Технология принятия решения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Технология принятия решения.

2022-02-10 28
Технология принятия решения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дебаты как наиболее сложная и открытая форма образовательной деятельности.

Кристаллизация кейса. Оформление кейса является весьма изощрённой когнитивной практикой. Какие задачи приходится решать игроку? «Нащупывание» смыслового ядра кейса (тех динамических значений, без которых весь кейс будет разваливаться на части). Мониторинг, селекция и анализ обширного информационного массива. Синтез (сведение) различных идей и фактов. Выстраивание логических связей. Речевая трансформация громоздких и сложных идей в сжатую и доступную форму (при этом без значимой содержательной утраты смыслов).

Школа социальной практики. Общество нуждается в информированных и активных гражданах.

Проблема. Что такое «хорошая дискуссия»? При каких условиях (дефектах) дискуссия превращается в свару, ссору?

Практика написания эссе как неотъемлемая часть подготовки кейса (как домашнего, так и импровизационного).

Дебаты не могут быть сведены к подсчёту арифметических показателей. Важнейшим является именно «синергетический» эффект (феномен убеждения).

Дебаты предполагают возможность вхождения (смыслового погружения) дебатёра в такой кейс, который не вызывает его мгновенного интереса, или противоположен взглядам дебатёра по своим тезисам. Таким образом дебаты не только способствуют развитию конструктивных стратегий (в выстраивании аргументативного ряда и речевой «программы»), но и показывают точки схождения этического и риторического проектов. Значимость ценностного критерия предохраняет дебаты от торжества демагогических сценариев.

Нахождение близких для себя смыслов. Технология «выспрашивания», вопрошания (questioning).

Дебаты являются и своеобразным индикатором качества образовательного процесса. Неловко и апатично восприниматься аудиторией дебаты будут скорее в такой среде, где независимость мышления не входит в число внятных приоритетов обучения.

В дебатах нельзя (проигрышно) мыслить «чёрно-белым» образом.

Дебаты фактически могут формировать новое когнитивное пространство (в классе, группе), не совпадающее с уже имеющимся (сложившимся). В таком пространстве может происходить переструктурирование внутригрупповой иерархии (когда бывшие маргиналы и изгои получают возможность для социального «прорыва»).

Дебаты позволяют осуществить проверку компетенций школьника, потому что они не предполагают заранее заданного, комфортного, «желательного» ответа. «Интервью по компетенциям» всё чаще используются компаниями-лидерами для поиска перспективных работников. Способность точно и быстро реагировать на нестандартные ситуации сегодня также востребована в различных профессиональных средах.

Может быть обозначен некий основной (универсальный) набор личностных компетенций, «золотой запас» личности. Лидерство, убеждение (наличие собственного этического кодекса + суггестия) и способность формулировать идеи, фокус (умение сосредотачиваться и выделять главное), получение результатов (умение воплощать, «финализировать» идеи и процессы), работа в команде, коммуникация, креативность, управление изменениями. Как видим, все они остро востребованы в дебатах и развиваемы через дебаты.

Отбор аргументов. Распределение (калибровка) аргументов по их «весу», значимости, приоритетности. Исключение логических дефектов в аргументативном ряде (аргументов, противоречащих друг другу; аргументов, дублирующих друг друга; аргументов, соподчинённых другим выбранным аргументам). «Насыщение» аргументов (примерами и поддержками). Работа со стандартными аргументами (естественными, подразумеваемыми, но тривиальными). Как «обновить» убедительность и яркость значимых (для качественной структуры кейса), но уже обветшалых аргументов, «банализированных» частым и поверхностным употреблением?

Для демократического общества «вкус» к доказательству и «хорошей» дискуссии очень важен, потому что он является важной профилактикой (и антидотом) популистской риторики.

В конкурентном обществе необходимо уметь отстаивать свою позицию (и самого себя), быть готовым к корректному, но жёсткому противостоянию.

Очень часто самые разные социальные агенты используют совершенно здравые и едва ли не безупречные аргументы, но эти аргументы не достигают никакого эффекта, не работают! Дезинфицированные истины и справедливые трюизмы бесполезны! Бесполезны без той силы убеждения, на которую способна лишь реальная личность.

Зачастую не только отдельные индивиды, но и большие группы граждан не слышат друг друга. Дебаты сокращают смысловые «разрывы» (между разными социальными группами). Они помогают формировать общее смысловое пространство, в котором актуальные темы не деформируются по мере прохождения этого пространства, а сохраняют свою релевантность.

Полный текст (PDF) – Портал психологических изданий... (psyjournals. ru / files /50183/ psyedu _ ru _2012_1_ Ribka. pdf):

Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей. Аргументация как навык, который формируется в процессе обучения риторике, способствует интеллектуальному развитию ребенка – переходу от фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции в решении поставленной задачи. Теоретической основой данной гипотезы явились идеи Ж. Пиаже, исследования А.Н.Перре-Клермон, Т.Зиттун, Б.Шварца, а также культурно-историческая теория Л.Выготского, теория развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теоретические и экспериментальные работы Г.А.Цукерман.

Б. Шварц, один из авторов обучающей программы Kishurim, определил специфическую роль аргументации в процессах обучения и открыл новое направление в образовании, которое характеризуется введением аргументативных практик в образование детей. Программа Kishurim, реализуемая с 98 г., способствует развитию аргументации и диалогического мышления у учащихся в общеобразовательных школах. Научные взгляды А.Н. Перре-Клермон можно сопоставить с работами Г.А. Цукерман в области дискуссионных форм взаимодействия в учебном процессе. «Учебная дискуссия, – отмечает Г.А. Цукерман, – это средство выявления, поляризации отдельных сторон противоречия в точках зрения участников дискуссии с целью последующей координации различных точек зрения для совместного согласования действия». Учебный курс «Философия для детей», созданный под руководством проф. М. Липмана, также является важным методическим ресурсом в разработке программ по аргументации. Указанная программа формирует умение четко высказывать свои мысли, слушать других, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов и искать противоречия. Эта программа получила развитие в исследованиях Н.С. Юлиной, А.А. Марголиса, С.Д. Ковалева, М.В. Телегина, Е.А. Кондратьева.

Проект. Межклассные дебаты

Темы:


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.