Многострадальный Непал и полнолунный день буддистов. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Многострадальный Непал и полнолунный день буддистов.

2022-10-04 33
Многострадальный Непал и полнолунный день буддистов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В саду Лумбини, где росли деревья сал, родился царевич, ставший вестником мира, в полнолунный день месяца ваишакха (апрель-май) более 2548 лет тому назад. Спустя 35 лет этот царевич в такой же полнолунный день месяца ваишакха приобрёл просветление под деревом, названном после этого события бодхи-врикшом (дерево просветления) у берегу реки Ниранджаны. Став Буддой, он ощущал великую радость спокойствия - нирвану. Снова в день полнолуния месяца ваишакха в возрасте 80 лет этот сверхчеловек, ставший известным как Будда (просветленный), приобрёл великую нирвану под двумя деревьями сал в городе Кушинагара, находящий в царстве Маллов. Кстати, его супруга Яшодхара также родилась в день полнолуния месяца ваишакха. Это само по себе удивительное совпадение, а в истории вряд ли встретишь другое такое совпадение.

Редко встречаются в мире люди, достигшие состояния полного созерцания – самадхи, а Гаутам Будда является экстраординарной личностью среди таких редких людей. Даже имя Будды стало синонимом мира, пробуждения и милосердия. Он был первым учёным мужем и гуманистом буддизма. Буддизм как религия приобрела зрелость наряду с Буддой. Впервые в истории религия, освободившись от молитвы, священного богослужения – пуджи и суеверия, была основана на логике, критическом анализе и нравственности. Ни один человек не пробуждал душу людей так, как это сделал Будда.

В Будде преобладает безграничное милосердие и неординарное человеческое смирение. Буддизм основан на теории мимолетности мирских субстанции, равноправия всех людей, поведения серединного пути, четырёх благородных истинах и шуньяте. И в наше время столь же актуальны учения Будды о восьмеричном пути праведной жизни, направленные на освобождении от страдания и достижения состояния нирваны.

Будда является таким реалистом, что даже безбожник не в состоянии не согласиться с его учением. По этой причине многие выдающиеся мыслители, ставшие атеистами, разочаровавшись от ханжества организованных религий, склоняют голову перед Буддой. Бертанд Рассел, Альберт Свейцер, Ницше, Ачарья Нарендрадев, Альберт Эйнштейн, Карл Густав Юнг, Рахул Санскритьяян, д-р Амбедкар, которые никогда ни перед кем не склоняли голову, с почтением склоняли голову перед величием Будды. Сегодня буддизм быстрыми шагами распространяется на Западе. По мере того, как человек будет развиваться, либеральным и мыслящим научно, столь же буддизм непременно станет актуальным и необходимым.

 

Проникновенный эпизод из жизни Будды…

У богача Шравасти была прекрасная дочь – Патачара. Многие молодые люди были очарованы её красотой и прелестью. А родители прятали её в верхней комнате дома, чтобы никто не смог соблазнить или похитить её. Но случилось то, что в таком запрете обычно происходит. Патачара влюбилась в слугу, который обслуживал дом её родителей. Богач срочно искал подходящего богатого жениха, чтобы выдавать дочь за него. Однако в ту же ночь Патачара убежала из дома вместе со слугой. Молодая пара добрались до отделенной местности, где они стали жить, зарабатывая своим трудом средства для существования. Тем временем Патачара стала беременной, а муж её не имел достаточных средств для приёма родов. Вот она и решила направиться в родительский дом, в надежде получать там приют. Но ребёнок появился на свет в середине пути, и она возвратилась в дом мужа.

Со временем она снова стала беременной. Как приблизился срок родовых схваток, супружеская чета решила отправиться в дом её родителей. Путь был трудным, надо было пройти мимо джунглей, а, к несчастью, начался сильный ураган. Не преставая, лился сильный дождь. Как раз в это время начались родовые схватки. Муж направился в джунгли в поисках дров, чтобы зажечь огонь для тепла…

Патачара после невыносимой муки родила ребёнка. Всю ночь она, заботясь о здоровье новорожденного, с нетерпением ждала возвращение мужа. Она, бережно держа новорождённого у груди, а старшего ребёнка под рукой, направилась в поисках мужа, как посветлело и наступило утро. В джунглях она нашла покойного мужа, скончавшего от укуса ядовитой змеи. Она рыдала от горя, но, в конце концов, отправилась со своими детьми в родительский дом. Но путь её преградила вышедшая из берегов после сильного дождя река. Конечно, ей было не по силу переправиться на другой берег вместе с двумя детьми. Поэтому она перешла реку с младенцем, оставив старшего ребёнка на берегу. Дойдя до другого берега, она оставила там дитя, чтобы направиться снова за вторым ребёнком.

