Юрий Табак. «Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения» (?) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Юрий Табак. «Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения» (?)

2022-10-04 59
Юрий Табак. «Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения» (?) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как же относилась Восточная Церковь к богословскому положению о непорочном зачатии? Впервые появившись на Востоке, вера в непорочное зачатие, хотя и не получила там доктринального закрепления, но отнюдь не исчезла и подчас громко о себе заявляла. В XV в. ее разделял Георгий Схоларий (Геннадий II) - первый Константинопольский Патриарх, принявший сан после завоевания Византии турками. В XVI-XVIII вв., под влиянием усилившихся контактов с католиками, учение о непорочном зачатии повсеместно распространилось в южно-русской Церкви. Профессора Киевской Православной Академии даже давали клятвенное обещание защищать это учение, а студенты основали общество "Solidatas Maria" (Марианское братство) в честь непорочного зачатия Богородицы. В сборниках поучений и проповедей русских пастырей того времени нередко встречается подтверждение веры в непорочное зачатие. Так, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, названный Дмитрием Ростовским "столпом Православия", писал: "Ангелы дивятся зачатию Твоему, Чистая, како Ты, от семени зачатая, греху быть непричастна". Иоанн Голятовский, ректор и игумен Киевской коллегии, утверждал, что "Пречистая Дева без греха первородного зачалася и уродила". Тех же взглядов придерживались Стефан Яворский, Феодосий Черниговский, митрополит Киевский Иоасаф Кроковский. Наконец, учение о непорочном зачатии Богородицы содержится в первом издании "Четьих Миней" одного из самых почитаемых русских святых Дмитрия Ростовского (Из последующих изданий оно было устранено по распоряжению московского Патриарха Иоакима).

До сих пор продолжаются споры о том, как отражена вера в непорочное зачатие Богородицы в православном богослужении. Тексты, содержащие величания Божией Матери как Пресвятой, Пренепорочной и т.д., защитникам концепции непорочного зачатия видятся доказательствами их правоты, а противникам - лишь как указание на особую святость Матери Божией. Нам всё же кажется, что в православных литургических текстах отражена древняя вера в непорочное зачатие Богородицы, пусть и не в прямой форме. К примеру, в кондаке на Рождество Богородицы это событие связывается с прерыванием действия первородного греха: "Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем". Примечателен и тот факт, что эту веру сохранили старообрядцы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Развитие учения о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы явилось отражением возраставшего почитания Матери Божией церковным сознанием - что зафиксировано и в признании этого учения Католической Церковью, и в его историческом развитии на Востоке. В восточно-православной Церкви оно сохранялось в частных мнениях ряда известных богословов и в литургической практике.

Вместе с тем, сложный и противоречивый путь развития учения о непорочном зачатии на Западе, где оно получило догматическое оформление, указывает на многозначность его богословского осмысления и, соответственно, требует осторожных и взвешенных оценок. Всё это, с нашей точки зрения, должно послужить снижению полемического запала с обеих сторон. https://texts.news/bogoslovie-teologiya/pravoslavie-katolichestvo-osnovnyie.html

 

 

5. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБ ОЧИЩЕНИИ ДЕВЫ МАРИИ ОТ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА (?)***

Исключительное нравственное достоинство Девы Марии, однако, не освобождало Ее от причастности падшему человеческому роду, ожидавшему избавления от господствовавшего в нем греха. Поэтому святоотеческое Предание говорит о Ней как о «единоплеменной и сродной нам» (Andreas Cret. 2 In Nativit. B. V. M.). «Унаследовав тленное тело» Адама (Ioan. Damasc. 2 In Nativit. B. V. M.), Дева Мария несла на Себе печать первородного греха. «...Грех и вечная смерть,- отмечает свт. Игнатий (Брянчанинов),- проявляли в Ней свое присутствие и владычество» (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Всесвятая: Сб. С. 99). Посвятившая Богу всю Свою жизнь, Пресв. Дева, «хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы» (Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон; СПб., 1992. С. 49), т. к. «ветхий человек обнаруживался и действовал в (Ней.- М. И.)» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения... С. 99). Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни прав. Иосиф, как отмечает евангелист Лука, «не поняли сказанных Им (Христом.- М. И.) слов: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (2. 49-50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46-49, свт. Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время «еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя» (Ioan. Chrysost. In Matth. XLIV 1). И хотя Пресв. Дева все сказанное Христом и о Христе «сохраняла в сердце Своем» (Лк 2. 51), эти слова «еще не были вполне ясными для Ее сознания. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности» (Лосский. Всесвятая // Всесвятая: Сб. С. 161). Чтобы возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф 4.13), Дева Мария нуждалась в новом даре Св. Духа, к-рый Она вместе с Церковью получает в день Пятидесятницы. По мнению Лосского, существует определенное сходство между двумя сошествиями Св. Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресв. Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов («примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 19, 22-23) - служебное, потому что в нем апостолы получили власть осуществлять свое предстоящее служение. «Служебным» можно назвать и сошествие Св. Духа на Деву Марию в день Благовещения, т. к. через Боговоплощение Пресв. Богородица послужила «домостроительству тайны» (Еф 3. 9) спасения человеческого рода. Второе сошествие связано с личной святостью апостолов и Божией Матери. «Эти два ниспослания Духа Святаго - функциональное и личное - дополняют, однако, друг друга; как это видно на примере апостолов и их преемников: свои обязанности в Церкви можно выполнять хорошо только тогда, когда делаются усилия достигнуть святости, а вместе с тем трудно достигнуть святости, пренебрегая теми обязанностями, которые возложены на человека Богом. То и другое должно все более и более сливаться в течение жизни... Нечто подобное можно увидеть и в роли Богоматери;...объективная жизненная задача Богоматеринства, возложенная на Нее в день Благовещения, становится и субъективным путем Ее освящения (Лосский. Всесвятая. С. 168-169).

[…] Правосл. Церковь не признает ни догмата о непорочном зачатии, ни догмата о взятии Богоматери в Небесную Славу с душой и телом также потому, что не признает т. н. «догматического развития», т. к. оно противоречит учению о полноте веры. http://www.pravenc.ru/text/149527.html

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.