Глава I . Теоретическое обоснование проблемы характериологических особеностей близнецовых пар — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава I . Теоретическое обоснование проблемы характериологических особеностей близнецовых пар

2022-02-10 46
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы характериологических особеностей близнецовых пар 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Близнецовые пары  встречаются в нашей жизни не  настолько часто, поэтому они вызывает очень большое любопытство окружающих.

Близнецы интересовали исследователей с древних времен, так как во все времена рождение близнецов было необыкновенным явлением, вызывавшим любопытство, внимание, интерес и удивление [61]. Феномен близнецовости  получил отражение в  изобразительном искусстве, в обрядах и культах, поэзии и художественной литературе. Продуктом такой же работы были находки и обобщения, как предвосхищавшие открытия ученых, так и касающийся те проблемные вопросы, к решению которых наука о близнецах еще только-только начинала приближаться [45].

Несмотря на неправильность таких предположений, люди всегда пытались логически объяснить появление близнецов. Желание понять такое событие не прерывается  и по настоящее время. Наука выясняющая происхождение (из одной или разных яйцеклеток) близнецов и анализирующая признаки их различия и сходства с позиций генетики, физиологии и психологии, морфологии называется -   геммелологией. Удивительная внешняя схожесть близнецов создает иллюзию аналогичности их психологических характеристик, однако это только лишь первое впечатление. В специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: межличностное отношение близнецов и отношение окружающих к близнецам. Отношение окружающих к близнецам выражается в подчеркивании одинаковости близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное взаимодействие близнецов друг с другом оказывает влияние специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер - ведомый». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их разное отношение к родителям (идентификация с матерью или с отцом), но и  биологические особенности.

По мере развития науки о близнецах, природа их стала предметом специального исследования и вместе с тем возрос интерес к близнецовым парам и к связанным с ними научным вопросам. Особенно интерес к близнецам возрос в 70-е годы XIX в., так как именно в это время  были выделены два типа близнецов – монозиготные и дизиготные. И в то время была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики. Эту методику обосновал Ф. Гальтон. Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы XX в., когда появилось надежные способы диагностики зиготности [22]. Чтобы отличать монозиготных и дизиготных близнецов, Г.Сименс в 1924 году разработал «метод сходства» для выявления типа близнецовости. Он сравнивал ряд наследственных признаков – отпечатки пальцев, рост, цвет волос и глаз. В 1934 году, О. Фершюр составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков, но главной особенностью близнецов  является не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов,  и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию [61].

Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Характерологические особенности близнецовых пар». Работа написана на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам генетической психологии человека и индивидуальных особенностей развития близнецов.

Цель исследования - исследовать личностно-характерологические особенности, включающие в себя самооценку, тревожность, невротизацию, акцентуацию характера близнецовых пар.

Объект исследования – индивидуально-психологические особенности близнецов.

Предмет исследования – характерологические особенности близнецовых пар.

Гипотеза исследования: Характерологическими особенностями близнецов являются:

1. Проявление одного вида темперамента является характерным для близнецовой пары;

2. Проявление тревожности….

3. Лидер и ведомый

Задачи исследования:

1. проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

2. исследовать характерологические особенности близнецов;

3. раскрыть особенности распределения ролей в близнецовых парах, выявить психологические типы близнецов;

4. охарактеризовать понятие «близнецовая ситуация», проанализировать и обобщить влияние «близнецовой ситуации» на психическое развитие и формирование личности близнецов;

5. Эмпирически выявить акцентуации личности на выборке близнецов.

Теоретико - методологической основой работы явились труды: Р. Заззо и А. Лурия - особенности речевого развития близнецов, близнецовый метод - Ф. Гальтон, Г. Сименс - диагностику зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров, возрастные изменения сходства свойств темперамента у близнецов – Е. Силина, Е.Лильин - наследственность, среда близнецов, И. Канаев – генетика, Е. Сергиенко - развитие близнецов и особенности их воспитания» и др.

