Список словарей, энциклопедий, календарей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Список словарей, энциклопедий, календарей

2022-02-10 36
Список словарей, энциклопедий, календарей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Настольный энцик лопе дический словар ь-спра вочник. — Составлен при участии Стучки, Бороздина, Баудо, Гурко-Кряжина, Залежского, Сказина и др. Изд. «Прометей». 1926 г., стр. 490, цена 3 р. 90 к.

П о п у л я р н ы й п о л и т с л о в а р ь. — Под общей ред. Б. М. Эльце на. 3-е изд. «Прибой». Ленинград. 1925 г., стр. 432, цена 80 к.

Словарь иностранных слов. — Составил Левберг, под редакцией Шелавина. Изд. «Красная Газета». 1928 г.

Политический и экономический словарь-справочник. — В прилож. 63 табл. по мировому хозяйству, 33 табл. по хозяйству СССР и политич. карта мира. Изд. «Военный вестник». М. 1927 г., стр. 142.

Словарь современных иностранных политических деятелей. — Составил Нирос, изд. 2-е, дополненное и исправленное, под ред. Сандомирского. Изд. ЦК ЖД «Гудок». М.—Л. 1925 г., стр. 358, цена 1 р. 85 к.

* Большая и малая Советские Энциклопедии. — Изд. Акц. О-ва «Большая Советская Энциклопедия».

* Малая Энциклопедия по международному профдвижению. — Под ред. М. Зеликмана, изд. Профинтерна. М. 1927 г. по подписке 6 р. 75 к.

Календарь коммуниста на 1929 г. — Под ред. Диканского, изд. «Московский рабочий».

Программа и устав РЛКСМ.

Программа и устав ВКП (большевико в). Программа К оминтерна. — ГИЗ. 1928 г.

Справочник профработника. — Под ред. г. Мальничанского, 3-е изд., ВЦСПС. М. 1926 г., стр. 546.

Справочник партийного работника. — ГИЗ. 1928 г.

Все государства мира. — Основные справочные сведения. В составлении справочника принимали участие тт. А. Аквило, Л. Гай, В. Ирандуст., В. Лозинский, Е. Лудшувейт, А. Мельник, М. Михайлов, Барановский, г. Сандомирский, М. и Л. Изд. «Московский рабочий». 1927 г., стр. 148, цена 65 к.

Весь мир — всемирный политический, экономический и финансовый справо чни к. ГИЗ. 1928 г.

Карманный географический атлас и статистиче с к и й справочник. — Издание «Рабочей газеты». 1925 г. М., стр. 139.

Словарь по естествознанию, под редакцией Кольмана. Изд-во «Московский рабочий». 1928 г.

Астрономический словарь, составил Иванов П. И. и предисловие проф. Глазенапа. Ленинград. 1925 г.

Наука в вопросах и ответах. — Научно-популярный кар манный справочник. 750 вопросов и ответов о явлениях окружающего нас мира. Изд. «П. П. Сойкин». Л. 1926 г., стр. 256, цена 1 рубль.

Для понимания логической связи между предложениями надо внимательно следить за знаками препинания и, раз ухватив связь между предложениями, не отвлекаться, чтобы не утерять ее.

Большую роль здесь играет также материал, над которым ты работаешь. Если то, что ты читаешь, так или иначе связано с уже имеющимся у тебя запасом знаний, ты, конечно, скорее разберешься в материале; если же ты работаешь над материалом, которому, по существу, не с чем ассоциироваться («сцепляться») в твоем сознании, тебе будет, конечно, гораздо труднее овладеть им (но по вопросу о роли ассоциации в нашей умственной работе мы еще поговорим подробнее ниже).

Чтобы уловить общую идею прочитанного, надо отучиться понимать каждую фразу врозь и отдельные мысли прочитанного, а стараться нанизывать одну мысль на другую. Для этого, уловив новую мысль в книге, спроси себя — в какой связи эта мысль находится с предыдущей мыслью, развивает ли она ее, подтверждает или отрицает.

Чтобы уловить общую идею прочитанного, надо также хорошенько вслушаться в тему, которую затрагивает данная книга, и разобраться в плане построения книги.

