Тема: Методологические, содержательные и методические аспекты формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей у школьников. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: Методологические, содержательные и методические аспекты формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей у школьников.

2022-02-10 46
Тема: Методологические, содержательные и методические аспекты формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей у школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ.

Прежде всего, следует отметить, что среди различных задач начальной ступени образования стандарт выделяет следующие:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках курса ОРКСЭ (который в стандарте получил более конкретное наименование «Основы духовно-нравственной культуры народов России») должно осуществляться по следующим направлениям:

- развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие:

- формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации.

В современной педагогической науке исследователями традиционно выделяются 8 методологических подходов к преподаванию религии в школе, которые широко используются как в Западной, так и в ряде стран Восточной Европы, где существует обязательное обучение религиозной культуре. Эти подходы были впервые обобщены МайкломГриммитом в 2000 г.1, однако само появление этих методов в сфере религиозного образования относится к середине XX века. Следует отметить, что далеко не все из предложенных Гриммитом методов могут быть использованы в рамках преподавания курса ОРКСЭ (с учетом его культурологической неконфессиональной специфики и особенностей российского законодательства в отношении светского характера государственной системы образования). По этой причине, мы рассмотрим лишь те из них, которые, в том или ином виде, получили распространение в нашей стране.

1. Феноменологическая модель. Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) рассматривают образование как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем заложено природой, и отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». В рамках этого подхода педагоги создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов

В религиозной педагогике феноменологическая модель связана, главным образом, с именем Ниниана Смарта. Смарт попытался вывести собственную типологию религии и на основании этого построить педагогическую модель преподавания религиозной культуры. В пространстве религии Смарт выделил следующие аспекты:

1. Культовая/ритуальная область;

2. Мифология;

3. Доктринальная (вероучительная) составляющая;

4. Этический (нравственный) компонент;

5. Социальное пространство;

6. Область практического (опытного) восприятия;

7. Область материальной жизни;

8. Область политической и экономической деятельности2.

Развивая эту модель, Смарт и его последователи утверждали, что, соприкасаясь с религиозной культурой, ученик выходит на несколько уровней обучения и приобретения навыков

Стремление к беспристрастному и эмпатийному пониманию самосознания носителя религиозной культуры. Приступая к изучению определенной религиозной традиции, ученик должен оставить в стороне свои личные религиозные (или нерелигиозные) взгляды и предпочтения;

Приобретение определенных навыков понимания и мышления. Под навыками понимания здесь имеется ввиду комплекс знаний о роли и влиянии религии на мировую культуру, способность понимать смысл религиозной проблематике. Под навыками мышления имеются ввиду навыки анализа религиозной культуры с философской, социологической, психологической, исторической, этической и эстетической точек зрения.

Приобретение навыков рефлективного диалога с «живыми религиозными традициями с целью интерпретации. Одним словом, феноменологический подход в религиозной педагогике делал акцент на академических и личностных формах изучения и понимания религиозной культуры. К сожалению, на практике выход на второй и третий уровни обучения оказался затруднен ввиду ограниченности самой модели. Педагогическая схема, согласно которой ребенок должен был переходить от эмпатийного восприятия религиозной культуры на уровень диалога и интерпретации, авторами подхода так и не была разработана.

В итоге, преподавание в рамках этой модели превратилось в сугубо описательное, ориентированное на содержание и приобретение знаний. Даже в тех случаях, когда авторы пытались с помощью специально подобранных текстов стимулировать развитие диалога, авторы стремились лишь к тому, чтобы ученики поняли общую идею изучаемого явления, а не попытались приложить ее к себе и интерпретировать в контексте собственного мировоззрения и опыта. Другими словами, у учащихся редко возникали ценностные оценки изучаемых феноменов религиозной культуры, которые оставались лишь мертвыми «религиозными пережитками» и изучать их, в конце концов, становилось бесполезно, поскольку отсутствовало важнейшее связующее звено в цепи перехода от знаний к личностному опыту и переживанию Кроме того, сама типологизация религии оказалась неудачной, поскольку в ней отсутствовали черты, присущие исключительно религиозным традициям (духовное, трансцендентное). Под предложенную Смартом классификацию подходил, например, футбол, в котором есть и свои ритуалы, и своя доктрина (правила игры), и материальные артефакты (стадионы и т.д.), даже энтузиазм болельщиков вполне подпадал под сферу опытного восприятия, но вряд ли кто назовет футбол религией в подлинном смысле слова.

