Относительно по льзования орг аном слуха замети м: — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Относительно по льзования орг аном слуха замети м:

2022-02-10 33
Относительно по льзования орг аном слуха замети м: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Правильному восприятию звуков и, следовательно, сохранению и воспроизводству мешает, прежде всего, ненормальное состояние нашего слухового аппарата. Весьма частой причиной этого является катар носоглоточного пространства (частые насморки), следовательно, прежде всего, нужно устранить это состояние.

2) Сильно мешают также акту восприятия и шумы в ушах. Они бывают двух родов: нервный шум — субъективный, происходящий вследствие возбуждения нервного аппарата, и энтонический шум, зависящий, главным образом, от страдания среднего уха — первый следует лечить оздоровлением вашей нервной системы, второй — специально, обратившись к врачу по ушным болезням.

3) Слуховому восприятию также весьма мешает шум в комнате, где протекает работа. Наукой установлено, что даже в процессе физического труда (например, в работе текстильщиц) шум понижает производительность труда на 12 %.

Перейдем теперь к следующим двум моментам процесса запоминания — к моментам запечатления и сохранения.

Здесь следует руководствоваться следующими положениями:

Запомнить известный факт, значит, затратить на него известное количество физической и психической энергии. Если запоминание идет очень поспешно — обгоняет движение физиологических процессов, то оно неизбежно становится очень поверхностным, не успевая зарегистрироваться физиологически. Такие знания, нахватанные на скорую руку, собственно, не усвоенные, а взятые только на прокат, забываются чрезвычайно легко, улетучиваются, как не имеющие под собой органической почвы (Каптерев).

Отсюда правило — при установлении связи между фактами не спешите, прорабатывайте ма тери ал ме дленн о, вдумчиво. Оставляйте известный промежуток времени межд у проработк ой одно го предмета и другого. Мюнстенберг в своей прекрасной книжке «Психология и учитель», сильно заостряя ту же мысль, говорит: «Мы усваиваем тогда, когда не думаем об этом. Бегать на коньках мы учимся летом, а плавать учимся зимой, мы усваиваем, когда спим, мы учимся, когда ничего не делаем». Этим замечаниям Мюнстенберг хотел подчеркнуть, какое большое значение имеет то, что мы называем вынашиванием полученного впечатления или представления — необходимо оставить известный промежуток времени между проработкою одного и другого вопроса, одного и другого предмета.

Эксперименты Бинэ и Эббингаузена показали, что для заучивания осмысленного материала (логическое запоминание) требуется в 10 раз меньше времени, чем для заучивания неосмысленного материала (механическое запоминание).

Отсюда правило — развивай рациональный — логический способ запоминания, а не механический, а для этого, не приступай к запоминанию чего бы то ни было, пока ты ясно не понимаешь того, что х о чешь запомнить. Это не значит, что мы полностью отрицаем необходимость пользования механической памятью — запомнить название города, дату, таблицу умножения, точную формулировку теоремы (после того, как ты ее понял) можно только при помощи механической памяти, но во главе угла должно стоять развитие логической памяти.

Следующее, что нужно учитывать всякому, кто желает пользоваться рационально своею памятью, что овладение материалом — своего рода лестница — «не спешите ставить ногу на следующую ступень, пока не стали твердо на предыдущую».

Отсюда правило — не проработав как следует одного материала, не переходи к следующему, так как в твоей нервной системе возникает своего рода процесс торможения и одни следы парализуют другие.

Далее. Огромнейшее значение в деле запоминания имеет настроение, интерес к тому предмету, который ты изучаешь.

Вообще, заниматься углубленной проработкой какого-либо материала, когда для этого нет соответствующего настроения, не полезно. Результаты будут незначительны. Толстой выражает эту мысль весьма резко, но совершенно правильно.

«Я сегодня думал, — пишет он в своем дневнике, — есть, когда не хочется — вредно, еще более вредно иметь половое общение, когда нет потребности, но гораздо более вредно заставлять работать мозг, когда он этого не хочет».

