Устранение аномических проявлений в речи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Устранение аномических проявлений в речи

2022-02-11 35
Устранение аномических проявлений в речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Напомним, что нарушения лексико-грамматической стороны и связной речи не являются доминирующими в симптомокомплексе стертой формы дизартрии. Однако часто проявления аномии принимаются логопедами за лексическую недостаточность, а нарушение оптико-пространственных представлений (неправильное использование предлогов, непонимание логико - грамматических конструкций, трудности при составлении рассказов по картине и сюжетной серии) — за грамматическое недоразвитие и нарушение связной речи. На протяжении коррекционной работы по другим разделам мы так или иначе постоянно обращались к этим проблемам. Так, в разделе «Развитие пространственных представлений» значительное внимание уделено речевым заданиям. На 4 и 5-м этапах — «Развитие фонематического восприятия», «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» -  подчеркивалось, что работа должна постоянно подкрепляться наглядным материалом (картинками), что способствует установлению связи зрительный образ — слово». Однако для детей с выраженными нарушениями (3-я группа) потребуется также введение дополнительного этапа.

Работа проводится по обобщающим понятиям в традиционной последовательности. Принципиальным отличием является обязательное установление ассоциативных связей «образ — слово», поэтому логопеду необходимо иметь большое количество наглядного материала.

Виды работы:

• изучение лексического словаря по общепринятым темам;

• классификация предметов в соответствии с обобщающими понятиями;

• нахождение пар предметов по аналогии (обобщающие понятия);

• исключение четвертой лишней картинки (обобщающие понятия);

• целое и части предметов;

• отгадывание предметов по их частям;

• изучение частей тела животных и птиц;

• отгадывание предметов, животных, птиц по их описанию;

• простые аналогии. Называем ребенку пару слов, он должен закончить другую пару по аналогии: лес — деревья, луг – (трава); кошка — шерсть, рыба —... (чешуя) и т. д.

Эффективность логопедической работы по коррекции легкой формы дизартрии у детей во многом определяется личностными качествами как логопеда, так и ребенка. При этом чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов нужно проявлять много терпения и упорства.

Таким образом, логопед, работающий с детьми, имеющими легкую форму дизартрии, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. Все это должно проходить легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращал занятия в нудные тренировки.

Данные формы способствуют более эффективной работе по преодолению всего симптомокомплекса, входящего в понятие «стертая форма дизартрии».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением / 0. С. Боромыкова. — СПб., 1999.

2. Бырченко, Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Т. Бырченко, Г. Франко. — М., 1991.

3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. — М., 1985.

4. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5—7 лет / А. Е. Воронова. — М., 2006.

5. Гудимов, В. П. Поющая азбука / В. П. Гудимов, А. А. Лусинян, О. П. Ананьева. — М., 1998.

6. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дисграфии / В. А. Киселева. — М., 2007.

7. Краузе, Е. Логопедический массаж / Е. Краузе. — М., 2002.

8. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб., 2001.

9. Лопатина, Л. В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стёртой дизартрией / Л. В. Лопатина // Логопед в детском саду. — 2005. — № 1.

10. Микляева, К В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. — М., 2004.

11. Руднева, С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. — М., 1972.

12. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — М., 2005.

13. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М., 2002.

14. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — М., 2007.

15. Смирнова, И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2003.

16. Федосова, О. Ю. Особенности Звукопроизношения детей с лёгкой степенью дизартрии/ О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду.—2ОО4.—№ 1.

17. Федосова, О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с лёгкой степенью дизартрии /О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. — 2005. — № 2.

18. Федосова, О. Ю. Дифференциальный подход к диагностике лёгкой степени дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду.—2ОО4.-№  3.

19. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. — М., 2005.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика стертой формы дизартрии. Современный взгляд на проблему

Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии

Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики

Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения

Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза

Состояние лексико-грамматического строя речи

Состояние связной речи

Состояние оптико-пространственных представлений

Состояние слухоречевой и зрительной памяти

Диагностика стертой формы дизартрии

Раздел 1. Изучение и анализ анамнестических данных

Раздел 2. Обследование состояния высших психических функций и процессов

Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры

Состояние фонематического слуха

Состояние просодической стороны речи

Состояние звукопроизношения

Состояние лексико-грамматического строя речи

Состояние связной речи 40

Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений

Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов

Раздел 3. Обследование состояния чтения и письма

Описание представителей различных групп детей со стертой формой дизартрии

Коррекция стертой формы дизартрии

Развитие двигательной сферы

Постановка и развитие навыков правильного дыхания

Развитие громкости, высоты голоса и интонации

Мимические и артикуляционные упражнения

Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза пространственных представлений

Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза

Коррекция звукопроизносительной стороны речи

Устранение аномических проявлений в речи

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.