Икона «Умиление» в Новгороде — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Икона «Умиление» в Новгороде

2022-10-04 29
Икона «Умиление» в Новгороде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Икона Божией Матери, известная под таким наименованием, находится в Новгороде, в Троицкой церкви, что в Земской слободе. Прославление ее совершилось 8 июля 1337 года. В этот день церковный сторож Троицкой церкви услышал вдруг необычайный шум внутри нее. Желая узнать причину этого странного явления, он вошел в церковь и остолбенел от изумления и ужаса: икона Божией Матери, находившаяся во втором ярусе иконостаса над северными дверями, невидимой силой была поставлена на воздухе, и из очей Богоматери истекали слезы. «О, велие чудо! — восклицает по этому поводу летописец, — како из суха древа слезам быти? Но се ведомо есть, яко Бог прославляет Свою Матерь и молитву Ея приемлет, и град спасает». Об этом чуде немедленно был уведомлен архиепископ Новгородский Алексий, который с крестным ходом и в сопровождении множества народа прибыл в Троицкий храм, на место чудесного явления. Он принял икону на свои руки и поставил ее в особо устроенном киоте. Тогда же в память этого чуда постановлено было ежегодно праздновать иконе «Умиление» 8 июля. Рукописная церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы.

В том же 1337 году в Новгороде открылось моровое поветрие. Народ обратился с молитвой о помощи и заступлении к Царице Небесной перед Ее чудотворной иконой, и поветрие прекратилось. В благодарность за это чудесное покровительство Богоматери архиепископ Василий в 1352 году установил ежегодно совершать крестный ход из Софийского собора в Троицкую церковь.

Летом 1366 года в Троицкой церкви случился пожар. Церковь вся была охвачена пламенем, но перед изумленными взорами собравшегося народа над пылающей церковью, стоящей на воздухе, предстала чудотворная икона. Извещенный об этом новом чудесном знамении архиепископ Алексий прибыл с крестным ходом на место пожара и начал молебствие. Тогда икона сама спустилась со своей высоты на руки архиепископа, и пожар немедленно прекратился. Только как бы в воспоминание о совершившемся чуде и в удостоверение потомству задняя часть доски св. иконы обгорела на четверть аршина.

В 1497 году великий князь Иоанн III взял эту икону из Новгорода в Москву. В 1508 году Богоматерь явилась во сне княгине Марии и повелела ей возвратить Ее чудотворный образ в Новгород. Икона «Умиление» была возвращена и поставлена на прежнее место в Троицкую церковь, где находится и поныне.

Колочская икона

Колочская икона Божией Матери явилась на берегах реки Колочи, близ селения того же имени, в 15 верстах от города Можайска, в 1413 году, в правление князя московского Василия Дмитриевича.

Тот, кому первому благоволила Богоматерь явить свой чудотворный образ, был бедный крестьянин, по имени Лука. Проходя по лесу, он вдруг увидел стоящую на дереве икону Божией Матери. Лука снял ее и поставил на дереве возле своей нивы. Во время его отсутствия какой-то нищий увидел здесь эту икону и взял ее себе. Лука, узнав об этом, отыскал нищего, возвратил себе икону и принес домой. В доме в это время лежал больной, с давних пор страдавший расслаблением всего тела. Когда этот больной выслушал рассказ Луки об иконе, то попросил поднести ее к себе. Благоговейно облобызав образ, больной с верой приложил его к своему челу, глазам и устам и тотчас же получил совершенное исцеление, как будто никогда и не был болен. Слух о совершившемся чуде быстро распространился по окрестным селениям, и жители во множестве стали собираться к св. иконе и приносить с собой различных больных.