Из того, что мы сейчас сказали, никоим образом нельзя сделать вывода, будто, если нет интереса к данному предмету или вопросу, мы уже ничего не можем запомнить в данной области. Во-первых, мы многое запоминаем помимо нашего желания, во-вторых, огромнейшую роль играет воля. Волевое устремление часто порождает необходимый интерес. Каптерев устанавливает такое положение: «запоминание подлежит закону необходимости и совершается невольно и неизбежно, хотим мы запомнить или же не хотим, но когда хотим, тогда запоминание совершается гораздо лучше, и можно сказать, что настоящее твердое и правильное запоминание есть запоминание волевое».

Заговорив о роли волевого начала в деле запоминания, мы должны подчеркнуть наблюдающееся среди нашей молодежи весьма опасное явление — наряду с болезненным безволием, с полным неумением заставить себя работать, мы имеем чрезмерное использование волевого начала — учащийся заставляет себя работать, несмотря на то, что дошел до крайней степени утомления, он забывает, что «утомление» увеличивает количество ошибочных восприятий, ослабляет внимание, уменьшает результативность процессов суждения и воображения, а следовательно, ослабляет запоминание и припоминание.

Отсюда правило — не заст авляй себ я работ а т ь, когда твой мозг утомлен — такое состояние мозга влечет за собою тупое усвоение, и, следовательно, неотчетливое припоминание; помни — лучше поработать 2 часа на «свежую голову», чем 8 часов в состоянии утомления.

Самостоятельно припомнить факт, говорит наука о памяти, полезнее, чем получить о нем впечатление извне.

Отсюда правило: если ты, читая книгу, встретил слово, значение которого ты уже знал, но теперь позабыл, или факт, раз тобою уже усвоенный, но теперь забытый, потрать лучше пять минут, но постарайся самостоятельно припомнить значение слова или нужный факт, чем полминуты, и посмотреть в словарь или книгу. Развивать память лучше всего на началах припоминания.

В основе нашего припоминания лежит закон смежности. Под этим законом мы понимаем свойство памяти вызывать родственные впечатления и представления. Но для того, чтобы использовать этот закон, необходимо связывать вновь приобретаемые знания с прежним запасом знаний.

Отсюда правило — не приступай к проработке нового материала по данному вопросу раньше, чем не отдал себе мысленно отчета, что тебе уже известно по данному вопросу. О пыт говорит, что ошибочные восприятия стараются закрепиться в вашем сознании так же, как и правильные восприятия. Следовательно, мы всегда стоим перед опасностью, как бы ошибочные восприятия не сделались бы привычными. Так, многие товарищи, недостаточно внимательно вслушавшись или всмотревшись в правописание того или иного слова, заучивают его ошибочно и потом уже никак не отвыкнут от этого.

Отсюда следующее правило — всячески предупреждай ошибочные восприятия, старайся получать правильное первоначальное впечатление.

Мы часто забываем то, что знали. С этим недостатком нашей памяти можно бороться двумя способами: во-первых, более продолжительным и тщательным первоначальным восприятием необходимого материала, а во-вторых, частым подновлением накопленных восприятий. Джеймс Уостон в своей книге «Психология как наука о поведении» показывает, что забывание может быть уменьшено только путем более продолжительного и тщательного заучивания, а также частых повторений.

Отсюда правило — упражняй, не перест ава я, свою память. Это дает тебе двоякого рода результаты: во-первых, ты оставляешь в своем сознании следы, способные «оживать», а во-вторых, ты укрепляешь и развиваешь саму способность памяти запоминать.

Итак, мы дали ряд правил, но для того, чтобы всеми перечисленными правилами воспользоваться, необходимо установить, какой у вас, — у данного индивидуума, — тип памяти, и как данным типом памяти лучше всего пользоваться. Для этого мы считаем полезным вкратце охарактеризовать каждый из четырех известных нам типов памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ПАМЯТИ

Если, работая над книгой, вы замечали, что лучше всего усваиваете прочитанное, когда читаете книгу «одними глазами». Если, стремясь вспомнить какую-нибудь мысль из прочитанного, вы предварительно должны вспомнить, где и как эта мысль отпечатана в книге.

