Проблемы реализации конституционных прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблемы реализации конституционных прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

2022-02-10 19
Проблемы реализации конституционных прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Недавние изменения Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1254 «О внесении изменения в пункт 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», фактически исключили необходимость разработки административных регламентов по рассмотрению обращений граждан. При этом в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ведется работа по признанию утратившими силу административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг по обращениям граждан.

В этой связи представляется необходимым более подробно рассмотреть вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) и Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Несмотря на то, что отдельные правовые аспекты порядка рассмотрения обращений граждан ранее находили отражение в ряде исследований, опубликованных в течение 2010 - 2012 гг., указанный вопрос ранее не рассматривался под углом, предлагаемым в настоящей работе [19].

Так, законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон № 59-ФЗ.

Статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращение гражданина определено как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного собрания Ростовской области" подчеркивается, что право граждан на обращение, закрепленное Конституцией Российской Федерации (ст. 33), в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - является способом оптимизации деятельности органов публичной власти.

Особую значимость подчеркнул и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства»: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений [20]. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».

Одновременно с правом граждан на обращение Федеральным законом № 59-ФЗ устанавливаются корреспондирующие обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (ст. ст. 10 - 12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятые по обращениям решения или действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращений (п. 4 ст. 5).

Соответствующие полномочия по приему граждан и рассмотрению устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям закреплены в соответствующих положениях о федеральных органах исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления [21].

Одновременно с этим ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определяет государственную услугу как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных статей, деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан имеет заявительный порядок и, в свою очередь, отвечает критериям, установленным Федеральным законом № 210-ФЗ для государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 59-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом [22].

При этом Федеральным законом № 210-ФЗ устанавливаются четко определенные требования к взаимодействию с заявителем, к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливается право заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Так, стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ), помимо прочего, устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении результата, срок регистрации запроса заявителя, требования к помещениям, в которых предоставляются услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов, информационным стендам с образцами их заполнения, показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, стандартом предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливались дополнительные гарантии для граждан по реализации их прав.

Руководствуясь соответствующим подходом и применяя требования Федерального закона 210-ФЗ к деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, на обращения граждан, как и на все остальные государственные услуги, распространялся единый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг, установленный Постановлением № 373 (до внесения изменений, предусмотренных Постановлением № 1254).

Более того, только на федеральном уровне в настоящий момент разработаны и действуют более 70 административных регламентов по рассмотрению обращений граждан [23].

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время открытым остался вопрос, в случае если реализация гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления будет регламентироваться исключительно в рамках норм Федерального закона № 59-ФЗ, будут ли граждане, направляющие соответствующие обращения, поставлены в заведомо невыгодное положение по сравнению с заявителями, которые обращаются за предоставлением государственных услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ?
Также хотелось бы обозначить возможные, по мнению автора, риски соответствующих изменений:

- снижение информированности граждан о порядке, процедурах и сроках рассмотрения обращений: Правилами предусмотрено для административных регламентов предоставления государственных услуг наличие раздела, предусматривающего требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в то время как Федеральный закон № 59-ФЗ такого требования не содержит;

- ухудшение качества и доступности возможностей реализации права на обращения по сравнению с государственными услугами, регламентируемыми и оказываемыми в соответствии с требованиями стандартов предоставления государственных услуг;

- в условиях отсутствия единообразных четких требований к порядку рассмотрения обращений граждан и обязательной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих реализацию данного полномочия - возможность возникновения проблем, связанных с отсутствием критериев принятия решения и, соответственно, конкретного результата взаимодействия гражданина с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

 

Заключение

 

Право граждан на обращение является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в Основном Законе нашего государства закрепляются лишь общие положения. Данное право выражается в том, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Федеральный закон несколько расширяет данное понятие, закрепив также право обращения не только в органы власти, но и непосредственно к должностным лицам. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В развитие этого конституционного положения приняты тысячи нормативных актов на федеральном, региональном и местном уровнях. Только федеральных законов, так или иначе регламентирующих порядок подачи и рассмотрения различных видов обращений граждан, более ста. В последние годы появились новые субъекты и адресаты обращения, а также новые виды обращений, ранее неизвестные отечественному законодательству. Основополагающий Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) предлагает всего три группы обращений: индивидуальные и коллективные, письменные и устные, а также предложения, заявления и жалобы. Представленные в Федеральном законе № 59-ФЗ виды обращений не соответствуют реалиям. Они не только отстают от сложившейся правоприменительной практики, но и не учитывают изменений законодательства.