2. Религиоведческая модель («знания о религии») также ориентирована на внешнюю социокультурную оценку религии. На уроках учащиеся изучают историю, возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурного явления. Основной акцент, как правило, делается на приобретении эпистемных знаний, навыков сравнения и сопоставления различных религиозных традиций между собою, развитие способности понимать логику исторического процесса их развития и т.д. Ученик фактически остается сторонним наблюдателем огромного количества артефактов, имен, дат и событий, которые, несомненно, повышают уровень его культурной компетенции, однако имеют недостаточное влияние на развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника. На наш взгляд, большинство метапредметных и личностных задач, определенных ФГОС, оказываются недостижимыми в рамках данной модели. Тем не менее, она остается одной из наиболее часто используемых среди педагогов и фактически предлагается в качестве методологической основы модуля «Основы мировых религиозных культур

3. Развивающая инструментальная модель («знания о религии», и «обучение у религии»). Этот подход, разработанный М. Гриммитом в конце 1970-х гг.3, был призван сопоставить содержание религиозной культуры и мировоззрения с мировосприятием учеников с целью повышения уровня их религиозной грамотности, с одной стороны, а с другой – приобретения новых ценностей жизни, переосмысления личного опыта (в том числе, и религиозного) на основных этапах психологического взросления ученика. Иначе говоря, на первом уровне ученик приобретал определенные знания о религии (исторического, философского, культурологического плана), а на втором – обращался с вопросами к себе с целью субъективной и внешней (объективной) оценки религиозных ценностей, практик и верований.

В работе с классом учителя нередко ограничиваются набором простых проверочных вопросов по окончании урока (Что мы узнали? Чему научились? Каким примером для нас может служить этот герой? и т.д.) На самом деле, Гриммит стремился к более глубоким результатам: учащиеся должны были представить личностное понимание религиозной культуры, а затем оценить себя, свой жизненный опыт с точки зрения изучаемой традиции. Например, знакомясь с жизнью основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы, ученики могут в рамках групповой работы провести анализ его поисков смысла жизни и бытия, через личное восприятие ответить на вопрос к чему стремился Будда, почему он выбрал именно такой путь и как это отразилось на дальнейшем развитии религиозной традиции буддизма. На втором же уровне, попытаться в рамках индивидуальных эссе или презентаций выделить те нравственные и духовные ценности, которые являются определяющими в представлении буддизма о человеке. Тоже самое относится и к изучению ислама, иудаизма и христианства. Каким образом представители различных религиозных культур расставили бы приоритеты в моих жизненных ценностях? Как бы они оценили мое сегодняшнее мировосприятие и отношение к другим людям с позиции жертвенной любви, уважения, сосредоточенности и осознанности моих действий и поступков? Эти и другие вопросы призваны стимулировать переосмысление учениками их жизненного опыта.

 

Тема: Цели, задачи и проблемы реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Методологические основы формирования содержания курса ОРК и СЭ

Реализация данного курса нацелена на выявление как объективной потребности общества в данной тематике, его готовности адекватно воспринимать сложности духовных исканий и нравственного самоопределения молодого поколения россиян, так и на оценку уровня профессиональных возможностей и продуктивных образовательных установок педагогов, участвующих в данном образовательном проекте.

С другой стороны, Реализация курса ОРК и СЭ предполагает формирование необходимых навыков, умений, установок и поведенческих ориентаций у преподавателей, которые после соответствующей целевой подготовки будут осуществлять данный образовательный проект на практике. Эта когорта преподавателей окажется в довольно сложных условиях, когда мировоззренчески нагруженный курс потребует от них выверенной профессионально обоснованной дистанцированности от его аксиологической наполненности при сохранении культурологической акцентировки содержащейся в нем тематики. В данном контексте особое значение в процессе реализации «Основ религиозной культуры и светской этики» имеет отбор репрезентативной информации, ее структурирование согласно решаемым задачам и характеру аудитории, а также адекватное комментирование и интерпретация сакральных текстов и конфессионально обусловленных символических кодов. Помочь здесь может и опыт, накопленный в различных российских регионах за последние десять лет в процессе преподавания курсов ОПК, духовно-нравственной культуры, основ христианской культуры, этики и др. При этом необходимо учитывать, что данный курс позиционируется как вариативный, имеет историко-культурологическую доминанту, носит светский характер и не предусматривает совершения культовых обрядов.