Если вы чувствуете, что начинаете понимать докладчика только тогда, когда вы переводите его слова и выражения в образы.

Если вы легко запоминаете раз виденные художественные картины.

Если, закрыв глаза, вы себе ясно представляете то или иное место на географической карте или плане города.

Если для вас не представляет труда передать по памяти все детали дороги, которую вы раз прошли, — можете более или менее уверенно сказать, что у вас лучше всего развита зрительная память и, если вы пожелаете рационально использовать этот тип памяти при организации умственного труда, обратите внимание на следующие моменты:

I. Не гонитесь за слушанием лекций и док ла дов. Вам, обладающим зрительной памятью, слушание лекций, особенно у таких лекторов, которые совсем не используют иллюстративных пособий, принесет не много пользы.

II. Чит айте сам и, а не пор учайте чтения сво им товарищам. Зрительный тип памяти требует молчаливого чтения книги «одними глазами».

III. В перв ую очередь по льз уйтесь книг ам и, богатыми иллюстрациями. Иллюстрация поможет вам усвоить и текст.

IV. При работе над книгою широко применяйте подчеркивание и отчеркивание нужных вам мест 1 лучше разноцветными карандаша ми — разные краски в значительной степени облегчат вам нахождение и запоминание нужных мест в книге.

V. Не садитесь работать над книгой без географической карты и диаграм м, если таковые имеются. Географическая карта и диаграммы говорят красками и линиями, а люди со зрительным типом памяти больше понимают краски, чем слова.

VI. Выделите из своего бюджет а времени специальные часы для просмотра научных кинофильмов, для посещения музеев, выставок или просто уголков природы, городских площадей, базаров, иллюстрирующих в той или иной мере прорабатываемый вами вопрос — одно посещение нужного музея дает человеку со зрительной памятью больше, чем несколько лекций.

СЛУХОВОЙ ТИП ПАМЯТИ

Если вы легко, не утомляясь, можете слушать лектора или докладчика и усваиваете почти все, что он сказал.

Если вы легче всего и лучше всего запоминаете то, что слушаете, а не то, что молча читаете.

Если вам легче всего овладеть книгою, когда кто-нибудь читает ее для вас вслух.

Если вы замечаете за собой, что вы всегда читаете вслух.

Если вам доставляет удовольствие рассуждать мысленно вслух.


1 О подчеркивании и отчеркивании см. пятую и шестую лекции.


Если вы овладеваете новой мелодией, прослушав ее один-два раза.

Если вы легко улавливаете фальшь и провал в своей и чужой игре на инструментах, хотя совсем не знаете нот, — можете более или менее уверенно сказать, что у вас лучше всего развита слуховая память, и, если вы желаете рационально использовать свой тип памяти при организации своего умственного труда, обратите внимание на следующие моменты:

I. Чаще и бо льше слушайте др уги х. Для этого аккуратно посещайте доклады, лекции, диспуты, дискуссии, активно участвуйте в семинарских работах.

II. Слушайте самого себя. Для этого рассказывайте вслух по нескольку раз прочитанное или прослушанное самому себе или еще лучше кому-нибудь.

III. Чит айте и рассказывайте прочит ан ное только вслух. Для этого обзаведитесь одним или несколькими товарищами, которые также обладают слуховой памятью, и работайте сообща. Один читает, другой слушает. Один рассказывает, другой повторяет.

IV. Работайте при абсолютной тишине. Посторонние звуки не только мешают вам сосредоточиться и овладеть материалом, но вызывают раздражение, а это со своей стороны пагубно отзывается на вашей работе.

V. Рассуждайте вслу х, даж е когда вы один и никто вас не слушает. Помните: вы легче всего усваиваете мысль, когда произносите ее вслух.

