Нежная поэма, высеченная в камне. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Нежная поэма, высеченная в камне.

2022-10-04 32
Нежная поэма, высеченная в камне. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я проводил эту весну в местечке Каджурахо, расположенном в штате Мадхья-Прадеш (Индия). Там я оказался в связи организацией лагеря созерцания. Эта была моя третья поездка в Кхаджурахо. Каждый раз, когда я посещаю это великолепное место, я ощущаю какое-то новое восприятие и внутреннее видение. Кхаджурахо является известным местом паломничества учения магий - тантры. Каджурахо славится в мире своими храмами. Это место, после Тадж-Махала в Агре, привлекает самое большое число иностранных туристов, посещающих Индию. Комплекс храмов Каджурахо включено в список наследий всемирной культуры. Только этот факт освидетельствует об огромном значении этого места. В Каджурахо расположено множество уникальных храмов, связанных с тантрой. На крепких стенах этих храмов, построенных из плиток гранита и песчаника, вырезаны скульптурные изображения тонких порывов любовных чувств. Храмовой комплекс Каджурахо приобрёл такую всемирную известность именно благодаря тому, что здесь очень изящно выражены такие тончайшие чувства, как любовные порывы, с помощью такой твёрдой материи, какой является камень. Чудом храмового комплекса Каджурахо считается умение мастера, работающего долотом на камне, выразить прекрасным образом тонкое ощущение чувств восхищения, отражающее в мышцах тел мужчины и женщины в момент наступления апогея любовных игр.

Человеку, не искушенному в тонкостях человеческих чувств, эти изображения на камне могут казаться пошлыми сценами. Он может задавать себе вопрос: "Зачем понадобилось высечь пошлые сцены любовных игр на стенах таких священных святилищ, какими являются храмы?" Такой вопрос мучил не только простых зевак, но и такого выдающейся личности, каким являлся Махатма Ганди. Ум всеми почитаемого М. Ганди, сумевшего подавить эротические желания, не смог воспринять красоту храмового комплекса Кхаджурахо. Поэтому он благословил движение, направленное на уничтожение всего этого комплекса с лица земли. Какими пошлыми и безобразными казались эти прекрасные древние скульптуры для Ганди, что он с лёгкостью поддержал предложение Пурусоттама Даса Тандана по поводу сравнивания с землей храмового комплекса Каджурахо. Такие нравственные ученики М. Ганди, как Пурусоттам Дас Тандан, Паттаваи Сита Рамаия и Махадев Десаи, возглавляли движение, целью которого было похоронить храмовой комплекс Каджурахо под землей после окончания его археологического исследования. Услышав об этом, обладающий нежной поэтической душой Рабиндранат Тагор с душой поэта, уязвлённый в самое сердце, написал личное письмо, адресованное М. Ганди. "За что мы должны стыдиться, если наши предки построили великолепные храмы, вырезав на каменных плитах храмов изображения любовных чувств – камы? Храмы Кхаджурахо являются национальным достоянием нашей богатой культуры. Необходимо сохранить их для будущего поколения!"

М. Ганди обращался к Рабиндранату Тагору почтительным словом "гуру-дев" - "почтенный учитель". Нобелевская премия, присужденная ему за услугу в области литературы, придавала чувство самоуважения индийцам, страдавшим в то время от комплекса неполноценности. Рабиндранат Тагор, в силу всеобщего признания к своей персоне, сумел с большим усилием спасти храмовой комплекс от уничтожения. Так, древний памятник, являющим прекрасным выражением изящного искусства, был спасен от грубых рук невежественных моралистов.

Существует прекрасная история на счёт строительства храмов в Кхаджурахо. Прекрасное повествование этой истории встречается в поэме "Притхвирадж-расо" ("Похвала Притхвираджа"), сочинённой Чандрабархааи, дворцовым поэтом выдающегося царя средневековой Индии Притхвираджа Чаухана.

У Индраджита, священнослужителя царя Каши, как повествуется в поэме, была несравненной красоты дочь – Хемавати. Даже царь богов Индра, очарованный её красотой, пожелал жениться на ней. Но она была дочерью брахмана и, не могла нарушить кастовую традицию. Индра очень обозлился и посылал проклятие Хемавати, из-за чего она овдовела в возрасте шестнадцати лет. Однажды в лунную ночь молодая вдова, изнемогая от порыва любовной страсти, направилась к пруду Рати, чтобы успокоиться, купаясь в прохладной воде. Она сняла с себя все одежды и, обнажившись, вошла в воду. Божество луны Чандра, светящий на небе, не смог удержать от соблазна такой опьяняющей красоты. Он спустился на землю и, соблазнив Хемавати с помощью разного рода уговоров, всю ночь провел с ней наедине. А только утром, когда божество Луны, прощался с нею, она опомнилась о своём деянии.

