В настоящее время мельница с водяным колесом внутри мельницы  в Удмуртии осталась в Увинском районе в деревне Турынгурт — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В настоящее время мельница с водяным колесом внутри мельницы  в Удмуртии осталась в Увинском районе в деревне Турынгурт

2022-10-05 46
В настоящее время мельница с водяным колесом внутри мельницы  в Удмуртии осталась в Увинском районе в деревне Турынгурт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     

Я нашел прототипы конструкции мельниц, которые строил дед, с контрфорсами - срубамы из крежей для укрепления плотины с водяным колесом внутри мельницы. Когда водяное колесо расположено внутри мельницы и молоть муку можно зимой в морозы.

Выбор места на реке определялся стремлением построить короткую, широкую и высокую плотину (в отличие от длинных и невысоких плотин XVII века). Для этого требовалось найти участок с высокими берегами (от поверхности воды на 10 аршин, т.е. свыше на 7 м) с последующим понижением их вверх по течению. В месте основания или фундамента плотины желательно было избегать как слабого сыпучего, так и скального грунта. Подходящим местом плотине считалась и небольшая речная излучина.

По всей длине будущей плотины, отмеченной кольями, отрывали ров до твердого материка, глубиной много ниже дна реки. По краю рва, обращенному к будущему пруду вбивали 3 (при малых плотинах 2) ряда свай. На сваи уступами настилали ряж, или по-местному реж (бревенчатую решетку), перекладывая места соприкосновения со сваями мохом и забивая промежутки между поперечными бревнами глиной. После этого реж выводили по краю, обращенному к будущему заводу. При этом оставляли отверстия для ларевого и вешнякового (вешнячного) прорезов, которые по обоим концам ограждали свинками, (4-угольные срубы с перегородками внутри, плотно набитые глиной). Свинки верхней, или наличной, половины плотины (т.е. обращенной к пруду) назывались относными; в нижней, или задней, части (т.е. обращенной к заводу) – разносными.         Другой вариант названия подчеркивал тип сбойки: крепостные свинки (равносторонние) – в средней части плотины; откосные (со скошенным углом) – установленные по краям тела плотины, в отсыпи. Под прорезами режи выводились во всю ширину плотины. Как считал горный инженер Василий Рожков (1816-1894 г.ж. - подготовил и опубликовал в "Горном журнале" несколько работ по гидротехнике): "Забивкою свай ограничивается все искусственное укрепление для придания достаточной прочности основанию плотины (на Урале нет другого способа)… Режи служат для поддержания связи во всем теле плотины и для поддержания связи во всем теле плотины и для предохранения сползания глины". Отметим, однако, что по крайней мере уже в 1740-е годы нижнюю половину плотины часто укрепляли вертикальным срубом – как стенкой.

Далее ров забивали глиной, трамбуя ее слоями и смачивая для придания вязкости. Но на практике часто поступали куда менее тщательно: глиной набивали лишь верхнюю часть плотины, а нижнюю – обычной землей, мешая со сланью (хвоей, пересыпанной глиной) и илом. Заднюю стенку рва могли укрепить фашинником (связками хвороста с дерном), уложенным уступами. Однако общая плотность в теле плотины не нарушалась.

После возведения тела, или корпуса, плотины в сторону спруженной воды насыпали глиняную насыпь (по-здешнему "отсыпь"), как можно более отлогую. Ширина ее составляла от 1/3 до 1/2 общей ширины плотины в основании. Верхний край отсыпи приходился на середину высоты плотины от основания. Верховья будущих прорезов со стороны пруда окружали устоями, или быками, укрепленными в основании свинками и снабженными в верхней части сбитыми острым углом деревянными брусьями – ледоколом.  Все последующие простейшие, а потому наиболее частые, мероприятия по укреплению плотин сводились к досыпке корпуса и отсыпи. Довольно быстро расширение приводило к засыпке пространства между устоями прорезов и берегами, благодаря чему сглаживалась первоначально ломаная линия прудовой стороны плотины. Таким путем кроме повышения устойчивости решались проблемы промышленных отходов - в качестве досыпки использовали шлак.

