Социально-психологической адаптации — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социально-психологической адаптации

2022-02-10 21
Социально-психологической адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная программа

Социально-психологической адаптации

Учащихся первых классов к обучению

В начальной школе

 

 

Автор-составитель:

Феоктистова Т.В.,

Педагог-психолог

 

 

1. Тема

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1ых классов начальной школы

2. Актуальность

Основанием для создания учебной программы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся является положение о социально-психологической службе ЧОУ Санкт-Петербургской гимназии «АльмаМатер». В данном документе декларированы основные запросы гимназии к психологической службе. В нормативных документах ФГОС, НОО отмечается, что психологическая служба может оказывать содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования.

Психологическое сопровождение учащихся гимназии направлено на решение задач возрастного развития детей с учетом специфики гимназии, т.е.:

Во -первых, на индивидуализацию и дифференциацию образования. Психолог изучает познавательные особенности учащихся, дает рекомендации учителям и родителям по использованию сильных и компенсации слабых сторон ученика, участвует в распределении учеников по группам.

Во -вторых, на сохранение психологического здоровья учащихся. Психолог с помощью групповых и индивидуальных занятий помогает в самопознании учащихся для гармонизации их личности, влияет на формирование коллектива в классе, индивидуально помогает в решении конфликтных ситуаций, адаптации новых учащихся.

В -третьих, на создание условий развития, потенциала для будущей самореализации. Психолог на групповых или индивидуальных занятиях развивает познавательные процессы (недостаточное развитие которых является препятствием успешности). Психолог способствует самопознанию учащихся (и индивидуально, но на групповых занятиях особенно) для формирования мировоззрения, для более эффективной самореализации в будущем, проводит связанную с самопознанием профориентационную работу.

3. Адресат

Учащиеся гимназии 1ых классов начальной школы

4. Концептуальные компоненты структуры

Целевое назначение программы

Цель психологического сопровождения: Создание условий для социально-психологической адаптации и эффективности обучения первоклассников с учетом их интеллектуальных и личностных возможностей.

Задачи психологического сопровождения:

1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся;

2. Оказание психологической помощи родителям в воспитании;

3. Оказание психологической помощи работникам в формировании у них принципов взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Ведущие идеи, на которых базируется программа

Данная программа составлена на основе методологических позиций и принципов психологического сопровождения образовательного процесса следующих авторов: А.К.Колеченко, М.Р.Битяновой, Е.И. Казаковой, И.В.Дубровиной.

Принципы формирования программы

1) Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2) Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития  детей, а также взаимодействие и согласованность действий всех участников образовательного процессав решении проблем ребёнка.

3) Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность оказания помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Направления работы

Рабочая программа по психологии включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

1) Диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования, выявление особенностей детей и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи;

2) Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении трудностей, связанных с формированием познавательной, эмоционально-волевой, личностной и социальной сфер учащихся; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных);

3) Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и развития детей со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом.

5. Содержательная характеристика программы

Структура программы

Описание структуры проводимых педагогом-психологом занятий:

1) Разминка (знакомство, установление контакта с детьми, создание рабочего настроя группы). Проводится в форме игры на внимательность, настроя друг на друга, задачки на сообразительность, или задания на развитие памяти (5-10 мин).

Физминутка

Продолжительность занятия 45 минут.

5.2. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Теор. Практ. Всего
1 Развитие социально-коммуникативных умений 0 6 6
2 Развитие познавательных процессов и творческих способностей 0 6 6
3 Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы 1 5 6
4 Итого 1 17 18

Задачи:

-развитие мышления: операций мышления (анализ, синтез, классификация), образного мышления, логического мышления.

-развитие внимания и наблюдательности

-развитие памяти

-развитие воображения

-развитие творческого мышления

Содержание программы

Занятие 1:

1) Знакомство с детьми. Упражнения в кругу.

Игра «Снежный ком»: Игроки по очереди называют свое имя и любимый… (наприм., фрукт), задача следующего игрока повторить то, что сказал о себе предыдущий, и назвать свое. Так далее по цепочке.

2) Продолжаем знакомиться, установление контакта

Игра «Поменяйтесь местами те, кто… (называется признак, например, «те, кто хочет учиться, у кого есть братья-сестры итд»).

