Искусственная локальная гипотермия — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Искусственная локальная гипотермия

2022-02-10 25
Искусственная локальная гипотермия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод ИЛК применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры. Метод заключается в контрастном воздействии низ­котемпературных (ледяная крошка в салфетке или очень холод­ная вода) и высокотемпературных (горячая вода или настой трав) агентов.

 

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно или избирательно. Этот метод назначают для снижения тонуса и уменьшения напряжения мышц речевого аппарата, для снятия гиперкинезов в мимико-артикуляционной мускулатуре (для развития артикуляционной моторики).

Методика:

• ледяную крошку в хлопчатобумажной упаковке (по размеру лица ребенка) накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, на область подбородка;

 

• продолжительность экспозиции ледяной аппликации — от 2 до 7 минут;

 

• одномоментное наложение на каждую зону — 30 секунд;

 

• курс воздействия — 15-20 ежедневных сеансов;

 

• сразу после ИЛГ проводится логопедическое занятие;

 


• эффект в первые дни держится от 3 до 8 часов.

 

Эффект от применения:

• увеличивается амплитуда и объем движений при раскрытии рта, смыкании губ, перемещении языка;

 

• уменьшается асимметрия мимических и артикуляционных мышц;

 

• снижается латентный (скрытый) период при переключении с одной артикуляционной позы на другую;

 

• позитивная динамика в коррекции звукопроизношения;

 


• снижаются синкинезии (рефлекторные движения какой-либо части тела, чаще всего конечности, при произвольном движе­нии другой части тела);

 

• уменьшается саливация и потоотделение.

 

Лобно-шейная методика

Наложения электродов

Используется аппарат «Ленар».

 

Эффект от применения:

 


• снижение мышечной напряженности;

 

• снимается раздражительность, расстройства сна, улучшается настроение;

 

• повышается работоспособность;

 

• уменьшается утомляемость, слабость;

 

• стабилизируется артериальное давление;

 

• длительность процедуры — 45-60 минут;

 

• курс — 10-12 сеансов.

Ультразвуковая терапия

Применяется при смешанной форме псевдобульбарной дизар­трии.

 

• продолжительность процедуры — 4-5 минут;

 


• проводится через день или ежедневно;

 

• курс включает 8-10 процедур.

 

Индуктотермия

 


Лечение переменным электромагнитным током высокой ча­стоты назначают детям с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.

 

Методика:

• при легкой степени речедвигательных нарушений — один этап лечения;

 

• продолжительность процедуры 8-10 минут ежедневно 10 дней;

 

• при тяжелых нарушениях — 20 ежедневных сеансов;

 

• положительная динамика после курса лечения достаточно стойкая в течение 3-4 месяцев;

• через 1 час после индуктотерапии целесообразно проводить занятия ЛФК.

 

Теплолечение

Назначают при спастической форме дизартрии.

 

• для усиления крово- и лимфообращения;

 

• для развития эластичности мышц;

 

• для снижения мышечного тонуса;

 

• для уменьшения контрактур;

 

• для рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой системы;

 

• для улучшения обмена веществ.

 


Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону.

 

Применяют для активизации функций головного мозга и сим­патических шейных узлов.

Методика:

• температура грязи — 38-40,5 градусов;

 

• продолжительность первой процедуры — 8-10 мин, с увели­чением до 12-15 минут;

 

• аппликация накладывается на заднебоковые поверхности шеи;

 

• курс лечения — 7-10 процедур.

 

Грязевые аппликации по методике Анашкина

 

Используется для снижения тонуса спастичных мышц.

 

Методика:

• на слой марли от носа до подбородка и на 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепешку;

 

• температура грязи — 38-40 градусов;

 

• время воздействия — 10-15 минут;

 

• курс рассчитан на 10-15 процедур.

 

Гальваногрязь

 

Применяется для снижения возбуждения нервной системы, улучшения трофики тканей.

 

Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или радоновых ванн, что повышает их эффективность.

 

Противопоказания:

• купание в море;

 

• пребывание на солнце;

 

• аденомия;

 

• глубокая церебростения;

 

• психомоторное возбуждение.

 

Электроанестезия

 

Наиболее эффективна для детей с гиперкинетической формой дизартрии.

