Возвращение Будды в Капилвасту. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Возвращение Будды в Капилвасту.

2022-10-04 117
Возвращение Будды в Капилвасту. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Очень трогателен и задушевен эпизод возвращения Будды в Капилавасту после семи лет с того времени, как он покинул дворец в двадцати девяти летнем возрасте. Когда отцу его, царю Шуддходхане, стало известно, что Будда, ставший Просветленным, находится в гостях у царя Бимбишара в Бенуване, чувство родительской любви к сыну с новой силой пробудилось в нём, и он посылал в Раджгриха Чанну, друга детства Будды, в сопровождении своего советника Каладжая, чтобы пригласить сына к себе. Буддийская община в Бенуване с радостью и торжеством встретили их, так как они были земляками Будды. Будда спросил у них о здоровье отца с матерью, о сыне Рахуле и супруге Яшодхаре, живо интересовался новостями родного города.

- Все опечалены разлукой с Вами и хотят увидеть Вас в Капилвасту. Они просили нас, чтобы мы передали Вам их просьбу.

После окончания ежегодного приюта в сезон дождя - варша-васа, Будда посетил Капилвасту и остановился в саду Негродха. А с наступлением утра, как предписывают правила буддийской общины, Будда отправился в город вместе со свитой бхикшу для сбора милостыни. Узнав об этом, царь Шуддходхан спешил встретить сына на колеснице. По дороге царь увидел, как у двери одного горожанина стоит царевич Сиддхартха в рясе бикшу, а женщина, стоя у порога своего дома, кладёт одну картофелину в протянутую чашку для подаяния – бхикша-патра. Поблагодарив женщину, Будда направился к двери соседнего дома для получения подаяния. Царь не смог вынести такое унижение, спустился с колесницы и, подойдя к Будде, отозвал его:

- Сиддхартха!

Увидев отца перед собой, Будда с почтением приветствовал его. Сердце Шуддходхана переполнился любовью к сыну и, не выдержав себя, хотел захватить его в своих крепких объятиях. Однако он сразу же понял, что Будда является не только его сыном, но и почитаемым всеми святым. Поэтому он, с почтением поклонившись перед ним, сказал:

- Сын мой, тебе должно быть известно, что никто в нашем роде не вёл нищенское существование и не добывал пищу с помощью подаяния. Что заставило тебя так бродить по городу и просить милостыню у порога каждого дома? У меня во дворце нет нехватки еды и имеются все удобства для жизни. Пойдём во дворец!

Будда внимательно слушал отцовские слова и с почтением молвил:

- О, царь! Теперь я не принадлежу к роду Шакьев, а приобрёл сан буддийского монаха. У буддийского рода существует традиция – жить в нищенстве. Нет другого более верного и достойного средства для подавления гордыни в человеке.

Будда все-таки принял приглашение отца и отправился в его дворец. Вся придворная знать от души обрадовалась этому событию. Все члены царской семьи, выходя в крыльце дворца, сердечно приветствовали Будда. Только Яшодхара оставалась в своей комнате. Приняв приветствия ото всех родственников, Будда спросил:

- Где же Яшодхара?

Праджапати Гаутами, отвечая на этот вопрос, говорила Будде:

- Невестка Яшодхара верит, что Сиддхартха сам подойдет к ней, если найдёт её достойной такой чести.

Услышав такой ответ, Будда вместе с Шарипутрой и Махамодгляеной отправился в женскую половину дворца, чтобы увидаться с Яшодхарой. Царская чета - Шуддходана с Праджапати Гаутами - сопровождала их. Будда, шагая по дороге к женской половине дворца, сказал Шарипутре:- Яшодхара ещё не освободилась от чувства любви ко мне, хотя я совершенно освобождён от всяких соблазнов. Если она, дотрагиваясь до меня, обнимет своими руками и начнёт плакать, то не препятствуете её в этом. Пусть она льёт слёзы, и облегчиться от тяготы печали.