3) Упражнение, направленное на настройку ребят друг на друга «Раскрась футболку» (Николас Кэтлоу. Развивающие раскраски-закорючки. Для маленьких гениев. Выпуск 3 – раскраска, изд. РИПОЛ классик; М., 2009 – задание «Раскрась футболку»).Проводится за партами. Задача учащихся вспомнить, что говорили они друг о друге во время знакомства, и нарисовать то, что любитсосед по парте, его увлечение, что поднимает ему настроение. Можно спрашивать, если не вспомнить.

4) Подведение итогов. Презентация работ. Дети дарят футболки соседу по парте.

Занятие 2:

1. Продолжаем узнавать друг друга.

Игра «Журналисты» (Рассказать о том, кто такие журналисты, показать картинки, имеющие отношение к профессии. Рассказать, что у них есть возможность побыть в роли журналистов, для этого им необходимо взять интервью у соседа по парте. На доске выписываются 2-4 (в зависимости от группы) вопроса, например, «Любимая игра», «Увлечение, хобби» и тд., на которые им нужно узнать ответ. Для удобства, можно записать или зарисовать ответы на бумаге. Затем проводится «конференция журналистов», на которой каждый учащийся рассказывает что он узнал о том, у кого брал интервью)

2. Физминутка. (См. раздел 2)

3. Подведение итогов

Занятие 3:

1. Разминка

Игра «Хлопните в ладоши те, кто…» (см. 1ое занятие)

2. Нарисовать свое настроение (выдается бумажная заготовка «мое настроение» - Николас Кэтлоу. Развивающие раскраски-закорючки. Для маленьких гениев. Выпуск 3)

3. Физминутка (см. раздел 2)

4. Настраиваемся друг на друга.

Игра «Как поднять другому настроение» (Сначала поговорить о том, что может поднимать настроение, можно показать какие-нибудь картинки, фотографии,. Затем попросить учащихся на листе бумаге (разделенном на 3(2) части) нарисовать 3 (2) рисунка: что поднимает настроение мне, (что поднимает настроение маме), что поднимает настроение соседу по парте (или другу-однокласснику)).

5. Подведение итогов, смотрим работы друг друга.

 

Занятие 4:

1. Разминка

Игра «Люблю/не люблю» (Гин С. «Первые дни в школе», четвертый день, урок 2 – см. приложение 2)

2. Обсуждение противоречия «люблю - не люблю» (см. приложение 2)

3. Подведение итогов (Если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.Не стоит переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть).

Занятие 5:

1. Разминка

2. Игра «Что общего» (детям предлагается подумать и перечислить все возможные варианты, что может быть общего у них друг с другом.Все варианты записываются на доске; потом вместе посчитать количество вариантов, обсудить, что детей между собой многое объединяет).

3. Сказать о том, что для того чтобы общаться друг с другом хорошо, важно не только замечать что-то общее, похожее, одинаковое (увлечения, предпочтения) друг в друге, но и уметь договариваться (то есть, делая что-то вместе не ссориться).

Игра «Раскрась перчатки» (проводится в парах. Дети обводят ладошки друг друга на листе бумаги. Задача сделать их одинаковыми, раскрасив как настоящие перчатки).

4. Подведение итогов. Анализ работ, и того, на сколько легко было договориться в паре

Занятие 6:

1. Разминка. Зашифровать на доске словосочетание «Мой друг». Выдать детям «код» букв. Их задача расшифровать надпись.

2. Игра «Отгадай друга» (Водящий игрок загадывает присутствующего в классе. Чтобы его отгадать, дети задают водящему вопросы, на которые он может ответить только «да», или «нет». Например «Это мальчик?», «Он любит лего?» итд.)

3. Упражнение на взаимную настройку друг на друга.

4. Игра «Рисунки на спине» (дети выстраиваются друг за другом. Последнему в ряду игроку психолог показывает рисунок (очень простой, например, круг, квадрат, линия или точки, можно смайлик и тд.). Игрок рисует то, что увидел пальцем на спине впереди стоящего. Тот передает следующему игроку то, что почувствовал, и так до конца ряда. Последний игрок рисует на доске то, что понял).Рисунки сверяются с оригиналом. Обсуждение.