 

Методика:

• электрод накладывается на кисть руки с захватом большого пальца;

 

• процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней;

 

• возможны осложнения в виде нарушения аппетита и сна;

 

• длительность процедуры составляет 10-15 процедур для пары конечностей;

 

• если имеется мозжечковая симптоматика, воздействие тока увеличивается до 20 минут.

 

Противопоказания:

• массивные контрактуры (длительное, стойкое, часто необра­тимое сокращение мышцы или ее участка);

 

• тяжелая эндокринная недостаточность.

 

Водолечение

Комплексный метод лечения речевых нарушений включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, радоновые, сульфидные, углекислые и т. д.

 

Методика:

• температура воды — 36 градусов;

 

• продолжительность ванны — от 5 до 8 минут;

 

• курс составляет 9-10 процедур через день.



ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

 

При лечении дизартрии применяют и лекарственные препа­раты, их перечень весьма невелик. Я рискую показаться занудой, но все-таки еще раз скажу — эти лекарства должен назначать только врач. Кстати, мнения специалистов относительно лече­ния дизартрии с помощью медикаментов весьма неоднозначны — многие категорически против этого. Наша Юлия Сергеевна тоже придерживается такого мнения.

 

Финлепсин

 

Фармакологические свойства: противосудорожный препарат, производное иминостильбена. Обладает умеренным антидепрес­сивным (тимолептическим) и нормотимическим эффектом. Ока­зывает также анальгезирующее действие при некоторых видах невралгии. Определенную роль в механизме действия карбамазепина играют его ГАМК-ергические свойства, а также взаимодей­ствие с центральными аденозиновыми рецепторами.

 

Показания: эпилепсия (большие судорожные припадки, сме­шанные формы эпилепсии, очаговые припадки с простой или сложной симптоматикой); профилактика припадков при синдроме абстиненции у больных с хроническим алкоголизмом; невралгия (невралгия тройничного нерва, эссенциальная глоссофарингеальная невралгия, невралгия при диабетической полинейропатии); пароксизмальная дизартрия и атаксия, тонические при­падки, пароксизмальная парестезия и приступы боли; психозы (маниакально-депрессивный психоз, тревожно-ажитированная де­прессия, кататоническое возбуждение).

 


Цереброкурин

В результате лечения дизартрии отмечено улучшение артику­ляции звуков, уменьшение кинетической диспраксии, увеличение скорости артикуляторных движений и темпа дифференцированных движений мышц кончика языка, уменьшение инертности и искаже­ния слоговой структуры слов (пропуски, персеверации, переста­новки слогов), уменьшение дистонических явлений мышц языка.

 

Клинический анализ состояния обследуемых детей с задержкой психоречевого развития выявил, что после проведенного курса ле­чения Цереброкурином все больные отмечают значительное улуч­шение в виде увеличения словарного запаса, повышения речевой активности, появления фразовой речи, улучшения концентрации внимания, улучшения логического и абстрактного мышления.

 



УСТРОЙСТВА

ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ

Было бы странным, если бы в век технического прогресса ни­кто не попытался бороться с нарушениями речи с помощью спе­циальных приборов. Конечно же, пытались. Сегодня существует целый ряд различных коррекционных аппаратов и технологий. Правда, для работы с маленькими детьми большинство из них, увы, по понятным причинам не очень-то и подходят. Впрочем, думаю, нужно все-таки рассказать о таких устройствах. И тут пора снова бежать за справочником по физике.

В основе действия аппарата Деражне — эффект звукозаглушения. Разной силы шум подается через резиновые трубочки прямо в слуховой проход и заглушает собственную речь человека. При выключении звука человек всегда начинает говорить громче, чем обычно, так как снимается слуховой контроль.

 

Аппарат «Эхо», созданный Б. Адамчиком, состоит из двух маг­нитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха. Существует портативная версия «Эха» для индивидуального пользования.

 

В. А. Раздольский разработал оригинальный прибор. В основе его работы — звукоусиление речи через громкоговорители или воз­душные телефоны. Воспринимая свою звукоусиленную речь, стра­дающие дизартрией меньше напрягают речевую мускулатуру, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления пациенты с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку по­ложительных рефлексов и свободной, ненапряженной речи.