Образовательный проект ОРК и СЭ базируется на комплексе наук, которые изучают историю отечественной культуры, историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, религиозную этику и антропологию, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями.

Важной основой проекта является представление об историческом характере научного знания, о существовании различных форм вненаучного знания и его роли в развитии цивилизации.

Предметом курса ОРК и СЭ являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный и морально-этический опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

Данный курс направлен на усвоение базовых духовно-нравственных ценностей, которые раскрывают духовные основы отечественной культуры, формируют гражданскую позицию молодого человека, способствуют развитию его патриотических установок и морального сознания.

Курс связывает научные и вненаучные формы знания, религиозные представления и культурные ценности во многом посредством создания условий для развития субъектности детей, для развития их духовности как преодоления ограниченности бытового, повседневного существования.

Такая направленность «Основ религиозной культуры и светской этики» требует в процессе его реализации уделять особое внимание сопоставительному анализу духовного опыта, сохраняемого различными конфессиями, постижению его нравственного потенциала и культуропорождающего ресурса.

Процесс реализации предполагает расширение профессиональных, когнитивных и эмотивных компетенций педагогов, что обусловливает их способность работать в различных секторах образовательного пространства современной России:

- в области научно-исследовательской деятельности в сфере истории и теории религии и церкви, религиозной антропологии, религиозной этики, религиозной педагогики;

- в составе экспертных комиссий в качестве независимых экспертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций;

- в соответствующих образовательных учреждениях как преподаватели и воспитатели, специалисты по работе с детьми и молодежью, в группах социальной адаптации и реабилитации.

Реализация курса «Основы религиозной культуры и светской этики», с точки зрения ее конкретно-методического и профессионально-компетентного обеспечения, предполагает, таким образом:

- понимание предмета и методов культурологии, теологии, религиоведения, этики, места данных наук в системе социогуманитарного знания;

- представление о сущности религиозной картины мира, религиозной культуры и мировоззрения;

- знание структуры и функций религиозной культуры и светской этики, их истории и особенностей современного развития;

- знание содержания и форм религиозных представлений, культов, институтов, мировых, региональных и национальных религий, тенденций изменений в современном религиозном мировоззрении и современной религиозной культуре;

- знание истории религии и конфессий в России;

- знание сакральных и канонических текстов, а также апокрифической литературы, истории их появления, способов их фиксации, интерпретации и толкований;

- знание основного содержания вероучений, их конфессиональных особенностей, знакомство с классическими вероучительными текстами и их научными комментариями;

- знание современных научных и философских представленийо религии и этической детерминации, представление об основных направлениях религиозной философии, этики и религиозно-философской антропологии;

- знание основных постулатов светской этики, истории ее развитияи современных проблем реализации;

- знание места религии в системе культуры, ее функций и значения для жизни общества и отдельного человека;

- представление о соотношении религии и науки, особенностей выражения в религии знаний о человеке, морали, обществе, мире; понимание религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки и процессов моральной регуляции;

- знание содержания религиозных и нерелигиозных этических учений, основных понятий религиозной и светской этики, религиозных и нерелигиозных концепций формирования личности, современных проблем религиозного и нерелигиозного нравственного воспитания;

- понимание оснований и принципов диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, знание особенностей решения основных мировоззренческих вопросов в различных конфессиях и светском контексте;

- понимание основных религиозно-эстетических категорий, сходства и различия религиозного и художественного освоения действительности, особенностей религиозного, церковного и культового искусства, а также знание символических оснований его интерпретации;

- представление о тенденциях изменения религии и светского мировоззрения в современном мире, о процессах воцерковления и секуляризации, о церковном модернизме и фундаментализме;

- знание содержания принципа свободы совести и вероисповедания, знакомство с положениями Конституции РФ, государственно-правовых документов России, международно-правовых документов по вопросам названных свобод.

Совокупность указанных знаний и представлений имеет межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего - гуманитарную - подготовку кадров для реализации курса ОРК и СЭ.

Одним из направлений модернизации и реформирования отечественного образования является кардинальное обновление гуманитарного образования, а также системы воспитания и ее функций, которое должно преодолеть негативные последствия отказа государства в предшествующий период от опоры на ценности традиционной для России религиозной культуры. В данном контексте курс ОРК и СЭ призван восполнить историко-культурологические и духовно-нравственные пробелы современного образования и координировать развитие государственной системы воспитания школьников в соответствии с Национальной доктриной РФ. В какой-то мере он отражает социальный заказ на нравственно и духовно ориентированное образование в ситуации идеологического вакуума и кризиса предшествующей системы ценностей.

