Влияние «близнецовой ситуации» на социализацию близнецовых пар. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Влияние «близнецовой ситуации» на социализацию близнецовых пар.

2022-02-10 28
Влияние «близнецовой ситуации» на социализацию близнецовых пар. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ученые из Падунского университета Италии пришли к выводу, что еще неродившиеся близнецы пытаются построить отношения друг с другом, демонстрируя первые признаки социализации. К такому выводу ученые пришли в ходе наблюдений за развитием эмбрионов в утробе матери.

Впервые ученым удалось доказать, что человек настолько общественное существо, что характерные действия начинает совершать, еще будучи плодом.

Подтверждение было получено благодаря методу четырехмерной ультрасонографии, использующей принципы подводной локации. Ультразвук с частотой примерно 30 кГц направляется на исследуемую поверхность тела через специальный датчик, и эхо отраженного звука используется для формирования электронного изображения различных структур тела. Посредством ультрасонографии врачи обычно наблюдают за развитием плода в матке.

В эксперименте участвовали пять пар близнецов. В ходе исследования выяснилось, что даже в 14 недель они специально старались прикоснуться друг к другу ручками и приближались лицами. В животе они делали разные жесты, а если их руки соприкасались, то они старались задержаться и продлить прикосновение.

Кроме того, дотрагиваясь до чувствительных областей лица друг друга, например, около глаз, близнецы старались делать это как можно нежнее. Любопытно, что к 18 неделям эта своеобразная дружба крепла, близнецы тратили уже 30% своего времени, чтобы дотянуться и погладить своего будущего братика или сестричку.

Еще в 30-х годах появились работы, в которых говорилось об особой психологической ситуации в парах близнецов, особом «эффекте близнецовости» или «эффекте пары». Основными особенностями этой особой психологической ситуации являются две борющиеся тенденции: к индивидуализации каждого члена пары и, наоборот, к отождествлении со своим соблизнецом. Первая, в крайних случаях, может при­вести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеоб­разному сопротивлению против «второго - такого же», а вторая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем - отдельной личностью. С возрастом вторая тенденция обычно ослабевает, уступая место первой, причем у близ­нецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

X. фон Браккен  еще в 1934 г.  описал феномены дисгармонического  и гармонического соперничества близнецов: «соревнование друг против друга» и «со­ревнование друг с другом». Сна­чала предполагалось, что первое характерно для дизиготных близнецов, а вто­рое - для монозиготных близнецов, но в дальнейшем это не подтвердилось, так как оба типа взаимодействий встречаются и у тех, и у других типов близнецов. Также он опи­сал и некоторые специфические для пары социальные роли: «министра внутренних дел» и «мини­стра внешних сношений», осуществляющего общение с внешним миром. Позднее ролевые отношения, существующие в повседневной жизни близнецов, были описаны итальянским исследователем Л. Геддой и другими зарубеж­ными авторами, а среди отечественных В.В. Семеновым [51, с.137] и Н.В. Искольдским [24, 66].

Они же продемонстрировали, как деление ролей влияет на оценку внутрипарного сходства и, соответ­ственно, на величину соотношения наследуемости, о чем уже говорилось ранее. А в работах И.И. Канаева [25,70] было показано, как роли «старшего», который родился первым и «младшего», ведущего и ве­домого, формируют различия в психологическом облике близнецов.

Однако наиболее детально близнецовую ситуацию исследовал Р. Заззо и описал в 1960 г. в книге «Близнецы: пара и личность» [59]. Он ввел и само понятие «близнецовая ситуация», утверждал необходимость ее изучения и показал ее проявления.

Согласно ему, на фоне сходства близнецов, порождаемого и генетическим сходством и тем, которое формируется широкой средой, выделяется еще один фактор, создающий и специ­фическое сходство, и различия в глубине его, — близнецовая ситуа­ция, своеобразный «микрокосм», результатом действия которого мо­жет стать и дивергенция  и конвергенция развития.

С помощью этого варианта метода решаются две задачи. Первая из них - общепсихологическая: поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей и в этом смыс­ле можно сказать, что мы все «близнецы», может быть прекрасной моделью для изучения процессов индивидуа­лизации, влияния конкретных семейных и внутрипарных факторов на формирование тех или иных психологических черт и т.д. Вторая задача по существу есть исследование, во-первых, пригодности са­мого близнецового метода, а также утверждение о сходстве средовых действий в парах монозиготных и дизиготных близнецов и, во-вторых, вопроса о том, характерна ли среда близнецов среде, в которой развиваются одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко своеобразны, имеют собственные, только им присущие зако­номерности, то близнецы перестают быть выборкой, характерной общей популяции, и не могут быть использованы для изучения общих закономерностей.