 

Сегодня можно найти в продаже различные устройства для коррекции нарушений речи, использующие «белый шум».

 

На логопедических уроках с детьми школьного возраста и взрослыми эффект приносит использование звукозаписывающей аппаратуры. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание пациента на темп и плавность его речи, звучность, вы­разительность, грамматическую правильность фразы. После пред­варительных бесед о свойствах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репети­ций страдающий дизартрией выступает перед микрофоном со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача — следить и управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Ло­гопед отмечает состояние речи и поведение пациента в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, дизартрик сам оценивает свою речь (говорил тихо — громко, быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем, прослушав запись, пациент вновь оценивает ее. После этого логопед анали­зирует речь пациента, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

 

Вариантом обучающих «звукозаписывающих» занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается художественное выступле­ние, выучивается текст, отрабатывается воспроизведение, записы­вается, а затем сравнивается с оригиналом, констатируются сход­ства и различия.

 

Полезны сравнительные занятия, на которых дизартрику предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для описания их содер­жания и составления рассказа и пр. Звукозапись фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В по­следующем эта первая запись речи дизартрика служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается со­стояние речи в последующем.

 


По окончании логопедического курса логопед строит заклю­чительную беседу на материале последнего сравнительного за­писанного занятия. Используя его, логопед советует пациенту си­стематически наблюдать за своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и навыки.

Сегодня существуют и, скажем так, не связанные с электрони­кой устройства для борьбы с нарушениями речи. Это результат совместной работы логопедов, стоматологов и ортодонтов — вестибулярные пластины.

 

 


Первые вредные привычки, которые могут вызвать нарушения прикуса, обычно возникают у ребенка еще до полутора лет. Самая «популярная» из них — сосание большого пальца, языка или пу­стышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это, как правило, говорит о задержке созревания тех или иных функцио­нальных систем в организме. Привычка постоянно сосать боль­шой палец или пустышку постепенно приводит к ряду аномалий зубочелюстного развития. Такие аномалии обычно сопровожда­ются у ребенка и нарушениями артикуляции. Детские стоматологи и ортодонты уже более 30 лет для профилактики и исправления деформации зубочелюстной системы используют такое достаточно эффективное средство, как вестибулярные пластинки. Вестибуляр­ные пластинки бывают двух размеров: с радиусом 22,5 мм — для детей с молочным прикусом, и с радиусом 30 мм — для детей в сменном прикусе (5-7 лет). Лечение при помощи этих пластинок рекомендовано детям от 3 до 9 лет с проблемами речи, вызван­ными дисфункцией мышц, участвующих в процессе артикуляции.

 


Выпускают жесткие и мягкие пластинки. Мягкие сделаны из си­ликона и используются для нормализации функций мышц, а жест­кие изготовлены из пластмассы и применяются для исправления конфигурации зубочелюстного аппарата.

 

Вестибулярные пластинки помогают:

• эффективно бороться с такими привычками ребенка, как со­сание пальца, пустышки;

• нормализовать носовое дыхание;

 

• стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыка­ние губ;

 

• исправлять инфантильное глотание;

 

• исправлять недоразвитие нижней челюсти;

 

• тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции;

 

• стимулировать естественные процессы саморегуляции в орга­низме ребенка;

 


• эффективно корректировать дефекты речи.

 

Если проблемы в развитии зубочелюстной системы выявлены еще в молочном прикусе, стимуляция процесса саморегуляции с помощью вестибулярных пластинок дает возможность нормали­зовать развитие зубочелюстной системы и таким образом коррек­тировать нарушения речи.

Использовать вестибулярные пластинки лучше всего с трех лет — в этом возрасте ребенок уже вполне способен осознанно воспринимать лечение. Пластинка свободно располагается пе­ред зубами и благодаря смыкательному рефлексу губ удержи­вается на месте. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2-3 часа в день) — так тренируется круговая мышца рта, для того чтобы пластинка рефлекторно удерживалась мыш­цами и во время ночного сна. Ношение вестибулярных пластинок желательно сочетать с дыхательными и мышечными упражне­ниями.

