Местночтимые иконы Богоматери в Волынской епархии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Местночтимые иконы Богоматери в Волынской епархии

2022-10-04 23
Местночтимые иконы Богоматери в Волынской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В день 1 октября в Волынской епархии совершаются «отпусты» или празднества в честь следующих чтимых местным населением «Благодатных» икон Богоматери:

В местечке Чудкове Житомирского уезда, в Петропавловской церкви. Эта икона Богоматери принесена сюда из францисканского костела. На ней Богоматерь изображена вместе с Предвечным Младенцем и Иосифом Обручником. В честь этого образа отпусты совершаются еще 29 июня.

«Благодатная» икона Богородицы находится еще и в Воскресенской церкви села Журжевичи Овручского уезда. Отпусты в честь нее совершаются еще в праздник Вознесения Господня.

Село Ромашковщина Дубенского уезда в своей Успенской церкви также имеет местночтимую икону Богоматери. Отпусты этому образу совершаются во все праздничные дни, начиная со дня 29 июня и кончая 1 октября.

Наконец, существует «Благодатный» образ Богородицы и в селе Малая Родогоща Острожского уезда. Икона Богоматери помещается здесь в Покровском приходском храме. Кроме дня Покрова Пресвятой Богородицы, отпусты в честь этого образа совершаются еще и во дни праздников Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.

Явление Богоматери прп. Роману Сладкопевцу.

Св. Роман жил в V веке, и при Константинопольском патриархе св. Евфимии был пономарем при храме св. Софии в Царьграде. Хотя он был и неграмотным человеком, но патриарх все же назначил ему жалованье, одинаковое с тем, какое получали другие клирики. Последние, вознегодовав на это, стали наносить святому различные поругания. Скоро они получили от Господа вразумление.

Однажды в навечерие праздника Рождества Христова Роман расставлял светильники в церкви. Бывшие при этом клирики схватили святого и, поставив его на амвон, с насмешками предложили ему пропеть некоторые песнопения, говоря, что он получает равную с ними часть доходов. Подвергшийся такому оскорблению неграмотный Роман горько заплакал. Унижение его было тем более чувствительно, что в храме в это время присутствовали царь и множество народа. Когда окончилось богослужение, униженный Роман пал перед образом Богоматери и со слезами излил перед Небесной Заступницей свою печаль. Придя домой после молитвы, он заснул глубоким сном. От печали он даже не принял пищи в тот день. И вот во сне перед Романом предстала Богоматерь, державшая в руке малый книжный свиток. При этом Она сказала тихо святому:

— Открой уста.

Роман исполнил повеление. Пречистая Дева, вложив хартию в уста, повелела святому съесть ее. Роман съел свиток и тотчас же пробудился. Исполнившись неземной радости, он почувствовал, что ему понятно стало книжное писание. С великой молитвой просветленный Роман склонился перед дивной Помощницей, благодаря Ее за свое чудесное научение.

Когда наступило время всенощного бдения, обрадованный Роман с веселием пошел в храм. Настал час пения праздничного кондака. И вот все клирики и народ были поражены дивным явлением: скромный и неграмотный Роман бодро выступил на амвон, как то полагалось по обычаю, и сладкозвучным голосом воспел им же составленный кондак: «Дева днесь Пресущественного рождает».

Изумился и сам патриарх. По окончании службы он спросил Романа, откуда у него явилась такая премудрость. Роман не стал таиться и всенародно поведал о последовавшем ему откровении и помощи Богоматери.

Тогда клирики с плачем пали к ногам святого, умоляя его простить им их нападки и поругание. Патриарх после этого рукоположил св. Романа во дьякона. С этого же времени из уст святого, подобно рекам, напояющим вселенную, потекли дивные песнопения, услаждавшие молящихся и доныне радующие душу всякого верующего христианина. Всю дальнейшую жизнь свою он посвятил составлению более тысячи кондаков на Богородичные и Господские праздники и на дни памяти святых.

Октября

Трубчевская икона

Находится она в Пензенской епархии, в Троицком Скаковом монастыре. Празднование 3 октября установлено ей по случаю освящения в этот день созданного во имя нее храма. Наименование свое получила эта икона по месту своего происхождения. Надпись на ней гласит, что живописцем этого образа был священник из города Тубчевска Орловской губернии, по имени Евфимий.

Октября

«О, всепетая Мати»

Об этом образе Богоматери не имеется никаких строго проверенных и вполне достоверных сведений.

Октября

Красностокская икона

В северной части Гродненской губернии, в Сокольском уезде, на вершине одного из холмов расположена женская Красностокская обитель. В величественном каменном храме этой обители находится ее главная святыня — образ Божией Матери. Устроена эта икона в виде складня и относится ко временам царя Алексея Михайловича.

Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.

В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник. Ныне и сама подлинная икона изнесена из алтаря.

Особенное стечение богомольцев наблюдается в Красностокской обители в праздник Пятидесятницы.

«Умиление» Псково-Печерская

Эта икона Богоматери известна с 1524 года. Находится она в Псково-Печерском монастыре, в 43 верстах от Пскова, и прославилась вместе с иконой Уснения в 1581 году, во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием.

Празднество этому образу в день 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года, по разрешению Св. Синода, 2 сентября с этим образом совершается крестный ход из Печерского монастыря в Ригу и возвращается оттуда 30 сентября. Празднование иконе Богоматери «Умиление» совершается еще и в 7 неделю по Пасхе.

Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. Таких икон много, и празднества им совершаются в различные дни: 9 октября, 19 марта, 28 мая, 8 и 17 июня.

