Тема: «Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку». — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: «Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку».

2022-02-10 30
Тема: «Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений), отражающий содержание картины.

Задачи:

  • развитие диалогической речи детей;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • совершенствование умения детей отвечать на вопросы связными полными предложениями.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…»

Материалы: Картина «Прогулка по осеннему парку», мячик.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

 

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.

Воспитатель спрашивает, о каком времени года говорится в стихотворении. Выставляет картину.

В.: Вот и пришла к нам красавица Осень. Осень бывает разная, веселая и грустная. Осень приносит нам разное настроение мы, то грустим вместе с осенью, то радуемся.

В.: Посмотрите, кто нарисован на картине?

Д.: Дети. Мальчик и девочка.

В.: Что делают дети?

Д.: Гуляют, собирают листья.

В.: Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это осень?

Д.: Осень. Вокруг много желтых листьев. Листья упали на дорожку.

В.: Посмотрите на листья и скажите, какого они цвета?

Д.: Желтые, красные.

В.: Как еще можно назвать цвет осенних листьев?

Д.: Багряные, золотые.

В.: Какую одежду надели дети, собираясь на прогулку?

Д.: Теплое пальто, куртку, сапоги, теплые шапочка, шарф.

Игровое упражнение с мячом «Какая бывает осень?»

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение: «Подбери действие»

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают.

Дождь осенью — моросит, идет.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые, без листьев.

 

Составление рассказа по картине вместе с воспитателем.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Выполняются взмахи руками в стороны.

Загибаем пальчики.

Руки плавно опускаем на колени.

 

Дидактическая игра «Осень»

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь засыпают.

 

Итог занятия.

Непосредственно-образовательная деятельность.   Тема: «Беседа об осени».

 