Методы исследования:

Теоретические – анализ, синтез, систематизация, обобщение психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические - опросные методы, дедуктивный анализ, метод статистической обработки результатов исследования, например:

1. Тест - опросник Айзенка для диагностики свойств и определения типа темперамента.

2. Выявление акцентуаций (Тест - опросник Шмишека).

3. Опросник Гекса для определения характерологических особенностей.

Этапы исследования:

Первый этап – поисково-аналитический. На данном этапе изучалась психологическая литература, отражающая проблемы  характерологических особенностей близнецовых пар. Это позволило сформулировать основные позиции исследования, разработать научный аппарат исследования.

Второй этап – опытно-экспериментальный. Продолжалось изучение проблемы. Было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление темперамента  и акцентуаций характера.

Третий этап – заключительно-обобщающий. Был посвящен обобщению эмпирических данных исследования, систематизации, и описании опытно-экспериментальной работы, результаты эксперимента соотносились с рабочей гипотезой; разрабатывались и уточнялись теоретические положения и составлялось заключение; подводились итоги; оформлялись выводы исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа обобщены научные знания об особенностях характера монозиготных и дизиготных близнецов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности. Выявленные в ходе экспериментального исследования результаты можно использовать для обогащения лекционных курсов и в разработке психолого-педагогических рекомендаций.

База исследования: В исследовании принимали участие 12 пар близнецов. Возраст от 13-30 лет.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе раскрываются основные подходы к пониманию характера близнецов, понятия монозиготных и дизиготных близнецов, «близнецовой ситуации».

Во второй главе описывается организация, процедура, результаты исследования. В заключении подводятся общие итоги работы, формулируются основные выводы проведенного исследования.

В приложениях представлены основные методические материалы исследования.

 

Выводы по первой главе

Учитывая выше изложенное, мы можем сделать следующие выводы:

Близнецы - это дети, родившиеся в результате одной беременности. Они бывают однояйцовые и разнояйцовые, в зависимости от того, развились они из одной яйцеклетки или из разных. Однояйцовых близнецов также называют монозиготными,  разнояйцовых - дизиготными близнецами, а также двойняшками, тройняшками и т.д., в зависимости от их количества. В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов:  «крайние индивидуалисты», «в меру зависимые», «тесно связанные».

Важным средовым условием развития близнецов после рождения является близнецовая ситуация. В классической литературе принято выделять следующие характеристики близнецовой ситуации:

- существует особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями.

- у близнецов обычно при рождении маленький рост и вес, что является следствием недоношенности, однако у них достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом развитии.

- в младенчестве близнецы играют друг с другом, как с зеркалом, что ведет в дальнейшем к трудностям осознания собственного «Я» (эффект пары).

- постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать.

- особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого».

- может произойти задержка речи или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности, вербального интеллекта.

- в среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.

- близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, что усиливает негативное влияние близнецовой ситуации.

- в ряде случаев у близнецов отмечается повышенная агрессивность.

- часто наблюдается своеобразный кризис подросткового возраста, при котором близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность.

Речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детей-близнецов — частое явление и в школьном возрасте.

Таким образом, мы видим, что развитие детей в близнецовых парах определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

 

Выводы по главе II

 

1.В ходе исследования были последовательно решены следующие теоретические задачи: проведен анализ проблемы черт и типов личности, выявлены основные концепции и принципы теории типов личности, рассмотрены типы личности в теории Г.Ю. Айзенка.

2.Теоретический анализ показал, что теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными что большинство людей не подпадает под крайние категории.

3.Айзенк видит лишь два главных типа (субчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия, стабильность-нейротизм. По мнению Айзенка и других последователей диспозицинного направления в подходе к личности, базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. И, соответственно, по Айзенку, явные особенности поведения человека являются результатом комбинаций двух основных субчерт личности. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум субчертам, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма, он придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем другие персонологи.

