Роман «Униженные и оскорбленные» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Роман «Униженные и оскорбленные»

2022-10-04 24
Роман «Униженные и оскорбленные» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Роман «Униженные и оскорбленные» очень тесно связан с творчеством Достоевского 40-х годов. Эта связь (отмеченная Добролюбовым в его статье «Забитые люди») проявляется и в идейной направленности романа и в близости многих его сюжетных ситуаций и типов к сюжетам и образам ранних повестей писателя. Однако в «Униженных и оскорбленных» обнаруживаются новые тенденции в мировоззрении и творчестве Достоевского.

Действие романа происходит в Петербурге в конце 50-х годов, в эпоху «начинающихся реформ». Рост капиталистических тенденций, которые гораздо более явственно сказывались в жизни Петербурга начала 60-х годов по сравнению с 40-ми годами, вызывает у Достоевского глубоко трагическое ощущение. Оно отражается не только на манере изображения людей и их судьбы, но и на описаниях жизни города, и на изображении городского пейзажа. Весь роман проникнут ощущением дисгармоничности, жестокого и бесчеловечного характера изображаемой писателем социальной действительности.

История двух семей, разоренных авантюристом, богатым аристократом князем Валковским, составляет сюжет «Униженных и оскорбленных». Это — семьи бедного дворянина Ихменева и англичанина-фабриканта Смита. Судьба обеих семей не представляется Достоевскому случайной: он видит в ней выражение общих социальных и моральных противоречий жизни Петербурга с присущими ему контрастами богатства и бедности, развратом, скрытыми и явными преступлениями.

 

О судьбе дочери Смита, обманутой и обобранной Валковским и умершей в нищете, Достоевский пишет (подчеркивая типичность ее), что это была «одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни»

Как и в ранних повестях Достоевского, судьба главных героев «Униженных и оскорбленных» разыгрывается на фоне широкой картины жизни столичной бедноты. Читатель присутствует при одинокой смерти нищего старика Смита, посещает дом мещанки-притонодержательницы Бубновой, наблюдает различные типы деклассированной части населения города. Изображение психологии внучки Смита, Нелли, выросшей в сыром и мрачном подвале, с раннего детства отравленной злобой и недоверием к людям, фигуры пьяных купцов, сыщика Маслобоева, описание каморки Смита, в которой поселяется после его смерти герой, грязных окраинных улиц и трактиров помогают Достоевскому обрисовать в романе тяжелую и мрачную картину большого города с его кричащими социальными противоречиями и контрастами.

 

Рис. 1.103. Униженные и оскорбленные». Нелли и дедушка.

Рисунок В. Рейнеке. 1885.

 

Близость идейно-художественной основы «Униженных и оскорбленных» гуманистическим тенденциям повестей Достоевского 40-х годов сознательно подчеркивается в самом романе. Герой «Униженных и оскорбленных» (от лица которого ведется рассказ), Иван Петрович, — молодой писатель-разночинец. В повествование о нем Достоевский вводит автобиографические мотивы. Ваня — автор романа, сюжет которого совпадает с сюжетом «Бедных людей». Рассказывая о «шуме и гаме», который вызвал его роман в литературном мире «еще задолго до своего появления», Достоевский с любовью вспоминает о Белинском — критике «Б» — и о том приеме, который встретили у него «Бедные люди».

 

В рассуждениях различных героев «Униженных и оскорбленных» о романе Вани иногда в мягкой, иногда в более язвительной форме пародируются отзывы реакционной критики о «Бедных людях». При этом Достоевский подчеркивает, что он продолжает сохранять верность демократическому, социально-гуманистическому направлению своего первого романа.

Главный отрицательный персонаж в романе – князь Валковский. Образ князя Валковского выступает в романе в двойственном, противоречивом освещении. Объективно в образе князя Валковского отражены рост хищничества, моральное вырождение верхушки господствующего класса. Князь Валковский, потомок богатого аристократического рода, по своим жизненным навыкам и вкусам близок к худшим элементам уголовно-преступного мира.

Философия князя — философия беззастенчивого циника, не признающего ничего, кроме угождения своим самым разнузданным прихотям, и готового на всё, чтобы достичь своих целей. «Он производил на меня впечатление какого-то гада, какого-то огромного паука, которого мне ужасно хотелось раздавить», — с отвращением говорит о нем рассказчик.

 

Но князь Валковский воплощает в глазах писателя не только наклонности и вкусы вырождающейся дворянско-аристократической среды. Изображая рост социальных противоречий, распад старых сословных форм жизни и морали, разложение семьи, вызываемые развитием капитализма, Достоевский подходит к наблюдаемым им явлениям не с общественно-исторической, а с внеисторической, отвлеченно-моральной, «общечеловеческой» точки зрения. Отсюда и то двойственное освещение, в котором предстает в романе образ князя. «...всматриваясь в изображение этого характера, — писал о князе Добролюбов, — вы найдете с любовью обрисованное сплошное безобразие, собрание злодейских и цинических черт, но вы не найдете тут человеческого лица...».