Цели: - Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; - Активизировать словарь по данной теме. - Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. - Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. - Продолжать учить согласовывать движения с речью. - Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать наклонные пунктирные линии. Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, ИЗО. Оборудование: листочки из бумаги, карточки с тучкой, мяч. Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром. Ход занятия: Дети сидят на ковре перед экраном. Воспитатель: Что за гости в зал спешат? Много маленьких ребят! Вы садитесь все сюда! Все на месте? Дети: да-да-да! Воспитатель предлагает посмотреть на экран. (На экране картинка с изображением золотой осени). - Итак, о чем наш сегодняшний разговор? - Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною. - Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.). Игра «Подбери действие». - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. (Я кидаю мяч детям и задаю вопросы. Дети отвечают) - Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. - Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. - Урожай осенью — Урожай осенью убирают. - Птицы осенью — Птицы осенью улетают. - Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. - Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки - За осенью идёт… (Зима) - А после зимы... (Весна) - После весны идёт... (Лето) - А за летом наступает…(Осень) - Потом всё повторяется в природе. - Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Чтение рассказа «Разноцветные кораблики» По Д. Кайгородову Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные? В какое время года бывают такие кораблики? А как вы думаете, листья какого дерева более других похожи на кораблики? Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина об осени Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.   И стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский. Меж редеющих верхушек Показалась синева, Зашумела у опушек Ярко-желтая листва - Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва", "Желтовато-розовый" коврик из кленовых листьев.) Танец с листьями под «Осенний вальс» - Давайте представим, как у нас листья кружатся. Дети кружатся, летают по комнате, тихо садятся и собирают листья в букет. Игра «Сороконожка». - Встаньте в колонну и положите руки на плечи друг другу. Дети встают в колонну друг за другом. Шла сороконожка По сухой дорожке (дети идут друг за другом, держась за плечи) Вдруг закапал дождик: кап! Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются) Насморк мне не нужен Обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени) Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут ручками, ножками) Каждой лапкой потрясу И потопаю потом, Ой, какой от лапок гром! Составление рассказа по картинке Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Небо на картине светло-синее. Березы надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Некоторые листья падают прямо в речку. Кое-где виднеются зеленые деревья. Наверное, это ели. Птицы собираются и улетают в теплые края. (Рассказы детей) Итог занятия.     Непосредственно-образовательная деятельность. Тема: «Ковер из осенних листьев» (аппликация) Цель: познакомить детей с новым видом аппликации – флористикой, продолжать знакомство с осенней природой и продолжать решать проблемную ситуацию «Как сохранить осеннею красоту?» Задачи: - Учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме (цвету или размеру), равномерно располагать и наклеивать их на листе, выбранной формы. - Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке; - Помогать детям в решении проблемной ситуации - «как сохранить красоту осени?», с помощью обучающего процесса. - Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер). - Развивать творческие способности и воображение детей. - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; - Воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом. Материалы: изображение дуба, клена, березы; картинки осенних листьев этих деревьев. Раздаточный материал: клей, кисточка для клея, белые листы бумаги А4, набор засушенных листьев дуба, березы, клена (по 4-5 листочков каждого вида дерева). Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, сбор осенних листьев каждым ребенком и изготовления гербария. Ход занятия: Дети сидят за столами, перед ними лежат засушенные осенние листья, клей, кисточка для клея, листок белой бумаги. - Какие перед вами красивые осенние листья лежат! Все мы их собрали на недавней экскурсии по парку и засушили. Вспомните, как было красиво в парке, какие яркие краски были вокруг. - Назовите деревья, которые вы там видели? (дуб, клен, береза и др.) Дидактическая игра «Разбери листья» - Давайте сейчас вспомним, какой листок, какому дереву принадлежит. Я повешу перед вами на доску изображение трех деревьев 1-дуб, 2-клен, 3-береза. А вы у себя на столах поделите листья на три кучки соответственно. Дети приступают к выполнению задания, раскладывая лисья, в соответствии с образцом: 1- дубовые листья, 2 - листья клена, 3 – листья березы. Воспитатель смотрит, чтобы дети правильно раскладывали свои листья, подходя и тихонько поправляя ошибающихся детей. - Молодцы, все справились! Какие листочки у дуба? Назовите их признаки (волнистый край, цвет желтый, зеленый). А кленовые листья? (неровные, острые края, цвет желтый, зеленый, красный). Листочки у березы? (край зубчатый, сердцевидная форма, цвет желтый). - А вспомните, как листочки шуршали у вас под ногами у вас на прогулке? (Ответы