Сооружение, а также капитальная перестройка прорезов, начинались с устройства перемычки для временного отвода воды от главного русла. Для этого в дно реки забивали несколько рядов свай, уставляя их тыном толщиной в 3 – 5 аршин (2 – 3,5 м), а затем постепенно смещали его по руслу. На пороге прореза, лежащем на среднем гребне свай, кольями отмечали стекловой ряд, условную границу двух частей плотины. На прудовой стороне, параллельно стекловому ряду отмечали расстояние в 3 раза превосходившее ширину прореза. Образованный прямоугольник назывался водяным двором, соответствующее ему пространство в нижней половине плотины – стекловым двором. Однако на практике чаще употреблялось лишь обозначение дна вешнячного прореза, которое именовалось вешнячным двором. Его покрывали пологим настилом из досок или плах, который назывался сливным или понурным мостом. Верхним концом он упирался в брус, лежащий на прудовом ряде свай. Под брус этот подкладывали вываренное в смоле сермяжное сукно. Порог прореза, называемый "мертвым брусом", располагался как раз на уровне или несколько выше горизонта воды в реке. Пространство под понурным мостом забивали глиной, а при слабом грунте предварительно настилали хворост и набрасывали камней. Цель понурного моста заключалась в предохранении от прожимания водой всего основания прореза. Для придания ему упругости его могли продлить далеко за пределы собственно вешнячного двора. Именно проседание понурного моста, наряду с гниением свай и режа, считалось наиболее частым и характерным повреждением плотины. Боковые края понурного моста строились приподнятыми под углом над общей его поверхностью и назывались крыльями; отводы их в прудовую сторону назывались открылками, в заводскую сторону – закрылками. Между крыльями понурного моста и боками свинок оставалось небольшое, за исключением весеннего половодья не заливаемое водой пространство – пазухи. Вешнячный прорез покрывался сверху вешнячным мостом, иногда довольно узким, шириной для проезда не более двух телег в ряд.

Возведение корпуса плотины и устройство прорезов с возможностью полного (на практике частичного) перекрытия речного течения означало завершение земляных плотинных работ и готовность собственно плотины. Это называлось занять плотинную заимку.

Вешнячный прорез или вешняк предназначался для спуска из пруда излишней воды. Начиная с 1730-х годов на некоторых заводах у передней части прореза пытались устраивать разборные затворы для ослабления напора воды и защиты прореза от плавуна. Между обитыми железом стойками устанавливали съемные дощатые ставни, общей площадью не превышавшие половины сечения прореза. При этом увеличивалась и площадь вешнячного двора за счет дальней забивки свай с наложенными на них брусьями. Впервые такая система на казенных заводах была опробована в 1733 г. при реконструкции поврежденной половодьем плотины Каменского завода при непосредственном руководстве Геннина. Сам генерал еще в марте 1724 г. предлагал изучить пример использования некоей "защиты" плотины Быньговского завода Демидовых. Скорее всего, она представляла собой выдвинутые в пруд перед вешняком бревенчатые срубы со съемными досками. В 1734 г. по приказу Геннина для защиты плотины казенного Верх-Исетского завода поперек всего пруда перед плотиной на железных якорях и связанные железными цепями были посажены сколоченные из брусьев "плавучие рогатки". В дальнейшем, однако, оптимальной защитой плотины (главным образом вешнячного прореза) от плавуна, льда и т.п. считалась система выдвинутых за вешнячный двор стоек и поперечных съемных брусьев.

Основным рабочим элементом всего плотинного устройства являлись водяные лари, т.е. система трубопровода, разводящего воду из пруда к колесам фабричных механизмов. Лари XVIII века и последующих времен принципиально отличались от ларей XVII века большей глубиной, чем шириной, и неизменным сечением на всем своем протяжении и в ответвлениях к фабрикам. Лари XVII в. сужались по мере удаления от плотины, из-за чего напор воды был слаб и крайне неравномерен, и колеса зимой обмерзали.

Форма внутреннего сечения на протяжении XVIII века продолжала медленно видоизменяться – лари делались все уже и глубже. Стандартная ширина 1,5 – 2 аршина (1 – 1,5 м) к концу века уже редко превышала 1,5 аршина. При этом мастера стремились, чтобы весь внутренний объем ларя был заполнен водой. В прямоугольном сечении всегда старались сгладить нижние углы, что усиливало напор воды. В конечном счете это привело к трансформации традиционных "водопроводов" в почти круглые трубы. С конца 1730-х гг. открытые сверху лари все чаще стали переделывать в закрытые. Открытыми они оставались на небольшом расстоянии у плотины, а иногда и на ответвлениях к фабрикам. В середине века, однако, от ларей к колесам вели уже почти круглые "трубы". Закрытые участки ларей обивались железом для возможности обогрева кострами во время морозов. С 1750-х гг. ларевые доски предпочитали укладывать не внахлест (не "в закрой"), как прежде, а стык в стык – "в сплотку", а пазы конопатить вываренной в смоле пенькой.

Металлические лари XIX в. повсеместно имели круглое или овальное сечение, гораздо большего размера, чем деревянные. Против замерзания воды они были снабжены второй – внешней- стенкой. Размеры ларя не ставились в прямую зависимость от глубины и площади пруда или от высоты спруженной воды.