 

Родителям нужно следить, чтобы ребенок регулярно пользо­вался пластинками и приблизительно раз в 2 недели показывать малыша врачу. В среднем курс лечения продолжается около 3 месяцев.

 

Сегодня выпускаются специальные пластинки с бусинкой —для коррекции дефектов речи. Закрепленная на гибкой проволоке бусинка стимулирует язык. Такую вестибулярную пластинку можно успешно применять при дизартрии (особенно с тех случаях, когда наблюдается парез артикуляционных мышц) для коррекции шипящих звуков и звука р. Поместив пластинку в рот, малыш сразу начинает инстинктивно катать языком бусинку по твердому нёбу стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Использовать вестибулярную пластинку с бусинкой можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Ее применение помогает ребенку бороться с трудностями в произношении «трудных» слов.

 

Признаться, я была несколько разочарована — не так уж, похоже, и помог технический прогресс больным дизартрией. Как же так, думала я, столько серьезных недугов научились лечить, а этот — нет? Неужели нам больше ничего не предложат? Наверное, я правильно сформулировала свой «вопрос к Вселенной», потому что во время очередного визита к логопеду Юлии Сергеевне та, помимо приятных известий о некоторых улучшениях у Танечки, сообщила мне еще кое-что интересное. Оказывается, есть специальные компьютерные программы для коррекции дизартрии, по которым могут заниматься и малыши. По слухам, весьма эффективные.

Ну и дела, удивилась я, и почему логопед говорит мне об том? Ведь такая программа — это ж самый настоящий конкурент для нее. Поставил дома на компьютер — и занимайся, и не ходи на платные уроки. Набралась я наглости и спросила об этом Юлию Сергеевну «в лоб». Она честно мне ответила, что ей самой как специалисту очень интересна эта программа, и ей хотелось бы, чтобы кто-то из ее пациентов опробовал ее на себе.

К тому же совершенно необязательно и даже нежелательно при этом отказываться от уроков логопеда и других «традиционных» методов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЕРЫ

За информацией о новинке долго охотиться не пришлось. Про­грамма-тренажер «Dizartria.NET» разработана Центром Биокибер­нетики совместно с «Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО» в рамках договора о сотрудничестве в двух версиях:

 

1. Бесплатная версия «Dizartria.NET» включает 1-й («речевой протез») и 2-й (релаксация голосовых связок) режим и подходит в том числе для лечения дизартрии у детей с ДЦП. {Диск с про­граммой «Dizartria.NET» и видеоуроком по работе с программой, который ведет автор метода, прилагается к книге). Кроме того, специалисты Центра Биокибернетики могут обучить родителей пациентов с ДЦП работе с программой-тренажером «Dizartria.NET».

 

2. Платная версия «Dizartria.NET» отличается от первой тем, что дополнительно включает 3-й режим «развитие дикции и про­содики», а также визуальный контроль за просодическими харак­теристиками речи пациента. В стоимость включены телефонные и практические консультации вашего персонального врача во время всего курса лечения.

 

Коллектив специалистов Института информационных техно­логий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б. Я. Коцика и Н. Г. Токаревой оказали существенную помощь в разработке ме­тодической части программы-тренажера «Dizartria.NET».

 

Эта программа создана только для компенсации дизартрии, но не других расстройств речи, например, заикания.

 

Выглядит неплохо. И как же работает этот компьютерный тренажер? У НИЦ БКБ на этот счет секретов нет, правда, опять очень много научных терминов.

 

«Dizartria.NET» устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров. Лечение включает в себя:

1. Постановка антиспастической высоты голоса.

2. Постановка тембра голоса.

3. Постановка чистоты голоса.

 

«Dizartria.NET» протезирует речевой круг между центром Брока и центром Вернике. Человек с дизартрией использует только мо­дифицированную речь. Канал непосредственного восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Полное протезирование речевого круга вызывает:

 

1. Стабилизацию работы речедвигательных центров;

 

2. Увеличение в 2-3 раза продолжительности выдоха, вследствие увеличения продолжительности гласных звуков (постановка правильного дыхания);

 

3. Устранение разрывов речи, вследствие использования про­граммных фильтров;

 

4. Подавление «быстрого» костного канала восприятия собствен­ной речи и переориентацию акустического канала обратной связи на воздушный;

 

5. Постановку антиспастической высоты голоса (пик и резонатор).