Икона Богоматери, прославленная множеством чудес, не должна была долее оставаться в бедном селении. Поэтому Лука отправился с ней в Можайск. Жители Можайска, уже знавшие о чудотворном образе, явившемся в Колоче, услыхав о ее приближении к своему городу, устроили во главе с своим князем Андреем Дмитриевичем и боярами торжественную встречу. Во время пребывания св. иконы в Можайске от нее совершилось много чудес. Из Можайска Лука отправился с иконой в Москву, где она также торжественно была встречена митрополитом Фотием, духовенством, боярами и народом. Повинуясь тайному внушению свыше, Лука стал обходить со святой иконой многие другие города, и везде она распространяла вокруг себя сияние непрестанных чудес и благодатных исцелений: слепые получали прозрение, хромые начинали ходить, расслабленные вставали, немым возвращалась способность говорить, глухим — слышать и одержимые всякими иными болезнями исцелялись по любвеобильной милости Царицы Небесной. Исцеленные, побуждаемые чувством благодарности к Богоматери за Ее бесчисленные благодеяния, давали Луке щедрые пожертвования, так что тот собрал вскоре великое богатство. Возвратившись в Колоч, Лука на собранные им пожертвования построил в своем селении церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и поставил в ней чудотворную икону.

Но богатство, дави Луке возможность совершить святое дело построения храма для чудотворной иконы, в то же время и соблазнило его: он, кроме храма, построил себе роскошные хоромы, окружил себя множеством рабов и рабынь и начал проводить время в пиршествах, удовольствиях и забавах. Вместе с тем он сделался гордым и высокомерным и даже заносчивым по отношению к самому можайскому князю Андрею Дмитриевичу. На охоте, например, он бил ловчих князя и отнимал у них княжеских соколов. Князь терпеливо сносил эти обиды, памятуя, что Сама Пречистая Богоматерь удостоила Луку явлением Своего чудотворного образа.

Скоро Лука был вразумлен свыше и направлен снова на путь истины. Однажды на охоте ловчие князя Андрея поймали медведя и повезли его в город к князю. Лука, увидев проезжавших мимо его дома ловчих, остановил их и приказал выпустить медведя к себе на двор. Зверь, очутившись на свободе, тотчас же с яростью бросился на Луку и подмял его под себя. Ловчие едва спасли его, всего израненного.

Князь, услышав об этом несчастьи с Лукой, увидел здесь кару Божию. Он тотчас, забыв все свои обиды, приехал к больному и обратился к нему со словами увещания.

— Божия Матерь прославила тебя явлением Своего чудотворного образа, — говорил князь Луке, — а ты обратился к суете, предался праздной и гибельной жизни. И вот неожиданно разразилось над тобой страшное несчастье, которое показывает тебе с непререкаемой ясностью, как ненадежно и гибельно уповать на богатство, а не на Бога. Вразумись и покайся!

Несчастье, едва не погубившее саму жизнь, и сильные слова князя произвели в душе Луки совершенный переворот: он со слезами стал каяться в грехах своей прежней жизни и тут же умолял князя употребить все его богатство на дело, угодное Богоматери и полезное для спасения его души. С согласия Луки князь построил на его средства монастырь Пречистой Богоматери на месте, где стояла церковь, созданная Лукой, и назвал его Колочским. Раскаявшийся Лука постригся в иноки в этом монастыре и провел в нем остальную жизнь свою в непрестанных слезах покаяния.

Чудотворная икона Колочская и поныне находится в этом монастыре. Икона имеет еще две створки: на одной из них помещен образ св. пророка Илии, а на другой — св. Николая Чудотворца. Колочская икона пользуется большим почитанием народа и в летнее время носится по соседним городам и селениям.

В Московском Успенском соборе есть список с Колочской иконы Богоматери. Он помещен в Петропавловском приделе, по левую сторону от царских врат, в серебряной вызолоченной ризе с надписью: «Лета 7197 (1689), июня, в 23 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

Коложская икона

Коложская икона Божией Матери находится в г. Гродно, в мужском Борисоглебском монастыре. Название свое она получила от Коложской церкви свв. Бориса и Глеба, построенной в первой половине XII века, в предместьи Гродно, называвшемся Коложью. В этой церкви сначала находилась икона Богоматери, известная под именем Коложской. В 1853 году древняя Борисоглебская церковь в Коложе обрушилась наполовину в реку Неман, и теперь на высоком берегу этой реки сохранились одни только развалины этого древнего памятника православия. Икона Богоматери Коложская была перенесена в мужской Борисоглебский монастырь, где пребывает и доныне.

Написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена к XVII веку. Коложская икона с древних времен ознаменовала себя многими чудесами, и до сих пор толпы верующих притекают во множестве со всех сторон на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы и по вере своей получают великие знамения Ее милосердия.

Июля

Кипрская икона

Сведения об иконе Богоматери, именуемой Кипрской, а также и о ее списках, именно: Полыньковой, Ястребской, Ножевой и Чистительной, помещены под 20 числом месяца апреля.

Июля

Коневская икона

Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова.

Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих.

И вот, сопутствуемый иконой Богоматери, Арсений в 1393 г. возвратился в Россию и пришел в свой родной город Новгород. Явившись к архиепископу Новгородскому Иоанну, он испросил у него благословение на создание обители в пределах новгородских. «Благословение от него (архиепископа) прият, — говорит жизнеописатель преподобного Арсения, — отьиде на Невоозеро, в Коневский остров, и вселися ту и со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель» (память прп. Арсения 12 июня). Так, из Новгорода по реке Волхову Арсений направился в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину, Нево-озеро, и здесь, обойдя много островов, остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца.

Усердно помолившись Господу, чтобы Он благословил избранное место для создания новой обители, преподобный Арсений водрузил здесь крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения скоро привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возникла обитель.

Чудесная помощь Богоматери Арсению была явлена при самом же начале поселения его на острове. Преподобный от одного рыбака узнал, что на северозападной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями, думающими, что в этом камне живут какие-то таинственные духи. Ежегодно весной Лрибрежные жители переправляют на этот остров свой скот для прокормления и оставляют его здесь пастись целое лето без пастуха. Осенью же, когда стада переправлялись обратно домой, жители оставляли здесь на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну его нигде по всему острову не находили; это показывало, что жертва принята духами — покровителями острова. «И доселе, — говорил рыбак, — духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей». Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богоматери отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание прибавляет, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которая потому и доселе сохраняет название «Чортовой Лахты». Этот знаменитый камень, который местные жители называют «Конь-камень», сохраняется доныне. Он находится недалеко от монастыря: по внешнему виду он напоминает фигуру треугольника и в окружности имеет 12 слишком саженей, а в вышину до 7 аршин.

При жизни преподобного Арсения Богоматерь не переставала оказывать созданной им обители свою помощь и покровительство. В монастырские записи занесен следующий случай.

Преподобный Арсений после устроения им Коневской обители вторично предпринял путешествие на Афон. Во время его отсутствия случился в обители недостаток в жизненных припасах. Малодушные из братии начали роптать и побуждали всех разойтись из обители. Братия пришли в крайнее смущение и не знали, что предпринять, чтобы обеспечить существование и мирное течение жизни новосозданной обители. Тогда один благочестивый инок, по имени Иоаким, скорбя об этом неустройстве, отправился на соседнюю гору и здесь обратился с горячей молитвой к Богоматери, прося Ее прийти на помощь колеблющейся обители. Утомленный продолжительной и напряженной молитвой, благочестивый старец уснул, и вот во сне окруженная небесной славой явилась ему Богоматерь и кротким, любвеобильным голосом сказала ему:

— Старец! Не скорби, но иди к братии и скажи им, чтобы они не расходились из обители, ибо Арсений скоро возвратится со всем необходимым.

Обрадованный этим чудесным видением Иоаким поспешил успокоить братию. И действительно, слова Богоматери в точности сбылись. На следующий же день Арсений возвратился в свою обитель, везя с собой в двух больших лодках все необходимое для пропитания братии.

Преподобный Арсений удостоился блаженной кончины 12 июня 1444 года.

После своей кончины он в сонном видении явился одному слепцу и велел ему идти в Коневский монастырь на поклонение чудотворной иконе Богоматери, предсказывая, что он там получит исцеление. Слепец исполнил повеление преподобного Арсения: прийдя в Коневскую обитель, он здесь, перед образом Богоматери, во время пения «Достойно есть», получил исцеление от своей слепоты.

В 1573 году Коневская обитель чудесным заступлением Богоматери была спасена от нашествия шведов. Опустошая Карелию, шведы хотели разграбить и Коневский монастырь, но поднявшийся вдруг сильный ветер взломал весь лед вокруг острова и тем помешал им исполнить свое злостное намерение.

