Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-04 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Икона Божией Матери, известная под таким наименованием, явилась в 1350 году св. Авраамию, галичскому и чухломскому чудотворцу.
Преподобный Авраамий (скончался 20 июля 1375 года) был пострижен в монашество св. Сергием Радонежским и долгое время жил в его обители под его непосредственным руководством. За свою благочестивую и подвижническую жизнь он был здесь же удостоен посвящения в сан священника. Стремясь к строгим подвигам иноческого жития и желая подвизаться в тишине и вдали от мира, Авраамий просил преп. Сергия благословить его на пустынное жительство. Напутствуемый благословением преподобного Авраамий отправился искать себе пустынное место для жительства. По указанию Божию он пришел к Галичскому озеру и остановился на его пустынном берегу против города Галича в нынешней Костромской губернии. Дикая и пустынная местность с высокой горой, покрытой дремучим лесом, понравилась ищущему уединения иноку, и он обратился с горячей молитвой к Божией Матери, прося у Нее благословения для своей пустынной жизни.
— О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Богородице, Матерь Христа моего, Ходатаица, Заступница, Крепкая Помощница всего рода христианского, — так молился он, — буди и о мне грешном Ходатаицею и Молитвенницею к Сыну Своему и Богу нашему, да призрит на смирение мое. Его ради исшел я в пустыню сию. Тебя, Матерь сладкого мне Христа, предлагаю Молитвенницею о мне, ибо Ты — Спасение и Пристанище всем.
Совершив эту молитву, Авраамий пропел еще акафист Богоматери и затем присел немного отдохнуть. Вдруг он увидел на соседней с ним горе яркий свет и услышал выходящий оттуда голос:
— Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Божией Матери.
|
Пораженный и изумленный Авраамий повиновался: взойдя на гору, где сиял свет, он увидел на дереве икону Богоматери с Предвечным Младенцем. Икона сияла таким ослепительным светом, что преподобный, будучи не в состоянии вынести его, пал ниц на землю и долго так пролежал, плача от умиления и восторга. Затем вторично послышался голос:
— Авраамий! Встань и укрепись!
Когда он поднялся, света уже не было вокруг иконы. Инок стал со слезами молиться. В это время икона сдвинулась со своего места и сама сошла на руки преподобного. Плача от радости, Авраамий повторял с умилением евангельские слова: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа Моего ко мне».
Благоговейно приняв дивную икону и поставив ее на дереве, Авраамий обратился с молитвой к Господу: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, Иисусе Христе! Ты сподобил меня видеть икону Матери Твоея в пустыне сей и от нее озарил меня зарею неизреченного Твоего света». Взволнованный этим чудом, он всю ночь провел без сна, занимаясь неустанным воспеванием благодарственных песней в честь Богоматери.
Через некоторое время Авраамию пришла мысль: взять икону, идти с ней в другое место, туда, куда укажет Божия Матерь, направляющая путь его. Размышляя об этом, Авраамий заснул. Вдруг во сне он услышал голос от иконы:
— Авраамий! Пребудь на месте сем, и спасешься, и обитель воздвигнешь во упокоение мне. Я не оставлю тебя и учеников твоих, снабжая и соблюдая их во все дни живота твоего; и не только во время жизни твоей, но и по твоем к Богу отшествии Я неотступна буду от обителей твоих, покрывая их и даруя им всякое изобилие.
Голос умолк, и Авраамий пробудился. Возблагодарив Богоматерь за столь милостивое Ее обетование, Авраамий оставил свое намерение переходить в другое место.
Но все-таки через несколько дней Авраамий перешел на другую близлежащую гору, которая была просторнее и с источником, протекавшим тут же. Авраамий в простоте своего смиренного сердца помышлял, что этим переходом он не нарушил открытой ему в сонном видении воли Богоматери. На этой горе он отстроил часовню, в которую поставил икону Божией Матери. Пропев перед ней акафист, преподобный с наступлением ночи уснул. Утром, проснувшись, он вошел в часовню на обычное правило и, к своему ужасу и горю, не нашел здесь св. иконы. С великой скорбью и горестью обратился преподобный с молитвой к Богоматери.
|
— Почто оставила Ты меня, — горестно восклицал он, — куда ушла Ты? Я возвеселился об обретении Твоем и ничего не сделал перед Тобою, Владычице, и Ты оставила меня.
