Тема: Методика взаимодействия учителей и учащихся в ходе освоения курса ОРКСЭ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Методика взаимодействия учителей и учащихся в ходе освоения курса ОРКСЭ

2022-02-10 21
Тема: Методика взаимодействия учителей и учащихся в ходе освоения курса ОРКСЭ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центральным элементом взаимодействия школы с родителями по реализации ОРКСЭ является выбор родителями модуля для изучения их ребенком. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать предмет обучения за семью, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок или оказывать давление на родителей в вопросах выбора.

Разработанная в школе программа взаимодействия с родителями и деятельность всех субъектов ее реализации должны обеспечить соответствующие гарантии наличия и свободы родительского выбора.

Выбор предполагает принятие со стороны родителей ответственности за конкретное направление образования и воспитания ребенка, в известном смысле собственное «родительское» самоопределение.

Не для всех родителей это может стать простой задачей. Надо иметь ввиду, что для части родителей может оказаться неудобно обсуждать интересующие их вопросы в рамках общих собраний (школьных, классных) – они предпочтут беседу с глаза на глаз.

Не исключены как затруднения в выборе, обусловленные личностными факторами, так и трудности в совершении и оформлении выбора родителей, не проявляющих должной ответственности за воспитание своих детей (прежде всего из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации).

Поэтому наряду с описанными формами и методами информационно-просветительской работы, могут потребоваться методы индивидуальной поддержки родительского выбора: консультирование, собеседование и др.

К этой работе в целесообразно прилечь социальных педагогов, психологов школы, а ведущую роль призваны сыграть классные руководители.

Кроме того должно быть обеспечено право родителей быть принятым по вопросам, связанным с выбором модуля с руководителем школы, председателем управляющего совета, классным руководителем.

Указанные формы работы должны быть предусмотрены программой (планом) взаимодействия, согласованным управляющим советом. Исходя из прогноза и текущего анализа ситуации, целесообразно разработать график проведения консультаций и собеседований, позволяющий завершить работу по оформлению родительского выбора в установленные сроки (период). Информация об указанном графике должна быть доведена до сведения родителей.

Родители осуществляют выбор модулей для изучения посредством заполнения соответствующих письменных форм (анкет) на специально проводимых родительских собраниях.

Управляющим советом утверждается регламент и график проведения родительских собраний, формы (анкеты) для оформления выбора, которые доводятся до сведения родителей.

Организация работы с родителями по оформлению их выбора (заполнению форм) проводится комиссией управляющего совета во взаимодействии с общешкольным родительским комитетом и родительскими комитетами классов.

На основе анализа результатов родительского выбора, обобщенных комиссией управляющего совета (или администрацией с обеспечением общественного наблюдения) методический совет и администрация готовят проект рабочей программы курса.

Существенно, что при разработке проекта рабочей программы курса определяется количество учебных групп и на этой основе проводятся финансовые расчеты (прежде всего, оплаты труда педагогов). Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Вместе с тем в рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному предмету (модулю) из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ. Решение о количестве учебных групп, модель (школьная или сетевая) изучения курса, расписание занятий являются важными элементами проекта программы курса.

Проект программы представляется на обсуждение в родительские комитеты и собрания, педагогический совет, ученический комитет (собрания). Результаты обсуждений оформляются решениями соответствующих форм и органов самоуправления, обобщаются комиссией управляющего совета, которая вносит в программу необходимые дополнения и изменения.

При выявлении серьезных противоречий в позициях заинтересованных групп управляющий совет может принять решение о проведении общественных слушаний (см. Приложение). Также управляющий совет может принять решение о направлении проекта программы на внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов.

Управляющий совет на своем заседании согласовывает программу. Итоговый вариант программы доводится до сведения общественности и всех заинтересованных групп, в т.ч. посредством размещения на сайте общеобразовательного учреждения.

Самостоятельная правовая проблема при реализации курса – обеспечение прав и свобод ребенка

Реализация курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях, когда человек пытается реализовать себя, свои возможности, заложенный в нем потенциал сейчас, зачастую не задумываясь о целесообразности и последствиях, совершаемых поступков, несет большой позитивный потенциал для формирования тех духовно – нравственных рамок, которые позволят личности определиться со своими жизненными приоритетами. Это, в свою очередь, приводит к необходимости определить требования к поведению человека как в целом в образовательном пространстве школы, так в рамках самого курса. Особенно актуальна данная проблема для сегодняшней ситуации, когда необходимо нравственно оздоровить общественную и личную жизнь школьников. Повышенный интерес к осмыслению проблем реализации правовых поведенческих моделей как объектов социально-философского анализа определяется совокупностью объективных и субъективных причин.