Некто Афанасий, находясь в плену у шведов, увидел в доме икону Спасителя и стал горячо молиться перед ней о возвращении на родину. Во сне он получил повеление:

— Если хочешь уйти из плена, — говорил таинственный голос, — возьми этот образ и снеси его в Коневец.

Афанасий послушался, взял икону, и ему вместе с другим товарищем удалось бежать из плена. Они нашли у берега небольшое судно и, проплыв на нем некоторое время, оба от утомления заснули. Во сне Афанасию вдруг представился старец (Арсений Коневский) и сказал ему: — Встань, посмотри на море: там плывет змей.

Тот же самый сон в это же время видел и спутник Афанасия. Они оба разом проснулись и увидели вдали шведское судно, шедшее прямо на них. Беглецы, не теряя времени, схватились за весла и поспешили скрыться от преследования. Икона Спасителя была принесена ими в Коневский монастырь. Впоследствии неизвестно кем она была перенесена отсюда в Осташковский Знаменский Девичий монастырь.

В 1577 году снова разгорелась война со шведами. Опасаясь нападения неприятелей, настоятель и братия Коневской обители должны были оставить свой монастырь и переселиться на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. На этот раз запустение Коневской обители продолжалось недолго: через 16 лет братия снова возвратилась в свою обитель.

После нашествия шведов на Карелию в 1610 году братия принуждена была опять оставить Коневский монастырь, который был возобновлен только через полтораста лет, в 1766 году. Икона же Богоматери оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда, по благословению митрополита Новгородского Гавриила, дозволено было перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре оставлена была копия с этой иконы в серебряном окладе.

Прежде отправления чудотворной иконы в Коневец, строитель Варфоломей прибыл с ней в Петербург для устроения здесь серебропозлащенной ризы и пробыл в нем два месяца. В это время икона Богоматери явила много чудесных знамений. Возвращение иконы Богоматери в Коневскую обитель также сопровождалось многочисленными знамениями и чудесами. Так, некто Андрей Зиновьев был избавлен от беснования. Григорий Новосадов исцелился от расслабления, а боярыня Параскева получила исцеление от глазной болезни. Пресвятая Дева и доныне осеняет Своим благодатным покровом Коневскую обитель.

Чудотворный образ Коневский изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. На обратной стороне иконы помещен «Нерукотворенный образ Спаса». Особо чтимые списки этой иконы находятся в Москве, в Благовещенской церкви, что на Бережках, и в Воскресенской церкви города Торжка Тверской губернии.

Июля

Оковецкая Ржевская икона

Икона Божией Матери, известная под этим именем, «вилась в 1539 году при следующих обстоятельствах.

В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда (ныне Осташковского) Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочковским ворам украсть двух лошадей, а боярским — двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться этот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу реки Вырышни.

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырышенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо того увидели находящуюся на сосне икону. Они стали рассуждать между собой:

— Это — подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову.

Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности.

— Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслим на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон.

Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику:

— В самом деле, пойдемка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад.

Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам о всем, что слышали об иконе и кресте, который они видели в городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие прежде всего увидели прибитый на сосне железный крест длиной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее св. Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

Все эти чудесные знамения окончательно убедили Стефана и всех присутствующих, что они обрели действительно чудотворный образ. Поэтому в ту же ночь Стефан поехал в Оковецкий стан к тиуну Золотухину с подробным донесением о всем происшедшем, а на городище оставил сторожей. Он распорядился также вновь послать в Спасов Погост за священником. В городище прибыл священник Неклюд Остафьев и начал совершать молебствие с водоосвящением. От иконы Богоматери стали обильно изливаться чудеса. Одна слепая, не видевшая в продолжение 8 лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. Всего совершилось и было записано 27 случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону в продолжение одной недели — от Духова дня до заговенья перед Петровым постом.