В душе Яшодхары нахлынула волна любви, подавленная долгой разлукой. Она, припадая к ногам Будды, начала лить слёзы. Тогда царь Шуддходхана сказал:

- Это, сын мой, не кратковременный порыв любви Яшодхары к тебе. Это выражение преданной любви к мужу, с кем она была разлучена долго. В течение семи лет она вела такой же образ жизни, как ты проводил в лесу. Когда она услышала, что ты питаешься лишь один раз в день, то она не стала кушать больше одного раза в сутки. Когда до неё дошел слух, что ты спишь прямо на земле, то она тоже не стала лежать на мягкой постели, а спала на полу. А когда ей сказали, что ты кутаешься в монашескую рясу, то она раздала все свои нарядные одежды нуждающимся в одеянии, а сама начала одеваться в простую ткань. После того, как ты стал бродить по миру отшельником, многие принцы и вельможи попросили её руки, но она отказывала всем. Она всегда отвечала им: "Я рождена на земле лишь для Сиддхартхи Гаутамы и буду на всю жизнь верна одному ему. Однажды, когда-нибудь Сидххартха непременно придёт ко мне".

Услышав из уст царя Шуддходханы такие похвальные слова в адрес Яшодхары, Будда с нежностью обратился к ней:

- Ты – священнейшая река. Я никогда не забуду твою преданную любовь и самоотверженное соучастие. Мы были вместе из рождения в рождение".

Затем Будда, пригласив всех во дворцовый сад, где росло гвоздичное дерево, сидя под кроной которого, он и раньше испытывал глубокое созерцание. Будда, усадив всех под своим любимым деревом, рассказал следующий историю.

Когда-то в Тераях, у подножия Гималаев, жил один добрый, но бедный человек. Его звали Мегхой. Однажды он, находясь в столице царя Дивапати, наблюдал многолюдность и особую суету на улицах. Перед его взором оказалась прекрасная девушка с цветком лотоса в руке. Мегха спросил у девушки:

- Что за суета такая? Ровно все спешат куда-то!

Девушка объяснила ему, что в городе находится Дипанкара Будда, а люди спешат приветствовать его и встретиться с ним. Мегха, желая принимать посвящение у Дипанкары Будды, предлагал девушке продать ему половину лотоса, чтобы преподнести к ногам наставника. На это девушка ответила:

- Я не могу продавать тебе часть этого лотоса потому, что я сама собираюсь преподнести цветок Дипанкаре Будде. Не знаю почему, но я уже испытываю к тебе какую-то привязанность и могу отдать тебе половину лотоса даром. Но у меня будет одно условие. Ты должен принять и меня вместе с этим цветком, чтобы мы, как единое и целое, могли сообща преподносить лотос Дипанкаре Будде.

Услышав такое предложение, Мегха растерялся на время от неожиданности. Но, придя в обычное состояние, молвил:

- Ты, кажется, говоришь от чистого сердца. Ты так же красива, как этот лотос в твоей руке. Однако я, решив искать истину, выбрал не лёгкий и тернистый путь в жизни. А женившись на тебе, я останусь в мирской суете, что наглухо закроет передо мною путь освобождения.

- Я, будучи твоей супругой, никогда не стану препятствием в твоём праведном пути. Я, как твоя половина, всегда буду оказать тебе помощь в достижении цели.

Мегха с радостью принимал у девушки половину лотоса, и они, влюблённые друг в друга, вместе отправились к Дипанкаре Будде. Когда они преподносили цветок Дипанкаре Будде, тот сказал:

- Мегха, я прекрасно понимаю твоё внутреннее желание и преданность. Ты, в какой-нибудь будущей жизни приобретёшь полное познание. Тогда ты, становясь самбуддой, будешь действовать на благо тысячи и тысячи живых существ.

Затем он, обратив взор в сторону девушки, добавил:

- А ты, красавица, была всегда рядом с Мегхой во всех прошлых рождениях. И в будущем ты всегда станешь его возлюблённой. Но ты должна навсегда запомнить своё обещание – становиться не препятствием, а оказать содействие своему мужу в достижении цели, сопровождая его в пути поиски истины.

Рассказав такой эпизод из прошлой жизни, Будда далее разъяснил:

- Я – тот самый Мегха в прошлой жизни, а ты, Яшодхара, была той красавицей, которая влюбилась в него. Мы были вместе от рождения к рождению. Ты никогда не была препятствием в моём пути подвижничества, а всегда способствовала в достижении моей цели.