После этой молитвы Авраамий пошел на ту гору, где явилась ему икона Богоматери, и, к своей великой радости, нашел здесь на прежнем месте на дереве исчезнувшую столь таинственно от него святыню. Тогда Авраамий уразумел, что преступил повеление Богоматери, и каялся теперь перед Ней.
— Я согрешил пред Тобою, — говорил он со слезами, — ибо перенес Тебя с места, которое Ты избрала Сама.
Немедленно перенес он построенную им часовню на эту гору, избранную Самой Богоматерью, и окончательно поселился здесь.
Недолго старец жил в безмолвии и уединении. Скоро слух о нем и о чудотворной иконе дошел до галичского князя Дмитрия Феодоровича, который послал к Аврамию своих людей просить его прийти к нему вместе с иконой Богоматери. Сначала Авраамий отказался, но когда князь вторично произнес ту же просьбу, подвижник принужден был уступить. Переехав в лодке через Галичское озеро, он прибыл в город, неся с собой святую икону. У городских ворот его встретил собор городского духовенства и множество народа, а возле церкви Преображения сам князь с семейством. Князь принял святую икону, облобызал ее, сам внес в соборную церковь и поставил на почетном месте. Началось молебствие. Его совершал сам преподобный Авраамий в сослужении всего духовенства и соборного клира. Со всего города сюда были принесены различные больные; Авраамий окропил их святой водой, и когда они прикладывались к св. иконе, то получали исцеление. Авраамий рассказал князю о явлении чудотворной иконы и о данном обетовании Богоматери относительно монастыря. Князь умилился и пожертвовал большое имение на построение обители и вообще оказал живое содействие всему делу. Благодаря этому скоро была сооружена на указанном Богоматерью месте церковь во имя Успения и около нее основан монастырь. Он существует и поныне и носит название Галичской Городецкой Покровской пустыни. От этого названия монастыря и находящаяся в нем икона иногда называется Городецкою. Празднование ей совершается три раза в год: 28 мая, 20 июля и 15 августа.
|
Кроме Городецкой Покровской пустыни, преподобный Авраамий в разных местах основал еще несколько монастырей. Последний из основанных им монастырей был Чухломский, на берегу Чухломского озера, против города Чухломы. По имени этого монастыря и Авраамий получил название Чухломского. Поэтому и обретенная им икона Божией Матери Галичская называется еще и Чухломской.
Икона «Знамение» Абалацкая.
Сведения о ней помещены под 27 числом месяца ноября.
Июля
Вычегодская икона.
Об этой иконе сведений не имеется.
Июля
Почаевская икона.
Сведения о ней помещены под 8 числом месяца сентября.
Июля
Икона Одигитрия Смоленская
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери.
|
После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир
Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей мольбой к Божией Матери. Богоматерь услышала их моления и даровала городу спасение ради св. иконы Своей Одигитрии. Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, с намерением произвести внезапное нападение на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление объявить Меркурию:
— Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица.
Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Тот, надев воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос от иконы:
— Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа.
Со слезами пал ниц Меркурий перед св. иконой и, свято исполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами Меркурий мужественно отражал все их нападения, вспомоществуемый свыше молниеносными мужами и Светозарной Женой, величественный лик Которой приводил в ужас врагов. Перебив множество врагов, Меркурий наконец сам был поражен в голову и упал мертвым, кровью запечатлев свой геройский подвиг. Но Богоматерь не оставила труп его на поругание врагам. Тело его с честью погребли в соборной церкви, а в память его мужественного подвига воздвигли за Малаховскими воротами обелиск. Церковь причислила Меркурий к лику святых. Его железный шишак и туфли, бывшие на нем в день битвы с татарами, и доныне хранятся в Смоленском Богоявленском соборе. В память избавления Смоленска от нападения татар чудесным заступлением Богоматери и поныне 24 ноября празднуется всенощным бдением и благодарственным молебствием перед чудотворным образом Одигитрии. В начале XV века икона Одигитрии была принесена из Смоленска в Москву и поставлена в качестве весьма чтимой святыни «в кремлевской церкви Благовещения», т. е. в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена была эта икона в Москву, невозможно. По этому вопросу существует несколько известий. В «Русском Временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть еще одно известие, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.