К двум задачам на наш взгляд, необходимо добавить  и третью, связанную с жизнью самих близнецов. Чрезмерная, не ком­пенсируемая идентификация себя со своим соблизнецом, или пары как целого, как особой «единицы», приводящая к отсутствию личной идентичности, может стать причиной формирования личностных черт, затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом воз­расте. Кроме того, отмеченные еще Р. Заззо и затем А. Р. Лурия особен­ности речевого развития близнецов, точнее формирование прими­тивной речи, может привести к отставанию и в общем интеллектуальном развитии [38].

Жизнь близнецов особенна тем, что два ребенка находятся на одной стадии психического и физического развития, они почти всегда общаются друг с другом, имеют похожий жизненный опыт. Из-за необычного отношения к ним, близнецы с раннего детства растут в несколько уникальной атмосфере. Большая часть окружающих воспринимают близнецовую пару как  целое, неразделимое, не обращают внимания различиям детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и тому подобное. Как отмечается многими исследователями близнецовых пар, обращение родителей, семейная обстановка,  обычно бывают более похожими для монозиготных близнецов, чем для дизиготных близнецов. Близнецы в раннем возрасте, а порой и позже, почти никогда не разлучаются, носят одинаковую, похожую одежду, слушают одни и ту же музыку, играют в одинаковые игры, близнецы вместе играют, вместе кушают, спят и т.д. Живут в одной семье, ходят в один детский сад, в одну школу. К тому же монозиготные близнецы - генетические копии друг друга. Все это особенности и приводят к тому, что близнецы оказываются очень похожими. В школе близнецы могут учиться с одинаковым успехом, любить или не любить одни и те же предметы. Такой факт не вызывает удивления, потому что, такие  дети развиваются практически в  схожих условиях. У них часто общие интересы, увлечения и друзья. Нередко они выбирают для себя одинаковые или похожие профессии. В любой сфере человеческой деятельности можно встретить таких  близнецов, которые занимаются одним и тем же видом деятельности и достигших высоких результатов в этой области. Все это способствует возникновению так называемой «реакции» («эффекта близнецовости») – полного сопоставления себя с близнецовым партнером, стремления ничем не отличаться от него. Выраженность этой реакции различается для членов монозиготных и дизиготных пар: между партнерами монозиготных пар устанавливаются более тесные связи, чем между членами дизиготных пар.

С самого рождения между близнецами складываются определенные отношения, отличающиеся от принятых отношений между сестрами и братьями, - «близнецовая ситуация», которая накладывает неизгладимый отпечаток на развитие близнецов и их взаимоотношения с родителями и другими людьми. Рене Заззо,  написал в своей книге о близнецах, что близнецовая пара часто образует свой необычный  микрокосм, характеризующийся  спецификой как внутри себя, так и во взаимоотношениях с внешним миром и с другими людьми. Необычная, особая близнецовая среда приводит к тому, что между близнецами устанавливаются более интимные, близкие, доверительные  отношения, чем между обычными сестрами и братьями. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку с близнецовым партнером, они чувствуют так же остро, как на разлуку с матерью [7].

Ценность близнецового партнера для соблизнеца с самого рождения так высока, что отношения в близнецовой паре можно охарактеризовать как общие. Если основной проблемой у одиночнорожденного ребенка является преодоление совместных связей с матерью, то близнецы должны решить еще одну проблему – «отграничить» себя от своего соблизнеца, причем, чем больше сходство, тем более задача становится сложной. Даже маленький младенец, еще не научившийся передвигаться, каким-то удивительным образом умудряется повернуться в кроватке так, чтобы быть как можно ближе к своему близнецу, прислушивается к его дыханию, может сосать его пальчики, он тянет к нему ручки, и др. Специфичным явлением для близнецов бывает употребление местоимения «мы» вместо «я», монозиготные близнецы позже начинают узнавать себя на фотографии и в зеркале, на 3 месяца позже, чем  дизиготные близнецы, они позже других детей начинают употреблять собственное имя, откликаются не только на свое, но и на имя соблизнеца.