Князь выступает в романе как носитель не только социального, но и «общечеловеческого» зла, как выразитель тех темных и разрушительных эгоистических сил, которые, по Достоевскому, скрыты на дне души каждого человека и ведут там борьбу с его лучшими, идеальными стремлениями. Поэтому, слушая исповедь князя и остро ненавидя его, Иван Петрович в то же время не может отделаться от чувства болезненного любопытства. Взгляд Достоевского на князя как на персонификацию отвлеченного «общечеловеческого» зла вносит в этот образ романтические, «демонические» черты, лишающие его реалистической типичности, придает ему временами мелодраматический оттенок.

Начиная с «Униженных и оскорбленных», Достоевский делает тему нравственного распада личности, общества, семьи, вызываемого капиталистическим развитием, главной трагической темой всех своих произведений.

 

Записки из мертвого дома»

 

Самым выдающимся произведением Достоевского начала 60-х годов являются «Записки из мертвого дома». Несмотря на противоречия идейной позиции писателя, эта книга принадлежит к числу замечательных произведений русской литературы начала 60-х годов, отразивших подъем прогрессивной общественной мысли в эпоху падения крепостного права.

Достоевский работал над «Записками из мертвого дома» несколько лет. Судя по воспоминаниям тюремного врача, первые наброски для будущей книги были сделаны им еще на каторге. В Сибири Достоевский занес в свою записную книжку множество характерных выражений, пословиц и поговорок (услышанных им из уст арестантов и солдат), которыми он воспользовался при работе над «Записками».

Многие основные темы и отдельные картины будущих «Записок» намечены уже в письме к старшему брату от 22 февраля 1854 года, первом присланном из Омска после окончания срока каторги. Однако к систематической работе над «Записками из мертвого дома» Достоевский приступил лишь в 1859 году, а в печати начало их появилось в сентябре 1860 года. Печатание «Записок» было закончено в декабре 1862 года, когда во «Времени» появилась VIII глава второй части, посвященная жизни политических заключенных, первоначально запрещенная цензурой. Длительность работы над «Записками» и перерывы в печатании отдельных глав объясняются цензурными затруднениями, с которыми должен был считаться Достоевский как бывший политический ссыльный.

 

«Записки из мертвого дома» были первой книгой, посвященной описанию царской каторги. С этим связано очень большое историческое значение книги. По определению Н. В. Шелгунова, «Записки из мертвого дома» познакомили общество с судьбой целой категории несчастных людей», показали впервые «один из уголков русской жизни».

Большое общественное значение «Записок» было отмечено Д. И. Писаревым и А. И. Герценом, сравнившим «Записки» по силе производимого впечатления с «Адом» Данте и фресками «Страшного суда» Микеланджело. Герцен назвал «Записки из мертвого дома» «страшной книгой», «которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как известная надпись Данте над входом в ад...».

В отличие от осужденных на каторжные работы декабристов, которые были направлены в одну тюрьму и подчинены специальной администрации, петрашевцы были разосланы по разным крепостям и арестантским ротам и подчинены местной общеуголовной администрации. Таким образом, они, по замыслу царского правительства, должны были быть разобщенными, лишенными возможности взаимной поддержки и вместе с тем должны были оказаться на каторге в тех же тяжелых условиях, в которых находилась вся масса арестантов.

 

Это сделало более трудным для Достоевского время пребывания на каторге, но вместе с тем близко столкнуло его с крепостной и солдатской массой и дало возможность узнать на собственном опыте невыносимую жестокость порядков дореформенной каторги, грубость и произвол тюремной администрации.

«Записки из мертвого дома» написаны от лица Александра Петровича Горянчикова, осужденного на каторгу за уголовное преступление — убийство жены. О преступлении Горянчикова и о нем самом рассказывается во «Введении» к «Запискам».

Однако введение это было написано Достоевским лишь с целью удовлетворить требованиям цензуры. Предпослав его тексту «Записок», Достоевский впоследствии совершенно не считался с ним. Уже во второй главе читатель узнает, что герой был сослан на каторгу не за уголовное, а за политическое преступление, об этом же многократно говорится в ходе дальнейшего рассказа.

Достоевский упоминает в «Записках» о своей встрече в Сибири с декабристами и о благотворном влиянии декабристов на нравы сибирской администрации, сочувственно рассказывает о польских революционерах-эмигрантах, с которыми он встретился на каторге, вводит в рассказ ряд индивидуальных биографических штрихов (встреча с «давнишними школьными товарищами» — военными, евангелие, подаренное в Тобольске женами декабристов, жадное чтение книг в последние годы каторги и др.).

 

Всё это заставляло современников воспринимать «Записки из мертвого дома» не только как волнующий рассказ о страданиях народа, об ужасах и несправедливости царской каторги, но и как книгу о тяжелой судьбе политических ссыльных, об испытаниях, выпавших на долю одного из деятелей русского освободительного движения. Это способствовало успеху, который имели «Записки» у передовой демократической части русского общества начала 60-х годов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.