5. Подведение итогов

 

Подведение итогов

Занятие 2:

1. Разминка. Упражнения на развитие памяти (на доске нарисовать рисунки. Задача детей внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем задавать им вопросы, записывать их ответы. Снова открыть доску – сверить с ответами детей. Обсудить)

2. Обобщение. Распределить объекты по группам.

Каждому ребенку раздать наборы картинок. Попросить объединить их в разные группы. Назвать группы одним словом, например «садовые инструменты», «транспорт», «игрушки» итд (см. приложение 4)

3. Физминутка. Детям раздается схема класса, с указание где спрятан «клад». Их задача вместе отыскать.

4. Клад – свиток с задачей на смекалку.

5. Подведение итогов

Занятие 3:

1. Разминка. На доске рисуется квадрат. «Что бывает квадратным?» Все варианты детей записать на доске, посчитать.

2. Развитие творческих способностей. Сначала пробовали вместе, теперь каждый самостоятельно. Игра «Дорисуй» (раздать бумагу с нарисованными на ней кругами – приложение 5.Задача дорисовать, стараясь не повторять идеи, а предложить как можно более разнообразные варианты). Повесить работы на доску, проанализировать, выделить самые необычные, или не повторяющиеся варианты.

Продолжаем развивать фантазию. Спросить, в каких профессиях может пригодиться фантазия. Рассказать, что без фантазии уж точно не обойтись писателям, сказочникам. Сказать, что сейчас они сами попробуют, каково это, быть сказочником.

Игра «Сочини историю» (детям раздаются любые картинки, на которых нарисованы животные, волшебные предметы, известные герои сказок, мультиков и др. Психолог берет свою карту, и начинает историю, вплетая в нее изображение.Задача детей – по очереди повторять, используя свои картинки)

Беседа о том, что важно не просто быть внимательным, но и уметь размышлять. Рассказать про логику. На этом основании предложить детям придумать последовательную историю. Расспросить-рассказать про комиксы. На доске нарисовать историю вместе (можно использовать готовые большие картинки).

2. Игра «Рисуем комиксы» (раздать каждому заготовку квадратов – см. приложение 8. Предложить самостоятельно придуматьисторию в картинках. Нарисовать, раскрасить, разрезать. Дать собрать по частям одноклассникам. Получилось ли у них понять твою логику сюжета.

Подведение итогов.

Занятие 6:

Разминка.

Игра «Да-нет не говорите, черное-белое не берите» (Условия выписать на доске. Далее задается вопрос, на который предполагается ответ с использованием запрещенных слов. Пример: «Вася, тебе семь лет?» Его задача ответить, обойдя ответ «да» или «нет»).

Подведение итогов

                                         

Игра «Адрес»

Подведение итогов

Занятие 3:

Разминка.

Игра «Покажи, где?» (Учитель называет различные слова, относящиеся к человеку.Одни из них можно показать (они — материальные), другие показать нельзя (нематериальные), в этом случае дети выражают недоумение: жесты «пожать плечами» или «развести руками»). Примеры слов для игры: Голова, нос, смелость, ноги, честность, сердце, ум, пальцы, внимание, аккуратность, локти, плечи, вежливость, желудок, любознательность, трудолюбие, коленка, самостоятельность, ухо, доброта, затылок, локоть, скромность, позвоночник. (Гин С. Мир человека, урок 10)

2. Обсуждение истории (детям на доске вывешиваются картинки с историей – «По ступенькам ТРИЗ, см. приложение 12 – каждому дается набор картинок, которые нужно разложить, чтобы получилась история. Затем проверим, у всех ли одинаково – вывешиваем, обсуждая события, эти же картинки на доску. Проговариваем чувства, эмоции, причины поступков героев картинки).

3. Нарисуйте у себя на листочках продолжение этой истории. Обсудить, у кого как она завершается.

4. Физминутка. Предложить выполнять задания на скорость: Кто медленнее встанет, кто быстрее присядет на корточки, кто быстрее хлопнет 10 раз в ладоши, кто медленнее поднимет руки и др.

5. Подведение итогов

Занятие 4:

Разминка.

Найти в задании «потерявшиеся детали» (каждому ребенку раздается задание – см. прилжение 13, Гатанов)

2. После выполнения задания попросить детей передать свою работу соседу, чтобы тот ее проверил.