«Реакция близнецовости» может приводить к задержке развития личности детей. Желание во всем походить друг на друга, сопоставление себя с близнецовым партнером, влияют на формирование самосознания и приводят к затруднению процесса индивидуализации у близнецов. В процессе становления личности ребенка одним из центральных образований является система «я». Большая взаимная отождествление близнецовых партнеров приводит к тому, что такой процесс формирования самосознания существенно отличается у близнецов по сравнению с другими детьми. Обретение ими чувства собственной схожести, характеризующиеся отделением себя от других, овладением схемой тела, развитие личности близнецов,  во многом зависят от характера взаимоотношений в одной близнецовой паре, от того, как они воспринимают друг друга и себя.

Близнецы определенным образом распределяют между собой различные навыки, функции. Например, один из них может отвечать за общение с внешним миром, беря на себя полностью функцию представителя пары при общении с окружающими, а другой близнец при этом может вообще не развивать у себя такие навыки, так как близнецы, воспринимающие себя как целое, считают, что довольно хотя бы одному из них овладеть соответствующими навыками.

Распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте, бывают такие случаи, когда близнецы отказываются работать, учиться  или служить в армии в разных местах. Множество раз описаны такие случаи полной взаимозависимости близнецов, когда каждый из близнецовой пары по отдельности чувствует себя совершенно беспомощным, поскольку близнецы обладают взаимодополняющими качествами личности. Например, один из них умеет считать, а другой - писать.

Самым главным источником распределения ролей в паре служат различия при рождении. Это может быть разница в весе, росте, порядка рождения или разное отношение к ним матери. Считая перворожденного близнеца старшим,  родители формируют у него настроенность на лидерство в внутри паре, и тогда ребенок начинает вести себя в соответствии с приписанный ему ролью, и оно служит главной причиной первичного разделения близнецов (H.von Bracken, 1978, A.Anastasi, 1958).

«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р. Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями [8].

Близнецовые ситуации создают и другие трудности для близнецов. В газете «Ньюс уик», Нью-Йорк, пишут, что близнецам, сами того не осознавая чувствующим все оттенки душевного состояния друг друга, часто бывает сложно адекватно выразить свои чувства и мысли при помощи слов. Они легко заводят новые знакомства, потому что их тесная близость друг с другом привлекает других сверстников. [1].

Воспитывая детей, родители создают тот эмоциональный климат в семье, от которого зависит развитие психики детей. Как только дети начинают ходить, появляется новая форма взаимоотношений со взрослыми, возникают новые шансы для познания самого себя [9].

Особенности развития двух братьев-близнецов с различными врожденными чертами подробно описаны В. С. Мухиной в книге «Близнецы». Разная масса тела мальчиков при рождении (2650 г и 3100 г) и роста (49 см и 51 см) сразу же начали их существенно отличать в двигательной активности. Более активным оказался брат-близнец весом 3100г. В дальнейшем проявляли любовь к одинаковым игрушкам, пытались повторять слова, но каждый произносил их по-своему повторяли одни и те же движения [6].

В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 – 18 годам у монозиготных. Семенов В.В. также говорит о том, что у монозиготных близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. Кроме того, у близнецов наступает очень быстрая утомляемость, которая сопровождается снижением внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости [7].

По данным исследований Н. Зырянова, близнецы в начальной школе учатся хуже по большинству предметов. Это обусловлено тем, что, во-первых, близнецы приходят в школу менее готовыми к обучению, чем одиночнорожденные дети, а во-вторых, в силу специфических «близнецовых» особенностей они с большим трудом привыкают к школьным требованиям [3].

В подростковой возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. Дизиготные близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать [4].

Сделав анализ нескольких работ, посвященных воспитанию и развитию близнецов, можно выделить основные положения близнецовости: 

1. При рождении у близнецов обычно маленький рост и вес.

2. Отмечается особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также почти всегда отец уделяет внимание более смелому, активному, сильному, а мать – более слабому.

3. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности на способность сострадать.

4. Обычно в младенчестве близнецы играют друг с другом как с зеркалом, что в дальнейшем ведет к трудности осознания собственного «Я»:

- сложности в различении своего имени;

- частые смешения местоимений «Мы» и «Я»;

- трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии.

Могут возникнуть трудности с разграничением собственной личности и личности соблизнеца, что в дальнейшем приводит к недоразвитию некоторых черт личности у каждого, что делает их чрезвычайно зависимыми друг от друга.

5. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим - роли «ведомого». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям.

6. Психологическое сходство возникает за счет общего жизненного и эмоционального опыта  и в результате навязывания со стороны окружающих установки «быть во всем похожими».

7. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что также может привести к задержке речи и трудности с чтением.

8. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, усиливая негативное влияние близнецовой ситуации. Замкнутость пары препятствует установлению широких социальных контактов с окружающими.

