Отдельные высказывания об очищении Девы Марии от первородного греха и о догмате НЗДМ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Отдельные высказывания об очищении Девы Марии от первородного греха и о догмате НЗДМ

2022-10-04 78
Отдельные высказывания об очищении Девы Марии от первородного греха и о догмате НЗДМ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Епископ Каллист (Уэр) (?)***: «Все православные согласно веруют в то, что Богоматерь свободна от фактического греха. Но свободна ли Она также от первородного греха? Иными словами, согласны ли православные с католической доктриной непорочного зачатия, провозглашенной в качестве догмата папой Пием IX в 1854 г.? Догмат гласит, что Мария с момента Её зачатия матерью, св. Анной, особым действием Бога была освобождена от „всякого следа первородного греха“. Фактически Православная церковь никогда не делала официальных и окончательных заявлений по данному вопросу. В прошлом отдельные православные авторы если не прямо утверждали доктрину непорочного зачатия, то, по крайней мере, были близки к ней, но после 1854 г. подавляющее большинство православных отвергло этот догмат по нескольким причинам. Православные чувствуют, что догмат не является необходимым; они также чувствуют, что в том виде, в каком он был сформулирован Римско-католической церковью, он подразумевает неверное понимание первородного греха; они с подозрением относятся к этому догмату, поскольку он отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает Её в какой-то совершенно иной план, нежели всех других праведных мужей и жен Ветхого Завета. Тем не менее, с православной точки зрения, вопрос относится в целом скорее к области богословских мнений, и если сегодня кто-то из православных почувствует побуждение уверовать в непорочное зачатие, его за это не сочтут еретиком» https://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pravoslavnaja-tserkov/

 

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) (?)***: «Потом у католиков появились новые предположения. Они призвали нас согласиться с их идеей непорочного зачатия Пресвятой Богородицы. Православные отвечали: друзья, мы почитаем Божию Матерь, у нас множество храмов создано в Ее честь, но о том, что произошло непорочное зачатие Пресвятой Богородицы, мы ни из Священного Писания, ни из Священного Предания ничего не знаем». http://www.patriarchia.ru/db/text/4379843.html

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (?)***: « По мере развития богословия и догматики на Западе и на Востоке богословские расхождения увеличивались. Например, в XIX веке возникло учение о непорочном зачатии Божией Матери, которое на Востоке не приняли. Оно основано на представлении блаженного Августина о том, что все люди несут на себе некую наследственность за грех Адама — то, что на Западе называли первородным грехом; по учению Римско-Католической Церкви, которое было догматизировано в середине XIX века, Пресвятая Богородица в силу того, что была предизбрана стать Матерью Бога, как бы изъята из этой ответственности за первородный грех. На православном Востоке это учение не было принято, потому что, во-первых, само представление о первородном грехе как наследственной вине всех людей и каждого человека за грех Адама никогда не имело такого богословского развития на Востоке, какое оно получило на Западе, начиная с блаженного Августина, а во-вторых, потому что учение о непорочном зачатии было провозглашено как новый догмат, а на Востоке вообще не существовало представления о том, что какой-либо новый догмат может быть провозглашен — все догматы были утверждены Вселенскими Соборами». http://www.patriarchia.ru/db/text/3616315.html

 

Епископ Венский и Австрийский Илларион (Алфеев) о позиции митрополита Кирилла* (?)***

Такой же провокацией являются попытки приписать митрополиту Кириллу скрытую симпатию к латинскому учению о Непорочном зачатии Божией Матери. Эту симпатию выводят из следующих слов: "Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха" (Слово пастыря. С. 397-399).

Из приведенной цитаты вовсе не следует, что митрополит Кирилл - сторонник католического учения о Непорочном зачатии. Он пишет лишь о том, что Пресвятая Богородица была предызбрана Богом, что Она была "предочищена" действием благодати Божией, как об этом говорится в творениях Отцов Церкви, в богослужебных текстах праздников Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы. Сказанное митрополитом отнюдь не умаляет значение личного нравственного подвига Богородицы. Напротив, митрополит ясно говорит о том, что "действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии". Пресвятая Дева стала "Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим" благодаря божественной благодати и благодаря Ее собственному личному духовному и нравственному подвигу.

