Казанские иконы Богоматери в Казани, Петербурге и Москве — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Казанские иконы Богоматери в Казани, Петербурге и Москве

2022-10-04 24
Казанские иконы Богоматери в Казани, Петербурге и Москве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Велико для верующей России значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в русских православных семьях беспримерным почитанием. Во имя этой иконы и для хранения ее воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. Большей частью этой именно иконой благословляют молодых к венцу, и, озаряемый в детских мирным сиянием неугасимой лампады кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей. В Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлевских стен, в двух десятках шагов от Иверской часовни, в виду возвышающегося на площади памятника, с которого Минин указывает Пожарскому на Кремль. Он стоит незыблемым воспоминанием милости Богоматери к Русской земле в одну из ужаснейших годин.

Казанский поход царя Ивана Васильевича Грозного походил на крестный ход. Казалось, целью было скорее привести ко Христу новое стадо, чем покорить новое царство московскому царю. Казань пала в день Покрова Богоматери. Взрыв стены и башен Казани раздался тогда, когда во время обедни в походной царской церкви дьякон возглашал прошение ектении:

«О еже покорити и пособити под нозе его всякого врага и супостата». Вступив на следующий день в Казань, царь немедленно заложил собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же царь определил место для построения и других храмов, а в следующем году была учреждена в Казани епархия и прислан первый Казанский епископ святой Гурий.

При ревностном распространителе света Христова епископе Гурии и его преемнике святителе Германе утверждение веры в Казани шло успешно, но потом магометанство оказало сильное сопротивление. В эту именно пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону.

В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечает летописец, — стала притчею и поруганием». Тогда Господь и явил милосердие Свое.

Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтоб они извлекли из недр земли Ее икону, причем Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребенка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от нее исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и отвела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла в полдень заступ и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона, и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не попорченный, точно икона была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли о том весть по всему городу. Когда узнали о событии городские власти, все собрались к дому стрельца; архиепископ Казанский с духовенством совершил к месту явления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем ее был священник Гермоген, впоследствии митрополит Казанский и затем патриарх всея Руси, погибший в смутное время за православие. Он и описал событие явления иконы. У Николы Тульского было совершено торжественное молебствие, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел Иосиф, который был слеп в продолжение трех лет. Затем в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последующие времена было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдающим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали царю в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Царь велел на месте явления строить женский монастырь для сорока инокинь и в нем хранить икону. Отроковица Матрона со своей матерью первыми приняли в новом монастыре пострижение. Кроме первоначальной церкви, была вскоре воздвигнута новая, каменная, с трапезой; на содержание обители было дано сто душ. В 1594 году был заложен и в следующем же освящен митрополитом Гермогеном новый обширный собор Успения Богоматери. Штат инокинь тогда же увеличен до 64 человек; принесены были обители богатые вклады утварью, иконами, ризами; образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Новые великолепные украшения возложены на икону императрицей Екатериной. При ней же решено построить взамен простоявшего двести лет и обветшавшего храма другой. Он заложен в 1798 году на отпущенные по повелению Екатерины 25 тысяч рублей и освящен в 1808 году.

Ум человека верующего невольно поражается одним обстоятельством. Явление Казанской иконы знаменовало собой торжество русских над магометанством. И все время, пока заветная святыня красовалась в Казани, мы считали себя с востока спокойными. В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев забрались в соборный храм Казанского монастыря и, ограбив его, унесли с собой и чудотворную Казанскую икону. Грабители найдены. Но икона пропала бесследно. И тогда-то постигли нас поражения на востоке. Относительно судьбы подлинной Казанской иконы существует два мнения.

Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве и перенесена сюда по благочестивому желанию царей, но без огласки, чтобы не огорчать казанских жителей. Русские цари любили сосредоточивать в Москве святыни всех мест. Мог также привести с собой эту икону из Казани Гермоген, при переходе на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург, говорят сторонники этого мнения, именно эта икона была в числе других святынь перенесена в новую столицу, следовательно, в Петербургском Казанском соборе находится подлинная Казанская икона. Другие утверждают, что подлинная Казанская икона находилась в ополчении Пожарского и, прибыв в Москву, осталась в построенном для нее Пожарским на Красной Площади соборе. Размеры этой иконы значительно меньше и пропавшей в Казани, и пребывающей в Петербурге.