-Что же я наделала? - говорила она в раскаянии.

Она вся дрожала от страха социального осуждения за нарушение долга вдовы, запрещающий любой контакт с чужими мужчинами. Поняв, в чём дело, Чандра успокаивал Хемавати и сказал ей в утешении:

- Не бойся! От нашего союза родится прекрасный и могучий ребёнок. Он построит царство, прославится во всем мире, как основоположник лунной династии – чандраванши.

- А как же я спрячусвой стыд от людей? – вопрошала Хемавати.

- Отправляйся к реке Карнавати, на берегу которой расположен Кхаджур-батика - сад финиковых пальм. Живя в том саду, рожай ребёнка! – посоветовал Чандра.

Хемавати последовала совету своего случайного возлюблённого и спустя десять лунных месяцев, родила в саду финиковых пальм прекрасного и сияющего от красоты ребёнка. Ему дали имя – Чандра-варман. Ребёнок вырос как растущая луна, а в свои шестнадцать лет, прославился своим умением и могуществом – убил голыми руками царя зверей - льва. Именно изображение льва, в последствии, стало эмблемой лунной династии – чандела. Чандра-варман завоевал в последствии огромное царство. А когда победил царя Каши, его царство расширилось от Ориссы до Бенареса.

Победитель царь Чандра-варман вместе со своей семьей основался в Каджурахо. Хемавати, мать царя, попросила сына построить храмовый комплекс на его родине. Она также пожелала, чтобы на каменных стенах храма, построенных в честь Камадева, были высечены эротические сцены, выражающие глубокие эмоции страсти любви. Последующие цари лунной династии построили столь же великолепные храмы не только в Каджурахо, но и в Пури и Конарке, на каменных плитах которых были высечены изящные сцены, подчеркивающие нежные чувства любви.

В Каджурахо когда-то функционировало учебное заведение, где обучались тантре, разработанной учителем секты натхов – Горакхнатх. Там находились до 13 тысячи практикантов тантры, йогов и ачарьев обоего пола. Когда-то тантра являлась основой основ индуизма. Первым учителем тантры является Садашива. Его сочинение "Виджняна-бхаирава-тантра" ("Познание Бхаиравы-тантры") считается труднодостижимым трактатом по тантре. Тантра истратил свое основополагающее место после того, как возник ведическое, религиозное учение вместе с появлением ариев в Индии. Тем не менее, в окраинах и недоступных местностях тантра не затрачивала свою былую значимость. Горакханатх считается воплощением Шивы. Он был великим и искусным мастером тантры. Под его же руководством процветало известное учебное заведение тантры в Каджурахо. Там проводились труднодоступные, особые и секретные эксперименты по тантре. Цари лунной династии – Чандела являлись учениками Горакханатха.

Практика тантры полностью признаёт притяжение человеческого тела. Привлечение мужчины и женщины друг к другу считается священным образом слияния мужского и женского начала - Шива и Шакти. Это естественное притяжение и служит простым путём к мукти. "Возлюбленные, говорится в "Брихадараньяка-упанишаде", - запросто забывают внутренний и внешний мир, находясь в сладких объятиях". Такое же ощущение можно достичь от восприятия души. Однако это - сложный и длительный путь. Не так просто добиться такого состояния. Человек, позабыв или просто не сумев воспринять лёгкий и приятный путь тантры, стремится усваивать трудный, сложный и длинный путь йогической практики. Тантра полностью потеряла свою позицию, особенно после проповеди Шанкарачарьи об иллюзорном учении – майявад, традиции монашеской общины Будды и Махавиры, нападок ислама. Учителя тантры, изгнанные из южных равнин, убежали к Гималайским горам, и прятались там. Многие из них дошли до Тибета, проходя мимо Непала. Буддийский тантризм возник в Тибете именно под их воздействием и влиянием. Таким образом, человечество, не сумев понять простой, лёгкий и увлекательный путь тантрической практики, выбрало для себя сложный путь подавления любовных чувств - камы. Этот выбор породил такие пороки, как истерия, депрессия, проституция, педофилия, гомосексуализм, Спид и другие извращения и болезни.

Но возникает головоломный и сложный вопрос: "По какой причине украшением таких святых, почитаемых и достопочтенных мест, каким являются храмы, служат скульптурные и другие изображения, возбуждающие сексуальные эмоции у посетителей?" Этот вопрос не даёт покоя не только простым людям, но и учёным, занимающим исследованием произведений искусства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.