 

Дизартрия уменьшается в большинстве случаев даже при тя­желой форме. Лечение проводится при помощи акустической и визуальной обратной связи.

 

Данная методика вынужденной модификации речи была реа­лизована и апробирована в логопедической практике на протя­жении длительного времени и включает в себя элементы DAF, FAF, MAF, CAF и др.

 

Современная реализация методики акустической обратной связи позволяет качественно увеличить ее надежность и доступ­ность, а также расширить возможности методики за счет визуализа­ции речи и устранения обертонов, ответственных за возникновение речевых спазмов.

 

В 6-й версии «Dizartria.NET» предусмотрены лечебные факторы, обеспечивающие антидепрессивное действие модифицированной речи — know-how НИЦ БКБ. Ее эффективность подтверждена неза­висимыми исследованиями BWC, Ltd. (Великобритания) и ITTG Group (Израиль).

 

В 6-й версии «Dizartria.NET» используется система антропометри­ческой постановки голоса — «резонансное речеобразование» — know-how НИЦ БКБ.

 

На первом же занятии пациент с помощью компьютерной про­граммы «Dizartria.NET», используя наушники и микрофон, пытается устранить повреждение речедвигательных механизмов централь­ной нервной системы. Во время занятий компьютерная программа «Dizartria.NET» увязывает воедино работу трех мозговых речевых центров (двигательного центра Брока, сенсорного центра Вернике, ассоциативных центров), автоматически устраняя нарушение мы­шечного тонуса в речевой мускулатуре и спазмы мышц артикуля­ционного аппарата.

 

Компьютерный «речевой круг» — искусственное звено между слуховым восприятием и собственной речью. Канал непосредствен­ного прямого восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Это приводит к разрыву патологических связей между восприятием и произношением.

 

Программа при помощи так называемых клинических фильтров обрабатывает речь двумя способами:

1. Вырезает разрывы речи, устраняя «рваную» речь при дизартрии;

 

2. Увеличивает продолжительность гласных (при дизартрии ошибки произношения обусловлены недостаточно четкой ар­тикуляцией гласных), автоматически устанавливая правильное речевое дыхание.

 

СХЕМА РАБОТЫ ПРОГРАММЫ «Dizartria.NET».

 


На занятии, отрешившись от всего постороннего, пациент ори­ентируется только на звукоусиленную, правильно произносимую фразу. Поскольку у пациентов с ДЦП наблюдается нескоординированность движений, и им трудно удерживать микрофон дли­тельное время, то на занятиях они используют гарнитуру. Пациент вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую слышит. В этот момент дыхание автоматически становится пра­вильным, поскольку в 2-3 раза увеличивается продолжительность плавного выдоха.

 

Произношение невольно становится плавным и стабильным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента воз­вращается к нему через наушники, воспринимается, а затем ана­лизируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брока и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.

 

При этом нормализуется моторика (движения) артикуляци­онного аппарата. Устанавливается правильный артикуляционный уклад, состоящий в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений.

 

Артикуляция (система движений органов речи), фонация (звукопроизношение) и дыхание становятся скоординированными в своей работе, а речедвижения соотносятся с соответствующими слуховыми ощущениями. Четкость в восприятии звуков помогает пациенту в овладении звуковым составом слова, что в свою оче­редь, налаживает правильное усвоение письменной речи.

 

Компьютерная программа «Dizartria.NET» обеспечивает закре­пление новых, более правильных в физиологическом понятии этого слова, вегетативных рефлексов (реакций нервной системы), участвующих в работе речевых центров.

 

Формируются необходимые речевые кинестезии (мышечные- ощущения, возникающие при движении органов артикуляции в момент речи), вследствие чего произношение совершенству­ется спонтанно, от занятия к занятию. А в процессе дальнейшего тренинга новый артикуляционный уклад речи (речедвигательный навык) довольно быстро входит в привычку (автоматизируется), и речь пациента становится стабильной. Пациент фиксирует свою правильную речь и поэтому говорит внятно, чисто и плавно даже при выключенном компьютере.

