливые и мелочные «ординарные» натуры. Лицемерная забота о поддержке внешнего «достоинства» прикрывает в доме Иволгиных потерю моральных устоев, глухую взаимную ненависть, скрытую борьбу эгоистических интересов.

Каков же тот идеал, который Достоевский противопоставляет жизненной практике господствующих классов царской России, буржуазно-индивидуалистическим стремлениям, порожденным капиталистическим развитием? Идеал этот выражен в образе Мышкина.

Достоевский лишает князя тех внешних качеств, которые привлекают сердца окружающих. На большинство тех, с кем Мышкин сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота». И однако все герои романа сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту.

 

Достоевский изображает своего любимого героя выросшим вдали от той дворянской среды, к которой он принадлежит по своему рождению, среди детей и нетронутой альпийской природы.

Это позволило князю остаться чуждым лжи и фальши окружающего его общества. Оставшись в детстве одиноким, больным ребенком, князь на своем личном опыте узнал горечь страданий, порождаемых отверженностью и унижением. Он полон инстинктивной доброты, сочувствия к другим людям, независимо от их богатства и сословного положения.

Мышкин руководствуется в жизни не разумом, а чувством, сердцем, интуицией. Он призывает к всепрощению, к пассивному кроткому «умилению» теми радостями, которые не могут отнять у человека даже самые жестокие угнетения и несправедливость, утверждает благодетельность страдания, отказ от активного, деятельного участия в жизни. Земной, чувственной любви Настасьи Филипповны и Аглаи к князю Достоевский противопоставляет «христианское» чувство к ним Мышкина, основанное на сострадательном, братском отношении, на отрешении от всякого чувственного, плотского начала.

Князь Мышкин воплощает для Достоевского высшую «христианскую» справедливость не только в области личных отношений. Он является также носителем того идеала социальной справедливости, который Достоевский выдвигает в противовес революционным идеалам своего времени. Этот идеал Достоевский защищает в сценах столкновений Мышкина с демократической молодежью и в эпизоде встречи князя в салоне Епанчиных с собравшимися здесь аристократическими гостями.

 

«Идиот» — одно из самых сложных произведений Достоевского. Писателю казалось, что здесь ему удалось выразить свои положительные идеалы полнее, чем в других романах. В действительности же именно «Идиот» наиболее отчетливо свидетельствует о слабости и бессилии аскетических религиозных идеалов Достоевского. Образ, задуманный как тип «положительно прекрасного человека», превратился на страницах романа в образ тяжело больного, слабого человека с патологическими чертами и печатью глубоких внутренних страданий.

Мышкин, оказывается, не способен разрешить ни одного реального жизненного противоречия, он лишь пассивно созерцает жизнь, сознавая ее трагически безысходный характер и чувствуя, что он ничего не может в ней изменить. Несмотря на то, что Достоевский приписывает своему герою глубочайшее понимание жизни и окружающих людей, граничащее с ясновидением, князь Мышкин не в силах оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить убийство ее Рогожиным (которое предвидит), помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает безумием.

 

Весь роман является скорбным признанием самим Достоевским полнейшего краха «евангельских» идеалов Мышкина, практического бессилия героя при каждом столкновении с жизнью. Как честно показывает Достоевский, аристократия, собравшаяся в гостиной Епанчиных, не имеет ничего общего с той идеальной, фантастической аристократией, о которой мечтает Мышкин. Писатель сближает в романе Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «рыцарем бедным», сам подчеркивая этими сопоставлениями, с одной стороны, высокую нравственную настроенность Мышкина, а с другой — его бессилие, его трагикомические черты, порожденные разрывом между аскетическими идеалами князя и жизнью.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает роман "Преступление и наказание" в творчестве Достоевского?

2. Каковы основные принципы изображения героев Достоевским?

3. Каким предстает перед нами Петербург в "Преступлении и наказании"? В чем отличие образа Петербурга у Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова?

4. Чем было спровоцировано появление на свет и окончательное формирование теории Раскольникова? Изложите сущность самой теории.

5. Каковы были мотивации Раскольниковым своего преступления?

