Артикуляционная гимнастика и — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Артикуляционная гимнастика и

2022-02-10 19
Артикуляционная гимнастика и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Кролик. Верхние зубки у кролика острые и длинные, они опу­скаются вниз, закрывая нижние зубы, и нависают над нижней гу­бой. (Предложите малышу прикусить нижнюю губу верхними зу­бами, а затем покусать верхнюю часть подбородка.)

 

 

Бегемот. Он постоянно что-то жует... Чтобы добиться сходства с ним, малыш должен совершить жевательные движения, не раз­мыкая губ. Нижняя челюсть активно двигается.

 

 

Обезьянки — самые забавные обитатели зоопарка. Какие только гримасы они не строят: то оттопырят нижнюю губу, то нач­нут ею смешно двигать из стороны в сторону или шлепают ниж­ней губой по верхней, доставая почти до носа! А как они умеют раздувать щеки!

 


Легкие, грациозные козочки очень любят скакать. Их копытца как будто отбивают веселую дробь. (Подражая им, малышу пред­стоит кончиком языка быстро поцокать по небу.) Коза цокает громко, козлята — потише, они еще маленькие.

 

Лоси обожают соль. Они слизывают ее с камней. (Малыш мед­ленно слизывает длинным язычком воображаемую соль.)

 

Вот целое семейство: свинья со своими поросятами. Как весело они хрюкают! (Предложите малышу похрюкать вместе с ними — хр-хр-хр. Это упражнение развивает мышцы мягкого нёба, помо­гает избежать назализации (гнусавого голоса).

 

 


Северные олени более степенны, их поступь основательна и не­тороплива. (Предложите малышу медленно, с оттяжкой пощелкать языком за верхними передними зубами, присасывая к альвеолам передний край языка. И если, изображая козлят, цокать надо было с открытым ртом и неподвижно зафиксированной нижней челю­стью, то теперь придется ею поработать, опуская во время щелчка подбородок вниз.)

 


А вот зебры. Они умеют улыбаться. Да, да, да! Делают они это просто замечательно, ничем не хуже иных знаменитостей. Вот так зебры демонстрируют два ряда великолепных, белых и ров­ных зубов. (Малыш старательно обнажает свои зубки и старается удержать «улыбку» как можно дольше). А если кто-то усомнится, что зубы у зебры действительно так хороши, то она задирает верхнюю губу высоко к носу и показывает верхние зубы, а затем отгибает-закручивает нижнюю губу, демонстрируя нижние зубы. (Ребенку предстоит проделать все то же самое своими губами.)

 

 


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ПРИ ДИЗАРТРИИ

Дети, страдающие дизартрией, нередко испытывают затруд­нения и когда пытаются рисовать или писать. Они не могут пра­вильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулиро­вать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить со­вместные действия, последовательно отрабатывая все необходи­мые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ре­бенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

 

Для детей с дизартрией характерны также затруднения при вы­полнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей го­ворят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно вы­полнять различные двигательные упражнения. Им трудно удержи­вать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спе­реди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

 

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных ин­дивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обу­чение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

 

Упражнения

 

Мальчик-с-пальчик»

Большой палец правой руки — это Мальчик-с-пальчик. Вы -спрашиваете поочередно о каждом пальце и касаетесь подушечкой большого пальца кончиков всех остальных пальцев: «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» — «С указательным братцем суп варил», «Со средним братцем в парк ходил», «С безымянным братцем сказки слушал», f«C маленьким братцем кашу кушал».

 

Веселая семейка»

Ребенок сжимает ручку в кулачок, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачок. «Веселая семейка сидела на скамейке, старый толстый дедушка (разжимаем большой палец), старенькая бабушка (разжимаем указательный палец), самый длинный папа (разжимаем средний палец), рядом с папой — мама (разжимаем безымянный), а самый удаленький — их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».

 


3.  «Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) — это ежик, пальцы другой руки — лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.

 

«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому (сжимаем мизинчик), волчку серенькому (сжимаем безымянный палёц) рыжей лисичке (сжимаем средний палец), белочке-сестричке (сжимаем указательный палец), а медведю-мишке ежик дарит шишки (сжимаем большой палец).

 

4 .«Волшебный наперсток»

Эта игра, аналогичная «Колечку». Вместо колечка надеваем на пальчики наперсток (Если есть наперстки разных цветов, то они используются с комментариями: «Красный наперсток — на боль­шой пальчик, зеленый — на указательный» и т. д.