Одной из его фундаментальных причин является вступление человеческого сообщества на путь игнорирования духовности, культуры и права. Это привело к последствиям, когда его материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная, в результате между этими сторонам было нарушено равновесие. Стало очевидным, что без правового обеспечения, без формирования и утверждения духовно – нравственных ценностей, а также осознанности права, свободы и справедливости не может быть и речи о создании условий для дальнейшего обеспечения прав участников образовательного процесса. Наряду с расширением возможностей реализации правовых поведенческих моделей, лавинообразно нарастают негативные процессы, что проявляется в потерях нравственных ориентиров, росте асоциальных проявлений и общей социальной дезадаптации среди школьников. Это порождает опасность определенного кризиса и создает отчетливо выраженную угрозу для социальной, духовной и правовой безопасности всех участников образовательного процесса.

Формы существования имеющихся поведенческих моделей, проблемы формирования новых моделей, последствия их реализации в социуме абсолютно актуальны. В рамках правопонимания реализуемости детских свобод, в связи с введением курса «Основы религиозной культуры и светской этики», все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юснатурализмом) и собственно философско-правовыми концепциями, в которых или вовсе отсутствуют какие-либо апелляции к естественному праву, или под «естественным правом» имеется в виду во многом нечто иное, чем в концепциях юснатурализма.

Правосознание школьника предполагает, в первую очередь, умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая нарушений права.

Нормативно, поведенческие модели закреплены в Международных Конвенциях и Правилах школьной жизни. Они охватывают нормирование поведения трех важнейших участников образовательного процесса – ученика, учителя и родителя.

Признаками простой поведенческой нормы для ученика могут быть запреты:

- на курение в здании школы и на пришкольном участке;

- жевание жевательной резинки на уроках;

- использование на уроках плееров и средств мобильной связи;

- на использование ненормативной лексики и жестов непристойного характера.

Кроме запретов определяются элементарные нормы ожидаемого поведения – бережное отношение к имуществу школы, участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории в меру своих физических возможностей, уважением права собственности.

Правила отражают требования корпоративной этики, относительно основного предмета деятельности – обучения. Нельзя без разрешения ответственного лица (учителя-предметника, классного руководителя, медицинской сестры или дежурного администратора) уходить из школы в урочное время. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. Часто Правила дают возможность каждому учителю определяет правила поведения учащихся на своих занятиях. При условии, что эти правила не будут ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку. Ученик вправе в корректной форме отстаивать своё мнение и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов. Он имеет право на апелляцию по поводу отметки за письменную контрольную работу и за экзамен, если он не согласен с ней. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.

Эти элементарные поведенческие модели оформляются и в виде рекомендации к внешнему виду учащихся. Это может быть требование приходить в школьной форме, девушкам не использовать и не применять излишнюю косметику и не носить много украшений.

Кроме этого Правила нормируют поведения учителя. В контексте курса «Основы религиозной культуры и светской этики» это позиция очень важна, т.к закрепляет необходимость личного примера учителя и его следования тем ценностям о которых он рассуждает в рамках курса. Как правило, эти требования уточняют законодательные требования, или дополняют их. Это могут быть требования:

- не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину,

- быть нравственным примером для своих учеников,

- в рабочее время соблюдать деловой стиль одежды,

 - уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение,

- оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ,

- сравнивать ученика с самим собой, а не с другим учеником,

- найти положительные моменты даже в неудовлетворительной работе ученика.

- не опаздывать на урок.

Регламенты, описывающие поведение учителя, обычно имеют более расширенную версию в Правилах школьной жизни. Это создает то реальное поле поведенческих ориентиров и свобод, которые становятся употребительной нормой в конкретном образовательном сообществе и могут контролироваться всеми участниками школьного сообщества с точки зрения соблюдения.

Модели поведения родителей, в отношении прав ребенка, существуют как толкование их прав, закрепленных законодательно на уровне государственного и международного права. Как правило, это права связанные с участием в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети, обсуждением с учителями или администрацией школы различных проблем обучения и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, требованиями соблюдения прав ребенка, получением информации об учебном процессе, обеспечением и защитой прав и интересов своих детей, а также, в контексте данного курса, выбор направления изучения (светское или конфессиоанльное).

Правовые поведенческие модели ребенка, связанные с реализацией им своих прав в рамках курса, имеют сложную внутреннюю структуру, они отличаются друг от друга характером упорядоченности, уровнем субординации и согласованности, а потому, в рамках общеповеденческой модели и относительной самостоятельностью. Правосознание, формируемое в рамках курса, что особенно ценно, предполагает, в первую очередь, умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая нарушений права.

Современная ситуация, сложившаяся в сфере формирования правовой культуры школьников обусловлена группой факторов. На уровне государства вопрос о правовой культуре участников образовательного процесса стал активно обсуждаться в конце 90-х годов и окончательно был сформулирован в 2001 году. Современное состояние правовой культуры как составляющей духовно – нравственного воспитания реализуемого в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» во многом обусловлено отсутствием единого воспитательного пространства в России, что неизбежно приводит к деформации социальных установок и морально–нравственного комплекса ценностей в обществе. Кроме этого, новые требования рынка труда приводят к серьезным изменениям к нравственным установкам в семьях, где сегодня существует ясная ориентация на социальную успешность в значениях карьерного роста, а духовно – нравственные ценности и как перспективы свободы, связанные с ними считаются чем-то второстепенным и малозначительным. Вместе с тем становление рынка сопровождается масштабным процессом оформления требований и правил, сформулированных в области права и «скрытых» требований в сфере морально – нравственных качеств. Все это делает правоприменительную практику все более широкой и востребованной.