6. Как изменялось душевное состояние Раскольникова до и после совершения преступления? В чем состояло само преступление? Расскажите о смысле названия романа.

7. Кого и на каких основаниях можно считать двойниками Раскольникова?

8. Какова роль снов в романе?

9. В чем специфика женских образов романа?

10. Какую роль в судьбе Раскольникова сыграли семья Мармеладовых, Соня, Порфирий, Свидригайлов?

11. В чем значение эпилога романа?

 

Литература

1. Анненский И. Книга отражений. Статьи разных лет. // Избранное. М., 1987.

2. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М., 1985.

3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. // О русских классиках М., 1993.

4. Кожинов В. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. // Три шедевра русской классики. М., 1971.

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

 

Глоссарий

Семья писателя

 

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины).

Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1837 году был убит собственными крепостными.

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки.

 

По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»). Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

 

Рис. 1.107. Памятник Ф. М. Достоевскому недалеко от ст. м. Владимирская, Санкт-Петербург

Рис. 1.108. Дом-музей писателя в Старой Руссе

 

Рис. 1.109. Ф. М. Достоевский в 1879 году

 

Предки М. А. Достоевского происходили, по семейному преданию, из дворянского рода. Но сам он был сыном священника, типичным разночинцем. Не желая принять духовное звание, М. А. Достоевский в юношеские годы навсегда оставил дом отца, порвал с родными и добрался до Москвы. В 1828 году, выслужив чин коллежского асессора, дававший дворянские права, М. А. Достоевский записал себя и свою семью в книги московского дворянства.

Отец Достоевского был человеком, ценившим образование, понимавшим значение книги. В зимние вечера в доме Достоевского устраивались семейные чтения, на которых отец и мать читали вслух «Историю» Карамзина и его повести, стихотворения Державина, прозу Жуковского и Пушкина (поэзии Пушкина отец Достоевского, воспитанный в духе заветов классицизма и уважения к старинным авторитетам, не признавал), исторические романы Загоскина и Лажечникова.

Большое значение для будущего писателя имела завязавшаяся еще в детские годы дружба со старшим братом, Михаилом Михайловичем Достоевским (1820—1864). У обоих братьев рано обнаружились сходные интересы, оба они пристрастились к литературе и привыкли делиться своими впечатлениями

 

Кружок Петрашевского

 

Достоевский познакомился с М. В. Петрашевским весной 1846 года и стал посетителем его «пятниц» с февраля — марта следующего года. Кроме собраний у Петрашевского, он участвовал в собраниях более узкого кружка петрашевцев, который с осени 1848 года собирался у А. Н. Плещеева, А. И. Пальма и С. Ф. Дурова. Достоевский был одним из инициаторов, создания этого второго кружка.

Революционные кружки петрашевцев, возникшие в середине 40-х годов, сыграли видную роль в развитии русского освободительного движения. Выступление петрашевцев отражало возраставшее недовольство всех демократических слоев населения реакционным николаевским режимом и усиливавшийся с каждым годом протест крестьянства против крепостного права. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований и явились одними из первых пропагандистов утопического социализма в России. В. И. Ленин писал в 1903 году, что социалистическая интеллигенция представляла в России к началу XX века «полувековое создание, начиная от кружка петрашевцев, примерно».

 

Среди петрашевцев были дворяне и разночинцы, представители передовых демократических идей — М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, М. Е. Салтыков (переставший посещать собрания еще до знакомства Достоевского с Петрашевским) — и умеренное, реформистское крыло (Н. Я. Данилевский, Е. И. Ламанский и др.; к этому крылу примкнул старший брат писателя М. М. Достоевский).

Арест петрашевцев и расправа над ними приостановили кристаллизацию в кружках политических направлений, которые в 1847—1849 годы еще не установились и только начинали определяться. Однако на протяжении двух лет, в течение которых Достоевский был связан с кружками петрашевцев, взгляды основного ядра участников этих кружков и характер их собраний успели претерпеть существенные изменения. Если до 1848 года петрашевцы ограничивались преимущественно пропагандой своего мировоззрения, обсуждением различных систем утопического социализма и вопроса о путях преобразования общественного строя России, то под влиянием революции 1848 года у наиболее активной части петрашевцев укрепилось стремление перейти к непосредственной политической деятельности, к созданию тайной революционной организации. Этот перелом в развитии идей петрашевцев сказался и на эволюции взглядов Достоевского.