Айзенк, помимо опросника EРi, еще несколько опросников для оценки основных субчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.

4.В эмпирическом исследовании была поставлена задача проведения диагностического исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi.

Результаты теста-опросника Шмишека позволили выявить следующие типы акцентуаций характера у испытуемых (Таблица № 2).

Таблица № 2

 
 
                     
                         

У восьми близнецов был выявлен тип акцентуации характера «Гипертимный». Эти подростки чрезмерно контактны, словоохотливы. Они привлекательны для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.

У пяти близнецов  был выявлен тип акцентуации характера «Циклотимный». Этим подросткам свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми.

У двух  был выявлен тип акцентуации характера «Тревожный». Этим близнецам  свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.

У одного близнеца был выявлен тип акцентуации характера «Эмотивный». Эти подростки предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с «полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу.

У двух был выявлен тип акцентуации характера «Возбудимый». Этим подросткам присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии эти подростки часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.

У четырнадцати близнецов был выявлен тип акцентуации характера «Экзальтированный». Эти подростки отличаются высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтовни, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находится в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно слушать другого, сделать, о чем просят, исполнительность.

У одного  был выявлен тип акцентуации характера «Дистимный». Этим подросткам свойственна низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистичное настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться.

Необходимо отметить, что у восьми выявлен смешанный тип акцентуации характера. Сочетание экзальтированного с циклотимным типом встречается у трёх испытуемых, гипертимного типа с экзальтированным также у трех, у одного подростка отмечается сочетание гипертимного с тревожным типом и также у одного экзальтированный с тревожным типом акцентуации характера.

 

Представим для наглядности полученные результаты в сводной таблице № 3.

 
 
 
 
ФИО Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду.
Б.А.С. гипертимность, циклотимность, застревание, демонстративность
Б.К.С. циклотимность, возбудимость, тревожность
Б.И.И. циклотимность, эмоциональность, застревание, экзальтированность
Б.Н.И. гипертимность, эмоциональность, тревожность, экзальтированность
Г.В. гипертимность, эмоциональность
Г.Р. гипертимность, тревожность
И.Г. гипертимность, эмоциональность, демонстративность, экзальтированность
И.Г. демонстративность, гипертимность, эмоциональность, тревожность
И.Г. циклотимность, эмоциональность, экзальтированность
К.В. циклотимность, тревожность, экзальтированность
К.Р. гипертимность, дистимичность, застревание
К.А.Ф. дистимичность, циклотимность, демонстративность, тревожность
К.А.Ф. педантичность, гипертимность
М.Г.Р. гипертимность, дистимичность, демонстративность, педантичность
М.З.Р. тревожность, гипертимность, эмоциональность
М.Д.Х. гипертимность, эмоциональность, демонстративность
М.Д.Х гипертимность, тревожность
С.А. циклотимность, эмоциональность, тревожность, возбудимость
 
         

 

Сравнивая результаты сводной таблицы можно увидеть, что у испытуемых с типом «гипертимный» отмечается высокий уровень общительности, что на наш взгляд может говорить о согласованности результатов. «Циклотимные» близнецы обнаружили уровень общительности выше среднего и средний уровень, что также соответствует действительности.

У близнецов  с типом характера «экзальтированный» наблюдается уровень общительности от очень высокого до уровня «ниже среднего», что можно объяснить перепадами в настроении, которые могут влиять и на характер общения.

Близнецы с «дистимным» типом показал высокий уровень общительности, в данном случае, результаты несколько не согласуются.

У испытуемого с типом «эмотивный» выявлен уровень общения выше среднего, такой результат вполне допустим.

Две близнецы с «возбудимым» типом характеризуются уровнем общения выше среднего, здесь можно говорить о несогласованности результатов. Или говорить о влиянии ведущей деятельности этого возраста на уровень общительности.

Тревожный тип отмечается только в смешанном сочетании и поэтому не достаточно сильно может влиять на уровень общительности.