|
В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного отпустить св. икону Одигитрии в Смоленск. Посоветовавшись с митрополитом Ионою и боярами, великий князь решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить с ними икону, предварительно сняв с нее копию, которая была потом поставлена в Благовещенском соборе, на том месте, где стояла Смоленская икона Одигитрии. Перед отправлением св. иконы из Москвы все собрались в церковь Благовещения. После литургии и молебна к Смоленской святыне в последний раз подошли приложиться митрополит, великий князь и княгиня с детьми Иоанном, Юрием и Борисом; младшего сына Андрея принесли на руках. Все с великим благоговением поклонились св. иконе. Великий князь с помощью митрополита Ионы вынул св. икону из киота и передал её епископу Мисаилу. Хотя смоленские послы и не просили отдать им и другие находящиеся здесь смоленские иконы, но они все были возвращены им самим князем. Митрополит Иона, взяв одну из этих икон, сказал, обращаясь к епископу Мисаилу: «О, епископ! Брат и сын! Оставь великому князю, княгине и детям их сию икону в воспоминание этого дня». Подозвав епископа Мисаила, он вместе с ним взял эту икону, благословил ею великого князя и его семью и передал ее князю, который со слезами радости благоговейно приложился к ней. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебствие перед св. иконой, отпустили ее в Смоленск.
В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска от Литвы основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где было последнее молебствие перед Смоленской иконой, и установил в этот монастырь ежегодный крестный ход 28 июля. Здесь же, в Новодевичьем монастыре, по повелению князя, был поставлен список со Смоленской иконы, находившийся прежде в Благовещенском соборе.
В 1666 году Смоленская икона Божией Матери была вторично в Москве. В это время ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена им же в Москву. В Москве она помещена была сначала в церкви св. Василия Неокесарийского, на Тверской-Ямской улице. Отсюда преосвященный
Августин с крестным ходом взял ее и поставил в Успенском соборе на поклонение народу. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед ней, взывая: «Матерь Божия, спаси нас»! В день Бородинской битвы, 26 августа, когда обычно праздновалось сретение Владимирской иконы Богоматери, преосвященный Августин вместе с Грузинскими епископами Ионою и Пафнутием в крестном ходе обносил Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен.
После Бородинской битвы в Москве, в Лефортовском дворце, лежали раненые и больные воины. 31 августа преосвященный Августин с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую, Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь, несомых священнослужителями. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль своих ран, они с радостным умилением и слезами смотрели на св. иконы. Тут же был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползли или тащились на костылях, чтобы облобызать св. иконы. Здесь св. иконы оставались до глубокой ночи. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была вынесена отсюда епископом Иринеем и отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны. Когда всякая опасность миновала, св. икона из Ярославля была снова возвращена в Смоленск, где находится и поныне в кафедральном соборе.
Икона эта изображает Богоматерь в половину роста, по пояс; правая Ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Цвет верхней одежды Богоматери — темно-кофейный, нижней — темно-синий; одежда же Младенца Иисуса темно-зеленая с прозолотью. На обратной стороне изображено Распятие с греческой надписью; внизу под ним вид Иерусалима. По поновлении живописи в Москве, в 1666 году, надпись эта написана неправильно и прибавлены предстоящие у Креста Богоматерь и Иоанн Богослов, которые прежде не были здесь изображены. Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так изменилась, что теперь трудно определить, из какого она дерева приготовлена. Она нагрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Длина иконы 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков.
Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православного русского люда. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30. В честь Смоленской Одигитрии ежегодно совершается всероссийское празднество 28 июля, которое особенной торжественностью отличается в Москве, где в этот день при громадном стечении народа бывает крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. В день этого праздника св. Церковь умиленно взывает к Богоматери: «Аще бы Ты не предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны». И действительно, от многих бедствий и опасностей внешних и внутренних в XV и XVI вв. избавил нас Господь молитвами Своей Пречистой и Преблагословенной Матери.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!