Психологическая сущность феномена близнецовых пар — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Психологическая сущность феномена близнецовых пар

2022-02-10 27
Психологическая сущность феномена близнецовых пар 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение близнецовых пар является одним из основных методов генетических исследований в психологии, биологии, медицине, позволяющим ученым оценить, что именно – наследственность или среда – в большей мере ответственны за формирование тех или иных особенностей человека, за возникновение тех или иных отклонений развития.

Дети, родившиеся при многоплодной беременности, называются близнецами. Беременность двойнями встречается один раз на 70-80 родов, тройнями – один раз на 6-7 тысяч родов, а четырьмя и большим количеством плодов наблюдается очень редко.

Метод близнецов был сформулирован окончательно  Г. Сименсом, и он предложил сравнивать монозиготных и дизиготных близнецов.

Двойни, образовавшиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток, называются двуяйцевыми двойнями, из одной оплодотворенной яйцеклетки в результате атипического деления с образованием двух или трех зародышей – однояйцевыми двойнями. Двуяйцевые двойни могут быть однополыми (обе девочки или оба мальчика) и разнополыми (девочка и мальчик) и иметь различные или одинаковые группы крови. А вот в процессе внутриутробного развития питаются каждый через свою плаценту с развитой сетью сосудов.

Однояйцевые близнецы всегда бывают одного пола (обе девочки или оба мальчика), всегда как две капли воды похожи друг на друга и группа крови у них одинаковая и у них одна общая плацента. Монозиготные близнецы генетически идентичны, то есть у них идентичный набор генов, всегда одного пола, одинаковые группы крови, и они внешне очень похожи. Дизиготные близнецы с точки зрения генетики имеют 45-55% общих генов, как и обычные братья и сестры. [56].

В отличие от дизиготных, монозиготные близнецы рождаются одинаково часто во всех народностях и возрастных группах.

Кроме монозиготных  и дизиготных, существуют и другие  виды близнецов. Это сросшиеся, то есть сиамские  и неравноценные близнецы. Сиамские близнецы – это монозиготные близнецы, которые не полностью разделились при эмбриональном развитии и имеют общие части тела или внутренние органы. Иногда  сросшихся близнецов  можно легко разделить, а иногда для этого требуется сложная операция. Однако существуют и такие которые, так не будучи разделенными, выросли здоровыми, хорошо приспособленными к жизни людьми [28].

Неравноценные близнецы – это два разных зародыша от одной беременности, из которых полностью сформировался только один. У другого зародыша наблюдаются те или иные дефекты развития. Различие между неравноценными близнецами может быть невелико: например, один может быть тяжелее другого на один килограмм или больше на два-три сантиметра. Основные различия между ними заключаются именно в массе тела и размере. Однако  во многих случаях у одного из близнецов отмечается сразу несколько недостатков физического развития, например, недоразвитие легких и сердца. Считается, что к появлению неравноценных близнецов приводит неравное деление яйцеклетки, из-за чего один близнец получает больше кислорода, питания и места в матке. Рождение неравноценных близнецов является очень редким явлением и составляет лишь около 2% многоплодных родов [56].

Есть также некоторые свидетельства в пользу существования «полярных» близнецов. Ооцит (яйцеклетка перед созреванием) разделяется, становится полярным телом и оплодотворяется вместе с исходной яйцеклеткой. В результате могут получиться близнецы, имеющие с матерью идентичный генетический набор и половину отцовских генов.

В настоящее время в среднем на каждые сто родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети - дизиготные пары [56].

Законы деления зиготы таковы, что каждый эмбрион получает ровно половину родительских генов.

Условно считается, что и монозиготные, и дизиготные близнецы, будучи одного и того же возраста и воспитываясь в одной семье, развиваются приблизительно в одной и той же среде, и, следовательно, ее влияние на них примерно одинаковое. Поэтому, сравнивая сходство в парах генетически идентичных монозиготных близнецов и генетически различных дизиготных близнецов по какому-нибудь параметру, можно определить, детерминирован ли этот признак наследственностью или средой.