Общий план книги легко найти в оглавлении книги и деталь плана в тех заголовках и «окошечках», которые кратко передают содержание отдельных отрывков данной книги.

Лучшим доказательством того, что ты понял и усвоил прочитанное, является умение передать кому-нибудь содержание прочитанного, но передать, конечно, так, чтобы тебя поняли.

Некоторые педагоги даже утверждают: «если ты кому-нибудь что-нибудь рассказал и тебя не поняли, значит и ты не понял». Конечно, это утверждение не должно понимать дословно, тут подразумевается такая мысль: если ты сам что-нибудь очень хорошо понял и усвоил, ты всегда найдешь такие способы изложения усвоенного, что тебя поймут самые неподготовленные слушатели.

На основании сказанного можно, между прочим, сделать такой вывод: лучшее средство узнать данную книгу или статью — это изложить кому-нибудь несколько раз ее содержание.

У с в о и т ь фактические данные и выводы, имеющиеся в данной книге, — это значит твердо запомнить ход событий, названия мест, имена действующих лиц, отдельные цифры, статистические данные обобщающего характера и те умозаключения, которые автор построил на основании этих фактических данных.

Критически же проверить факты и выводы — это значит сличить фактические данные, приведенные в данной книге, с фактическими данными других источников, проверить, базируются ли выводы автора на приведенных им фактических данных или построены произвольно, установить, не противоречат ли выводы автора друг другу и общим положениям окружающей действительности, сравнить выводы данного автора с выводами, построенными на тех же фактических данных других авторов, и установить, соответствуют ли выводы автора тем выводам, которые ты сам сделал на основании фактических данных.

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА К 3-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. Почему вопрос — что читать, возникает у нас раньше, чем вопрос — как читать?

2. Почему нам труднее ответить на вопрос — что читать, чем на вопрос — как читать?

3. Вы прочитали отрывок на книги и не поняли его. Отчего это могло случиться и как добиться понимания отрывка?

4. Какая разница между «словом» и «термином»?

5. Отчего иногда разные авторы определяют один и тот же термин по-разному?

6. Как вы думаете, полезно ли сейчас находить определения терминов общественно-экономического характера в старых энциклопедиях?

II. Практические работы

1. Приготовьте «собственный словарик».

2. Прочтите первую главу интересующей вас книги и внесите в «собственный словарик» все непонятные вам слова.

3. Найдите значение 5—6 слов экономико-политического характера в старом (дореволюционном) и новом словаре и установите разницу в определении этих слов.

4. Найдите в книге 5—6 знакомых терминов, попробуйте дать им точное определение, затем сравните свои определения с определениями словаря или специального учебника и установите, имеются ли у вас расхождения и в чем они заключаются.

5. Попробуйте уловить по оглавлению книги общее содержание книги и затем, прочитав книгу, проверьте, правильно ли вы установили содержание книги.

III. Литература

Керженцев П. М. — Как читать книгу. Изд. «Молодой рабочий». Харьков. 1925 г., стр. 30.

Невский В. Л. — Как находить нужную книгу и как с ней рабо тать. 3-е изд. ГИЗ. Москва, 1927 г.

Петров А. А. — Памятка рабочего самообразования. Изд. 4-е. «Труд и книга». Москва. 1928 г.

Бутягин Е. — Как работать над книгой. Изд. «Молодая гвардия». 1927 г.

Сычев И. — Как читать книгу и газету. 2-е изд. М. «Военный вест ник», стр. 108.

Богомазова З. — Словарь и как с ним работать. Изд. «Долой неграмотность». М. 1927 г.



 

Лекция пятая

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЧТЕНИЯ

Сегодняшнюю лекцию мы посвятим разбору десяти основ ных правил чтения.

Прежде всего, изложим эти правила по порядку.

I. Связывай читаемое с уже имеющимся у тебя запасом знаний.

II. Читай систематически.

III. Читай серьезно.

IV. Читай медленно, вдумчиво.

V. Подраздели читаемое на более или менее важное и усваивай только важное.

VI. Постарайся развить в себе произвольное внимание.

VII. Привлеки к акту восприятия все наличие внешних чувств.

VIII. Читай с карандашом в руках.

IX. Проверяй прочитанное в жизни.

X. Читай коллективно.

Перейдем к пояснению означенных правил.