 

 


5. «Пять мышат»

Ребенок сжимает кулачок. «Жили в норке пять мышат». Ребе­нок отставляет большой палец: «Выбежал из норки старший брат». Ребенок отставляет указательный палец: «А за старшим бежит еще один брат». Ребенок отставляет еще один пальчик: «Третий мышо­нок из норки сбежал», отставляет безымянный пальчик: «Четвер­тый мышонок за ним поспешил». Малыш разжимает ладонь пол­ностью: «Пятый сбежал и норка пуста», затем выполняет движения всеми пальчиками, как будто мышки танцуют: «Танцуют мышата — вот красота».

 


6.«Волшебное колечко»

Для проведения этой игры используется небольшое колечко (желательно пластмассовое или резиновое). Следите, чтобы ре­бенок его не брал в рот. Колечко поочередно надевается на все пальцы руки, при этом приговаривается «Колечко, колечко, наде­ваем на большой (указательный, средний и т. д.) пальчик».

 

Вот еще упражнения пальчиковой гимнастики. Поначалу за­нимайтесь вместе с ребенком, демонстрируя ему каждое упраж­нение.

· Положить ладошки ребенка на стол, малыш соединяет и раз­водит пальчики (6-8 раз).

 

· Ладошки лежат на столе, ребенок сжимает и разжимает ку­лачки (6-8 раз).

 

· Соединить пальчики (большой с большим и т. д.) на счет «раз- два-три-четыре-пять».

 

· Делаем лукошко (ребенок переплетает пальчики обеих рук).

 


· Живое лукошко (ребенок переплел пальчики и шевелит ими, не разнимая рук).

 

· Более сложным видом пальчиковых упражнений являются игры типа «Покажи предмет (животное, растение, человека)».

 

С помощью приведенных далее упражнений можно создать маленький домашний театр. Эти упражнения не только развивают ловкость, но и являются прекрасным познавательным материалом для ребенка.

 

7. «Зайчик»

Изобразите уши зайчика, вытянув вверх указательный и средний пальцы, а большой, мизинец и безымянный соедините.

 

 

8. «Коза-дереза»

Вытянуть указательный палец и мизинец поочередно правой и левой руки.

 


9. «Лиса и заяц»

Одна рука — зайчик, он быстро убегает от лисы, скачет. Вторая рука — лиса, медленно крадется на лапах.

 

10. «Крокодильчик»

Вытянутый указательный и большой пальцы составляют пасть крокодильчика, которую он открывает и закрывает.

 

11. «Паук»

Паук крадется на полусогнутых пальцах-лапах.

 

12. «Бабочка»

Соединить ладони тыльной стороной и помахивать пальцами, плотно сжатыми вместе.

13. «Птичка»

Большой палец соединить с указательным, остальные машут как крылышки.

 

 

 


14. «Птички»

Большой палец поочередно соединяется с другими, остальные пальцы в это время изображают крылышки.

 

16. «Дерево»

Соединяем обе руки большими пальцами и растопыриваем пальцы, образуя крону дерева.

 

17. «Гнездо»

Соединяем руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

 

18. «Цветок»

Соединяем сложенные «ковшиком» ладошки и разводим пальцы.

 

15. «Очки»

Большой и указательные пальцы рук образуют кружок, два кружка соединяем и получаем очки.

 

19. «Флаг»

Большой палец вытягиваем вверх, остальные соединяем вместе.

 

 



ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

 

Массаж давно признан специалистами как действенное сред­ство при коррекции нарушений речи. С этой целью можно при­менять следующие виды массажа:

 

1) тонизирующий или расслабляющий (дифференцированный) массаж, который базируется на приемах классического мас­сажа;

 


2) тонизирующий или расслабляющий массаж биологически ак­тивных точек (БАТ), или точечный массаж;

 

3) массаж с использованием специальных приспособлений или «зондовый» массаж по Е. В. Новиковой (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т. п.);

 

4) самомассаж.

 

Существует сложная зависимость между силой массажного воздействия и обратной реакцией пациента. Так, легкое поглажи­вание в медленном темпе понижает возбудимость тканей, успо­каивает. Поэтому данный прием используется при повышенном тонусе мышц. Быстрые и сильные движения активизируют мышцы и применяются при их пониженном тонусе. Следовательно, выбор массажных приемов и способ их выполнения в логопедическом массаже зависит от тонуса мышц артикуляционного аппарата. Если он повышенный, то применяется расслабляющий массаж. При этом используются, главным образом, такие приемы, как поверх­ностное и глубокое поглаживание, легкая вибрация. Что касается последовательности массажных движений в подобных случаях, то некоторые специалисты (в частности, Е. А. Дьякова) рекомендуют такую: мышцы шеи, мышцы плечевого пояса, мимическая мускула­тура, мышцы губ, мышцы языка.

