Упражнения по развитию силы голоса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Упражнения по развитию силы голоса

2022-02-10 24
Упражнения по развитию силы голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

 

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко).

 

3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная ар­тикуляция).

 

4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе. Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

 

5. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания.

 

6. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

 


7. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

 

8. Называние дней недели с постепенным усилением и последу­ющим ослаблением силы голоса, произнесение предложений с изменением силы голоса.

 

9. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

 

Упражнения по развитию высоты голоса

Проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

 

 

То же с гласными а, и, о, э.

 

 

2.Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трех звуков.

То же с сочетаниями уи, эу, ауи, оуи, эуи.

 

 

3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

То же со слогами 6а, да, аза.

 

4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка).

Тоже со звуками о, у, м.

 

 

5. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.

6.. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту слов.

Вот интересно, как это большинство людей осваивают эту науку дыхания и произношения звуков без всяких тренингов? Вернее, тренинги, скорее всего, были, но неутомительные и как бы между делом. Родители и другие общающиеся с малышом люди интуи­тивно направляли его речь в нужное русло. И сколько трудов надо положить, чтобы скорректировать речь больного ребенка...



ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

 

 

Все мы прекрасно знаем, что малышей иногда бывает трудно убедить делать что-то очень для него полезное, но несколько скучное. И чтобы этого добиться, нам приходится проявлять немало изобретательности и терпения. Лучше всего проводить занятия в игровой форме. Игры, описанные ниже, можно исполь­зовать для развития у ребенка слухового внимания, правильного восприятия речи; с их помощью можно учить сына или дочку со­относить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно про­износить слова, подражать звукам.

«Угадай, что звучит»

 

Вам потребуются: игрушечный барабан, молоточек, колокольчик, ширма или ее подобие.

 

Покажите ребенку барабан, колокольчик, молоточек, назовите их и попросите это повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, предложите послушать, как они звучат: поиграйте на барабане, позвените колокольчиком, постучите по столу молоточком и еще раз произнесите их названия. Затем поставьте ширму и за ней воспроизведите звучание инструментов. Спросите ребенка: «Что звучит?» Пусть он ответит, а вы снова позвените колокольчиком, постучите на барабане и т. д. Следите за тем, чтобы малыш узнавал звучащий предмет и четко произносил его название.

 

«Волшебный мешочек»

Вам потребуются: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поро­сенок, слоненок, лягушонок, котенок, щенок и т. д.

 

Игрушки сложите в мешочек и скажите дочке или сыну, что в мешке находится много разных игрушек. Предложите вынуть от­туда одну, показать ее вам (или, если вы занимаетесь в группе, всем участникам) и громко назвать. Ваша задача — добиться того, чтобы малыш правильно и внятно называл игрушечное животное. Вы можете подсказывать в случае затруднений.

 

 

 


А эти упражнения и игры помогут научить ребенка правильно произносить определенные звуки в словах и чисто, отчетливо вы­говаривать слова с этими звуками.

 

«Магазин»

Вам потребуются игрушки, в названиях которых есть звуки м — мь, п — пь, б — бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Пе­трушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

 

Расставьте на столе игрушки и предложите ребенку поиграть в магазин. Скажите: «Я буду продавцом» и переспросите: «Кем я буду?» Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем ты бу­дешь?» — «Покупателем». «Что делает продавец?» — «Продает». — «Что делает покупатель?» — «Покупает». Покажите игрушки, кото­рые выставлены на «продажу». Ребенку нужно назвать их. Затем спросите его, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок назы­вает, скажем, собаку. Вы соглашаетесь продать, но предлагаете по­просить вежливо, при этом слово «пожалуйста» нужно выделять голосом. Вы отдаете игрушку и можете спросить малыша, для чего ему нужна эта игрушка. Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м — мь, п — пь, б — бь в словах и отчетливо выговаривал слова с этими звуками.

 


«Можно ездить или нет»

 

Вам потребуются коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и т. д.

 


Ребенок вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Вам нужно следить за тем, чтобы малыш правильно произносил звуки с (сь), отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

 

«На прогулку в лес»

Вам потребуются игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и т. д.), в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц, игрушечная машинка.

 

Поставьте игрушки на столе и попросите ребенка назвать их. Потом предложите ему отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыш выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину и отвозит в место, которое вы вместе определили как «лес». Следите, чтобы ребенок верно отбирал предметы, внятно и громко называл их, правильно произносил при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

 

 


«Скажи, как я»

Ваша задача — научить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать его слуховое восприятие, то есть способность различать степень громкости произнесенных слов.

 

Предложите ребенку внимательно слушать, как вы произно­сите слова, и повторять их таким же образом. Смотрите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

 

«Выдели слово»

Вы произносите слова и предлагаете ребенку хлопать в ла­доши тогда, когда он услышит те, в которых есть звуки з («песня комарика») и с («песня водички»).