Такое обилие чудес, а также горячие споры местных жителей о том, оставаться ли иконе на месте ее явления или нет, побудили инока Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям подробное донесение, или доклад, об обстоятельствах явления чудотворной иконы и о чудесах, совершенных ею. В Москве Стефан прежде всего явился к боярину Ивану Григорьевичу Морозову и представил ему свой доклад. Выслушав его внимательно, Морозов сказал с сомнением:

— Неужели правда все, что написано в твоем докладе? Если правда, то хорошо тебе будет; если же нет, то берегись, чернец! Впрочем, — прибавил Морозов, — это дело не мое, а святительское.

Поэтому он поручил своему сыну Симеону представить Стефана митрополиту Московскому. Митрополит, выслушав доклад Стефана, обратил на это событие серьезное внимание и для совещания по такому делу созвал совет из епископов Коломенского и Крутицкого и из архимандритов СпасоЯрославского Симоновского и Новоспасского. Стефана же митрополит оставил жить пока у себя и строго приказал ему не отлучаться никуда без его ведома. Между тем, пока Стефан путешествовал в Москву, в Вырышенском городище чудеса от иконы продолжали совершаться. Было составлено описание 150 исцелений, кроме тех случаев, какие записал Стефан. Священник города Ржева Григорий Онисифоров с некоторыми выборными от прихожан Оковецкой волости прибыл В Москву и представил это описание митрополиту. Митрополит, получив это новое, еще более сильное доказательство чудотворной силы явленной иконы, был так растроган, что прослезился. Вскоре он представил инока Стефана и священника Григория самому царю Ивану Васильевичу Грозному.

Царь и бояре долго расспрашивали их о всех обстоятельствах явления иконы и совершении исцелений и, наконец, решили для совершенной ясности и убедительности расследовать это дело на самом месте явления чудотворного образа. Для производства следствия были отправлены особые надежные лица: от царя был отправлен Феодор Палицын, а от митрополита — священник Благовещенского собора Григорий.

Посланные для расследования всех обстоятельств явления и прославления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. Дело в том, что в самый же день их прибытия получили исцеление 170 человек и в продолжение ночи еще 42 человека. Все это было таким поразительным знамением, которое совершилось на глазах самих же посланных следователей, что совершенно уничтожалось всякое сомнение в истинности чудотворной силы явленных на Вырышенском городище святынь. Поэтому посланные, не производя никакого расследования, описали только подробно все, что видели и слышали здесь, освятили воду и с донесением и святой водой от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева.

Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм во имя Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца, а на месте явления креста воздвигнуть другой храм во имя «Происхождения Честных Древ». Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях их поставить престолы новосоздаваемых церквей. На освящение церквей царь прислал из Москвы священника Василия Ярца и дьякона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами для этих церквей. Торжество освящения их было ознаменовано новыми чудесами. Во время утрени в день освящения двое больных глазами получили исцеление, и один исцелился от тяжкой болезни внутренностей. Кроме того, были исцелены еще княгиня Телятева, княгиня Мария Щетинина и княгиня Серебряная. Княгиня Мария Холмская в горячей молитве просила у Богоматери даровать ей страстно желаемого сына, и молитва ее была услышана: через год у нее родился сын.

Царь, много наслышавшись о чудесах, являемых чудотворной силой Вырышенских святынь — иконы и креста, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения из Вырышни в Москву игумена Новинскго митрополичьего монастыря Исаию и дьякона Афанасия Курицына. 26 декабря 1540 года священник Василий Ярец и дьякон Иван Жила вместе с посланными от царя игуменом Исаиею и дьяконом Афанасием подняли свв. икону и крест для перенесения их в Москву по приказу царя. Во время следования святынь по пути совершались чудеса. 9 января икона и крест были принесены в Москву. Царь и митрополит в сопровождении множества народа торжественно встретили их в Новинском монастыре. Митрополит сам взял икону, а новинский игумен Исаия — крест; обе святыни они внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с приделами во имя Честного Креста и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь тогда же была освящена, и в ней совершена была первая литургия. Отсюда икона и крест перенесены были в Успенский собор. «Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, — замечает по этому поводу современный повествователь, — но не так, как на том святом месте — на Вырышенском городище, где они явились».

Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего были отправлены обратно. Проводы были обставлены такой же торжественностью, как и встреча их. Царь, митрополит со всем собором и бесчисленные толпы народа провожали святыни из Успенского собора до новой церкви на Тверской улице. Через неделю после этого святыни принесены были в Вырышенское городище и здесь тотчас же ознаменовали себя новыми чудесами: 17 человек в тот же день получили исцеление, 4 — на другой день и 6 на следующей неделе «нам зрящим», т. е. на наших глазах, как сообщает составитель сказания о явлении Ржевских святынь.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

Имеются еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве Тверской губ.

Борколабовская икона

Такое название икона Божией Матери носит по месту своего нахождения, в Борколабовском женском монастыре Быховского уезда Могилевской губернии. Основание его относится к 1648 году. В главной церкви его и находится местночтимая чудотворная икона Богоматери.

В монастырском архиве сохраняется следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, — говорится в ней, — а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор эта икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, находящихся на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в Борколабовской обители. Празднование этой иконе, 11 июля, установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.

Шуйская Смоленская икона.

Сведения об этой иконе помещены под 2 числом месяца ноября.

Июля

Молдавская Афонская икона

Эта икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне в расстоянии одного часа ходьбы от лавры св. Афанасия.

В 1863 году игумен этого скита в сопровождении нескольких иноков отправился по монастырским делам в Молдавию. Прибыв в столицу Молдавии, город Яссы, афонские иноки решили заказать здесь икону Богоматери для своей обители и стали приискивать такого мастера, который не только хорошо знал бы свое искусство, но вместе с тем был бы и хорошей жизни и имел бы страх Божий, и был бы украшен христианским благочестием. Скоро им удалось приискать в Яссах одного такого преклонных уже лет живописца, по имени Георгия Николаева, с которым и условились, чтобы он писал нужную икону не иначе, как в посте, прежде вкушения всякой пищи и непременно сам, без участия и помощи других.

Старец, согласившись на эти условия, ревностно принялся за свою работу. Работа быстро подвигалась к концу: оставалось написать только лики Богоматери и Богомладенца. Но когда живописец приступил к исполнению этой последней части работы, то здесь его постигла неудача: несмотря на все его старания, написать лики правильно ему никак не удавалось. Огорченный старец рассказал о своей неудаче заказчикам-инокам и стал даже сомневаться в себе, не забыл ли он уж по старости свое искусство? Иноки утешали его и советовали ему обратиться с молитвой о помощи к самой Царице Небесной, в бедах наших скорой Помощнице.

Живописец усугубил свой пост и со слезами молился. В одно раннее утро после усиленного поста и усердной молитвы вошел он в свою рабочую комнату, чтобы докончить работу, причинившую ему столько горестей и беспокойства. Подойдя к начатой иконе и взглянув на нее, он вдруг остановился, как вкопанный, пораженный необычайным изумлением: с полотна иконы на него смотрели лики Богоматери и Младенца, написанные невидимой рукой и сияющие небесной красотой и художественной выразительностью. Труженика-живописца объял трепет: чем более он рассматривал эти самонаписавшиеся лики, тем яснее понимал, что здесь совершилось великое и непостижимое чудо Небесной Владычицы, услышавшей смиренные и горячие его молитвы. Объятый благоговейным трепетом, художник не посмел уже прикоснуться к этой иконе своей кистью, а только покрыл ее лаком.

Слух об этом чуде быстро распространился по всему городу, и множество народа стеклось в дом живописца, так что иноки афонские с великим трудом перенесли икону из дома живописца в свою квартиру. О происшедшем чудесном событии дали знать и в местную митрополию. Преосвященный Каллиник (Миклеску), исправлявший тогда должность митрополита, тщательно освидетельствовал икону и признал истинность совершившегося чуда. После этого перед иконой совершено было молебствие с водоосвящением, и только тогда народ был допущен к торжественному поклонению образу Богоматери, который с этого времени стал прославляться многими чудесными знамениями.

Один человек имел на глазах большие бельма и оттого ничего не видел. Его привели для поклонения иконе Богоматери и дали ему освященной воды, чтобы умыться и напиться. Часть ее он взял с собой в дом. Через три дня он получил совершенное прозрение, так что уже без помощи других пришел возблагодарить Богоматерь перед Ее чудотворной иконой за свое исцеление.