Как бы то ни было, все три иконы явились великими источниками благодати Богоматери. Петербургская Казанская икона является заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стоят богомольцы, и многие деловые петербуржцы с живым религиозным чувством всякий день приходят на поклонение иконе, как бы при множестве занятий урывая минуту, чтоб зайти с приветом к Матери своей.

В Казанском соборе отдыхает мертвенным сном от бессмертного исторического подвига своего Кутузов. Когда в 1812 году, внимая гласу народа, требовавшему поставить его во главе русских армий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим, последний перед отъездом в армию заезжал молиться в Казанский собор. Народ выпряг лошадей из его кареты и взывал: «Прогони французов!» На Кутузова, отличавшегося всегда набожностью, после молебна была возложена Казанская икона. Богоматерь не отвергла возложенного на Нее старым полководцем упования, и фельдмаршал, окруженный незаходимой славой, вернулся во гробе на покой в тот же Казанский собор.

Есть и другая память от этого времени — литой из серебра великолепный иконостас. Серебро это отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквях добычи и принесено в дар Казанскому собору. Под чудотворной иконой золотыми буквами выделяется краткая, но выразительная подпись: «Усердное приношение Донского войска».

Что-то чудное веет под высочайшими сводами Казанского собора меж величественных гранитных столбов с прикрепленными к ним знаменами, символами былых побед. Как московская — Иверская, так и петербургская — Казанская икона стоит в средоточии шумной и бойкой столичной жизни. Там, за стенами — мир и его дела. А здесь — вечность, тихая, задумчивая вечность. Постояв хоть несколько минут в этой задумчивой тишине, уже чувствуешь, как дальше стал от житейского мира и ближе к миру вечных, непреходящих явлений. А там, перед иконой, теплятся свечи, зажженные со страстными мольбами, и от земли подымается к Богоматери зов: «Заступница усердная»…

Происхождение иконы в Московском Казанском соборе таково. Она была послана из Казани князю Пожарскому, шедшему на освобождение Москвы с дружинами северных городов. Русские бойцы усерд но молились Богоматери, прося помочь им выручить столицу. Поляки заперлись в Китай-городе, окружающем Кремль узким кольцом. В Кремле томился у поляков в плену греческий архиепископ Арсений. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что молитвами Богоматери царствующий град избавляется от врагов. Весть об этом явлении дошла до русских и одушевила их. 22 октября они выбили поляков из Китай-города, а затем поляки сами сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русской рати с заветными московскими святынями, а впереди русских дружин шла Казанская икона.

В память этого события и установлено 22 октября празднование Казанской иконе, — сперва в Москве, а с 1649 года — по всей России.

Казанская икона в Тобольске

В кафедральном соборе города Тобольска пребывает Казанская чудотворная икона, повесть о которой принадлежит к числу замечательнейших среди чудных повестей о делах Богоматери на земле.

8 июля 1661 года приходилось на воскресный день. За утреней в Знаменском Тобольском монастыре церковный дьяк Иоанникий читал сказание о явлении празднуемой в тот день Казанской иконы. Дойдя до того места, где повествуется, как сперва не веривший в явление иконы архиепископ Казанский уверовал и всенародно каялся в грехе отрицания, Иоанникий вдруг лишился чувств и упал вместе с аналоем. Его вынесли из церкви. Придя в себя, он потребовал духовника иеромонаха Макария и открыл ему следующее.

