Занятие 16. Роль семьи в формировании личности ребенка — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Занятие 16. Роль семьи в формировании личности ребенка

2022-02-10 24
Занятие 16. Роль семьи в формировании личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сообщение темы и цели занятия.

Информационный блок.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Главная задача семьи – выполнение родителями функции воспитателя.

Семейное воспитание – это уникальное воспитание, оно закладывает основу всей будущей жизни человека. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру, всю жизнь. Семья это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Еще одна особенность семейного воспитания в том, что семья удовлетворяет базовые потребности личности:

- потребности в безопасности;

- потребность в любви и эмоциональном контакте;

- потребность в самоутверждении как личности;

- потребность в уважении.

В жизни каждого человека родители играют большую ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у детей тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

3. Упражнение "Дело мастера боится".

Каждый из участников, сидящих в кругу, представляет себя группе и рассказывает о том, чему бы он мог научить своего ребёнка, в чём он чувствует себя специалистом.

Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей, которые устанавливаются между людьми. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и единовременно стимулирует и направляет его развитие.

4. Беседа на тему "Негативные факторы семейного воспитания"

- Что может негативно повлиять на воспитание ребёнка?

Информационный блок.

Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными, негативными факторами семейного воспитания, которое приходиться учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

1. неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения;

2. бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

3. авторитаризм либо либерализм, безнаказанность;

4. безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

5. отсутствие нормального психологического климата в семье;

6. фанатизм в любых его проявлениях;

7. безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленного воспитания, безынициативность, противоречивость в применении наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

8. противоправное поведение взрослых.

Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие17. Стиль общения и взаимодействия с ребенком

1. Сообщение темы и цели занятия.

Информационный блок.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, т.к. влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношения к людям, в целом на формирование его личности.

Исследования показали, что мальчики, отцы которых занимают по отношению к ним холодную и отвергающую позицию, могут противиться подражанию мужских достоинств. Сердечные, эмоциональные отношения отца с сыном облегчают воспитание ребенка, создают возможности руководить его поведением, т.к. ребенок не хочет потерять дорогие ему чувства отца или встретить с его стороны даже мягко высказанное неодобрение.

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что нельзя. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, затраты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, т.е. человек создает свою систему ценностей.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей – ровесников.

В контактах с взрослыми ребенок создает себе образ собственного «я», понятие о котором развивающиеся под влиянием одобрения людей, которые пользуются авторитетом в соответствующей сфере. А первые такие лица в жизни – родители.

Считается, что воздействие личности родителей на ребенка осуществляется с помощью наблюдения. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, т.е. так называемую «модель», не только подражает их простым действиям, но, прежде всего, принимает общие тенденции их поведения. Например, дети дошкольного возраста не обязательно точно повторяют агрессивное поведение отца или матери, но обогащают свой опыт элементами из этого стиля жизни.

Ребенок вначале в общих чертах перенимает мотивацию того поведения, которое он наблюдает. Такое восприятие позволяет детям, в какой – либо новой ситуации, вести себя согласно поведению «модели», которой они подражают, причем они могут и не повторять ее действий.

Наблюдение за «моделью» способствуют обогащению «репертуара» поведения детей, помогают им выбрать определенный тип поведения, например, благодаря моделированию ребенок, подражая взрослому, может вырабатывать выдержку и сдержанность в проявлении чувств.

Однако, чтобы воздействие личности человека с помощь моделирования стало возможным, ребенка надо в этом заинтересовать. У него должна проявиться мотивация моделирования. А личностями, которыми маленький ребенок обычно больше всех интересуется, являются родители.

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:

1. состав семьи, ее способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов;

2. руководство, находящиеся в руках супружеской пары, объединенной узами любви и дружбы, представляющей для детей личностные образцы для подражания;

3. сплоченность семьи, единство ее целей;

4. сильные, эмоциональные взаимные связи между всеми членами семьи;

5. удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признающих свободы и уважения прав каждого члена семьи.

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения.

    Организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д., вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Практическая часть.

Упражнение "Забота".

Представьте себе тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Сосчитайте их и запишите на листок. Когда вы перечислите всех тех, кто относится к этой категории, остановитесь и задайте себе следующий вопрос: есть ли я там. Обсуждение.

Упражнение ″Принятие ответственности″. Группа разбивается на пары. Участники поочередно говорят, что осознают, чувствуют. Капждая фроаза заканчивается словами ″и я беру ответственность на себя″.

Упражнение ″Модели общения. Как мы общаемся?″

Цель: ознакомить родителей с различными моделями общения в семье, выявить оптимальные варианты для своей семьи.

Обсуждение.

Информационный блок.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость. Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях. Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. - это прежде всего обязанность отца. Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам. Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли "мамы" выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли, матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло, её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

5. Практическая работа: участники заполняют таблицу "Обязанности матери и отца в воспитании ребёнка".


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.