Исследования близнецов сильно  важны для практики: они могут обосновать существование генетических источников различных заболеваний, особых форм поведения, выявить факторы риска возникновения физических, психических и поведенческих расстройств; позволяют изучать условия развития эмоциональной, познавательной, личностной сфер человека. Тем не менее  для точных и обоснованных выводов необходимо изучение большого количества близнецовых пар. Именно поэтому во всем мире существуют своеобразные базы данных близнецов, добровольно участвующих в организованных учеными исследованиях, такие базы данных получили название «близнецовые регистры».

Среди европейских базы данных широкую известность получили регистры в Бельгии, Дании, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Великобритании, Королевстве Святого Томаса. Вместе взятые, они дают доступ более чем к 350000 близнецовых пар всех возрастов. Регистры разных стран по-своему уникальны. Так, в рамках Мюнхенского проекта начиная с 1937 года на протяжении более шестидесяти лет, было проведено изучение 90 пар близнецов. В Италии был организован самый большой регистр близнецов-атлетов, а  в Нидерландах в близнецовом регистре собраны данные многолетних исследований 10000 близнецовых пар начиная с рождения. Очень многие страны ведут договоренные между собой исследования, сопоставляя различные данные, что позволяет изучать связанность, существующие между генотипом и культурой. Следовательно, в настоящий момент взаимодействие близнецов и ученых поистине можно назвать сотрудничеством.

Дети-близнецы рождаются весьма разными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Как правило, беременность близнецами протекает труднее, женщина чаще испытывает токсикоз, мучается от гипертонии. Близнецовые беременности короче беременностей одним ребенком. Близнецы часто рождаются менее зрелыми и недоношенными. К тому же, сами роды частенько проходят с осложнениями. Из-за всего этого дети могут отставать в развитии от своих сверстников. Они позже начинают держать голову, сидеть, ходит. В раннем детстве болеют чаще и поэтому оказываются физически более слабыми. Отставание близнецов проявляется не только в физической, но и в умственной сфере. Так, они позже начинают говорить, часто имеют более низкие интеллектуальные показатели. Очень большую роль играет нехватка веса при рождении, причем у более легкого близнеца часто более низкий уровень интеллекта. Конечно, последствия непростого внутриутробного развития сглаживаются на протяжении раннего детства. У многих близнецов к началу школьного возраста они пропадают совсем, но у некоторых остаются [22].

Жизнь близнецов от жизни одиночнорожденных детей отличается тем, что два ребенка находятся на одной стадии психического и физического развития, постоянно общаются друг с другом, имеют практически схожий жизненный опыт - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Мы считаем, что особенности условий развития психики близнецов определяются в первую очередь пренатальным развитием; отношениями близнецов друг с другом, отношением окружающих людей к близнецам и, прежде всего, отношением к ним их родителей [40].

В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих, то есть родителей, одноклассников, друзей и так далее  к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается и у монозиготных близнецов, и у дизиготных, однако у дизиготных близнецов больше, в то время как у монозиготных чаще встречается чередующаяся доминантность. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности, такие как рост, вес при рождении, внутриутробное положение каждого из них, но и физическая среда, школьная успеваемость [54].

Е.А. Сергиенко с соавторами говорит о неодинаковом влиянии данных факторов на дизиготных и монозиготных близнецов. У монозиготных близнецов – больше внимания при распределении ролей внутри пары уделяется школьной успеваемости, интеллектуальному развитию и физической силе, а у дизиготных играет роль порядок рождения, вес и рост при рождении. Разнополые дизиготные близнецы занимают промежуточное положение между перечисленными парами. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое будет определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Это относится к неправильному определению зиготности, где монозиготные близнецы все равно будут более похожи, чем дизиготные [55].

А. Гезелл также сомневался в том, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. Например, у дизиготных близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д. Бумсма Д. и Ван Баал К. предположили, что, генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка [44].

Здесь можно отметить эффект тренировки, который увеличивает несходство близнецов. Подобные исследования хорошо проводить на монозиготных  близнецах, у которых тип и темп созревания, определяемый в раннем детстве генетической программой, одинаков. Но в работах Гезелла также показано, что разница, например, в речевом развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1.5 – 2 лет, стерлась в течение трех месяцев.