Оптимальное давление воды достигалось расположением ларевого окна и регулированием уровня пруда через вешняк. Ларевое окно (т.е. отверстие в плотине, пропускающее воду из пруда на ларь через ларевой прорез) оборудовалось ставнем из толстых досок, который двигался сверху вниз в раме и мог полностью закрыть окно. Давление в металлическом ларе регулировалось системой механических поршней, установленных в прорезе непосредственно за окном и на стыках на всем протяжении ларя. Подошва (ларевое дно) крепилось на костылях параллельно горизонту воды в реке (в XVII веке лари делались наклонными) и располагалась выше фундамента плотины. Металлический ларь лежал на земле на уровне или даже ниже уровня фундамента.

Обычно устраивали либо один ларь, иногда почти примыкавший к вешняку, либо два – по обе стороны вешняка на расстоянии, позволявшем поставить фабрику. Впрочем, заводская планировка часто исходила из рельефа местности, и расположение и конфигурация ларей имели множество вариантов.

Как правило, ларевая система включала ларевые колодцы – полые деревянные срубы, связанные трубами с ларем, своеобразные промежуточные резервуары для усиления водного напора. Ларевые колодцы устраивали при необходимости круто изменить направление тока воды (обычно под прямым углом) и при удаленности водяных колес от ларя.

В настоящее время мельница с водяным колесом внутри мельницы  в Удмуртии осталась в Увинском районе в деревне Турынгурт

              

                         Коровкинская мельница Красногорский район

      Туристические маршруты

 

Красногорский район находится в 140 километрах от Ижевска. Дорога на автомобиле занимает чуть более двух часов, но это расстояние стоит преодолеть, чтобы увидеть местные достопримечательности. Среди них – полноводный целебный источник, природный заказник с редчайшими растениями и старообрядческий «дом трех культур».

Дорога предстоит долгая, берите с собой перекус. Надевайте удобную обувь, настраивайте навигатор – и в путь.

                   Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Первая точка нашего маршрута находится в районном центре – селе Красногорском. При подъезде к населенному пункту вы окажетесь на улице Ленина. Сверните с нее на Советскую и вскоре справа от вас покажется Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

                  

                         

Покровская церковь села Святогорское (Красногорского)

Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная церковь построена в 1890–1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова.

Когда каменный храм достроили, старую деревянную церковь передали единоверцам – приверженцам прежнего церковного обряда, который существовал до реформ патриарха Никона 1650-х годов.

Проект нового храма принадлежал архитектору Василию Дружинину – он стал автором многих религиозных сооружений Вятской губернии, куда входила территория современной Удмуртии и И.А. Чарушин (колокольня, барабан).

В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в неорусском академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 1990-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.

  При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковно-приходское попечительство. В 1902 г.- церковно-приходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены.

Старое здание церкви в с. Святогорье было отдано старообрядцам, закрыта в 1936 г., там был клуб, затем  почта, а в 1983 году здание снесли.

Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы). Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году)[26].

Итак в 1837 году образовался Святогорский приход. Святогорский священник Иван Иванович Фролов ходатайствует перед Вятской епархией об открытии здесь церкви, епископ Вятский Неофит подписывает грамоту, разрешающую строительство в селе Святогорье деревянной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы. В том же 1837 году, здание церкви из Юкаменска перевозится в Святогорье.(В селе Юкаменское эта церковь простояла с 1827 по 1837 год).

 Иван Иванович Фролов – первый священник Святогорской церкви, он сын священника, окончил Богословский курс Вятской семинарии в 1832 году. Прибыл он к нам 24 сентября 1837 года. Иван Иванович Фролов сразу занялся перевозом церкви. Непосредственно обеспечил перевозку здания Слободской мещанин Иван Афанасьевич Карпов. За перевозку церкви и за строительство ее на новом месте (как говорится в договоре- поставить во всей исправности) Иван Афанасьевич Карпов порядился за 525 пудов хлебе и 900 рублей серебром. В декабре здание было перевезено, а 12 ноября 1838 года, храм был уже освящен протоиреем Петром Меншиковым.

 В феврале 1838 года сюда был направлен дьякон Василий Васильевич Капачинский. В приход приезжают дьячок Евлампий Герасимов. Направляется к нам пономарь Семен Петрович Короваев. В 1844 году церкви отвели 135 десятин земли. В 1883 году при храме открывается школа, в которую учителем назначается Василий Иванович Ливанов, а в августе того же года настоятелем церкви становится Иван Алексеевич Васнецов. (Есть основания полагать, что он один из династии художников Васнецовых, а некоторые росписи в церкви принадлежали его кисти)

 В 1890 году в Святогорье построена церковь в кирпичном исполнении. Строилась она 10 лет. Глину для кирпичей брали здесь же, в районе нынешней улицы Пушкинской. Строительству церкви очень противодействовали раскольники. Они говорили: «Где вам построить новую церковь, коли старая-то у вас валится. Ведь и раньше делали не один раз кирпич, да он у вас так и изгнил, вот и этот кирпич также изгниет». Священник о. Василий Маракулин нашел места с хорошей глиной.