 

Подобно декабристам, петрашевцы видели в литературе важное средство пропаганды своих взглядов. Большие таланты «есть собственность общественная, достояние народное», — утверждал Петрашевский, указывавший, что задача литераторов — членов кружка — «поселять свои идеи в публике». Такой же позиции придерживался Ф. Г. Толь, утверждавший, «что поэт должен быть прежде всего сыном своего отечества, ко благу которого должен клонить всю свою деятельность».

В противоположность Петрашевскому и Толю, Достоевский в споре с ними, как и в споре с Белинским, доказывал, что «искусство само себе цель» и что писатель не должен считать себя связанным принадлежностью к определенному политическому направлению. Противоречия позиции Достоевского отразились и при обсуждении политической программы петрашевцев. В своих показаниях на следствии он заявил, что склонялся к либеральным реформам и отвергал революционные методы борьбы, что подтверждается и другими показаниями.

Интересно отметить, что, хотя Петрашевский, подобно Белинскому, высоко оценивал талант Достоевского (он писал в своих показаниях: «талант Достоевского не из маленьких в нашей литературе»), на одном из собраний, критикуя тех писателей, которые «недостаточно глубоко изучают окружающую их действительность», «недостаточно отличают существенное от несущественного», Петрашевский приводил в качестве примера повести молодого Достоевского.

 

Тем не менее из материалов следствия видно, что под влиянием событий 1848—1849 годов во взглядах Достоевского произошел заметный сдвиг. Достоевский принадлежал к числу тех петрашевцев, которые считали важнейшим вопросом русской общественной жизни крестьянский вопрос. Во время прений о том, какую меру — уничтожение цензуры, освобождение крестьян или преобразование судопроизводства — следует признать первоочередной, Достоевский примкнул к мнению петрашевца Головинского, утверждавшего, что уничтожение крепостного права является самым безотлагательным и важным из всех необходимых в России политических преобразований. Достоевский считал также необходимым освобождение русской печати от цензурного гнета, особенно усилившегося в 1848—1849 годах, он критиковал тупую жестокость николаевской военной системы, зависимость внешней политики Николая I от реакционной политики Меттерниха. Большое впечатление на слушателей произвело чтение Достоевским на собраниях у Дурова и Петрашевского зальцбруннского письма Белинского к Гоголю. В начале 1849 года Достоевский вошел в созданное Н. А. Спешневым тайное революционное общество, конечной целью которого было «произвести переворот в России». Вместе со Спешневым, Н. А. Момбелли, П. Н. Филипповым и другими петрашевцами Достоевский попытался организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы.

 

Рис. 1.110. Ф. М. Достоевский. С рисунка К. А. Трутовского. 1847

 

В ночь на 23 апреля 1849 года Достоевский, как и другие посетители «пятниц» Петрашевского, был арестован. Почти восемь месяцев он провел под следствием в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Хотя существование организованного Спешневым тайного революционного общества, к которому примкнул Достоевский, осталось неизвестным следственной комиссии, он уже в начале следствия был признан «одним из важнейших» среди привлеченных по делу петрашевцев.

 

Особенное значение следственная комиссия придала чтению и распространению Достоевским письма Белинского к Гоголю. В числе 21 наиболее важных обвиняемых Достоевский был признан военным судом виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка» и приговорен к расстрелу. По ходатайству генерал-аудиториата этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. 22 декабря 1849 года Достоевский и другие осужденные были вывезены на Семеновский плац в Петербурге, где им был объявлен смертный приговор и первая группа приготовлена к расстрелу. Только после долгих минут мучительного ожидания предстоящей смерти (описанных Достоевским в романе «Идиот») осужденным петрашевцам было объявлено о замене смертного приговора — такова была изощренная пытка, придуманная Николаем I в расчете сломить дух петрашевцев.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.