 

При пониженном тонусе мышц, отвечающих за артикуляцию, применяется активизирующий массаж, состоящий из таких прие­мов как поглаживание, растирание, разминание, сильная вибра­ция, поколачивание. Массируется сначала мимическая мускула­тура, затем мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса.

 

Разумеется, Только специалист — логопед или профессиональ­ный массажист — должен определять подходящий для конкрет­ного пациента вид массажа, приемы, их последовательность, силу и темп, а также длительность процедур и их количество.

 

Логопедический массаж считается достаточно эффективным средством для лечения дизартрии.

 

Нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, вызван­ные дизартрией, проявляются по-разному, но следующие про­блемы можно назвать основными:

 

1) нарушение положения рта и/или акта жевания;

 

2) нарушение звукопроизношения, которое связано с состоянием мышц губ;

 

3) нарушение звукопроизношения, которое связано с состоянием мышц языка.

 

Нарушение положения рта и/или акта жевания может со­провождаться разнообразными симптомами, например, такими: ребенку трудно широко открыть рот и удержать его в этом по­ложении; рот постоянно несколько приоткрыт, присутствует слю­нотечение, малыш отказывается есть твердую пищу и т. д. Все это говорит о нарушении тонуса мышц, осуществляющих движения нижней челюсти. Обычно от этого страдает группа жевательных мышц, включающая в себя три основные мышцы, производящие движения нижней челюсти вниз, вперед, назад, вправо и влево. Это жевательная, височная и крыловидные мышцы. Но нужно иметь в виду, что в движениях нижней челюсти принимают кос­венное участие мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости и составляющие дно полости рта (двубрюшная, шилоязычная, челюстно-подъязычная, подбородочно-подъязычная), а также под­кожная мышца шеи.

 

 


 


Следовательно, составляя алгоритм массажа, призванный ис­править нарушенные движения нижней челюсти и положение рта, нужно уделять внимание не только тем мышцам, которые непо­средственно выполняют данную функцию, но и тем, что косвенно участвуют в движениях нижней челюсти (второстепенные мышцы). Таким образом, логопедический массаж при дизартрии должен распространяться на область шеи, дно полости рта, височную об­ласть, область задней части щек — с наружной и с внутренней стороны. При этом необходимо учитывать мышечный тонус. Если он повышен, нужно начинать массаж с второстепенных мышц. Если же тонус понижен, массаж начинают с основной группы мышц, причем первыми обрабатываются жевательные и крыловидные мышцы, как несущие основную нагрузку в выполнении данной функции. Только действуя таким образом, можно добиться от ло­гопедического массажа хороших результатов.

 

При дизартрии очень часто нарушаются и двигательные функции мимических мышц лица. Эти мышцы отвечают за раз­нообразные мимические движения и показывают эмоциональное состояние человека. Если тонус мимических мышц повышен или понижен, то у ребенка нарушается произношение губно-губных (б — бь, п — пь, м — мь) и губно-зубных (в — вь, ф — фь) зву­ков, лабиализованных гласных (о, у). Также дети испытывают за­труднения, выполняя следующие двигательных тесты: вытягива­ние губ вперед, растягивание губ в стороны, поднятие углов рта вверх (улыбка), опускание углов рта вниз, поднятие верхней губы, опускание нижней губы, надувание щек, прижимание щек к ко­ренным зубам и т. п. Разрабатывая массажный алгоритм, нужно принимать во внимание существование двух групп мышц, вы­полняющих разные функции. Круговая мышца рта выполняет две основные функции: вытягивает губы вперед и сужает ротовую щель. Следовательно, при дефектах данной мышцы нарушается произношение губных согласных и лабиализованных гласных. Другая группа мышц расположена радиально по отношению к кру­говой мышце рта. Эти мышцы начинаются от скуловой кости или нижней челюсти и заходят внутрь круговой мышцы рта. У каждой из мышц этой группы свои функции. Так, большая скуловая мышца поднимает углы рта вверх; мышца смеха растягивает углы рта в стороны; щечная мышца при надувании щек удерживает эту позу и прижимает щеки к зубам; мышца, опускающая угол рта, тянет углы рта книзу и т. д. Подкожная мышца шеи также косвенно уча­ствует в выполнении данных движений. Выбор массажных прие­мов и их последовательность зависит от того, какая группа мышц