 По проекту инженера Дружинина, а в последствии с изменениями в проекте архитектором Чарушиным, строительство здания началось и успешно завершилось. За проект церкви Дружинин получил всего 75 рублей. Он был губернским архитектором, довольно известным в Вятской епархии. По его проекту построены церкви в с. Васильевское, в с.Большой Селег, Святогорье. А вот Курьинскую церковь проектировал Чарушин (1908 год), так как Дружинин уже тогда не работал.

 По своей величине село Святогорье было небольшим. Согласно переписи населения в 1859-1873 годах в нем насчитывалось семь дворов, в которых проживало 20 мужчин и 25 женщин. Основным занятием было земледелие. Из пахотных орудий использовались: косуля вятского типа, соха двумя сошниками, наиболее пригодная для неглубокой вспашки на лесных почвах. Сеяли морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, овес, ячмень. Урожай собирался серпом. Зерно мололи а ручных жерновах и водяных мельницах. Выращивали коноплю и лен. Огородничество играло очень незначительную роль, а животноводство не служило существенным дополнением к земледелию. Жители занимались рыболовством, охотой, бортнчеством, позднее пчеловодством. В послужном архивном списке нашего храма, земли по качеству оценивались как «неплодородные». При церкви были школы и училища. В 1861 году были училища: - в доме дьякона Василия Капачинского обучались 1 мужчина и 1 женщина; - в доме дьячка Николая Огнева обучалось трое мужчин. Школы: - церковно-приходская женская школа в селе Святогорье с 36 учащимися, открытая в 1902 году. Заведующим и законоучителем с 1902 года состоял священник Михаил Ардашев, а учителями с 1906 года: Василий Павлов и Анна Артемьевна Мусихина; -братская Святителя и Чудотворца Николая школа, открытая в 1887 году в деревне Клабуки с 25 учащимися. С 1904 года заведовал ею священник Александр Васнецов а учительницей было Александра Тимофеевна Завалина; - церковно –приходская школа, открытая в 1900 году в деревне Кеновай с 20 учащимися. Заведовал ею с 1904 года священник Александр Васнецов, а учителем с 1906 года был Анатолий Васильевич Сретенский; - земская, открытая в селе в 1887 году со 112 учащимися, Законоучителем был с 1904 года Александр Васнецов, а учителем крестьянин Иван Васильевич Цыкин. Она располагалась в доме Тараканского сельского общества. Вот что говорится в характеристиках об умении говорить с единоверцами священниками-учителями Михаилом Александровичем Ардашевым, Александром Ивановичем Васнецовым, Петром Ивановичем Кардемским, Александром Александровичем Кардемским, Верой Александровной Бессоновой и другими: - разговорную речь инородцев понимают, но сами малость говорят, только отдельные фразы; - или: инородную речь изучает. В Святогорской волости до революции бала развернута промышленность: в селе были два завода- кирпичный и льняной, в Кокмане- винокуренный и стекольный, в Валамазе-стекольный. На 1 ноября 1896 года село Святогорье считалось уже достаточно развитым населенным пунктом уезда, стало волостным центром Глазовского уезда Вятскойепархии Поломского благочиния. Уездно –волостное территориальное деление существовало до 1929 года, а состояло оно из Глазовского, Ижевского и Можгинского уездов и 34 волостей.

Еще до реставрации данной церкви в 1970 г., в период обучения в Университете на художественном факультете изучая историю искусств, меня интересовала храмовая архитектура Красногорского р-она. Особенно поразила храмовая роспись Покровской церкви. Мои исследования росписей купола церкви до реставрации показали что, они были сделаны по эскизам В.М. Васнецова, которые он создал во Владимирском соборе в Киеве, в частности центральная композиция купола Христос Вседержитель.  

По словам старожилов, ее выполняла артель братьев Васнецовых. Данная версия имеет определенную основу, многие артели в то время использовали для росписи храмов эскизы Виктора Михайловича Васнецова и их в народе называли «Васнецовскими».

                        

Росписи храма Покрова Пресвятой Богородицы села Святогорское (ныне Красногорское). 1900 г.

 

                   

В 1930-е годы храм закрыли, здание передали клубу, затем кинотеатру. А в старой деревянной церкви находилась почта, позже строение и вовсе разрушили.

В 1990 году Покровский храм вернули церковной общине, после ремонта здесь начались богослужения. При реставрации удалось сохранить фрагмент росписи «Возвращение блудного сына». Колокольню восстановили по старым чертежам. Сегодня у храма три престола: центральный, как и прежде, освящен в честь Покрова Божией Матери, два боковых – во имя святых преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Центральный придел освящен в честь Покрова Божией Матери.

Удмуртская Респ, Красногорский р-н, с Красногорское, ул Ленина, д 66

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.