9. В среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе. Причиной неуспеваемости является не только отсталость физического развития, но и особенности их психического развития. В старших классах успеваемость у близнецов улучшается.

10. Часто происходит кризис пары в подростковом возрасте, когда близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Возникает сильное соперничество.

11. Отмечается повышенная агрессивность у близнецов, в частности у монозиготных, где их конфликтность относят к трудности контроля поведения. Их агрессивные реакции происходят как разрядка высокого напряжения. Становление у них социально приемлемых форм зависит от воспитания и от возможностей внутренней регуляции.

Говоря о дизиготных близнецах, особое внимание следует уделить разнополым близнецовым парам, которые чаще всего состоят из мальчика и девочки. Возможны и другие варианты, как, например, появление трех близнецов, из которых двое - монозиготные девочки, а третий - их брат - из другой яйцеклетки. Разнополые близнецы похожи на просто брата и сестру, растущих в одной семье. Однако они имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью.

Поскольку разнополые близнецы – дизиготные, то у них от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.

В одной статье, авторами которой являются Н.М.Зырянова и С.Д.Пьянкова, говорится, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые дизиготные близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство. Но разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья - все это сближает и объединяет партнеров по близнецовой паре. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.

В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Авторы различных книг по близнецам сходятся во мнении, что чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Хотя в ряде случаев Н.М Зырянова и С.Д.Пьянкова выделяют такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов, которые изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре (Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова).

Широко распространенное мнение об «одинаковости» монозиготных близнецов действительно базируется на своеобразном проявлении идентичности их генотипов. Это утверждение хорошо документировано многочисленными исследованиями по изучению разлученных в детстве близнецов, которые многие годы даже не знали о существовании друг друга: оказалось, что разлученные монозиготные близнецы значительно больше похожи не только внешне, но и по поведению, выбранной профессии, привычкам, количеству детей (одинакового пола), событиям в жизни и т. д., чем дизиготные близнецы выросшие вместе. Однако, отталкиваясь от наблюдаемых внешне проявлений сходных или различных генотипов, люди, имеющие дело с близнецами, начинают приписывать им сходство или различие черт, которые не определяются генотипически, во всяком случае, непосредственно [3].

Это «приписывание» не может пройти бесследно для формирования психики близнецов, особенно в тех случаях, когда оно превращается в четко формулируемую стратегию воспитания. Другим, не менее важным, негенетическим фактором, характеризующим специфику развития монозиготных близнецов, является фактор отношений самих близнецов внутри пары.

Специфика этих отношений характеризуется тем, что два ребенка одного возраста вынуждены постоянно находиться вместе. Такая ситуация приводит обычно к возникновению двух полярно действующих факторов их развития. С одной стороны, постоянное общение близнецов друг с другом, общие условия их развития, отношение к ним окружающих как к паре приводят к возникновению специфических условий развития самосознания у близнецов, к их взаимной идентификации и большей привязанности и взаимозависимости, к стремлению во всем и всегда походить друг на друга [8,с. 33-57. ].

Действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов [8,с. 33-57.].

Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития монозиготных близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. [2].

Таким образом, действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов.

Выводы по первой главе

Учитывая выше изложенное, мы можем сделать следующие выводы:

Близнецы - это дети, родившиеся в результате одной беременности. Они бывают однояйцовые и разнояйцовые, в зависимости от того, развились они из одной яйцеклетки или из разных. Однояйцовых близнецов также называют монозиготными,  разнояйцовых - дизиготными близнецами, а также двойняшками, тройняшками и т.д., в зависимости от их количества. В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов:  «крайние индивидуалисты», «в меру зависимые», «тесно связанные».

Важным средовым условием развития близнецов после рождения является близнецовая ситуация. В классической литературе принято выделять следующие характеристики близнецовой ситуации:

- существует особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями.

- у близнецов обычно при рождении маленький рост и вес, что является следствием недоношенности, однако у них достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом развитии.

- в младенчестве близнецы играют друг с другом, как с зеркалом, что ведет в дальнейшем к трудностям осознания собственного «Я» (эффект пары).

- постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать.

- особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого».

- может произойти задержка речи или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности, вербального интеллекта.

- в среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.

- близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, что усиливает негативное влияние близнецовой ситуации.

- в ряде случаев у близнецов отмечается повышенная агрессивность.

- часто наблюдается своеобразный кризис подросткового возраста, при котором близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность.

Речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детей-близнецов — частое явление и в школьном возрасте.

Таким образом, мы видим, что развитие детей в близнецовых парах определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.