Услышав такую речь из уст мужа, Яшодхара успокоилась. Всё её горе, накопившее в её душе, исчезло. Она вся преобразилась и сияла радостью. Её лицо сверкало с особым светом и озарило вокруг удивительным сиянием.

 

 

ДВА ПРЕДВОДИТЕЛЯ БУДДИЗМА.

 

В буддийской литературе говорится о восьмидесяти первых учениках-монахах – аграшравак, сопровождающих Будду. Среди них Шарипутра и Махамодгляна, соответственно, считаются правым и левым опорами Будды. Не раз Будда произнёс похвалу в отношении этих двух учеников-монахов. Будда часто говорил:

- Как предводители всепобеждающего царя искусно управляют царством, так и эти мои два предводителя веры проведут вперёд колесо Закона.

Шарипутра хорошо понимал смысл учения Будды и искусно объяснял его суть. В этом смысле его считают Буддой после самого Будды. А у Махамодгляны были свои особенности. Он с помощью йогических упражнений добился умения творить чудеса, но никогда не демонстрировал их. Человек, способный укротить свои желания, контролировать и управлять их, способен развивать в себе такую сверхъестественную искусность. Это в йоге называется восемью сверхъестественными качествами - аштасиддхи. Махамодгляна владел всеми этими восемью качествами. Будда считал, что демонстрация чудес такого рода ведёт к распаду исполнителя-йога. Поэтому он был противником тенденции практического применения этих сверхъестественных качеств с целью привлечения людей.

Во время пребывания в Наланде монахи говорили ему:

- Бханте, все жители Наланды в один миг войдут в буддийскую общину, если Вы разрешите демонстрировать некоторые чудеса Махамодгляне, кто родился именно здесь.

Будда, возражая монахам, сказал:

- Мне бы хотелось, чтобы люди сознательно стремились принять моё учение, а не с помощью каких-то чудес.

В то время, когда Будда проповедовал своё учение, среди аскетов процветала практика влияния на людей посредством демонстрации разного рода чудес, чтобы приобрести и известность, и богатство. Однажды Махамодгляна и Пиндола Бхараддвадж появились в Раджгрихи. Увидев их, шагающих мимо своего дома, один богач установил перед ним золотую посуду на вершине бамбукового шеста, и с вызовом молвил:

- Если вы являетесь монахами, достигшими сиддхи, то должны с помощью своей сверхъестественной силы достать эту золотую посуду, не трогая руками бамбуковый шест. Кто выполнит это задание, тот получить и золотую посуду, и ровно столько же золотых монет, сколько вмещается в этой посуде.

Махамодгляна, выслушав богача, ни как не реагировал, а Пиндола Бхараддвадж, наоборот, принял вызов богача и, снял с бамбуковой шести золотую посуду с помощью своей искусности. После демонстрации чудеса, везде с особым почётом принимали Пиндола Бхараддваджа. Узнав об этом, Будда позвал его к себе и упрекал его:

- Ты совершил великий грех. Ты, демонстрируя свою сверхъестественную божественную силу, приобретенную тобою после долгих йогических практик, за какое-то золото, поступил так низко, как нечистоплотная женщина без малейшего стыда показывает своё нижнее бельё за вознаграждение. Те, кто привлечены к учению посредством сиддхи, не в состоянии твердо следовать по пути Закона, а всегда надеются на какие-то чудеса. После этого случая Будда вёл запрещение на показ чудес в буддийской общине.

Все ученики Будды позаботились о нём по очереди. Когда его здоровье ухудшилось, буддийская община решила возложить ответственность заботы о нём на такого ученика, который хорошо знал характер, привычки и нужды Будды. Такой ученик-монах должен был последовать за Буддой, как его тень, внимательно заботясь о нём все двадцать четыре часа в сутки. Никто, кроме Шарипутры и Махамодгляяна, не осмелился взять на себя такую трудную ответственность, как уход за Буддой. Они первыми выразили свою готовность услужить Будде. Но Будда сказал:

- Они являются моими тенями и должны доходить туда, куда я не смогу проникать. Поэтому я не должен оставить их, связанными к моей персоне.