Различия близнецов в основном определяются тремя факторами [54]: качеством кровоснабжения во внутриутробном периоде, весе при рождении и порядке рождении. Несмотря на то, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов, у них отмечаются различия морфологической и двигательной несхожести и индивидуальный темп созревания (Сергиенко и др.). С другой стороны некоторые авторы считает, что в генах имеются своего рода “встроенные часы”, которые активизируют развитие в различные переломные моменты жизни.

В частности этого мнения придерживается Луиджи Джедда, директор римского Института имени Грегора Менделя по изучению проблем близнецов. Он заметил, что лечить монозиготных близнецов нужно одновременно, так как, если в зубе у одного имеется полость, то у другого она скоро образуется там же.

Сама социальная ситуация близнецов включает в себя не только факторы, одинаковые для близнецовых пар любой зиготности, но есть три фактора, которые анализируются преимущественно в отношении монозиготных  близнецов. Это сходство за счет их генотипа, среды и несходство в результате принятия определенной роли внутри пары. Заззо сюда же добавляет средовую переменную – специфическую близнецовую ситуацию, влияющую на психическое развитие близнецов.

Близнецы находятся в утробе матери вместе. Вместе они вступают в новую жизнь после рождения. Проблема лидерства возникает уже в раннем возрасте. Известно, что по характеру близнецы отличаются друг от друга. Один может быть более активным с задатками лидера, другой более спокойным. Так же однополые близнецы, чем старше становятся, тем чаще пытаются подчеркнуть различия между собой, показывая, кто из них главнее. Другая причина демонстрации лидерства - недоразвитость или болезнь одного из близнецов. Возможно, такому малышу мама уделяет внимания больше. Тогда другой близнец начинает ревновать и пытается подавить более обласканного матерью, чтобы она обратила внимание на него. Чтобы такого не произошло, родители должны уделять малышам одинаковое количество времени и прививать близнецам чувство равенства и братства [22].

Так как близнецы всегда вместе и сопереживают друг другу, то более сильный близнец, видя, как мама заботится о брате, так же берет над ним опеку. Он ухаживает за более слабым близнецом, защищает его, тем самым, сковывая свободу «родственника».

Усиливается контроль и опека в отношения разнополых близнецов. Девочка всегда в развитии опережает мальчика. Она наблюдает за тем, что делает мама, и так как чувствует однополость с ней, начинает за ней повторять. Вкупе это сильно мешает мальчику развиваться и чувствовать свое превосходство, которое заложено в нем природой. Самое опасное это то, что сгладятся различия в развитии только во время переходного возраста. До этого времени мальчик может чувствовать себя ущербным, что повлияет на его характер.

Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а то и всех других людей. Мамы близнецов обычно имеют больше забот, сильнее устают, поэтому, в среднем, они меньше разговаривают с близнецами, чем матери одиночнорожденных детей, и дети часто бывают предоставлены самим себе. Это приводит к замедленному формированию речевых навыков, так как, разговаривая только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых речевых навыков, а существующие недостатки их речи усугубляются. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой “автономной” речи — непонятной для посторонних. Плохого в этом ничего нет, но, если вовремя не обратить на это внимания, правильная речь не формируется (ведь друг друга дети понимают, а другие люди их не интересуют), а это уже небезразлично и для умственного развития детей в целом.