Игра «Когда я родился» (на доску вывесить картинки времен года и названия месяцев. Попросить каждого по очереди прикрепить магнитик, в каком месяце у кого день рождения. Обсудить. Рассказать про самый незабываемый др или подарок).

Рисунок «Моя школа» - попросить детей нарисовать то, что больше вего нравится в школе.

Подведение итогов

Занятие 5:

Беседа о эмоциях человека

Задание «Узнай эмоцию» (Показать слайды с фотографиями животных и людей, отражающими разные эмоции.Задача детей – назвать их).

3. Описать основные особенности выражения эмоций (как на лице отражается радость, печаль, удивление итд)

Задание «Отгадай, что он чувствует» (вызывается водящий. Он вытаскивает картинку с названием переживания, пробует показать эмоцию без слов – только мимикой и жестами. Задача класса – отгадать)

Подведение итогов

Занятие 6:

Разминка. Эмоции в загадках (см.Приложение 14).

На одном из занятий мы говорили о том, как можно поднять настроение себе и другому, но ничего не сказали о мечтах. Когда человек думает о чем-то приятном, и когда это что-то с ним происходит - его настроение и состояние непременно становится положительным.

Подведение итогов

6. Характеристика целесообразной методики построения курса

6.1. Формы работы:

Ожидаемые результаты

-Повышение социально-психологическойадаптированности пребывания в классе

-Стабильный позитивный эмоциональный фон

-Положительное отношение учащихся к школе

-Положительная учебная мотивация учащихся

-Формирование регуляторных процессов

Лаут Г.В., Брак У.Б, Линдеркамп Ф. «Коррекция поведения детей и подростков. Практическое руководство» II. Отклонения и нарушения – учебное пособие, М., изд. ц. «Академия», 2005

Приложение 1

Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996

Блок «Психологическая культура ученика» осуществлялся на основе возрастно-типологического и индивидуального подхода. Представим программы, предложенные психологом младшим школьникам и старшим подросткам.

А. Младшие школьники

Урок 1. Как мне живется в интернате?

Урок 2. Взрослые в цвете (цветовая диагностика).

Урок 3. Какие чувства я знаю (вербализация эмоционально­го состояния).

Урок 4. Психологическая разгрузка «Мое настроение».

Урок 5. Отдай свои чувства учителю (психологу).

Урок 6. Чего хочет моя душа?

Урок 7. Учимся устанавливать контакт (найди друга на не­обитаемом острове).

Урок 8. Учимся отдыхать (музыкотерагшя, психогимнастика).

Урок 9. Учимся понимать себя (телесная терапия).

Урок 10. Праздник у самовара (чтение писем психологу).

 

Приложение 2

Й день, урок 2

Беседа «Что мы не любим?»

— Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, что вы не любите? Зачем?
—...
— Мы не будем говорить о том, что не любит каждый из вас отдельно. Давайте поговорим о том, что не любят все дети. Например, кому может понравиться, когда его дразнят? Или толкают? Или когда ему врут? Что еще не любят все дети?
—...
— Теперь мы знаем, что вы не любите. И постараемся, чтобы в нашем классе было только то, что вы любите.

Приложение 3

Приложение 4

Картинки по группам

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Петерсон Л.Г, Холина Н.П. «Раз -ступенька, два- ступенька… Математика для детей 6-7 лет» - изд. Ювента, 2012г.

Занятие 27, стр. 53, упр. 1.

Приложение 8

Квадраты для комикса.

   
   
   

Приложение 9

Б.П.Никитин «Развивающие игры», М.: «Педагогика», 1981

 

Приложение 10

«Цветок»  (см. рис.)

Лепесток – когда ты с мамой

Лепесток – когда ты с папой

Приложение 11

Гин Светлана «Мир человека » - изд. Вита-Пресс, 2008 - Урок 2

Цель игры

Показать, что человек может выполнять множество социальных ролей и, соответственно, по-разному называться.

Урок начинается со стихотворения Б. Заходера:

Я для Вовки — друг-приятель,
В магазине — покупатель,
У врача я — пациент,
В парикмахерской — клиент.
Кто я все-таки такой? —
Я спросил у мамы.
— Ты орел отважный мой
И осел упрямый!
Дайте место мне в музее,
Чтоб дивились ротозеи,
Как влезает в одного
Столько всякого всего!