Возвращение к изучению религиозного мировоззрения и религиозной культуры свидетельствует не только о потребности воспитать нравственно здоровое поколение молодых россиян, но и о необходимости сохранения утраченных традиций, связей с прошлым, о необходимости восстановления культурной целостности нашей страны в ситуации мультикультуральности и вызовов глобализации.

Культура России на протяжении веков определялась религиозным «вектором», религиозным мировоззрением: без знания достижений и основных особенностей отечественной религиозной культуры невозможно полностью понять закономерности развития российской цивилизации. Поэтому Реализация курса ОРК и СЭ чрезвычайно важна для всех учащихся и педагогов российской общеобразовательной школы, вне зависимости от их отношения к той или иной религии, их мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения.

Без учета религиозного фактора в современном мире невозможно выстроить ни одну достоверную модель социального развития, невозможно выявить значимые тенденции в современной социальной динамике, в межкультурной коммуникациии глобальном сотрудничестве, в процессе самоопределения личности, невозможно понять закономерности ее позиционирования в рамках современной культуры. Проблемы социализации молодого поколения в современном российском обществе и его интеграции в пространство российской культуры также не могут быть решены вне рефлексии значения религиозной детерминанты в этих процессах.

Реализация курса ОРК и СЭ предполагает знание объективных характеристик современной молодежной субкультуры и тех особенностей, которые присущи самосознанию молодых россиян, так как успешная реализация данной образовательной программы во многом определяется выбором стратегии образовательного процесса с учетом указанных факторов.

Переход от советского к постсоветскому этапу развития нашей страны затронул все возрастные группы, но в разных группах по-разному проявились социально-экономические, социокультурные, социально-психологические последствия такого перехода: российская молодёжь раньше и интенсивнее взрослых испытала их на себе. Выраженная девальвация социального статуса молодых, обесценивание значения труда и духовно-нравственных приоритетов в молодежной среде сопровождаются социально-психологической и социально-культурной валоризацией данного возраста.

Российская молодежь оказалась в сложной ситуации плохо подготовленного и слабо мотивированного сдвига от общества интенсивного труда к обществу интенсивного потребления. На российской почве данный сдвиг обусловил чрезвычайно противоречивую динамику ценностных ориентаций и стратегий духовно-нравственного самоопределения личности на фоне глубокого кризиса социокультурной идентичности и девальвации моральных нормативов. В этих условиях очень часто только система религиозных представлений выступает как относительно стабильное явление, связанное с традицией преодоления экзистенциальных и социальных рисков.

Из сознания российской молодежи достаточно быстро вытеснялись стереотипы мышления, связанные с опытом предшествующих покалений, что неминуемо порождало нравственные конфликты и межэтническую напряженность. Разобщение социальных страт и социальных групп российского общества до сих пор не компенсируется никакими традиционными средствами: опыт социокультурного сосуществования строится как противостояние «своего» и «чужого», «прошлого» и «настоящего», «настоящего» и «будущего». Понятно, какое значение в этих условиях имеет возвращение к духовно-религиозным и морально-нравственным универсалиям.

При этом значимые параметры молодежных умонастроений не могут быть определены однозначно, не могут они также быть жестко отнесены к той или иной системе мировоззренческих координат. Учитывая данный факт, можно назвать закономерным ставку на свободу и плюрализм в образовании молодых россиян, которая не допускает насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивает свободу педагогического творчества и мировоззренческого самоопределения в обучении.

На фоне сильной социальной дифференциации, нисходящей социальной мобильности, но достаточно четко обозначенных общественно-политических целей и постепенного сужения социально-значимых перспектив, изменения в системе ценностей российской молодежи осуществляются по большей части стихийно и образуют т.н. «бриколлажные структуры», обнаруживающие себя прежде всего в «иерархии противостояний» старого и нового, традиционного и инновационного, «своего» и «чужого», религиозного и светского.

Противоречивый характер ценностных ориентаций молодых россиянсерьезно снижает достоверность прогнозов в отношении их реакций на то или иное социальное воздействие. Вместе с тем, он же создает возможность лучшей адаптации молодых к вызовам времени, к снижению социальных рисков в процессе их экзистенциальной, социально-экономической, политической или культурной реализации.