Чтобы избежать всех этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста стараться вести себя таким образом, чтобы поощрять в детях независимость, осознание своего “я”, придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, т.е. именно относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к “одному человеческому существу в двух экземплярах”. Желательно, чтобы у детей были разные игрушки, разная одежда, разные кроватки и т.д. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей — сделать им разные прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а иногда они сами этого не хотят, но какие-то небольшие различия, например, хотя бы бантик, разный цвет одежды, всегда можно использовать.
Родители должны постараться узнать каждого близнеца по отдельности, для этого могут использоваться некоторые специальные приемы — например, можно детей водить в детский сад по очереди (в понедельник и среду — одного, во вторник и четверг — второго, а в пятницу — обоих вместе), чтоб близнецы имели возможность и быть с родителями наедине, и общаться в другими детьми самостоятельно. Также мать или отец могут брать с собой каждого по очереди, если идут, например, в магазин. В дни рождения необходим индивидуальный подход - у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, поздравления. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, которые хранятся в его собственном ящике.
Для нормального речевого развития близнецов родители должны говорить с каждым по отдельности, и стимулировать к этому других людей. Хорошо, если у каждого близнеца есть свое время, когда он может наедине поговорить с мамой и папой. Если появляется автономная речь, необходимо расширить круг общения детей, возможно, поместить их в разные группы детского сада, чтобы у них возникла потребность в понимании их окружающими людьми. При этом желательно посоветоваться с психологом, так как ранняя разлука с близнецом может оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие.

Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную соревновательность и конкурентность в их отношениях, вплоть до развития не утихающего конфликта, особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга.
Близнецов всегда двое. Никогда не имея возможности полностью владеть вниманием матери, один из них меньше желает получить это внимание, если его близнец рядом с ним. И не только потому, что близнецы обеспечивают друг другу чувство безопасности и комфорта, но и потому, что тогда ребенок уверен, что мать не уделяет его партнеру больше внимания, чем ему. Конечно, подобное ревнивое чувство к матери может возникнуть и в семье с одиночно рожденными детьми - братьями и сестрами, но в близнецовых семьях ревность появляется раньше и проявляется сильнее. Близнецы обычно стараются избегать ситуаций, провоцирующих ревность. Для этого они иногда привязываются к разным родителям - один становится ближе к матери, другой - к отцу. Другой способ избежать ревности - всегда стремиться иметь то же самое, что имеет соблизнец - игрушки, внимание родителей и др.

Некоторые близнецы, даже став взрослыми, так никогда и не становятся самодостаточными и независимыми личностями. Если родители хотят помочь своим детям в обретении собственного “я”, нужно относиться к близнецам так, чтобы каждый из них ощущал свою особенность, осознавал свои отличия от брата или сестры.

В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты» [45].

Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Именно такие близняшки часто откликаются на оба имени сразу, «не узнают» свое отражение в зеркале. Особенно сильное сходство интересов и темпераментов наблюдается у монозиготных (однояйцовых) близнецов. Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы – не одинаковы, и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные черты:

- ребенок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации;

- у него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями.

Минусы:

- двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету,

Но сила обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей [54].

Семейное равновесие может нарушаться за счет того, что близнецы в трудных ситуациях ищут спасение в общении друг с другом, как бы отгораживаясь от родителей. Часто, особенно если близняшки – девочки, каждый из родителей выбирает «своего» ребенка (несмотря на кажущуюся «одинаковость»), привлекает малыша на свою сторону и таким образом «разбивает» союз близнецов. Чтобы привязанность друг к другу не стала чрезмерной, болезненной, при воспитании и общении нужно подчеркивать самоценность каждого из ребят:

- чаще обращаться к каждому по отдельности;

- отучать от привычки перебивать друг друга, отвечая на вопросы;

- давать задания, чтобы исполнить которые, каждому придется действовать по отдельности; поощрять общение и дружбу с другими детьми [54].

Но все шаги должны быть осторожны, чтобы не «разделить» братьев и сестер, не вызвать чувства соперничества между ними. Иначе возникнет противоположная по отношениям пара близнецов – «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее.

Отношения в таких парах могут быть соревновательными, когда один берется за дела, которые удаются другому, стараясь превзойти его во всем. Но бывает, когда, напротив, один из близнецов пытается стать полной противоположностью брату или сестре. Один может подчеркнуто плохо себя вести или нарочно плохо учиться, если второй – «хороший мальчик» (девочка). Если один из ребят решит заниматься спортом, то второй засядет за книги и т.д. Такое противостояние или соревнование особенно заметны в школе, поэтому и родители, и учителя должны стараться сгладить конфликт между близнецами, стремясь создать гармонию в отношениях.

«В меру зависимые» близнецы – самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра) [22].

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.