«Знамение» Мирожская.

Сведения об этом образе помещены под 27 сентября.

Октября

Корсунская икона

Предание говорит, что Корсунская Ефесская икона Богоматери написана была евангелистом Лукой и в 988 году князем Владимиром принесена из Корсуня в Киев. Отсюда образ был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где он и находится в настоящее время в Успенском соборе, за престолом.

Есть и другое предание, которое гласит, что икона эта принесена в Россию в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, в монашестве Евфросинией.

Княжна эта отличалась высокой подвижнической жизнью. В Полоцке она основала женскую обитель и в ней построила каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелал украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Икону эту княжна решилась приобрести через посредство родственного полоцким князьям греческого царствовавшего тогда дома Комнинов.

Евфросиния послала к императору Мануилу Комнину (1143—1169 гг.) и патриарху Луке Хрисовергу (1156—1169 гг.) своего слугу Михаила с богатыми дарами. Император и патриарх исполнили благочестивое желание Евфросинии и вручили Михаилу икону Богородицы, бывшую тогда в Ефесе.

Евфросиния с радостью приняла дар. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери.

Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери.

В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Тороцце. Княжна эта взяла с собой из Полоцка Ефесскую икону Богоматери и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Под именем Корсунской эта икона находится здесь и доныне и почитается чудотворной. Помещается она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различаются легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находится изображение св. Николая Чудотворца.

Корсунская в Изборске

Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам.

На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, что-бы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения. Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной жемчугом; на ней сделана следующая надпись: «Возобновлена Александром и Настасьей Каменногородскими 1833 года июля 5 д.». Исторические сведения об этой Корсунской иконе Божией Матери начинаются со второй половины XVII столетия. В одной сохранившейся рукописи говорится следующее:

«Благослови, отче, прочести. Бысть убо сие великое и преславное чудо Богоматере, еже пречистою и Честною и поклоняемою Ея иконою содеяся в лето 7165 (1657). Во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша. Вне же града Изборска, на посаде, тогда живущии христиане такоже боящеся нашествия поганых, принесоша имения своя во град Изборск. Бе же некая вдовица, именем Евдокия, туто же на посаде живяше, у нея же в дому бе пядничная икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Ея, Господем нашим Иисусом Христом. Тогда же та вдовица, такоже боящися нашествия поганых, вземши честную ону икону, принесе ю во град Избореск и постави ю в клети своей. По сем же, того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий), егда поидоша священный собор со святыми иконами и с честными кресты вне града во обитель св. Николая в городищской, тогда же у тоя вдовицы стояше та чудотворная икона Пресвятыя Богородицы в клети ея; в то же время та вдовица, вжегши, постави свещу пред тою иконою и нача молитися и со дщерию своею, именем Фотиниею, и абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща. По сем же та вдовица поведа некоему человеку клирику, именем Симеону; он же, взем честную ону икону, принесе ю в соборную церковь св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Того же месяца в 24 день освященный собор и воевода свидетельствоваше о сем преславном чудеси в соборной церкви и видеша слезные потоки от обою очию от образа Пречистыя Госпожи Божия Матере, а от левого ока слезный поток протече и ста на Предвечном Младенце, Господе нашем Иисусе Христе. Священный же собор и воевода советоваше о том чудеси и возвестиша писанием во граде Пскове великому господину, преосвященному Макарию архиепископу. Он же повеле пред тою иконою четыредесять дний по вся дни молебная пети. Тогда же молитвами Пресвятыя Богородицы град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых. По сем же того же лета, В пост святых апостол, по повелению архиепископа Макария принесена бысть иереем та чудотворная икона Пречистыя Божия Матере во град Псков, во святую соборную церковь Св. Троицы, и пребысть та икона во граде Пскове две седмицы, и украшена благочинне окладом; и паки принесена бысть во град Избореск и поставлена в соборной церкви св. Николая, яко да убо весь град честь ей и поклонение невозбранно воздает и благодарение. По сем же время преиде не мало, егда преходящу шестому на десять лету, от нем же бысть чудо сие Пресвятыя Богородицы, дойде в слух о том предивном чудеси великому Арсению архиепископу; он же великий господин, желая всегда милости Пресвятыя Богородицы и заступления Ея роду христианскому, повелел в том граде Избореске по вся лета праздновати праздник Пресвятыя Богородицы честнаго Ея знамения месяца марта в 22 день: на память св. священномученика Василия, пресвитера анкирския церкви. От толе же уставися сие творити; на воспоминание толикого предивного чуда всенощный содеваем праздник, благодарственныя песни приносяще Матери Божией; празднуем и пред литургиею, пев молебная. И освящают воду, и паки с молебным же пением и со благовонным каждением, вземше чудотворную ону икону Пречистыя Богоматере и священную воду и обходяще по стене града благочиние и освящающе его на всяко лето обхождением и паки возвращшеся в соборную церковь святого Николая, поставляют честную ону икону Божия Матери в той же церкви множеству благочестивым приходящим на видение и поклонение; и тако того дне и прочее церковнаго пения праздник совершают даже и до отпуста в память убо прочим родом».

От древнего Изборска, служившего прежде местом княжеской резиденции брата Рюрикова Трувора, сохранилось лишь одно воспоминание, что он существовал на версту к северу, там, где ныне находится кладбище с церковью святителя Николая. Это место теперь носит название «городища». Современный же Изборск возник позднее — в половине XIV века, но и он потерял свою прежнюю славу и ныне похож больше на село, чем на пригород.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.