После таких слов Будда выбрал в качестве своего личного помощника бхикшу Ананда, который имел такие качества, как скромность и сострадание.

Шарипутра и Махамодгляна были старше Будды по возрасту. Когда здоровье Шарипутры пошатнуло во время проповеди в Магадхе, он, возвратившись в Шравасти, попросил у Будды:

- Бханте, теперь моё дряхлое тело требует отдых. Разрешите уйти навсегда в махапаринирвану.

- Скажи, в каком местечке, – заинтересовался Будда, - собираешься войти в махапаринарвану?

- Я хочу принять махапаринарвану перед матерью на своей родине, в Наланде.

Тогда Будда молвил:

- Сарипутра, что ты намерен, тот и является верным решением. Пусть исполниться твое желание!

Тогда Сарипутра сказал:

- В прошлой жизни мне посчастливилось встречаться с Аномдарши Буддой. Тогда я пожелал, чтобы мне удавалось стать учеником такого же знаменитого Будды. Благодаря Вашей милости, мое желание исполнилось в этой жизни. Мне не раз в прошлой жизни удавалось услужить Вам и совершить подвижничество вместе с Вами. Но теперь я не смогу иметь такую возможность, так как эта жизнь является последней не только для Вас, но и для многих из нас. Очень жаль, что теперь мы никогда не сможем наблюдать, находясь снова перед Вами, такую жизненную сцену, потому что мы не будем рождаться вновь. Прошу у Вас и у всех членов общины буддийских монахов прощения, если своими словами и деяниями починил какую-нибудь душевную боль не только в этой, но и в прошлых жизнях!

Будда сказал ему:

- Шарипутра, ты никогда не поступил так, чтобы мне было не по душе.

Вся община буддийских монахов не могла выдержать слезы при прощании с Шарипутрой. Сам Будда проводил своего старого ученика до главного входа Четавана. Шарипутра, трижды обойдя вокруг Будды, отправился в Наланду вместе со своим младшим братом Чундой, оставив в огромной печали всех обитателей буддийской общины.

Рупасари, мать Шарипутры, была зла на Будду, поскольку все её четверо сыновей (Шарипутра, Чунда, Упасена и Ревата) и трое дочерей (Чала, Упачала и Шишупачала) остриглись в монашество, приняв его учение. Увидев, как Шарипутра возвращается домой, она обрадовалась, подумав, что старший сын её все-таки набрался ум в старости лет. Но, когда узнала, что он воротился домой лишь умереть в старости, очень опечалилась. Однако, скоро её дом начали посещать с подарками известные люди всего округа и даже Аджатшатру, царь Магадхи, чтобы выразить свое уважение к её сыну, она была переполнена почтением к Будде. Она тоже решила принять учение Будды и, Шарипутра постриг её в монашество.

Так, Шарипутра освободил себя от материнского долга. Шарипутра в последний раз в жизни обратился к монахам, прибывшим прощаться с ним перед его уходом в мир иной:

- О, бхикшу! Мы очень счастливы, так как имеем такого великого наставника, как татхагата Будда. Никогда не пренебрегайтесь его учением!

Шарипутра обрёл махапаринирвану утром полнолуния месяца картика. Чунда, совершив погребальный обряд, возвратился в Шравасти спустя 15 дней, взяв с собой его прах, чашку для подаяния и одежды. Будда говорил монахам, когда он явился перед ним:

- О, бхикшу! Добрый и милосердный Шарипутра, обладавший мудростью, терпимостью, покоривший гнев и одержавший победу над желаниями, обрёл махапаринирвану. Давайте помолимся ему!

Услышав такую печальную весть, вся община буддйиских монахов, погрузилась в великую печаль. Махамодгляна, услышав весть о кончине своего близкого друга, не встал со своего места, а, погрузившись в глубокое созерцание, отправился тут же в мир иной. Эти оба предводители, родившиеся одновременно на земле, покинули этот мир с разницей 15 дней. Тогда Будда сказал:

- Как огромное дерево становится обнажённым, когда сломаются у него ветви, так и я остался теперь одиноким, потеряв двух таких предводителей учения, какими были Шарипутра и Махамодгляна.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.