Далее учитель перечисляет различные ситуации: «В магазине вы кто? (в школе, в театре, в автобусе, на стадионе, на улице и др.), а дети хором называют соответствующую роль (ученики, покупатели, зрители, пассажиры, болельщики, пешеходы и др.)

Затем обратный вариант игры (может проходить в виде игры с мячом) — учитель называет роль: «Где вас называют читатели?», а дети указывают ситуацию: «В библиотеке» и т. д.

Вариант проведения беседы

— Вы сейчас где?
— В школе.
— Верно. А сейчас вы будете не просто ученики, а
ученики-путешественники. Кто такие путешественники?
— …
— Итак, отправляемся в путь. Сейчас вы в школе. А где находится наша школа?
— На улице.
— Как называется эта улица?
— Лазурная.
— Какие еще улицы вы знаете?
— …
— Значит, школа находится на улице. А где находятся все улицы?
— В городе.
— Как называется наш город?..

Когда установили свой адрес во Вселенной, пора «возвращаться» снова в класс. Для закрепления материала карты уже можно не использовать, однако их желательно оставить, чтобы дети потом смогли рассматривать.

— Как мы далеко забрались, до самых звезд! Давайте возвращаться обратно в класс. Итак, в Солнечной системе 9 планет. Куда нам нужно попасть?
— На Землю.
— На Земле находится много стран. Как называется наша страна?..

Физкультминутка (3 мин)

Рекомендуется проведение зарядки на «космическую» тему.

Подведение итогов

Урок удался, если дети поняли:

  • у любого объекта есть адрес, по которому его можно найти;
  • адрес составляется по принципу «матрешки»;
  • если потерялся, главное — не растеряться.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Э. Успенский. ЖИЛ-БЫЛ ОДИН СЛОНЕНОК
(в сокращении)
В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может, в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слоненок,
А может не слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером,
Он погулять по парку
Без мамы захотел.
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
И громко заревел.

Какой-то взрослый аист,
А может, и не аист,
А может, и не взрослый,
А очень молодой,
Решил помочь слоненку,
А может, поросенку,
А может, крокодильчику,
И взял его с собой.

— Вот это твоя улица?
— Вот это моя улица!
А может быть, не эта,
А может, не моя.
— Вот это твоя клетка?
— Вот это моя клетка!
А может быть, не эта:
Не помню точно я.

Так целый час ходили,
А может, два ходили,
От клетки до бассейна,
Под солнцем и в пыли,
Но дом, где жил слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
В конце концов нашли!..

И с этих пор слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
Свой адрес заучил.
Его он помнит твердо,
И даже очень твердо,
И я его запомнил,
Но только позабыл.

Г. Остер
Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отвезут домой, как только
Назовет он адрес свой.

Надо действовать умнее.
Говорите: «Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далеких островах».

Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В разных странах побывать.

 

Приложение 12

Пчелкина Е.Л. «По ступенькам ТРИЗ» - Методическое пособие по развитию творческого мышления детей для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов с использованием рабочейтетеради/2-е изд.: НППЛ «Родные просторы», 2010 – стр. 65, Занятие 7. «Задачи на восстановление причинно-следственных связей», упр.№5 – Работа с сюжетными картинками.

Приложение 13

Гатанов Ю. Б., Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. – «Энциклопедия подготовки к школе» - Изд.: ОлмаМедиаГрупп, 2009 г. – стр.144, игра «Прятки»

 

 

Приложение 14

Её трясёт, глаза горят.

Сама пряма, как гвоздь!

Кидается на всех подряд.

Кто это? Это ……

                                                   (злость)

Притулилась и зевнула.

Ох! Бездействие, да мука.

Так томлением дыхнула.

Каждый понял – это …..

                                                   (скука)

Вопросов множество задал

И в дебри знаний сам полез.

Он любопытен очень стал?

Здоровый это - …….     

                                                   (интерес)

 

Обида, ярость, раздраженье.

А рык стоит, ну словно лев.

И никакого нет сомненья,

Напал на человека …

                                                   (гнев)

На лице цветёт –
От радости растёт.
(улыбка)

 

Учебная программа

социально-психологической адаптации


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.