 

 

Заключение

Нами был описан в работе личностный опросник Айзенка EРi, а также проведенное с его применением диагностическое исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. “За рубежом”, №7(1440), 1988 (Ньюс Уик, Нью-Йорк)

2. Аверина И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индиви­дуальных особенностях памяти школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук.М., 1983.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т 1.М., 1980.

4. Анохин А.П. Изменчивость и наследуемость нейродинамических характерис­тик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Канд. дисс. М.,1987.

5. Беляев Д.К., Бородин П.М. Влияние стресса на наследственность и изменчи­вость и его роль в эволюции//Эволюционная генетика. Л., 1982. С. 35-59.

6. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность//Фролов И.Т. (отв.ред.). Чело­век в системе наук. М., 1989. С. 155-164.

7. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.

8. Босик Л.Я. К вопросу о роли наследственности и среды в физиологии и патологии детского возраста//Труды Медико-биологического института им. Горь­кого. Т. 3. 1934. С. 33-57.

9.  Брагина Н.Н., Доброхотова Т.П. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.

10. Бумсма Д., Ван Баал К. Лонгитюдное генетическое исследование показате­лей интеллекта у близнецов 5-7 лет//Вопросы психологии. 1997. №4. С. 117-127.

11. Вайнберг B.H. Интеллект близнецов//Цейтлин А Г. (ред). Проблемы возрас­тной педагогики. М.,1930. с 110-145.

12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 1997. – 323.             

13. Гилберт С. Биология развития. М., 1994. Т 2.

14. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование ге­нетических основ индивидуально-психологических различий//Психологический жур­нал. 1984. № 4. С. 95-108.

15. Трубников В.И. Предик­торы индивидуальности ребенка в многодетной семье//Мир психологии. 1996. № 4. С. 137-148.

16. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей//Вопросы психологии. 1991. № 1

17. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

18. Егорова М.С. Исследование темперамента в возрастной генетике поведения//Малых С Б. (ред). Генетика поведения: количественный анализ психологи­ческих и психофизиологических признаков в онтогенезе. М.,1995. с 59-71

19. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: норма, 2002.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.

21. Зырянова Н.М. Близнецы вступают во взрослую жизнь.// Семья и школа, 2007, № 9. с. 15-17.

22. Зырянова Н.М. Близнецы. – М., 2006.

23. Зырянова Н.М. Школьный путь близнецов// Семья и школа, 2007, № 8. с. 12-14.

24. Искольдский Н.В. Влияние внутрипарного взаимодействия близнецов на оценку наследуемости некоторых психологических характеристик. Новые исследо­вания в психологии и возрастной физиологии. М., 1989.

25. Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Изд-во АН СССР,  1959.

26. Канаев И.И., «Близнецы и генетика»,Л. – 1968

27. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Юнити, 1997

28. Костина Е. Близнецы. – М.: Семья, 1998.

29. Кочубей Б.И., Семенов В.В. «Близнецы: проблема воспитания и развития», М. – 1985.

30. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

31. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1999.

32. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Нейрофизиологические особенности близнецов//Особенности развития близнецов/Г К. Ушаков (ред). М., 1977.

33. Куницина В.Н. и др. Межличностное общения. – СПб, 2002.

34. Лебединский М.С. Проблемы наследственности в психологии и метод близнецов//Психология, 1932.№1-2. С. 163-201

35. Левит С. Г. Человек как генетический объект и изучение близнецов как метод антропогенетики//Медико-биологический журнал. 1930.№4-5. С. 273-287.

36. Левит С.Г. Некоторые итоги и перспективы близнецовых исследований// Труды Медико-биологического института. Т. III. 1934. С. 5-17.

37. Лильин Е.Т., «Близнецы, наследственность, среда», М: Знание – 1975

38. Ломов Б.Ф., Равич-Щербо И.В. (ред.). Проблемы генетической психофизио­логии человека. М., 1978.

39. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка//Вопросы психологии. 1962. № 3. С. 15-22.

40. Мухина В.С. Близнецы. - М.: Народное образование, 1997.

41. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2003.

42. Немов Р.С.Психология / 3 т. – М.: Владос, 1998

43. Никитюк Б.А., «Генетические исследования развития человека на основе изучения близнецовых пар», М. – 1974

44. Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1994.

45. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. - М., 2003.

46. Психологический словарь/Под ред. В В. Давыдова и др. М.,1983.

47. Психология индивидуальных различий (Хрестоматия), М. – 2000

48. Равич-Щербо И.В. Исследования по психогенетике человека//Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 178-187.

49. Радугин А.А. психология и педагогика. – М.: Центр, 1996.Реан А.А. и др. Психология и педагогика. – СПб., 2000.

50. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1999. Кн. 2. - 480 с.

51. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности челове­ка/Под ред ИВ Равич-Щербо.М., 1988.

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-еизд.М., 1946.

53. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. (ред.). Антропология. Хрес­томатия. М.,1997. С. 183-193.

54. Семенов В., Кочубей Б. Близнецы. Проблемы воспитания и развития. -М.: «Просвещение», 1996.

55. Сергиенко Е.А. и др. «Развитие близнецов и особенности их воспитания», М: РАН, 1996

56. Серов В.Н. Практическое акушерство. Руководство для врачей. - М.: «Медицина», 1989.

57. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 1999.

58. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивиду­альных различий: опыт исследования близнецовым методом. М.,1991

59. Тутунджян О.М. Проблема генезиса «развития личности» в трудах Рене Заззо. «Проблемы личности». Материалы симпозиума. Т. 2, М., 1970.

60. Ушаков Г.К. (ред). Особенности развития близнецов. М., 1977.

61. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.

62. Штерн К. Основы генетики человека. М., 1965.

63. ЭрманЛ., Пирсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.

64. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Опросник Айзенка

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам ли нет)?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Сделали бы Вы почти все что угодно на спор?

11. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичным незнакомцем?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так что все горит в руках, a иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считаете ли Вы себя человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочесть книгу об этом, нежели спросить?

33. Бывают ли у Вас сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы платите за провоз багажа на транспорте?

37. Вам приятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете возможности поговорить с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены ши­рокого общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

51. Мы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

 

 

Приложение 2

Таблица 1.

Показатели по шкале «Искренность»

ФИО Балл
1 Б.А.С. 2
2 Б.К.С. 1
3 Б.И.И. 3
4 Б.Н.И. 2
5 Г.В. 4
6 Г.Р. 3
7 И.Г. 6
8 И.Г. 5
9 И.Г 3
10 К.В 2
11 К.Р 3
12 К.А.Ф 3
13 К.А.Ф 2
14 М.Г.Р. 5
15 М.З.Р 5
16 М.Д.Х 3
17 М.Д.Х 1
18 С.А 0
19 С.З. 1
20 С.С.М. 3
21 С.Х.М. 2
22 Х.А 6
23 Х.А 5
24 Е.Д 2
25 Е.Ф 1

 

 

Таблица 2.

Показатели и интерпретация по шкалам «Экстраверсия», «Нейротизм»

