Автоматизация и введение звуков в речь — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматизация и введение звуков в речь

2022-02-11 29
Автоматизация и введение звуков в речь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. У детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства звуков предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре ГС. В ряде случаев, например при формировании звуков [с], [с’], [р], [р’], допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатываем в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.

От закрепления звука в слогах переходим к его отработке в словах.

Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка закрепления звука в словах: в начале слова, в конце слова (если согласный глухой), в середине слова, в словах со стечением согласных.

В некоторых случаях звуки [р] и [р’) формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», а наоборот.

В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть формируемый гласный звук — под ударением, а согласный — перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений. (Чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется.)

На примере звука [л] представляются этапы закрепления данного звука в играх и упражнениях:

1) закрепление звука [л] в словах в сильной позиции:

— Закрепление звука [л] в начале слова.

И гра «Покажи и назови».

Детям показывается коробка с предметам и, игрушками или картинками, в названии которых звук [л] находится в начале слова в сильной позиции. Предлагается по очереди доставать предметы и, показывая всем, громко называть их.

— Закрепление звука [л] в конце слова.

 

И гр а «Что ты делал?».

Дети по очереди называют слова-действия, отвечая на вопрос «Что ты делал?».

Например: шёл, ел, мыл, давал, читал, писал, сидел и др.

— Закрепление звука [л] в середине слова.

 Игра «Что я видел?».

На столе выставляется 4—5 игрушек (юла, белка, кукла, флажок). Ребенок запоминает порядок их расположения, поворачивается и говорит: «Я видел юлу, белку, куклу, флажок».

И гр а «Образуй родственные слова».

И гр а «Добавь звук».

И гр а «Посчитай-ка».

2) Закрепление звука [л] в словах в безударной позиции:

— Закрепление звука [л] в начале слова.

Игр а «Кто больше?».

Просьба отобрать и назвать картинки с изображением растений (цветов, игрушек, животных), в названии которых имеется звук [л] в начале слова.

Например: лаванда, лосёнок, лошадка, лопух и др.

Игра «Превращение слов».

И гр а «Всезнайка».

И гра «Умные часы».

— Закрепление звука [л] в конце слова.

Игра «Весёлый поезд».

Игр а «Скажи про мальчика».

— Закрепление звука [л] в середине слова.

Игра «Добавь слово».

Предлагается закончить предложения, назвав картинку.

Клава мыла ладони... (мылом).

Лада надела на голову белый... (платок).

Слава мыл палубу на... (теплоходе).

И гра «Один — много».

И гра «Кто больше».

И гр а «Чудо-дерево».

Хочется отметить, что если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, так как частотность закрепляемого звука в специальных текстах превышает его распределение в естественной речи. Самостоятельная речь ребенка должна стать основной формой работы. На занятиях нужно стараться приблизить детей к живой ситуативной обстановке. С этой целью предлагаются игры типа лото, отгадывание загадок, сюжетные игры с называнием однородных предметов, игры в вопросно-ответной форме, беседы на определенные темы.

На заключительных занятиях по формированию звукопроизношения полезно включать игры, построенные по типу популярных телевизионных передач «Смак», «Поле чудес» и др. Это вызывает большой интерес у детей, их активное участие.

Такие задания способствуют не только закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей, но и обогащению словарного запаса у детей, активизации речевого общения.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией будет проходить более успешно, если сопровождать речь движениями. Здесь на помощь приходит фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Фонетическая ритмика решает задачу развития речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений.

Так, занимаясь постановкой и автоматизацией правильного произношения, логопед упражняет ребенка в ориентировке на ритм повтора и чередования.

• Произносим длительно с-с-с и проводим рукой плавно и медленно перед собой.

• Произносим отрывисто с, с, с и рука движется рывками (пунктиром).

• Чередуем произнесение слогов: СА руки подняты в стороны вверх, СО руки округлены перед грудью, СУ — руки вытянуты вперед, СЫ — растянуты в стороны.

Проговаривание слов и предложения может сопровождаться дирижированием (движение руки относится к произнесению одного или нескольких слов на выдохе).

Заучивание стихов также сопровождаются ритмичными движениями.

Самокат, самокат,

Самокату очень рад.

Сам качу, сам качу.

Сам качу куда хочу.

Ребенок читает стихотворение и изображает езду на самокате.

Этой щеткой чищу зубы.

(Имитация чистки зубов.)

Этой щеткой башмаки.

(Наклон вниз, имитация чистки ботинок.)

Этой щеткой чищу вещи.

(Наклоны в стороны.)

Все три щетки мне нужны.

(Приседания.)

На материале поставленных и автоматизируемых звуков продолжается работа по развитию фонематического восприятия. По мере постановки звуков параллельно проводится их дифференциация со звуками, близкими по артикуляторно - акустическим признакам.

 

3. Дифференциация поставленных звуков

После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.

• Дифференциация звуков [ш] — [ж].

• Дифференциация звуков [с] — [ш].

• Дифференциация звуков [з] — [ж].

• Дифференциация звуков [с] — [ш] — [з] — [ж].

• Дифференциация звуков [л] — [л’].

• Дифференциация звуков (ш] — [щ].

• Дифференциация звуков [р] — [р’].

• Дифференциация звуков [л] — [р],

• Дифференциация звуков [ль] — [р’].

• Дифференциация звуков [л], [л’] — [и] (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

• Дифференциация звуков [р], [р] — [и] (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.