Но как только она дошла до середины реки, увидела, что коршун набросился на младенца и, схватив когтями, унёс его высоко в небо. Патачара кричала со всей силой, чтобы освободить дитё от когтей хищней птицы. Но второй ребёнок, думая, что мать зовёт его, вошёл в реку и, на глазах у матери он был поглощён бушевавшей рекой. Патачара, потеряв и мужа, и двух своих детей в один день, начала рыдать, проливая горькие слёзы. Как раз в это время мимо проходил  один путник, который оказался жителем её же деревни. Придя в себе, Патачара спросила у путника вести о своих родных и знакомых. Но путник, как немой, с грустью молчал. Наконец, он сообщил страшную весть о кончине её родителей, братьев и сестер, погибших в ту же ночь от разрушения их дома из-за сильного ливневого дождя. "Когда я направился сюда, жители деревни совершали погребение усопшей от несчастья семьи" - сообщил путник Патачаре.

Нежное сердце Патачары не смогло выносить такой удар судьбы. С тех пор она, потеряв разум, начала бродить по улицам Шравасти, проливая горькие слезы и раздавая унылый звук рыдания. А люди смеялись над её сумасшедшим поведением и кидали в ней камни. Однажды она появилась в саду Четавана, где в шалаше Гандха-кути находился Будда. Община бикшу не пускало её пройти мимо шалаша, чтобы она не препятствовала самосозерцанию своего учителя. Но услышав плачь Будда сам вышёл из шалаша и, приблизившись к Патачаре, молвил: "Сестра, успокойся!" Услышав нежное обращение Будды, она опомнилась, и пришла в ужас, осознавая, что она совершенно нагая и стоит перед личностью, овеянной неизмеримым спокойствием. Она села на землю, чтобы спрятать свой стыд. А когда Будда передал ей одежду, она укутывала ею своё обнаженное тело и, склоня голову перед Буддой, рассказала о своём горе. Патачара приобрела разум, и начала постепенно забывать свою печаль, благодаря близости милосердного Будды.

Будда объяснил ей: "Как ты проливаешь горькие слёзы сейчас о своих погибших детей и родичей, так ты уже пролила в своих прошедших рождениях неоднократно. Слезы, пролитые за всё это время человечеством по причине разлуки со своими дорогими и близкими, если собрать вместе, то окажется намного больше всей воды, находившей в семи мировых океанах. Разлука и смерть являются строгими закономерностями жизни. Поэтому не жертвуй собой в алтаре печали. Лучше постарайся совсем разорвать оковы страдания".

Услышав из уст Будды такие упоительные слова, переполненные состраданием и сочувствием, Патачара, погруженная в глубокую печаль, стала послушницей Будды и приняла монашество. Она, в конце концов, приобрела состояние нирваны при земной жизни.

В каждом уголке многострадальной нашей страны, когда-то удостоившей рождения Будды, слышно плачь многих таких женщин, как Патачары, из-за нашего честолюбия и равнодушия. Хочется, чтобы нашей стране больше не приходилось выносить насилия, убийства и бесправия. Пусть ни одна Патачара не ощущает печаль вдовства. Пусть ни одной матери не придётся рыдать за смерть своих детей. Нашей национальной волей должно быть празднование полнолуния месяца ваишакха - дьня рождения, просветления и маханирваны Будды, как священного праздника взаимопонимания, отречения от алчности, терпимости, самоанализа и мира между народами.

 

 

ПРОСЛАВЛЕННАЯ ЯШОДХАРА.

 

На лоне матери Непала появились 2.548 лет тому назад два выдающиеся гении в день полнолуния месяца ваишакха. В этот день Сиддхартха Гаутама родился в саду Лумбини, а Яшодхара, его будущая половина, - во дворце, расположенном в Девадахе, принадлежащем царю из династии Коили. История порой несправедлива, особенно в отношении роли женского персонажа. Выдающиеся женщины, родившиеся на земле Непала, не стали исключениями, поскольку они не заняли достойное место в летописи истории.