I. Обращения в соответствии с их процессуальной формой:
1) универсальные (общие) обращения; 2) специальные обращения; 3) дополнительные (частные) обращения. II. Обращения в зависимости от субъекта волеизъявления: индивидуальные обращения граждан; коллективные обращения граждан; обращения объединений граждан и юридических лиц. III. Обращения в соответствии с объективной стороной волеизъявления: устные обращения: озвученные в ходе личного приема граждан; озвученные не на личном приеме; поданные по телефону, в том числе по телефонам доверия и «горячих линий»; озвученные в непечатных средствах массовой информации (по телевидению, по радио, в форме аудио- и видеороликов на сайтах СМИ в сети Интернет); письменные обращения: 2.1) по форме изготовления обращения (рукописные и машинописные); 2.2) по способу подачи обращения (поданные на личном приеме; поданные в подразделение, отвечающее за прием корреспонденции, например канцелярию, секретариат и т.п.; направленные посредством почтовой связи; направленные посредством электронной почты; направленные через электронные приемные на официальных сайтах в сети Интернет; направленные через официальные универсальные интернет-порталы, например Единый портал государственных и муниципальных услуг; переданные посредством факсимильной связи); конклюдентные обращения. IV. Обращения в зависимости от цели волеизъявления: предложения; заявления; жалобы. V. Обращения в зависимости от адресата: 1) обращения в органы публичной власти (государственные и местные): 1.1) обращения в органы судебной власти;  обращения в органы законодательной (представительной) власти; обращения в органы исполнительной власти; обращения в органы власти, не отнесенные ни к одной из традиционных ветвей власти; 2) обращения в организации и учреждения, осуществляющие публично значимые функции: 2.1) обращения в государственные учреждения; 2.2) обращения в муниципальные учреждения; 2.3) обращения в частные (негосударственные) организации, созданные в любой организационно-правовой форме; 2.4) обращения в политические партии; 3) обращения в международные организации: 3.1) жалобы в Европейский суд по правам человека; 3.2) сообщения в Комитет по правам человека; 3.3) петиции в Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации; 3.4) сообщения в Комитет против пыток; 3.5) сообщения в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; 4) обращения в иные (частные) организации и учреждения, не осуществляющие публично значимые функции.

Согласно новой ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» «установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц». Использование двусоставной конструкции «объединения граждан, в том числе юридические лица» не случайно и соответствует российскому законодательству и позициям Конституционного Суда РФ.  Основное отличие обращений организаций  от иных видов обращений непосредственно граждан заключено в субъекте, формулирующем и предъявляющем требование к органу власти. Иными словами, выступать от имени организации может не любой ее член, а только специально уполномоченное лицо.

Хотелось бы предложить поправки в ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», вводящие нормативные понятия обращений в зависимости от субъекта волеизъявления. А именно: «Индивидуальное обращение - это обращение, поданное от имени одного гражданина; коллективное обращение - это обращение двух и более граждан по одному вопросу, изложенное в письменной форме или сформулированное группой граждан в устной форме на личном приеме; обращение организации - это волеизъявление объединения граждан или юридического лица, изложенное в письменной форме или сформулированное на личном приеме лицом, уполномоченным представлять организацию. В понятие организации в настоящем Законе не включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Библиографический список:

Правовые акты

1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. (с измен. и доп. от 0.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с измен. и доп. от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447.

3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ(с измен. и доп. от 6 июля 2016 г.№ 375-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 24 декабря 2001 г № 52.

5.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.

6. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. от 3 ноября 2015 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060.

7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г.№ 361-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 2 августа 2010 г. №  31 ст. 4179.

8. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (с измен. и доп. от 23 января 2014 г. № 53)// Собрание законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г. № 22 ст. 3169.

Специальная литература

9. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. В 2 т.
[Текст] / С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.-368с.

10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник [Текст] / А.С. Автономов. - М.: Велби: Проспект, 2014.-358 с.

11. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций [Текст] / А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 2013.-354с.

12. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2015. -298с.

13. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / С.С. Алексеев. - Свердловск: СЮИ, 2014.-378с.

14. Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 2014. -314с.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Баглай. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015.-328с.

16. Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права [Текст] / М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М.: Бек, 2015.-325с.

17. Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Учебное пособие. Пермь, 2014. -367с.

18. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2014. -468с.

19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2014. -456с.

20. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М.: Издательство «ЭКОМ», 2014.-447с.

21. Малько, А. В. Эффективность законотворческой политики России: настоящее и будущее / А. В. Малько, М. А. Костенко // сб. науч. ст. «Законотворческая политика РФ: проблемы юридической техники» / под общ. ред. А.В. Малько, М.А. Костенко. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014.-321с.

22. Малько, А.В. Правовая политика и юридическая техника // Сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под общ. ред. А.В. Малько, М.А. Костенко. - Саратов-Таганрог: Сф ИГиП РАН; ТТИ ЮФУ, 2015.-398с.

23. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е. Кутафина. М., 2013. -368с.

24. Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М., 1964. -297с.

25. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 2016.-345с.

26. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. 6-е изд. М., 2015.-368с.

Публикации периодической печати

27. Гриб В.В. Обращение граждан в органы государственной и местной власти как эффективная правовая форма воздействия на публичную власть // Юридический мир. 2016. № 2. С. 20 - 23.

28. 2. Гритчина Н.И. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления // Современное право. 2016. № 6. С. 21 - 25.

29. Кравец И.А. Право на обращение граждан в органы местного самоуправления: конституционные основы, проблемы регулирования и реализации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право.» 2012. № 2. С. 36-48.

30. Липчанская М.А. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 19 - 24.

31. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 06.02.2012.С.11-15.

32. Савоськин А.В. О необходимости совершенствования института досудебных обращений граждан в свете правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 50 - 54.

33. Савоськин А.В. Система обращений граждан в соответствии с объективной стороной волеизъявления граждан РФ (подсистемы устных, письменных и конклюдентных обращений) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 7. С. 1346 - 1350.

34. Савоськин А.В. Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 574 - 579.

35. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений // Государство и право. 2014. № 11. С. 14-19.

36.  Трепель В.Г. и др. К вопросу о порядке рассмотрения административным органом обращений граждан // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 12 - 15.

Материалы судебной практики

37. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 7.

38. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Витрука по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4.

39. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2491.

40.  Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 7.

41.  Определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. № 782-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. № 3.

 

 


[1] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. 6-е изд. М., 2015.С.157.

[2]Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. В 2 т.
[Текст] / С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.С.139.

[3] Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2015.С.139.

[4]Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. В 2 т.
[Текст] / С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.С.198.

[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Баглай. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015.С.115.

[6] Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2015.С.168.

[7] Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права [Текст] / М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М.: Бек, 2015.-С.198.

[8] Липчанская М.А. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2015. № 2.С.20.

[9] Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К.А. Экштайна. М.: Издательство «ЭКОМ», 2014.-С.105.

[10] Малько, А.В. Правовая политика и юридическая техника // Сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под общ. ред. А.В. Малько, М.А. Костенко. - Саратов-Таганрог: Сф ИГиП РАН; ТТИ ЮФУ, 2015.С.158.

[11] Кравец И.А. Право на обращение граждан в органы местного самоуправления: конституционные основы, проблемы регулирования и реализации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право.» 2012. № 2.С.38.

[12] Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций [Текст] / А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 2013.-С.114.

[13] Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций [Текст] / А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 2013.-С.138.

[14] Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 2014.С.137.

[15] См.: Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Учебное пособие. Пермь, 2014.С.126.

[16] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2014.С.197.

[17] См.:Малько, А.В. Правовая политика и юридическая техника // Сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под общ. ред. А.В. Малько, М.А. Костенко. - Саратов-Таганрог: Сф ИГиП РАН; ТТИ ЮФУ, 2015.С.197.

[18] Савоськин А.В. О необходимости совершенствования института досудебных обращений граждан в свете правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С.55.

[19] Гриб В.В. Обращение граждан в органы государственной и местной власти как эффективная правовая форма воздействия на публичную власть // Юридический мир. 2016. № 2.С.20.

[20]Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 06.02.2012.С.11.

[21] Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений // Государство и право. 2014. № 11.С.15.

[22] Савоськин А.В. Система обращений граждан в соответствии с объективной стороной волеизъявления граждан РФ (подсистемы устных, письменных и конклюдентных обращений) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 7.С.1337.

[23] Савоськин А.В. Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? // Административное и муниципальное право. 2014. № 6.С.580.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.