 

«Подбери похожие слова»

Вы произносите слова, близкие по звучанию: «кошка — ложка», «ушки — пушки». Затем вы говорите слово и предлагаете ребенку самостоятельно подобрать к нему близкие по звучанию слова. Следите за тем, чтобы ребенок правильно подбирал слова и про­износил их четко.

 

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Вам потребуются две кружки и два кружка. Вы показываете ребенку кружки и кружки, называете их и просит его повторить. Когда малыш усвоит эти слова, вы располагаете кружки над круж­ками и спрашиваете, что находится сверху, а что снизу. Ребенок отвечают. Затем вы меняете предметы местами и снова спраши­ваете, где что находится. По возможности, ребенок дает полный ответ. Вы следите за правильностью ответа и произношением.

 

 

 



АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым, как мы помним, относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ­ность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятель­ности.

 

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от про­стых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоцио­нально, в игровой форме. Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения. Прора­батывать нужно лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для отрабатываемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор и качество выполнения. Проводить артикуля­ционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.

 

В коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией ис­пользуются статические и динамические упражнения артикуляци­онной гимнастики.

 

Основные правила гимнастики, которых рекомендуют придер­живаться логопеды, перечислены ниже.

 

1. Не удивляться и не сердиться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

 

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему — шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

 

3. Для того чтобы малыш нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шо­коладом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно делать их, зер­кало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах ар­тикуляции. Иногда (особенно, если малышу уже очень надоела артикуляционная гимнастика) — поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

 

 


4. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут, не больше 2-3 упражнений за раз.

 

5. Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно самим научиться правильно их выполнять.

 


7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привле­кать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые исто­рии про «непослушный», «озорной» язычок или про язык- «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не за­скучал. Результат ваших занятий во многом будет зависеть от того, сможете ли вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

 

8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражне­ний артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходи­мости.

 



Статические упражнения

 

1. «Улыбочка»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

 

 

 

2. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удержи­вать губы в таком положении следует  10-15 секунд.

 


3. «Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

 

4. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

 


5. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удер­живать его в таком положении на счет от 1 до 10.

 


6. «Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет  от 1 до 10.

 

7. «Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

 

8. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удер­живать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

 

 

 


9. «Чашечка»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

 

10. «Заборчик»

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

 

 

 

Динамические упражнения

Утиный клювик»

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько рас­слабляются и производят смыкательные и размыкательные дви­жения.

 

 


12. «Шторки»

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

 

13. «Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

 

 

14. «Грибок»

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

 

15. «Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

 

16. «Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук д, подражая дятлу: д-д-д-д-д  (15-20 секунд).

 

17. «Утюжок»

 

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад — вперед. Выполнять 20-25 раз.

 

18. «Прогони комарика»

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

 

19. «Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

 

 


20. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5 б кругов). Скорость движения языка можно менять.

 

21. «Часики»

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к дру­гому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или сопровождается словами: «тик-так», «тик-так», «тик-так». Время выполнения — 20 секунд.

 

22. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка про­толкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Вы­полнять 3-4 раза.

 

23. «Змейка»

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

 


24. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из- за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

 

25. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

 

26. «Настроение»

Губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком» (хорошее на­строение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

 

Эти упражнения предназначены для отработки различных звуков:

 

1. Отработка звуков с и з — упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24.

 

2. Отработка звука ц — упражнения 1,4,6, 7, 23, 24.

 

3. Отработка звуков ш и ж — упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21,23,25-26.

 

4. Отработка звука щ — упражнения 1-4, 9, 15-17, 20, 23, 25-26.

 

5. Отработка звука ч — упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

 

6. Отработка звука р — упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20.

 

7. Отработка звука л — упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26.

 

Артикуляционная тренировка включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они Для органов артикуляции.

 

Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (нёбной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных зву­ков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого за­висит качество произношения звуков, является язык, большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

 

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при зву­ках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).

 

Передняя часть спинки языка без участия кончика языка мо­жет подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовы­вать с ним щель (звуки ш, ж, щ).

 

Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения перед­ней или задней части языка она может только подниматься к твер­дому нёбу. Это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.

 

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель при образовании звука х. Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к вну­тренней поверхности коренных зубов, и не пропускать вбок вы­ходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опу­скаться и пропускать воздушную струю (звук л).

 

Подвижность губ также играет значительную роль в образо­вании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваться в улыбку (звуки и, ы). При про­изнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесе­нии звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.

 

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

 

Мягкое нёбо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воз­духа проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое нёбо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

 


При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки про­износятся один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое про­изношение возможно только при согласованной, точной, скоор­динированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбира­ется индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. И если при дислалии нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в резуль­тате которых окажутся сформированными необходимые соб­ственно речевые движения для произнесения звука, то при ди­зартрии работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционой гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для ми­мических мышц лица и др.

 

Тренировка губных мышц


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.