Три сёстры Ситы были выданы в замужество трём братьям Рамы. А когда Раме пришлось отправиться и изгнание, его брат Лакшман, движимый чувством любви к старшему брату, принял решение о сопровождении своего брата в его скитаниях в джунглях. Сита и Урмила также решили последовать со своими мужьями. Рама и Лакшман подробно объяснили своим супругам о неимоверных трудностях и хлопотах в лесной жизни, да и старались довести до них о нежелательности попасть в непредвиденные затруднения из-за них. Но Сита твердо настаивала на своем решении. А Лакшман уговорил свою супругу оставаться дома, выдвигая такую логику: "Если ты будешь с нами, то я не смогу оказать необходимое служение моему старшему брату и твоей старшей сестре". Урмила с достоинством приняла уговоры мужа и решила вынести всю боль четырнадцатилетней разлуки. Так, Урмила, лишившись добровольно семейного счастья, достойно вынесла долгую разлуку со своим супругом, хотя остальные три её сестры были вместе со своими мужьями. Она, как идеальная жена, выполнила свой долг перед семьей, живя в доме мужа в отсутствии его целых четырнадцать лет. Однако, ни нашлась капля чернил милосердия у таких оэтов, как Бальмики, Тулсидас и Бханубхакта, чтобы написать два слова в честь такой самоотверженной женщины, какой была Урмила.

История совершила гораздо больше серьёзную несправедливость в отношении Яшодхары. Как Будда вырос в роскоши во дворце шакьев, так и Яшодхара выросла в атмосфере всеобщей ласки во дворце коили. Она сияла красотой, искусно играла на музыкальном инструменте - вине, а своим милосердием завоевала сердце многих прекрасных царевичей, которые были влюблены в ней и посылали сватов с предложениями о бракосочетании с ней. О Сиддхартхе Гаутаме говорили, что он, в отличие от этих царевичей, долго проводит своё время в уединении, под каким-нибудь деревом, растущим далеко от дворца, а астрологи предвещали, что в будущем он станет отшельником. Об этом доходили слухи и до Яшодхары, но она хотела выйти замуж именно за Сиддхартху Гаутаму, хотя сородичи всячески уговаривали её не связывать свою судьбу с ним, выбрав его в качестве жениха.

Когда Будда покинул дворец, Яшодхара стойко выдержала удар и своим поведением утешив стареющих Шуддходхана и Праджапати Гаутами, безропотно вырастила сына Рахула. Яшодхара, по мнению известного вьетнамского учёного Тик Нат Хана, а Ошо тоже согласен с ним, неустанно напоминала Будде, чтобы он не сбился с пути подвижничества – садханы, не тяготился к мирскому влечению. В ночь, когда Будда собирался покинуть дворец, она оставила кучера Чхандака ночевать во дворце, и распорядилась подготовить Кантхака, самого любимого коня мужа. Когда Будда вошёл в спальню Яшодхары, чтобы в последний раз посмотреть на жену и новорождённого сына, по буддийским трактатам, божества покрывали лицо Рахула краём шали его матери, чтобы он не искушался чувством привязанности к семье. Однако, по мнению вьетнамского учёного, да и Ошо тоже, Яшодхара "ещё не спала, а сознательно закрыла лицо сына подолом своей шали, чтобы Будда, увидев их лицо, не оказался снова в сети мирской суеты и не свернул с избранного им пути".

Подвижничество, что совершал Будда в лесу, Яшодхара проводила, находясь во дворце. Когда до неё доходила весть о том, что Будда принимает еду лишь в один раз в день, одевается в чивар - рясу из простой ткани, а спит на полу, то Яшодхара при дворе начала жить в таких же условиях.

После того, как Будда достиг просветления, посетил Капилавасту, все пошли к нему, чтобы приветствовать его. Яшодхара же оставалась во дворце. Сам Будда вместе с Шарипутрой навестил её. Яшодхара, поклонившись перед Буддой, задавала ему лишь единственный вопрос: "Разве та истина, которая Вами была приобретена у реки Ниранджаны под деревом бодхи-врикша, не существует здесь? Разве здесь нельзя осознавать ту же истину?" Будда не мог ответить на этот вопрос. Такой вопрос доказывает глубину знания и мудрости Яшодхары.