У одного знатного вельможи ребенок три дня лежал без всякого сознания и без движения, так что по одному только едва заметному дыханию можно было заключать, что жизнь еще слабой искрой теплится в дитяти. Отчаявшись спасти свое дитя от смерти путем обычных медицинских средств, отец обратился наконец с горячей молитвой о помощи перед иконой Богоматери, взял к себе в дом освященной воды, окропил ей умирающего ребенка и влил несколько капель в его уста. И чудо совершилось: готовое умереть дитя ожило и выздоровело.

Весьма много и других одержимых различными недугами больных получили здесь исцеление по молитве перед святой иконой Богоматери. Ввиду такого множества чудес, совершающихся благодатной силой Богоматери через Ее святую икону, на поклонение ей приходили не только православные христиане, но и раскольники, армяне, даже евреи, ибо был случай получения благодатной помощи одной еврейкой, что послужило поводом к принятию св. крещения ею и всем ее домом.

Возвращение афонских иноков из Ясс в свою обитель на Афон вместе со святой иконой сопровождалось также многими чудесами.

Когда иноки с иконой прибыли в город Бырлад, то народный учитель этого города пожелал принять св. икону к себе в дом и для этого прислал за ней экипаж. Иноки советовали ему лучше самому явиться на поклонение св. иконе, чем везти ее к себе в дом. Но учитель настоял на своем желании. Иноки решили исполнить его желание. Когда двое из них хотели поднять икону, то несмотря на все усилия не смогли сделать этого; только четверо могли поднять икону, притом с большими усилиями. Когда же поднесли икону к экипажу, чтобы поставить ее туда, то раздался сильный удар, испугавший всех: и людей, и лошадей. Оказалось, что треснул киот иконы. Тогда все поняли, что Богоматерь не благоволит на перенесение Ее иконы в дом учителя, и решено было оставить икону, не трогая ее для перенесения в дом учителя. И странное дело: на этот раз двое подняли и поставили икону с обычной легкостью.

Одной благочестивой женщине, жившей вне города Бырлад, было во сне видение, чтобы она отправилась в этот город на поклонение иконе. Когда она явилась в город, то наяву увидела ту самую икону, которая представилась ей в сонном видении.

Когда иноки были в Галаце, то здесь один живописец, увидев множество народа, стекающегося на поклонение иконе, стал глумиться над этим, убеждая людей не верить чудесности написания образа. Но когда он взглянул на икону Богоматери, то начертание Ее лика показалось ему в таком грозном виде, что он был поражен великим ужасом и сделался потом усердным почитателем чудесного образа. Ко времени прибытия иноков на святую Афонскую гору в их Молдавском скиту был один больной монах, в течение целых трех недель не употреблявший никакой пищи и даже не говоривший. Он так ослабел, что совершенно не двигался, и лишь по дыханию можно было удостовериться, что он еще жив. Когда иноки с иконой прибыли в скит, то больной как бы пробудился от глубокого сна и просил, чтобы отвели его поклониться св. иконе. Представ перед иконой, он обратился к Богоматери с такой мольбой: «Матерь Божия! Ты знаешь мое сердце и Тебе ведома моя судьба. Если мне будет на пользу, чтобы я еще пожил, то дай мне здоровье. Если же, избавившись от своей болезни, я не буду вести себя лучше, то пусть я умру: прекрати мою жизнь здесь, на земле, чтобы мне не страдать и не мучиться там, за гробом». После такой молитвы он возвратился к себе в келью, надел на себя чистое белье и полное монашеское облачение и попросил, чтобы его сподобили приобщиться Святых Христовых Таин. Он как бы ясно предчувствовал близость своей кончины. И, действительно, не прошло и часа после приобщения, как он мирно и тихо отошел ко Господу.

Были в этом скиту и еще случаи исцелений от иконы Богоматери. Так, монах Сергий исцелился от расслабления во всех членах и от глухоты, а один из мастеров, работавших в этом же скиту, подвергшийся мучению от нечистого <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.