 


поражена больше, и от того, в каком тонусе находятся эти мышцы. Так, если нарушены движения, производимые за счет круговой мышцы губ и при этом тонус повышен, массаж следует начинать с второстепенных мышц (мышц шеи). Затем прорабатывают ра­диально расположенные мышцы, только — круговую мышцу рта. Если тонус понижен, то процедуру проводят в обратном порядке, то есть начинают с наиболее пораженных первичных мышц, а по­том переходят к косвенным.

Существует ряд противопоказаний к массажу. Это любое сома­тическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на гу­бах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лим­фатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение нев­ропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Надо помнить, что массаж языка и мышц полости рта может быть свя­зан с неприятными ощущениями, особенно у детей.

 



МАССАЖ ЯЗЫКА

 

 

Отдельным пунктом в логопедическом массаже стоит массаж языка Строение языка сложно и уникально и имеет ряд особен­ностей.

 

1. У языка есть видимая часть - тело языка и невидимая при осмотре и недоступная для массажа - корень языка.

 

2. Мышцы языка расположены симметрично и разделены про­дольной бороздой на правую и левую части.

 

3 Все мышцы языка делятся на две группы: скелетные мышцы языка (четыре мышцы, начинающиеся внутри тела языка, выходя­щие из него и крепящиесяся на костях черепа или шеи (подъя­зычная кость)), и непосредственно мышцы языка (четыре мышцы, находящиеся внутри языка). Такое строение позволяет языку с легкостью менять свое положение в пространстве.

 

4. Мышцы языка располагаются в трех направлениях: про­дольно (от кончика к корню), поперечно (от боковой части к сере­дине), вертикально (сверху вниз). Через весь этот орган проходит расположенная «веером» мышца. Поэтому язык может принимать разную форму. Произвольные движения мышц языка представ­ляют собой сложные мышечные синергии (совместное, содружественное функционирование мышц). Так, подбородочно-язычная мышца отвечает за высовывание языка из полости рта. При этом должен расслабиться антагонист - подъязычно-язычная мышца, тянущая язык назад и вниз. Движения языка вбок треб уют активности парных мышц с одной стороны и расслабления -  с другой стороны. Когда сокращается поперечная мышца, язык становится узким, если же это делает вертикальные мышцы - он становится плоским. Когда язык движется вперед, вверх, вниз, назад, то есть по средней линии, мышцы правой и левой стороны должны дей­ствовать совместно — в противном случае язык будет отклоняться в сторону не выполняющих свою работу мышц. Самые сложные мышечные синергии происходят при артикуляции переднеязыч­ных звуков и особенно звука р. Так, для этого процесса требуются точные движения собственно мышц языка, поднимающих кончик языка вверх, что происходит благодаря фиксации корня языка скелетными мышцами языка. При этом также важна работа мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости, и мышц шеи. Следова­тельно, деятельность мышц языка нельзя рассматривать отдельно от других групп мышц, косвенно принимающих участие в движе­ниях языка.

 

Поэтому, разрабатывая массажный комплекс для исправления дефектов произношения язычных звуков, нужно обязательно учи­тывать все группы мышц, как непосредственно, так и косвенно влияющие на состояние мышц языка. К подбору приемов для мас­сажа языка и их последовательности применяется тот же подход, что и к массажу других групп мышц лица, то есть с учетом того, ка­кие движения языка страдают в большей степени и в каком тонусе находятся мышцы. Точно так же массаж языка должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. При повышен­ном тонусе мышц язык лежит горбом, оттянут кзади, при попытке прикосновения к нему возникает ярко выраженный рвотный реф­лекс и еще большее увеличение мышечного тонуса. В этом случае специалисты (в частности, Е. А. Дьякова) рекомендуют начинать массаж с косвенных мышц, затем мышц дна полости рта — с на­ружной и внутренней стороны. Это расслабит собственно мышцы языка. Затем уже переходят к непосредственному массажу языка. Когда тонус мышц понижен, процедура проводится в обратном по­рядке: начинают с наиболее пораженных мышц (непосредственно языка), а потом переходят к косвенным.

Массаж языка ребенку вы можете проводить и самостоя­тельно, хотя, конечно же, лучше, чтобы это делал специалист. В «домашних» условиях процедура проводится так:

1. Легко прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.