Глубокая внутренняя противоречивость мышления российской молодежи связана с последствиями целенаправленной ремифологизации общественного сознания, с выраженным ослаблением традиционных ценностных (религиозных, морально-этических) регулятивов, а также с тем, что многие ценностные нормы, восходящие к идеалам советской эпохи, сохраняют свое значение как формирующие и доминантные элементы мыслительных практик молодых людей. Свидетельством тесного переплетения в сознании молодежи старых мотивов с новыми ценностями является установка на «сохранение достигнутого», которая ярко проявилась в последние годы и, по сути, никогда до этого не была характерной для мотивационных и поведенческих ориентаций российской молодежи. «Сохранение достигнутого» включает в себя признание особой значимости стандартов патернализма, социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, пенсионного страхования, страхования по безработице и инвалидности. Примечательно, что указанные установки присущи и тем молодежным группам, которые последовательно заявляют о своей приверженности прозападным ценностям, или поддерживают контркультурные, альтернативные и протестные движения.

Реализация курса ОРК и СЭ будет, таким образом, способствовать защите и развитию системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранениюи укреплению единого культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества, лучшему знанию региональных аспектов и особенностей религиозной культуры, глубокому постижению региональных социокультурных и этноконфессиональных особенностей населения и культуры всех субъектов Российской Федерации.

Это тем более важно, что в последнее время благодаря специальным исследованиям Центра социологии образования РАО (работыЯ.В.Чеснова, Т.И.Селиной, С.А.Баклушинского, Е.П.Белинской, В.С.Собкина, А.М.Грачева, Н.В.Кудряшова, Н.Г.Орловой и др.) выявлено, как становление социальной идентичности в школьном возрасте преобразует ценностное видение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Сегодня социальное самоопределение молодых людей разворачивается в смысловом пространстве духовно значимых координат. Особым образом различия в культурно-религиозных ценностных ориентациях проецируются не только на экзистенциальный мир школьника, но и на сферу национально-этнической самоидентификации.

В этой связи при реализации курса ОРК и СЭ необходимо обратить внимание на то, что принадлежность индивида к разным социальным стратам формирует различные типы отношения к религиозной культуре и светской этике. Кроме того, при реализации «Основ религиозной культуры и светской этики» имеет смысл учитывать достаточно сложную и конфликтную конфигурацию сознания индивидов, имеющих отношение к реализации данного образовательного проекта: очень часто за внешней декларацией толерантности и религиозно-культурной лояльности стоит целый комплекс защитных реакций, предполагающих и демонстрацию силы, и закрытость, и отрицание ценностных иерархий. Данные установки могут быть описаны базальными культурными оппозициями, через инверсии которых объективируются особенности духовно-религиозной идентификации индивидов, впервые осваивающих или преподающих курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

При реализации образовательного проекта ОРК и СЭ следует иметь ввиду, что у некоторых социальных групп, этносов (например, тувинцев, евреев, русских: см. «Этнос. Идентичность. Образование»... - М., 1998, с. 242 -243), этнонациональных конгломератов, отдельных индивидов присутствует тенденция отчуждения от своей религиозно-культурной принадлежности, что способствует их готовности к психологической ассимиляции в инонациональном окружении. Это обусловливает выраженно противоречивую оценку не только своей культурной принадлежности, но и неадекватное (часто агрессивное) отношение к чужим религиозно-культурным и морально-этическим стереотипам. В данном случае процесс реализации курса ОРК и СЭ должен опираться на хорошую психологическую подготовку педагогов и их умение работать в стрессовой ситуации.

Существует и еще одна особенность: у большинства современных российских школьников (и их родителей) наблюдается разотождествление оценки религиозной культуры того или иного народа в целом с оценкой отдельных его представителей. Кроме того, имеет место несовпадение национально-культурного и религиозно-культурного стереотипов. Причины этого явления лежат вне сферы знания о религиозных основах того или иного вероисповедания, а формируются под влиянием иных источников, знание и выверенная рецепция которых обязательны при реализации нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Наконец, при реализации данного курса необходимо учитывать, что определенность оценки ценностей религиозной культуры и норм светской этики учащимися и их родителями (часто – даже самими педагогами) отражает не их фактическое знание указанных феноменов, но обыденное о них представление. Это приводит к многомерности восприятия содержания курса, а, следовательно, к противоречивости и неоднозначности его усвоения. В данном случае эффективность реализации будет связана с тщательностью промежуточного и итогового контроля за процессом адаптации и интериоризации полученных знаний.