«21 июня я, вернувшись домой после утреннего пения, заснул и вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его митрополитом Филиппом. Явившийся святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводам и всему народу, чтобы во имя Богородицы достроили церковь на высоком месте, немного подалее от церкви трех святителей; построили бы в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее Казанскую икону Богоматери, ту самую, которая стояла в старой церкви Воздвижения Честного Креста Господня между царскими и северными дверями, а теперь стоит на паперти трех святителей, в чулане, лицом к стене; скажи, чтобы сему образу праздновали трижды в год: во вторник Светлой недели, 8 июля и октября 22-го с крестным ходом. Поелику Бог за грехи ваши во гневе Своем послал на град ваш великих мух и повелел изморить ваш скот и вас живых поясть за то, что вы не воссылаете молитв и псалмопения ко Господу и Богоматери, но сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух; это — зловоние и Богу, и людям. Но Владычица наша вместе со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога Нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой, повелел быть дождю, холодному ветру и мразу, дабы уморить тех больших мух». Я встал от сна, изумился, но не смел сказать никому. Немного дней спустя, когда я был один в своей келье и стал писать ирмосы: «Преукрашенная Божественной славой», ко мне пришел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя и угодника». После сих слов он исчез, а я от страха пал на землю. Востав после, я прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Еще через несколько дней, когда я спал в моей келье, святитель явился мне снова и сказал с гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Ради твоего небрежения гнев Божий грядет на град ваш: встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет городу вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в ином месте». Но и о сем третьем явлении я не сказал никому. 6 июля после вечернего пения я пришел в келью и лег спать, заснул легким сном и слышу в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: «Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего». Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан перед всем народом». Когда же я начал читать о явлении чудотворной Казанской иконы Богоматери, то увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; он прошел трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это, — и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит на паперти, лицом к стене; почему же ты не поведал о сем»? И он вознес руку свою, и, ударив меня, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока не совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю, и вот теперь повествую вам». Народ в страхе выслушал потом этот рассказ о явлениях. Все пошли с крестным ходом и найденной иконой на место, указанное Богоматерью для построения храма. В три дня устроили его, а на четвертый освятили. Все это время чтец Иоанникий был с опухшим лицом и в крайней слабости. После же освящения церкви оправился. До построения храма поля гибли от постоянных дождей, а после освящения его наступила ясная погода, и все оправилось.

Казанская Ярославская икона

Эта икона прославилась при следующих обстоятельствах. В 1588 году некий Герасим, страдавший болезнью правой руки, видел во сне Богоматерь и с той поры сильно желал иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы. Но во сне Богоматерь сказала ему:

— Герасим, в городе Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне есть Моя икона. Возьми ее у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Возьми ее, иди с ней в город Романов и прикажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который переставлен на гору, они вернули на прежнее место под горой и назвали его во имя этой иконы Моей. Ты же оставайся в городе Романове до смерти.

Герасим отыскал на торгу в указанном месте икону. Как только взял он ее в свои руки, правая рука его внезапно исцелилась. Он отнес икону в Романов и исполнил волю Богоматери относительно храма. Икона Казанская простояла в этом городе 21 год.

9 марта 1609 года Романов был взят литовцами. Один литовский офицер увез с собой Казанский образ в Ярославль. Услыхав о находящейся у офицера святыне, ярославцы просили его уступить городу образ и предлагали даже значительную сумму денег. Офицер долго не соглашался, но 18 марта вдруг сам принес икону одному из почетнейших граждан — Василию Лыткину. Икона перенесена была с торжеством в загородный приходской храм Похвалы Богоматери. Когда в том же году поляки напали на Тверь, святыню принуждены были перенести внутрь города, в церковь Рождества Христова, на берегу Волги. Тогда Богоматерь в двукратном явлении Своем дьякону Елеазару повелела воздвигнуть для пребывания иконы новый храм, который и был устроен у земляного вала. При перенесении сюда чудотворной иконы Казанской от нее истекло много чудес. Усердные ярославцы создали при новом храме женский монастырь, куда перешли 72 сестры из прежней разоренной поляками обители.

В следующем году жители Романова испросили себе у царя Василия Ивановича Шуйского разрешение взять икону из Ярославля обратно в Романов. Но в эти дни в Ярославле совершились от иконы новые исцеления инокини Анисии, не владевшей руками и ногами, и умалишенного посадского человека Константина. Ввиду этих чудес ярославцы в свою очередь просили царя оставить икону у них. В Москву были затребованы подробные сведения об иконе, и было решено оставить икону в Ярославле, обязав при том ярославцев сделать с иконы точный список, украсить его совершенно таким же, как на чудотворном образе, окладом и отдать этот список в Романов. Все это было сделано; в 1611 году список с честью был отнесен в Романов и поставлен там в Казанской церкви, где первоначально стояла чудотворная икона. Ежегодно с великим торжеством чудотворная икона приносится в г. Романов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.