Каждому из нас по личному опыту известно, что интерес играет огромную роль в процессе восприятия и усвоения прочитанного.

Но когда собственно появляется интерес к данному вопросу? Точнее выражаясь, что нужно для того, чтобы интерес к данному вопросу у нас появлялся?

Для этого, говорит наука, необходимо, чтобы вновь воспринимаемое ассоциировалось, «сцеплялось» с тем запасом представлений, которые у тебя по данному вопросу уже имеются.

Если этого запаса знаний нет, то, как выражается тов. Пруссакова, «одиноко сообщенное сведение, которое не вяжется ни с нашей подготовкой, ни с практикой, быстро выпадает из сознания, точно беспомощно выскальзывая из него».

Можно ли из всего того, что мы сказали, сделать вывод — если у тебя нет интереса к данному предмету, не берись за него вовсе?

Нет, конечно. Во-первых, интерес может быть заменен усилием воли (об этом подробнее смотри в разборе правила «Постарайся развить в себе произвольное внимание»); во-вторых, интерес к данному предмету приходит в процессе работы. Опыт говорит, что чем больше ты работаешь по политэкономии, тем больше ты интересуешься ею.

Если мы особо подчеркнули значение интереса для приобретения знаний, то сделали это, с одной стороны, потому, что хотели указать на психологическую роль интереса; а с другой стороны, потому, что наша молодежь иногда учится по моде — берется не за то, к чему подготовлена всем опытом своей жизни, а за то, что в данное время изучает большинство. Сейчас, например, большая мода на радио, и один мой товарищ, который имеет большую склонность, большие способности к сельскому хозяйству, вдруг подает заявление в радиошколу. Это, конечно, неправильно.

Ко мне поступила записка, в которой кто-то из вас спрашивает: Что делать, если у меня нет никаких предварительных сведений, с которыми могла бы ассоциироваться политэкономия — одолею ли я этот предмет?

Спрашивающему можно ответить так. Вы, товарищ, ошибаетесь, когда полагаете, что у вас, у рабочего, нет никакого запаса предварительных сведений по политэкономии. Вы, конечно, из личного опыта знаете, что такое «прибавочная стоимость», но вы просто до сих пор не знали этого термина. У каждого рабочего имеется достаточный запас предварительных сведений, необходимых для восприятия политэкономии, экономической политики и т. д. Эти сведения рабочий получил из повседневной жизненной практики, а ведь такие сведения ценнее, чем сведения, полученные из книги.

Читай систематически. Это правило затрагивает два вопроса: вопрос о системе в самом процессе чтения и вопрос о системе в подборе материалов для чтения.

Опыт работы над книгою говорит о том, что лучше каждый день систематически читать по 2 часа, чем урывками по 5—6 часов.

Для установления известной системы чтения полезно подсчитать, какое количество страниц ты в состоянии прочитать по тому или иному предмету в течение часа и таким образом установить для самого себя твердый минимум1.


1 Подробно об этом см. лекцию первую «Нормы выработки».


Полезно также задавать самому себе уроки на день, на неделю, на месяц и точно их выполнять.

Скорость чтения, обыкновенно, со временем возрастает, поэтому величина заданий может изменяться в сторону повышения.

Теперь перейдем к вопросу о системе в подборе изучаемых предметов и книг для изучения этих предметов.

Тут необходимо придерживаться следующих правил:

1. Не разбрасывайся, т. е. не работай одновременно над многими предметами и по многим книгам; не берись за вторую книгу, пока не освоил первой.

2. Соблюдай преемственность между предметами и между книгами данных предметов. Политэкономия и экономическая география — это известная система: один предмет в этом случае «поддерживает» и «продолжает» другой.

3. Каждая следующая книга по данному предмету должна расширять, углублять и закреплять предыдущую.

Большую помощь в подборе книг может тебе оказать систематический указатель книг по данному вопросу, программа по данному предмету, «круги чтения», которые устанавливают как систему предметов, так и систему чтения внутри предметов и, главным образом, библиотекари, руководители и сведущие лица в данной области — к ним и обращайся всегда и неизменно.