VI. Чаще посещайте теа тр, му зыкальные к онцерты, литературные читки и т. п. Слово и звук — лучший иллюстративный материал для людей, обладающих слуховым типом памяти.

МОТОРНЫЙ ТИП ПАМЯТИ

Если вы замечали, что лучше всего запоминаете то, что несколько раз записали, начертили.

Если вы лучше всего запоминаете математическую формулу, когда несколько раз переписываете ее.

Если вы лучше усваиваете тот материал, который вам удается зарисовать.

Если вы заметили, что лучше всего запоминаете ту или иную местность на карте или плане, когда сами обводите контуры этого места пальцем.

Если вы лучше всего усваиваете тот или иной опыт, когда вы проделываете его своими руками.

Если вы заметили, что правильно выводите на бумаге то или иное слово, то или иное число не потому, что помните, как пишется слово или число, а как-то автоматически, — потому что ваша рука привыкла выводить это слово или число, — можете более или менее уверенно сказать, что у вас больше всего развита моторная память и если вы хотите наиболее рационально использовать свой тип памяти при организации вашего умственного труда, обратите внимание на следующие моменты:

I. Работайте всегда с карандашом в руках. Используйте отчеркивание и подчеркивание в книге, делайте выписки, составляйте планы, тезисы и конспекты читаемого или слушаемого.

II. Когда вы встречаете в книге, газете или  в речи докладчика цифровой материал, списывайте его, или еще лучше, переводите в диаграммы. Используйте широко счеты, чертежные пособия, краски.

III. Используйте все возможности прора батывать материал в лаборатории. Лабораторная работа дает вам возможность мыслить в процессе движения, а это сильно помогает вам запоминать то, над чем  вы работаете.

СМЕШАННЫЙ ТИП ПАМЯТИ

Если вам кажется, что вы одинаково запоминаете, положим, отрывок из книги — прочтете ли вы его молча, одними глазами, произнесете ли громко и запишете, — у вас смешанный тип памяти, у вас одинаково развиты и зрительная, и слуховая, и моторная память.

Мы сказали: «если вам кажется» потому, что в действительности вы в каком-нибудь из трех приведенных случаев запоминаете отрывок и скорее и лучше, чем другие, но вы это просто не замечаете, и вам кажется, что все три типа памяти у вас налицо и действуют одинаково.

Как же вам использовать свой смешанный тип памяти, принять ли меры к усилению одного какого-нибудь вида памяти или пользоваться всеми тремя видами одновременно? На этот вопрос психология отвечает так: люди, обладающие смешанным типом памяти, должны использовать все виды своей памяти, одновременно привлекая к усвоению читаемого и слушаемого все органы внешних чувств. На языке практики это значит — если вы установили, что у вас смешанный тип памяти и хотите овладеть, положим, главой из учебника политэкономии, прочтите эту главу сами, одними глазами, попросите кого-нибудь прочесть ее для вас вслух, составьте и запишите конспект этой главы и, наконец, расскажите ее содержание вслух кому-нибудь.

Итак, мы, в общем и целом, познакомились с тем, как при помощи простых наблюдений над сами собой установить, какой тип памяти у тебя преобладает и как этот тип памяти наиболее рационально использовать для правильной организации своего умственного труда.

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 3-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. Что такое память (дайте полное и точное определение)?

2. Чем обусловливается ослабление нашей памяти (перечислите главные причины)?

3. Что мы понимаем под выражением: «память воспроизводит»?

4. Что нам необходимо сделать для того, чтобы наши восприятия были, возможно, более отчетливы?

5. Перечислите основные требования, предъявляемые к более или менее рациональному использованию органов зрения и слуха.

6. Какая разница между памятью логической и памятью механической — какую из них следует больше развивать?

7. Какую роль играет интерес и волевое начало в процессе запоминания и припоминания?

8. Почему нам полезнее припомнить факт, нежели получить представление о нем извне?

9. Чем особенно вредны ошибочные восприятия?

10. Какое значение имеет для нас упражнение памяти?