детей). - А сейчас встаньте и покажите, как вы ходили по листочкам. От своих мест пройдите на ковер шаркающим шагом. (Дети шаркающим шагом идут к ковру, имитируют шуршание листьев звуком ш-ш-ш.). Физкультминутка. Подвижная игра «Осенний листопад» Воспитатель произносит стихотворение: Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на коврик опустил. (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения). - Молодцы, проходите на свои места. (Дети садятся на свои места). - Так хочется запомнить эти яркие краски надолго, чтобы зимними холодными вечерами они согревали нашу группу. Что же нам с вами сделать? - Попробуем сохранить яркую память об осени в аппликациях, составленных их сухих листьев. Я предлагаю каждому придумать свой узор, вспомнив какой ковер у нас был под ногами в осеннем парке. - Подберите необходимые вам листья и разложите их на листе бумаги. (Дети выкладывают придуманный узор на бумаге). Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? (листья хрупкие). Воспитатель предлагает приклеить листья, осторожно поднимая каждый листочек. (Дети приклеивают листья на бумагу). - Вот какие замечательные узоры у вас вышли! Теперь и эти красивые ковры будут нас всегда радовать, даже когда листья на улице пожухнут и скроются под снегом. (Дети показывают свои работы друг другу, любуются ими, радуются своим достяжениям).     Непосредственно-образовательная деятельность. Тема: «Дары осени» Цель: Формирование представлений об осени. Задачи: Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений. Воспитывать в детях эстетическое восприятие окружающего мира. Оборудование: Сюжетные картины с изображением осени, магнитофонные записи с осенними песнями, муляжи фруктов и овощей, краски, кисти, листы, салфетки, листья деревьев. Содержание организованной деятельности. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» дети входят в группу, их встречает воспитатель в костюме осени. Воспитатель. -Здравствуйте, мои детушки, мои ребятушки! Здравствуйте мои хорошие, мои пригожие! Узнаете вы меня? Послушайте загадку про меня. Несу я урожаи Поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен. А зовут меня все… Дети хором (Осень). Воспитатель. Правильно, угадали, молодцы! Дети, а вы любите осень? (Да). А за что вы любите это время года? (Ответы детей). -Послушайте, пожалуйста, песню про осень. Воспитатель. Дети, о чем поется в песенке? (о листьях). А какого цвета листья осенью (Желтые, красные, оранжевые). Молодцы! А у меня, посмотрите, сколько листьев разноцветных! -Давайте, ребята, с ними поиграем в игру «С какого дерева лист» (Показываю детям листья, они называют деревья). Воспитатель. А сейчас, ребята, давайте мы с вами превратимся в осенние листья (Раздаю каждому ребенку листья). Физминутка. Мы-листочки Мы-листочки (Дети стоят с поднятыми вверх руками) Мы-осенние листочки Мы на веточках сидели (Покачиваются из стороны в сторону) Ветер дунул-полетели (Разбегаются по группе) Мы летали, мы летали А потом летать устали (Бегают, кружатся, приседают на корточки). Воспитатель. Ребята, а что бывает осенью? А что собирают осенью? Дети. Урожай фруктов и овощей. Воспитатель. Правильно, молодцы! А у меня есть фрукты и овощи. Расскажите мне о них. Какие они на вкус? Какого цвета, формы? (Показываю детям муляжи фруктов и овощей. Дети рассказывают про них.) Воспитатель. Дети, теперь посмотрите на иллюстрации. Что вы там видите? Дети. Красавицу-осень. Воспитатель. Расскажите, как художник изобразил это замечательное время года? (Дети рассказывают). Воспитатель. А вы хотите быть художниками и сами нарисовать картину про осень? Дети. Да! Воспитатель. Перед вами лежат листочки, краски, кисти. Нарисуйте, пожалуйста, осень. Дети под музыку рисуют. Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп, посмотреть на ваши работы. Дети, скажите, сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? Может кто-нибудь стихотворение нам расскажет про осень. Ребенок. Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый-осинке, Бусы красные-рябинке Зонтик желтый-тополям, Фрукты осень дарит нам. Воспитатель. Молодцы! А за вашу работу я хочу вас угостить вкусными фруктами. (Раздача яблок).   Непосредственно-образовательная деятельность. Тема: «Что нам осень принесла». Цель: продолжать знакомить детей с названиями овощей, местом их выращивания. Задачи: - сформировать представление о разных формах овощей (круглой, овальной, треугольной). - развивать наблюдательность, внимание, память, развивать логическое мышление, умение создавать сюжетную композицию. - развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения. - воспитывать интерес к природе, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Демонстрационный материал: овощи или их муляжи, картинки с изображением овощей, геометрические фигуры: круг, овал, треугольник), картинка с изображением огорода, мольберт, мешочек. Раздаточный материал: листы бумаги, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки. Предварительная работа: беседа с детьми о пользе овощей, чтение загадок об овощах, беседа о том, какие овощи они любят есть и где они растут. Воспитатель: если мы сейчас заглянем на огород, то увидим, что на грядках поспели овощи. Ребята, а знаете ли вы, какие овощи сейчас можно собрать? Дети отвечают, а воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с овощами. Затем, воспитатель демонстрирует картинку с изображением огорода и дети по ней отвечают, где растут овощи (на грядке, под землей, на земле). Воспитатель: Осенью созревает большое количество полезных для человека овощей: огурцы, помидоры, перцы, капуста, баклажаны, кабачки. Дети, у меня в мешочке лежат овощи, которые мы с вами будем сегодня рисовать. Давайте попробуем узнать их на ощупь (дети на ощупь определяют овощ, находящийся в мешочке, называют его). Воспитатель: В моем мешочке были спрятаны помидор, огурец, морковь. А как вы узнали эти овощи? По форме? Какой овощ имеет круглую форму (помидор), овальную (огурец), треугольную (морковь). Воспитатель: показывает детям геометрические фигуры. Воспитатель: ребята, а сейчас назовите, какого цвета овощи? Дети: помидор (желтые, красные, оранжевые, розовые). Огурец (зеленый). Морковь (оранжевая). Воспитатель: ребята, эти овощи очень полезны и в них очень много витаминов. А если, вы хотите быть здоровыми и не болеть, нужно есть овощи каждый день. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Физминутка: дети встают в круг: Мы стоим на огороде, (потягивания-руки в стороны) Удивляемся природе. Вот салат, а здесь укроп. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот). Там морковь у нас растет. Поработаем с тобой, (Приседания) Сорнякам объявим бой- С корнем будем выдирать Да пониже приседать. У забора всем на диво (потягивания-руки в стороны) Пышно разрослась крапива. Мы ее не будем трогать (потягивания-руки вперед) Обожглись уже немного. Все полили мы из лейки И садимся на скамейки (дети садятся). Воспитатель: А теперь, мы продолжаем работать. Какими красками мы с вами будем рисовать наши овощи? Дети: желтыми, красными, зелеными, оранжевыми. Воспитатель: рисует на мольберте овощи, обращая внимание детей на расположение изображения на листе. Вот я уже «собрала» овощей к обеду. А теперь и вам пора «собрать» овощи. Дети выполняют задание. Воспитатель: Какие свежие и красивые овощи вы «собрали». А сейчас мы с вами отгадаем загадки об овощах!   Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. (огурцы)   В огороде выраcтают, Красными становятся. Делают из них салат, Варят щи и так едят. (помидор)   Этот овощ в землю врос, Оставив сверху зеленый хвост. Оранжевый его корень Любит есть заяц и очень доволен (морковь)   Вывешивание рисунков на стенде. Давайте подведем итог: посмотрите, какие красивые получились овощи на ваших рисунках. Вот сколько овощей принесла нам красавица осень.     Игровая-образовательная деятельность. Тема: «Капелька». Цель: - Познакомить детей со свойствами воды: теплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная; подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек. - Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. Предварительная работа: - наблюдения за комнатными растениями; - игры с игрушками на воде; - переливание воды, игры с губкой; - п/и "солнышко и дождик"; - чтение потешек "дождик", "водичка", стихотворения "умываемся".   Материал: макет тучки с капельками дождя; зонтики; капелька-игрушка; 2 тазика с водой, игрушка для купания и игр, уточки; лейка с водой, комнатные растения; чашки с водой, губки (по числу детей); банка с грязной водой. ХОД Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте. - Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно и хорошо было расти растениям и цветочкам. А нам с вами купаться и пить водичку. Сейчас капелька высоко на тучке. Давайте ее позовем к нам. Дети: Капелька! Идем к нам! Кап-кап-кап! Воспитатель: Ой, дождик пошел! Прячьтесь под зонтик. Потешка "дождик" (дети с воспитателем под зонтиком рассказывают потешку) Приплыли тучки дождевые - Лей, дождик, лей! Дождинки пляшут, как живые - Лей, дождик, лей! Капелька: Здравствуйте, ребята! Я водяная капелька, Я очень вам нужна Покапаю, покапаю- Получится вода. А вы знаете, как я капаю? Дети: Кап-кап-кап. Воспитатель: Капелька, пойдем с нами, послушаем как журчит водичка. (дети слушают и наблюдают как журчит водичка и льется из лейки).   Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь к растениям. - Как, здесь ведь растения погибают? Капелька: - Пить хотят. Воспитатель: - Что же нам надо сделать? Дети: Полить их. Капелька: - А где же водичка? Дети: - В лейке. Воспитатель: - А растения что делают с водичкой? Дети: - Они ее пьют. Воспитатель: - Видишь капелька, без тебя погибли бы все растения, деревья.   (Дети подходят к столу, где стоят чашки с водой).   Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка? Воспитатель: Цветочки пьют из лейки, а кто пьет из чашечки воду? Дети: Мы. Воспитатель: Спасибо капелька, что принесла водичку для наших ребят. Попробуйте ребята водичку. Что вы делаете? Дети: Пьем воду. Воспитатель:Какая вода? Можно пить грязную воду? Дети: Нет. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей капельке, что мы еще умеем делать с водой. (Дети с воспитателем имитируют процесс умывания). Воспитатель читает потешку: Водичка, водичка Умой мое личико, Чтобы глазки блестели Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок, АМ! Капелька: - А лисички, зайки, мишки тоже умываются. Воспитатель: Вот видишь капелька, как всем нужна водичка. (Подвожу детей к тазикам с водой. Предлагаю потрогать воду сначала в одном тазике, затем в другом).   Воспитатель: Какая водичка? Теплая. Дети: Теплая. Воспитатель: А в другом - холодная. Дети: Холодная (раздаю детям губки, они обмакивают их в воду, потом отжимают). Воспитатель: Что капает с губки? Дети: Водичка. Воспитатель: А как она капает? Дети: Кап-кап-кап (предлагаю детям наливать, переливать воду, понаблюдать как она льется, предварительно закатать рукава). Капелька: Молодцы, ребята. Вы теперь про меня все знаете.Я подарю вам эти игрушки (раздает детям плавающие игрушки). Капелька предлагает поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют погрузив игрушки в воду. Свободная деятельность.