Сегодня права ребенка в рамках курса регулируются Всеобщей Декларации Прав человека 1948г., Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года, Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Декларации принципов толерантности 1995 года. Кроме этого, учитывался контекст правовых ориентиров, закрепленных в Конституции Российской Федерации (глава «Права и свободы человека и гражданина»), Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998г. № 124, Федеральном Конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ, Статей Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданстве. Система детских прав, в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики», базируется на конвенциональных принципах, которые актуализируются в ходе обсуждения ключевой идеи конвенции (правил внутреннего распорядка, принципов учета портфолио, правил взаимодействия с людьми представляющими другие культуры. конфессии и т.д.), обсуждения и установления (формализации) правил, идентификации личной ценности такого договора и переноса этих принципов во внешнюю правовую систему.

При этом свобода отождествляется с концепцией жизненных возможностей, а использование жизненных возможностей и шансов неотделимо от знаний и возможностей использования собственных прав. Жизненные достижения становятся возможными именно благодаря тому, что гражданин способен использовать свои права Быть «современным человеком» означает, прежде всего, способность использовать свои права и грамотно отстаивать их в различных конфликтных ситуациях.

Правовая культура выступает своеобразным стратификационным «ситом» морально – нравственных установок и духовных принципов, фундаментальной предпосылкой социальной успешности. Необходимо учитывать и тот факт, что т.н. «средний класс», который составляет основу всего современного общества, существует именно благодаря распространению права свобод, начатому еще в период европейских буржуазных революций.

Необходимо отметить, что в развитых странах, где правовая культура и система духовно – нравственного воспитания сложились давно, правовая активность населения носит непрерывный характер и не воспринимается как нечто исключительное. Именно такая перспектива существует и у России, которая неуклонно продвигается к состоянию правового государства. Мировой опыт ясно показывает, что эффективность ресурсов, вложенных в правовое образование и воспитание правовой культуры граждан на 2-3 порядка выше, чем эффективность средств, вложенных в систему их наказания и силового ограничения их деятельности.

Современный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в состоянии компенсировать дефицит моральной, нравственной и правовой информации в силу того, что он действует в зоне актуального взаимодействия поколений. И если сейчас для школы более актуальными являются вопросы обеспечения элементарного правового всеобуча, то введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» создает СИСТЕМУ защиты духовного мира и морально-нравственных установок участников образовательного процесса и является ближайшей перспективой развития личности.

Рост общественной социальной практики заставляет образовательную систему соответствовать современным тенденциям развития общества, радикально пересматривая педагогическую философию индивидуальной правовой активности. Таким образом, через позиции учителя, родителя и ученика общество формирует некоторый устойчивый правовой «вызов», который посредством формализованных или тайных ожиданий сигнализирует о желаемых изменениях в системе образования. Это, собственно, и делает актуальным введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» как важного инструмента формирующего личную свободу гражданина. И многие из этих положений закреплены законодательно. В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.

Право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции) Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов, при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.

Принятые субъектами РФ законы о правах ребенка прямо запрещают посягательство на честь и достоинство ребенка, жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие (Например ст. 9 Закона Республики Саха от 1 июня 1994 г. "О правах ребенка", ст. 14 Закона Республики Карелия от 21 декабря 1995 г. "О защите прав детей").За посягательство на честь и достоинство ребенка виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста - в суд. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства по причине малолетнего возраста, это право предоставляется родителям (законным представителям), близким родственникам и прокуратуре (Например ст. 17 Закона Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области").

Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений закреплены ст. 22-25 Конституции РФ. Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни. Данное право означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе.

Фактически право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей. Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.

Очень важно в рамках преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» учитывать право ребенка на свободу мысли, слова, свободу массовой информации, которое дано ему в соответствии со статьей 29 Конституции РФ. Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры. Это очень важно учитывать при фасилитации уроков основ религиозной культуры и светской этики, где необходимость управления информацией не должна вступать в конфликт с позициями этого права.

Законодательство также выделяет в качестве одного из основных прав ребенка право на доступ к информации, на выбор средств и различных национальных и международных источников информации, которые направлены на содействие интеллектуальному и культурному развитию (Например ст. 14 Закона Воронежской области "О защите прав ребенка на территории Воронежской области").

Одним из ключевых прав, в рамках освоения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является право ребенка на свободу совести и вероисповедания, закрепленные ст. 28 Конституции РФ. Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.

Право на свободу вероисповедания нашло достаточно полное отражение и в региональном законодательстве. Так, данное право ребенка защищается от препятствия к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия или факультативы религиозного содержания. Религиозные образовательные учреждения не имеют права оказывать психологическое, физическое, моральное воздействие на своих учеников, изъявивших желание оставить учебу и (или) препятствовать осуществлению данного права.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.