Если мы посмотрим на творения Отцов Церкви, посвященные данной теме, мы увидим, что мысли, которые излагает митрополит Кирилл, очень близки к святоотеческим.

Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему Природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода... О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее!.. Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию" (Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы).

Святитель Григорий Палама, говоря о рождении Пресвятой Девы от неплодных родителей, пишет: "И услышал Господь и благословил их, обещал даровать и ныне приводит в исполнение Свое обетование: дарует им Дщерию чудеснейшую изо всего когда-либо чудесного, Самое Ее, родившую Творца всяческих, обоготворившую человеческий род и онебесившую землю, соделавшую Бога Сыном человеческим, а людей сынами Божиими (ибо Она зачала в Себе без семени и родила неизреченно во плоти Того, Кто создал всю тварь из ничего и привел ее в благобытие, и не допускает, чтобы она снова впала в небытие). Для чего же Она родилась от чрева безплодного? Для того, чтобы рассеять печаль и уничтожить поношение родителей и чтобы даровать прообраз рассеяния скорби и проклятия прародителей рода, имеющего быть чрез Нее" (Григорий Палама. Беседа на Рождество Богородицы).

По словам святителя Григория, "если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха... Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества" (Григорий Палама. Беседа на Благовещение Богородицы).

В той же беседе святитель Григорий говорит о Божией Матери: "Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения; ибо женщина обрученная мужу, больше является под господином, нежели госпожою, и особенно согласно многоболезненному и многопечальному рождению, по оному проклятию Евы: "В болезнях родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет"; освобождая от этого проклятия человеческий род, Дева-Матерь вместо этого прияла чрез Ангела приветствие и благословение".

В каноне, исполняемом на утрене праздника Рождества Богородицы, говорится: "Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют Духом к Тебе Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу". Отсюда следует, что, хотя избавление от "первородного проклятия" является плодом спасительного дела Христова, Пресвятая Богородица была предочищена Святым Духом, чтобы стать сосудом и вместилищем Божества. Она не только была "свободна от рабства", но и "освободила от проклятия человеческий род". Именно потому и Зачатие Пресвятой Богородицы, и Ее Рождество являются церковными праздниками.

В отечественной аскетической литературе иногда встречаются высказывания, не вполне соответствующие приведенным текстам, однако они представляют собой частное богословское мнение, разделяемое лишь незначительным меньшинством.

Скажу в заключение, что приписывать митрополиту Кириллу то учение, которого у него нет, может только нечестный человек, ставящий своей целью не выяснение богословской истины, а кампанию по дискредитации одного из кандидатов на Патриарший Престол. http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=115

 

* Нужно заметить, что на католических форумах активно используют данный фрагмент из «Слово пастыря» для подтверждения догмата НЗДМ. См. например http://catholichurch.ru/index.php/topic/389-непорочное-зачатие-пресвятой-девы-марии/page__pid__14253#entry14253 Так же см. этот фрагмент в приложении 3

 

Священник Игорь Выжанов (?)*** (глава секретариата Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям): Он указал на то, что, в отличие от общего мнения представителей Католической Церкви о том, будто у православных и католиков практически нет теологических различий, «почти все православные богословы, причем не только в России, но и в Греции и других странах, сходятся во мнении, что различия есть».

По словам отца Игоря, в первую очередь речь идет о филиокве — утверждении католиков о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Второе — это догмат католицизма о непорочном зачатии Божией Матери. «Для православного сознания эти догматы неприемлемы, не говоря уже о вопросе относительно примата папы Римского», — сказал священник. http://www.patriarchia.ru/db/text/217391.html

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.