 

2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.

 

3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верх­ней губе.

 

4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.

 

5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указа­тельного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем све­сти уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука у. Обязательно произносить при этом у-у-у.

 

6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подби­вать ее вверх до смыкания с верхней губой. При этом произносите ба-ба-ба.

 

7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями боль­шого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произ­носите при этом м-м-м.

 

8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бин­том, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.

 

9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный па­лец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.

 

10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бу­горкам за верхними зубами), произнося при этом да-да-да, та-та-та.

 

11. Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть.

 

Массаж языка можно делать специальной массажной или зуб­ной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.

Точечный массаж

У детей, подростков и взрослых с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия, афазия, нарушения голоса) отмечаются, как правило, сочетанные нарушения, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Нарушения речи нередко сочетается у них с неврологическими симптомами, с различными отклонениями психической деятельно­сти, с нарушениями коммуникативного поведения. Поэтому поло­жительного коррекционного эффекта можно добиться только при интеграции медицинских и педагогических методик в комплекс­ной системе реабилитации людей с тяжелыми нарушениями речи.

 

В частности, доказано, что целенаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры на биологически активные точки организма человека бла­гоприятно влияет на его общее состояние, на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет значительно со­кратить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей, под­ростков и взрослых, что способствует процессу их социализации.

 

 

Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупун­ктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распро­странению этого метода.

 

Сущность точечного массажа сводится к механическому раз­дражению небольших участков (2-10 мм) поверхности кожи, кото­рые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня медиками описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140-150.

 

Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживание, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.

 

• Поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяется в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

 

 


• Растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирание используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

 

 


• Разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальцем. При этом производят круговые вращательные движения пальцем — вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появле­ния чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д.

 

• Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположе­ния БАТ захватывают кожу в складку и разминают, сдавливают ее. Движение выполняют быстро,  отрывисто 3-4 раза.

 

 

 

• «Укол» выполняется кончиком указательного или большого пальца в быстром темпе.

 


• Вибрация выполняется большим или средним пальнем. Коле­бательные движения делать быстро, не отрывая палец от мас­сируемой точки.

 

 


Самомассаж биологически активных точек (БАТ) — отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и других жизненно важных органов. Перед процедурой нужно проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

 

• БАТ 1 — снятие напряжения артикуляционно-мимической му­скулатуры.

• БАТ 2 — тренировка ощущения грудного резонатора голоса.

• БАТ 3

— тренировка ощущения головного резонатора голоса.

 

 

 

• БАТ 4 — снятие напряжения нижней челюсти.

 

 


• БАТ 5 — тренировка носового дыхания.

 

• БАТ 6 — снятие напряжения мускулатуры шеи.

 

 


• БАТ 7 — профилактика насморка.

 


• БАТ 8-13 — снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности.

 

 


При массировании БАТ 2, 3, 5 протяжно тянуть звуки гм... дм... жм... Выполняют массаж указательным или средним паль­цем по часовой стрелке 9 раз, столько же — против.

В конце процедуры желательно несколько раз зевнуть. Зева­ние стимулирует голосовой аппарат, деятельность головного мозга, снимает стрессы. Надо же, как интересно! Я и сама зеваю с удоволь­ствием, правда, немного стесняюсь делать это в общественных местах, а теперь и Танюшку научу зевать со вкусом — для ее же пользы.

 

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

С ДИЗАРТРИЕЙ

Как уже упоминалось выше, у детей с дизартрией нередко нарушено пространственное восприятие. Поэтому развитие про­странственного мышления — очень важная часть коррекционного курса. Очень эффективны для улучшения пространственного восприятия игры с конструктором и лепка, поэтому желательно, чтобы ребенок как можно чаще занимался ими.

 

 


Также существует ряд методик для развития и проверки про­странственного мышления. (Некоторые из них предназначены для работы с детьми, уже знающими буквы).

Методика Керна — Йирасека

 

Эта методика включает два задания — срисовывание письмен­ных букв и срисовывание группы точек, то есть работу по образцу. Ребенку даются листы бумаги с изображениями и чистые листы для выполнения. Цель методики — развитие пространственных представлений, тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Кроме того, выявляется умение ребенка воспро­изводить образец, а также то, способен ли он работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

 

Ребенку дается задание срисовать домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выя­вить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сен­сорно-моторной координации и тонкой моторики руки.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.