ФИО

Шкалы

Экстраверсия

Нейротизм

балл Интерпретация балл Интерпретация
Б.А.С. 15 Потенциальный экстраверт 21 дискордант
Б.К.С. 16 Потенциальный экстраверт 20 дискордант
Б.И.И. 15 Потенциальный экстраверт 15 Потенциальный конкордант
Б.Н.И. 17 Потенциальный экстраверт 14 Нормостеник
Г.В. 8 Потенциальный интроверт 6 Конкордант
Г.Р. 10 Потенциальный интроверт 11 Нормостеник
И.Г. 18 Потенциальный экстроверт 7 Потенциальный конкордант
И.Г. 19 Потенциальный экстраверт 13 Нормостеник
И.Г. 11 амбиверт 15 Потенциальный конкордант
К.В. 9 Потенциальный интроверт 17 Потенциальный дискордант
.К.Р. 15 Потенциальный экстраверт 10 Потенциальный конкордант
К.А.Ф. 11 Амбиверт 9 Потенциальный конкордант
К.А.Ф. 14 Амбиверт 11 Нормостеник
М.Г.Р. 9 Потенциальный интроверт 11 Нормостеник
М.З.Р 9 Потенциальный интроверт 10 Потенциальный конкордант
М.Д.Х. 18 Потенциальный экстроверт 12 Нормостеник
М.Д.Х. 17 Потенциальный кстраверт 9 Потенциальный конкордант
С.А. 13 Амбиверт 21 Дискордант
С.З. 12 Амбиверт 16 Потенциальный диснкордант
С.С.М. 13 Амбиверт 10 Потенциальный конкордант
С.Х.М. 14 Амбиверт 9 Потенциальный конкордант
Х.А. 17 Потенциальный экстроверт 10 Потенциальный конкордант
Х.А. 16 Потенциальный экстроверт 12 Нормостеник
Е.Д. 9 Потенциальный интроверт 17 Потенциальный дискордант
Е.Ф. 8 Потенциальный интроверт 18 Потенциальный дискордант

 

Таблица 3.

Показатели типов личности

ФИО Тип личности
Б.А.С. Холерик
Б.К.С. Холерик
Б.И.И. Холерик
Б.Н.И. Холерик
Г.В.  
Г.Р.  
И.Г. Сангвиник
И.Г. Холерик
И.Г. Меланхолик
К.В. Холерик
К.Р. Сангвиник
К.А.Ф.  
К.А.Ф.  
М.Г.Р. Флегматик
М.З.Р. Флегматик
М.Д.Х.  
М..Д.Х.  
С.А. Холерик
С.З. Меланхолик
С.С.М. Сангвиник
С.Х.М. Сангвиник
Х.А. Сангвиник
Х.А. Сангвиник
Е.Д  
Е.Ф.  

Таблица 4.

Показатели акцентуации характера личности

ФИО Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду.
Б.А.С. гипертимность, циклотимность, застревание, демонстративность
Б.К.С. циклотимность, возбудимость, тревожность
Б.И.И. циклотимность, эмоциональность, застревание, экзальтированность
Б.Н.И. гипертимность, эмоциональность, тревожность, экзальтированность
Г.В.  
Г.Р.  
И.Г. гипертимность, эмоциональность, демонстративность, экзальтированность
И.Г. демонстративность, гипертимность, эмоциональность, тревожность
И.Г. циклотимность, эмоциональность, экзальтированность
К.В. циклотимность, тревожность, экзальтированность
К.Р. гипертимность, дистимичность, застревание
К.А.Ф. дистимичность, циклотимность, демонстративность, тревожность
К.А.Ф. педантичность, гипертимность
М.Г.Р. гипертимность, дистимичность, демонстративность, педантичность
М.З.Р. тревожность, гипертимность, эмоциональность
М.Д.Х. гипертимность, эмоциональность, демонстративность
М.Д.Х гипертимность, тревожность
С.А. циклотимность, эмоциональность, тревожность, возбудимость
С.З. возбудимость, экзальтированность, циклотимность
С.С.М.  
С.Х.М.  
Х.А. гипертимность, циклотимность, педантичность, тревожность
Х.А. циклотимность, гипертимность, застревание, эмоциональность
Е.Д. циклотимность, тревожность, эмоциональность
Е.Ф. застревание, возбудимость, гипертимность

Таблица 5.

Показатели ……….личности

ФИО Результаты исследования темперамента по методике Айзенка Результаты исследования акцентуации характера по К. Леонгарду. Результаты исследования по методике Гекса
Б.А.С. холерик гипертимность, циклотимность, застревание, демонстративность  
Б.К.С. х

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.