 

«Релаксация голосовых связок». Цель модуля — контроль и исправление высоты голоса, которая нестабильна у всех дизартриков. После введения индивидуальных анатомических дан­ных пациента, программа осуществляет правильную постановку высоты голоса, эффективно устраняя спазм гортани и голосовых связок.

 

Наш голос подобен лифту, если представить, что тело — это дом. Ведь звук приобретает мощь и объем в полостях тела — ре­зонаторах. Анатомически у любого человека имеются три вари­анта постановки голоса (три основных резонатора) и семь вари­антов их работы.

 

Формула речи такова: желание сказать (психический импульс) воздействует на дыхательные мышцы и гортань, звуковые волны попадают в резонаторы. Уже «готовый» голос с помощью языка и губ формируется в речь. Если голос поднимается по резонато­рам, останавливаясь на каждом «этаже-резонаторе», то получа­ются целые «гаммы».

 

Высота нашего голоса должна попадать в резонанс с анато­мией организма (колебаниями внутренних органов — брюшной полостью, грудной клеткой, легкими, головными резонаторами, включая координирующий резонатор позвоночника). Это попада­ние делает голос естественным, гармоничным.

 

Программа измеряет и определяет высоту голоса, анатоми­чески присущую данному пациенту и соответствующую биологи­ческим ритмам его организма (частоте колебаний анатомических структур).

 

Индивидуализация программного комплекса «Dizartria.NET» осуществляется через файл индивидуальных настроек. Таким образом, программа корректирует и поддерживает стабильность высоты голоса тренирующегося.

 

В Центре Биокибернетики данной методике обучают при по­мощи визуализации важнейших характеристик речи. Чтобы пол­ноценно научиться владеть своей речью, необходимо увидеть, как работает речевой аппарат. На мониторе компьютера пациент ви­дит работу его собственных голосовых связок, «идеальную» зону и зону «спастической готовности».

 

«Развитие дикции и просодики». И по структуре речи, и по технике обучения тренирующийся на третьем этапе должен пройти несколько ступеней, которые охватывают улучшение и дальней­шую шлифовку просодических характеристик речи (произноситель­ных умений и навыков). Платная версия программы «Dizartria.NET» перестраивает тембр речи пациента, устраняя обертоны (обла­сти в спектре речи), ответственные за нестабильность речи. Ведь именно обертоны придают основному тону голоса дополнитель­ную окраску (индивидуальный тембр). В процессе коррекции речи ликвидируются глухие низкочастотные обертоны, ответственные за спазмы артикуляции, и добавляются дефицитные обертоны, ко­торые делают речь эмоциональной — в каких-то случаях яркой и выразительной, в каких-то — мягкой и теплой.

 

Пациент обучается выразительности речи за счет поднятия высокой форманты голоса (зона обертонов в спектре речи, фор­мирующих специфический тембр). Высокую форманту (зона второ­степенных призвуков, которые выше по частоте, чем основной тон голоса) можно назвать «магией голоса». Чем больше обертонов налагается на основной тон, тем богаче голос.

 

Полетность голоса зависит от наличия в нем хорошо выражен­ной высокой форманты (высокочастотных оттенков в речи), при­дающей звуку яркость, блеск, звонкость.

 

Пациент обучается низкой форманте (составляющей голоса че­ловека, с наличием которой связаны округлость, полнота, глубина и мягкость тембра) голоса. При этом увеличивается сила грудных обертонов. Если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук будет мягким, бархатным. (Такие радужные перспективы рисуются, что даже самой на «старости лет» захотелось улучшить свои вокальные данные).

 

Пациент также обучается мелодичности (чистоте) голоса, за счет устранения в спектре речи негармонических обертонов (скрипов, шумов, то есть посторонних призвуков).

 

Читая и пересказывая вслух литературные тексты, пациент учится говорить не только правильно, но и красиво, уже совсем от­бросив речевой «костыль». В этом режиме программы у человека развивается дикция. Ведь содержание художественных текстов требует смены высоты, темпа, силы и легкости звучания голоса.