Экологические сказки.

Екатерина Исаева «Секреты осеннего леса».

Ранней весной в лесу в дупле у мамы Белки появились детки. Белочка назвала дочку Кисточкой, так как у неё на ушках были аккуратные кисточки, а сыночка Пушистиком, потому что у него была богатая пушистая шубка. Когда брат с сестрой подросли, мама Белка решила устроить праздник. Она позвала к себе в гости всех соседей. У бельчат побывали Дятел, Летяга, Кукушка. Куница, Мухоловка-пеструшка и чёрный Дрозд. Одна Сова прилетела к вечеру, потому что никак не могла днём проснуться. Даже Мишка косолапый заглянул одним глазком в беличье дупло и оставил малышам в подарок вкусный и полезный лесной мёд.

Больше всего Белочка была рада видеть гномика Севу, который совсем недавно поселился в заброшенной просторной норе Барсука, выстланной мхом и листьями. Сева сделал себе мебель из сосновой коры, вместо постельного белья у него были мох и сухие листья. Колокольчики заменяли лампочки. А в кувшинчике жил маленький уж, который охлаждал молоко. Недалеко от норы протекал ручей, в котором гномик брал воду, используя в качестве ведра скорлупку птичьего яйца. Между грибами он натянул гамак, паутину для которого попросил у соседа Паучка. Сева очень любил лежать на этом гамаке тёплыми вечерами, слушая стрёкот Кузнечиков и наблюдая за огоньками Светлячков.

Гномику очень нравились бельчата. Всё лето он приходил к ним в гости. Сева читал Кисточке и Пушистику книжки, учил их высоко прыгать, играл с ними, пока мама Белка готовила запасы к предстоящей зиме. На длинных веточках у дупла сушились грибы и ягоды.

Прошло время. Наступил сентябрь – первый осенний месяц. На деревьях стали появляться жёлтые листья. Стало прохладнее. Всё чаще шли дожди.

Как-то раз Кисточка и Пушистик пришли к домику гномика и постучались в дверь. «Сева! Сева! -наперебой заверещали они. -Это правда, что совсем скоро настанет поздняя осень, а затем и холодная зима? Что мы будем делать? Мы боимся!». Сева решил успокоить малышей и предложил им прогуляться по лесу.

Гномик шёл по лесной тропинке, а бельчата скакали с дерева на дерево. Сева сказал: «Обратите внимание на деревья. Листья начинают желтеть, засыхают и опадают с веток. Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится труднее добывать из неё воду. Когда наступит весна и снова станет тепло, корни вновь начнут поглощать воду, и на деревьях снова вырастут листья». Сева показал Кисточке и Пушистику как из разноцветных листьев можно сделать красивый венок. Он обратил внимание бельчат на рябину, у которой ягоды стали ярко-красными. Вместе они собрали из этих ягод бусы в подарок маме Белке. Пройдя по дорожке ещё немного, Гномик сказал: «Вы, наверное, заметили, что осенью чаще стали идти дожди? Поскольку на небе значительно холодней, чем на земле, испарение в нём практически не происходит, и маленькие капли объединяются в большие. Тучи становятся всё более тёмными. Осенью наступают холода, поэтому утяжеление капелек ускоряется. Они, объединившись, отделяются от тучи и падают на землю». «Сева! А почему многие птицы улетели? Например, дрозды, ласточки и журавли. Мы их теперь больше не увидим?». «Птицы покидают родные края не только из-за грядущих холодов. Ведь много птиц остаётся. Дело тут не в холоде, а в питании. Улетают птицы, которые питаются лишь рыбой, насекомыми и их личинками, которых зимой никак не найти. Вот и приходится бедным перелётным птицам путешествовать из одного конца земного шара в другой, за тысячи километров! А весной они обязательно возвращаются на родину».

Вот так, не спеша прогуливаясь, гномик рассказал бельчатам всё, что знал об осени. Он поведал им о том, что в каждом времени года есть своё очарование; о том, что не стоит бояться грядущую зиму, так как у неё тоже есть много интересных секретов.

Вернувшись домой, Кисточка и Пушистик рассказали маме Белке всё то, что узнали от Севы. Мама украдкой краешком фартука вытерла слёзы, ведь её малыши становились взрослее и любознательнее. С улыбкой она обняла их, накормила ароматным грибным супом и уложила спать в мягкие кроватки. А бельчатам в этот раз приснился сон о том, как они вместе с мамой, на залитой осенним солнышком поляне, подкидывали вверх красивые листья, представляя, что это идёт жёлто-оранжево-красный дождик!

Коломина Н. В. Осень

Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.

Но все печальнее становилась Осен ь. Знала она, что скоро придет сестра ее - Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей - птиц, рыб, насекомых - и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам - тем, кто боится холода да голода, - лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.

Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

Девочка и Зайка.

Наступила осень. Лес стал красно-желтым. Кругом лежали горы ярких опавших листьев. Зайка сидел на опушке леса и любовался осенью.
И тут он услышал стук колес и длинные громкие гудки.
- Трамвай - подумал Зайка и побежал посмотреть, как катаются люди.
В вагоне трамвая ехала грустная-грустная девочка. Первоклашка ехала с мамой в школу, а на душе у нее была осень.
И тут она увидела Зайку. А зайка увидел девочку и помахал ей ушками. Девочка обрадовалась и весь день у нее было отличное настроение и она даже получила пятерку!


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.