Когда Рахул остригся в монашество - прабаджья, Яшодхара не возражала. Наоборот, она сама постриглась в монашество. Однако, в то время Будда ещё не был готов принять женщин в буддийскую общину - Сангху. После кончины царя Шуддходхана его мачеха Праджапати Гаутами, отправилась в Ваишали, где находился Будда, и, остригая волосы и надевая монашескую рясу – бхикшу-вастра, попросила у него принять её в монашество. Будда, после долгого уговора своего любимого ученика Ананды, наконец, с большим колебанием посвятил Праджапати Гаутами в монашество. С тех пор дверь в буддийскую общину – сангху была распахнута и для слабого пола. Яшодхара тоже получила от Будды благословение на монашество.

В буддийской литературе часто упоминаются имена многих подвижниц, среди которых на почётных местах находятся Вишакха, Амрапали, Праджапати Гаутами, Кхаджутара, Криша Гаутами и др. Но нигде не встречается имя Яшодхары, после её пострижения в монашество. Она никогда не претендовала в буддийской общине на особый почёт на основе того, что она являлась супругой Будды. Она, занявшись услужением больных и немощных в сангхе, вела весьма скромную жизнь в общине. Рахул, после достижения стадии святости архата (существо, достигшее видения подлинной природы вещей), занимал достойное место одного из главенствующих ачарьев среди десяти гандхарвов Будды. Однако, Яшодхара, супруга самого почётного учителя буддизма и мать главного наставника - ачарья буддийской общины, оставалась за кулисами совершенно незамеченной, не занимая никакого почётного места в буддийской общине. Этот аспект характера Яшодхары, посвятившей себя полностью и целиком служению буддийской общины – буддха-сангха, само по себе примечателен и достоин похвалы.

Очень трогательна последняя беседа Яшодхары со своим чтимым мужем в лесу Бенуване, расположенном в Раджгрихи, в 78-летнем возрасте именно в день полнолуния месяца ваишакха. Она говорила мужу: "Теперь я стала старой. Все органы моего тела очень утомились за это время. Я с достоинством и преданностью выполнила свой долг как принцессы рода Коили, как жена наследного принца рода Шакьев и как монахиня – бхикшуни буддийской общины. Я вспомнила сейчас о своих прошлых деяниях. В прошедших рождениях я с безмерной преданностью и любовью служила Вам, как могла. В этой жизни Вы приняли меня как супругу и подарили мне сына и, в конце концов, становясь моим наставником, вели меня до стадии нирваны. Теперь у меня не оставалось никакого желания. Я с Вашего разрешения хотела бы покинуть это бренное тело. Прошу простить меня за допущенные мною как перед Вами, так же и буддийской общины какие-либо ошибки в этой жизни".

С этими словами она трижды обошла вокруг Будды, и, возвратившись в свою обитель – кути, подожгла лампаду в честь Будды. Она, только думая о Будде с почтением, многократно поклонилась со сложенными вместе руками, и в завершении всего этого, со спокойным сердцем покинула этот мир.

Мне становится не по себе, когда я вижу, что история, не оказывая почёт надлежащим образом, несправедливо забывает такую на редкость выдающуюся женщину. Непал также полностью выкинул из виду Яшодхару при выборах своих национальных гениев. Как в храмах Рамы всегда присутствует Сита на почётном месте, так и Радха занимает почётное место в храмах Кришны. Но об Яшодхаре не найдешь даже и упоминания в ступах Будды. Надо покончить с такой несправедливостью, допущенной историей. Непал, не относившись с пренебрежением, должен отдать должное и Яшодхаре, объявив её, наряду с Ситой, Бхрикути, Пасанг Лхаму, героиней страны, дополнив список национальных гениев Непала. А местечко Девадаха, являющееся столицей царства династии Коили, родиной Яшодхары, супруги Будды, надо объявить святыней буддизма, чтобы развивать его в качестве международного туризма. Там должен был построен храм, как символ самоотверженности и преданности Яшодхары. Моя убедительная просьба ко всем представителям интеллигенции и соответствующим органам власти, чтобы они с должным вниманием и чуткостью относились к данному предмету, и, не теряя времени, активно занялись исследованием и разработкой осуществления этого предложения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.