Чит ай ме дленно и вдумчиво. Это правило никоим образом не следует понимать, будто мы вообще должны читать медленно, следовательно, мало, следовательно, продвигаться вперед «черепашьим шагом». Мы здесь говорим о торопливом чтении, а «торопливость не что иное, как разновидность лени», — говорит Фаге.

«Я часто читал быстро, без счету и разбору, — говорит Анатоль Франс, — и был чрезвычайно удивлен, когда вскоре обнаружилось, что ничего не знаю. Я не научился даже учиться, и мои блестящие познания не больше, как легкая дымка над бездонным невежеством».

Когда мы советуем читать медленно, мы этим самым говорим, — читай так, как читал Ленин; а о том, как он читал, мы узнаём из статьи тов. Рязанова.

«Я с удивлением наблюдал, — рассказывает тов. Рязанов, — как тщательно и усердно, по несколько часов подряд, читал это пламенный революционер необходимые книги, как обкладывал себя горами литературы, как неутомимо бегал за справками, «делал раскопки», какой способностью обладал открыть какое-нибудь новое место или по-новому прочитать уже знакомое».

Вот эти два приема Ленина — обкладывать себя горами литературы и неутомимо бегать за справками — создают тот тип медленного чтения, о котором мы здесь говорим.

Попробуем разложить эти два приема на несколько составных частей и перед нами предстанут следующие правила:

1. Беря книгу, внимательно прочти из нее целую главу или законченный отрывок и спроси себя, понял ли ты этот отрывок, если нет — установи причины непонимания и устрани их.

2. Посмотри по словарю все непонятные слова, тут же выпиши их в собственный словарик и повтори несколько раз их значения самому себе.

3. Проверь фактические данные, которые дает автор в своей книге или статье, — для этого обратись к справочнику, к газете, диаграмме, географической карте и т. д.

4. Проверь, правильны ли определения, данные автором, — для этого обратись к другому более сильному автору в данной области.

5. Тебе встретится термин, который ты только слегка понимаешь — прочти 5—10 страниц по соответствующему пособию и этим углуби свое понимание термина.

6. Ты встретил в книге интересно сформулированную мысль, дельное сравнение, нужную фактическую справку — выпиши их на карточке.

7. Наконец попробуй составить конспект прочитанного и расскажи прочитанное самому себе или своему товарищу.

Вот если так проработаешь книжку, то это значит, что ты читаешь медленно.

Вяжутся ли эти наши советы о медленном чтении с общим темпом событий, свидетелями которых мы являемся? Конечно, вяжутся. Кто-то из философов давно сказал: «У кого много работы, тот может сказать: у меня слишком мало времени, чтобы читать торопливо».

К совету — «читай медленно» тесно примыкает следующий за ним совет «подразделяй читаемое на более или менее важное, у сваивай только важное».

«Бери, — говорит Коренфельд, — немногое из многого для того, чтобы многое было сказано в немногом».

Но как на практике выполнить этот совет: ведь для того, чтобы определить, что в книге более или менее важно, надо предварительно прочитать книгу — иначе говоря, книгу приходится читать дважды. Это не всегда так, товарищи, — определить, что в книге более или менее важно, можно, просматривая внимательно оглавление и «ощупывая» книгу — перелистывая ее и прочитывая на выбор по 5—6 страниц из каждой главы, но иногда приходится и просто дважды прочитать книгу. Важно только, чтобы при первом чтении была выделена вся «вода», все маловажное (как это сделать, мы поговорим дальше), тогда при вторичном чтении «мелочь» не будет затемнять основную мысль.

Надо подходить к книге как к энциклопедии, в которой ты ищешь краткий, деловой ответ на один какой-нибудь вопрос.

Особенно это важно, когда одну книгу выбираешь как основную по данному вопросу, а все остальные книги в качестве «подсобных» книг. К этим пособиям и следует подходить как  к энциклопедии.

Нерационально будет с нашей стороны, если мы, ища ответ на какой-нибудь небольшой вопрос, прочитаем для этого целую «подсобную» книгу.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.