II. Практические работы

1. Дайте подробную характеристику зрительного, слухового, моторного и смешанного типов памяти.

2. Понаблюдайте за собой в течение нескольких дней и определите приблизительно, какой у вас тип памяти.

3. Проверьте на самом себе, что вам легче — заучить бессмысленный ряд слов или ряд слов, связанных в какую-то логически стройную фразу.

4. Проделайте следующий опыт — когда вам в процессе чтения встретятся (разновременно) два слова, значение которых вы уже знали, но теперь (при чтении) забыли, попробуйте значение одного из них самостоятельно припомнить, а значение другого посмотрите в словаре и через несколько дней проверьте, какое из этих слов лучше запомнилось (точнее, значение какого слова лучше запомнилось).

III. Литература

Лестре Джемсон. — Очерки марксистской психологии. Изд. «Современные проблемы». М. 1926 г. (главы XVI и XVII — «Рассудок»).

Левитов и Толчинский. — Элементы умственного воспитания в школе. Изд. «Работник просвещения». М. 1928 г. (глава III — «Память»).

Перельман А. А. — Функция памяти и ее патология. Азгиз. Баку. 1927 г.

Вайсфельд М. — Слабость инициативы (безволие). Изд. автора. М. 1928 г.

Мейман Эрнст. — Экономия и техника памяти. Книгоиздат. «Космос». М. 1913 г.

Мейман Эрнст. — Интеллигентность и воля. Изд. «Задруга». 1919 г.  (глава «Память и интеллигентность»).

Каптерев П. Ф. — Педагогическая психология. Изд. III. Книжн. склад «Земля». Петербург. 1914 г. (главы III, IV, V и VI).

Рыбников Н. — О логической и механической памяти — статья  в журнале «Психология, неврология и психиатрия», том III. ГИЗ. 1923 г.



Лекция четвертая

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

(Общие предпосылки)

КАК ЧИТАТЬ

Как читать?

— Какой вопрос возникает у нас, товарищи, рядом с этим вопросом?

Что читать?

Совершенно правильно, товарищи! Рядом с вопросом — как читать, у нас возникает вопрос — что читать.

Можно даже сказать, что вопрос — что читать — возникает раньше вопроса — как читать.

Почему же мы не начинаем своей работы с ответа на этот вопрос?

Потому, товарищи, что хотя вопрос — что читать, сложнее вопроса — как читать, но в наших условиях он разрешается гораздо легче.

В самом деле, для того, чтобы указать тому или иному лицу, что ему читать, необходимо предварительно потратить много времени и получить от него ответы на целый ряд вопросов, в том числе и интимного характера.

Советчику надо знать, чем данное лицо занимается, чем интересуется, с какой целью учится, где учился и что читал, какой у данного лица тип памяти, какой характер восприятия, семейное положение, в каких условиях живет и даже как работает его желудок.

Далее, — ответить на вопрос — что читать в той или иной области, может только специалист по данному вопросу.

Чтобы посоветовать кому-либо, какую книгу прочитать по тому или иному вопросу, мало знать данный вопрос. Надо еще знать и библиографию данного вопроса, надо знать и содержание рекомендуемых книг, и методы их построения, и характер их изложения, и к какому типу читателя они подходят, и как их лучше всего прорабатывать, и т. д., и т. п.

Одним словом, советовать другому, что читать, так же трудно, как популярно писать, как кратко излагать свои мысли; а помните, что Вольтер писал в одном своем письме: «Простите, что написал длинное письмо — некогда было написать краткое».

И все же получить в наших условиях ответ на вопрос — что читать, гораздо легче, чем на вопрос — как читать. Во-первых, на вопрос — что читать, могут ответить нам наши преподаватели, руководители, библиотекари и просто более компетентные товарищи; а, во-вторых, большую услугу здесь могут оказать библиографические указатели.

Библиографический указатель — это одно из необходимых пособий в нашей школьной и самообразовательной работе, и мы здесь укажем наиболее нужные из них.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.