 

Поэтому изменяются также интонация, артикуляция, мимика, поза, жесты, взгляд. В ходе тренинга пациент постепенно увеличи­вает объем запоминаемого и пересказываемого текста, что помо­гает развивать наиболее слабые ассоциативные центры, которые несут нагрузку как по удержанию в памяти блока текста, так и по правильному выстраиванию собственных предложений (развитие связной речи). Методические приемы представлены в видеоуроке (он содержится на прилагаемом DVD), который ведет автор метода, а также осваиваются на индивидуальном практическом занятии в Центре Биокибернетики.

 

Говоря в микрофон, тренирующийся должен визуально кон­тролировать свою речь при помощи графиков на дисплее. Про­грамма фиксирует вокал человека — высокие и низкие звуки (удельный вес высокой и низкой форманты голоса). Пациент бу­дет изменять тембр голоса по экрану. Тренирующийся визуально анализирует и контролирует свою речь, в частности обертоны речи на мониторе компьютера при помощи нескольких просчи­танных компьютерной программой и взаимосвязанных графиков динамики речи на дисплее, и изменяет значение формант го­лоса до должного значения. Кроме того, сводный график спектра речи позволяет контролировать, как «прошли» произносимые в микрофон слова, интонационный рисунок фразы через зоны просодических характеристик речи (их удельный вес) в общем спектре.

 


Индикатором успешной перестройки голоса тренирующегося является выраженность формант голоса (уровни формант) в об­щем спектре речи и «чистота голоса» — меньше 50% — плохо; от 50 до 70% — хорошо; свыше 75% — норма; 100% — идеал. Глядя на графики, тренирующемуся надо говорить так, чтобы диаграмма его формант приближалась к идеалу.

 


БИСЕНСОРНЫЙ ЭФФЕКТ

 ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ

Американский институт Монро (http://www.monroeinstitute.org) разработал систему воздействия на биоритмы мозга посредством акустических сигналов.

 

Суть метода Монро заключается в том, что при смешивании двух акустических волн близкой частоты возникают «биения» волн с периодом, равным наименьшему общему кратному периодов данных волн. Иными словами, можно смешать две волны слухо­вого диапазона и получить низкочастотные «биения», соответству­ющие биоритмам мозга.

 

НИЦ Биокибернетики разработал новый патентованный спо­соб создания данных биений — бисенсорный эффект, который от­личается от эффекта Монро по следующим показателям:

 

1. Бисенсорный эффект создается в режиме реального вре­мени;

 

2. Основой для создания бисенсорного эффекта являются все тембральные составляющие голоса или музыки;

 

3. Бисенсорный эффект индивидуализируется исходя из пара­метров конкретного голоса и строится в соответствии с физиологи­ческим законом Вебера-Фехнера (закон интенсивности ощущений).

 

Таким образом, бисенсорный эффект позволяет одновременно воздействовать на все биоритмы мозга и, соответственно, является естественным нормализатором ЭЭГ. Данный метод разрешен к ис­пользованию во всех развитых странах и РФ.

 

На приведенном ниже рисунке, взятом с сайта института Монро, показан механизм воздействия звуковых волн на электрическую активность мозга.

 

 

Индивидуальный бисенсорный эффект в речи. Как это про­исходит? Вы говорите в микрофон, подключенный к компьютеру Программа «Dizartria.NET» в реальном времени на базе вашего го­лоса создает бисенсорный эффект и посылает измененную речь в наушники. Измененная речь психологически воспринимается как «объемная и глубокая». Двадцатиминутного тренинга в день достаточно, чтобы ощутить нормализующее действие. Бисенсорный эффект также можно использовать при «скрытых» депрессиях И синдроме хронической усталости.

 

Я немедленно обзавелась бесплатной версией «Dizartria. NET». Сказала Тане: «Вот, теперь и с компьютером будешь заниматься»  Надо ли говорить, как довольна и горда собой она была: еще бы работать с компьютером «как большая», и никто не выгонит, по­тому что важным делом занята! И знаете, после двух месяцев за­нятий мы заметили улучшение речи. И логопед тоже говорит, что есть очевидный прогресс и она теперь будет рекомендовать своим пациентам эту программу. Но, разумеется, надо еще немало пора­ботать. И, думаю, мы в любом случае не бросим свои уже практиче­ски ставшие нашими общими хорошими привычками артикуляци­онную гимнастику и прочие упражнения. Потому что очень, очень хотим побыстрей справиться со своей проблемой.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.