При реализации курса ОРК и СЭ необходимо помнить и о существовании особой закономерности: малознакомые религиозные культуры и постулаты светской этики оцениваются учащимися однозначно (чаще всего – позитивно или нейтрально). «Хорошо знакомые» учащимся религиозные культуры и нормы этики, представления о которых почерпнуто из совершенно разных источников и институтов, оцениваются дифференцированно, противоречиво, с большой долей предвзятости. В этом случае процесс реализации предполагает совокупность специальных приемов, нацеленных на разрушение неадекватных оценок, противоречивых установок и плохо аргументированных мнений.

Быстрое развитие в постперестроечной России культуры досуга и системы «индустрии услуг» привело к формированию принципиально нового пространства социальных связей. Они стали группироваться вокруг какой-то ключевой для той или иной группы учащихся видов деятельности, отличаясь публичностью и массовостью. В условиях разрушения культурной традиции и коллективистских жизненных сценариев данная система социальных связей образует альтернативу традиционным социальным объединениям, служа при этом исходным моментом формирования определенного стиля жизни. Результатом становится уменьшение размера социальной сети индивида в силу того, что в нее не попадают потенциально «значимые другие».

Компенсационным механизмом в этом случае выступает не целенаправленное отнесение индивидом себя к определенной культурной общности, где особую роль играют язык, традиции или религия, а его социальная идентификация, проходящая под воздействием реального группового членства.

Другими словами, при реализации курса ОРК и СЭ необходимо учитывать, что декларируемая религиозно-культурная принадлежность может быть не связана с реальной включенностью в ту или иную религиозную культуру.

При резком сокращении реальных возможностей для социального самоутверждения в российском обществе наблюдается переориентация молодежи на новые формы «социального и политического участия» в целях переозначивания образа будущего и изменения социально-экономических и культурных приоритетов. Сейчас, по данным социологов, наблюдается тяга большого количества молодых людей к религиозной культуре, религиозной системе ценностей и православной традиции. При этом православная традиция рассматривается как гарантия защиты российского государства от разрушения, как основа возвращения к ценностям предков, «священной национальной истории» и высокому уровню нравственности.

С другой стороны, активизация культурных, социальных, политических действий представителей различных конфессий отражает, по сути, не кардинальное изменение ситуации, но результат хорошо продуманных стратегий по привлечению молодежи к поддержке той или иной религиозной традиции. Система выстроенных целей базируется при этом на общепринятых российских ценностях: патриотизме, этатизме, панэтизме. В данном контексте особую опасность представляют нетрадиционные религиозные организации и тоталитарные секты, которые продолжают активно работать на территории Российской Федерации. Реализация курса ОРК и СЭ выступает в этом случае как превентивная мера, нацеленная на защиту молодых россиян от воздействия миссионерских организаций соответствующего толка.

 Процессы «оцерковления» современного российского общества объективно имеют амбивалентный характер и связаны с концептом «служения обществу», которое приравнивается к высокой мере нравственности молодого человека. При этом духовно-нравственное воспитание, нравственное самоопределение индивида расценивается какважнейший социальный и экзистенциальный акт, требующий осознанного выбора и связанный с последующей нравственной ответственностью.

Нравственное и духовно-религиозное самоопределение личности, противостоящее разрушительному нигилизму и деструктивным ориентациям последних десятилетий, позиционируется сегодня не только как показатель нравственного здоровья и социальной зрелости, но и как средство политического продвижения, как своеобразная гарантия вхождения в уже сформированную и достаточно закрытую систему российских элит.

Нарастание негативных тенденций купируется на настоящий момент времени традиционным для России характером внутрисемейных отношений, когда старшее и среднее поколение берет на себя материальное обеспечение младших членов семьи (независимо от их реального возраста), что способствует их относительной устойчивости и материальной стабильности в рамках происходящих в стране кардинальных социально-экономических и культурных подвижек. Поэтому закономерным при реализации курса ОРК и СЭ является особое внимание к семейным ценностям, при помощи которых во многом осуществляется приобщение человека к конкретному типу культуры, формирование и развитие социального опыта и навыков социального взаимодействия представителей разных поколений, использование творческого (и любого иного) потенциала молодых россиян.

Введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики», нацеленного на социокультурную идентификацию учащихся в соответствии с современным историческим моментом в развитии нашей страны, требует при своей реализации учета того факта, что в современной России молодежь превратилась в выразительницу всеобщего и общественного в социуме, вставшем на путь партикуляризации социальных действий и отношений, морально


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.