Описание результатов реализации здоровьеформирующего комплекса программы «Музыкальные лучики» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Описание результатов реализации здоровьеформирующего комплекса программы «Музыкальные лучики»

2022-10-05 22
Описание результатов реализации здоровьеформирующего комплекса программы «Музыкальные лучики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для отслеживания результатов использования здоровьеформирующего комплекса начального музыкального воспитания для сохранения и развития физического и эмоционального здоровья детей мы использовали   следующие показатели:

1. сохранность контингента;

2. пропуски занятий детьми  по болезни;

3. утомляемость ребенка в процессе занятия;

4. двигательная расторможенность (когда ребенок не может долго усидеть на месте);

5. болезненное состояние ребенка на занятии (головные боли, слезливость, повышенная потливость, головокружение, сердцебиение, боли в животе, насморк, кашель, потеря голоса);

6. навязчивые движения (теребит одежды, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает).

 Мониторинг и анализ данных параметров профилактики физического и психического здоровья обучающихся показал, что за период использования данной программы:

1. Сохранность контингента составила 95%;

2. Количество пропусков по болезни сократилось с 25 до 10 %;

3. Степень утомляемости детей на занятии стала в пределах нормы;

4. Повысилась усидчивость детей с повышенной расторможенностью;

5. Сократилось число  болезненных состояний у детей в процессе занятий.

6. Улучшилось психоэмоциональное состояние детей.

Заключение.

Работа над созданием и реализацией здоровьеформирующего комплекса в рамках программы по начальному музыкальному воспитанию «Музыкальные лучики» наглядно продемонстрировала, что интересная, разнообразная по характеру музыкальная деятельность благоприятно влияет на физическое и психоэмоциональное здоровье детей, принося радость, создавая хорошее настроение, обогащая жизнь ребенка. Правильно подобранная музыка или песня дает хороший коррегирующий эффект (снимает утомляемость, повышает усидчивость детей). Построение занятия по предложенному алгоритму способствует профилактике неврозов у детей, устранению дефицита внимания, созданию ситуации успеха. В перспективе мы планируем ввести на каждого ребенка карту индивидуального сопровождения, в которой будут отмечаться все изменения касающиеся как здоровьесбережения так и воспитания музыкой.

Список использованной литературы

1. См. приложение 1, С. 33

2. См. приложение 2, С. 35

Приложение 1

 

Дополнительная образовательная программа «Музыкальные лучики»        

Пояснительная записка

Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры, развитии творческой активности человека.

В голосе проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т.д. Очень важно сегодня воспитывать дошкольников на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас.

     Помочь ребёнку разобраться в огромном количестве вокальной музыки одна из целей нашего обучения.

Данная программа «Музыкальные лучики» – это синтез уже известных программ и технологий таких известных педагогов как К.Тарасова, О. В. Кацер, Д.Е. Огороднов, и др.

В программе выделены следующие направления: вокально-хоровая работа, музыкально-теоретическая подготовка, теорико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность.

Отличие данной программы заключается в том, что в ней используется принцип сквозного воспитания.Вокальная группа, занимающаяся по данной программе – разновозрастная, в неё входят дети от 4 до 7 лет. Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения более старших детей, брать с них пример, прислушиваться к звучанию их голосов, у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, научить тому, что знают сами, возможность опекать и показывать маленьким детям к чему нужно стремиться.

Дошкольный возраст – это период в развитии ребенка, который характеризуется формирующимися особенностями голосового аппарата.

Строение голосового аппарата детей с 4 до 7 лет отличается физиологически от строения голосового аппарата школьников. У детей дошкольного возраста связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, возможности малышей ограничены, их голоса не совершенны, быстро утомляются. Дети не могут долго и громко петь. Поэтому необходим продуманный подбор музыкального материала – репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей, т.е. певческому диапазону. С этой целью нами используются попевки и песенки с диапазоном от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, с простым ритмом, с короткими музыкальными фразами, с наименьшим количеством скачков шире кварты, в простых размерах, в средних темпах (приложение).

Правильно поставленное пение(певческая установка, звукообразование, звуковедение) организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки ребенка. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развиваются интонационный звуковысотный слух — одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще, а также певческое дыхание и дикция. Для развития и совершенствования данных способностеймы используем следующие методы: пластического моделирования, сольфеджирования руками, артикуляторной гимнастики, воспитания эстетики певческого тона, игры с голосом, пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения, а также дидактические игры, «Музыкальное лото», музыкальные и ритмические карточки, рисунки с изображением животных, схемы, детские музыкальные инструменты. 

Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. Плохая координация слуха и голоса ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению с детства (4-х лет) успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, и память. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. При помощи пения проходит ничем не заменимая работа по культуре речи, т.к. без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности.    

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата, важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих. Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

Для успешного обучения дошкольников пению необходимо сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

     Вокальные навыки нами понимаются как взаимодействие

звукообразования, дыхания и дикции (приложение 8), поэтому обучение должно быть комплексным и включать развитие хоровых навыков (взаимодействие ансамбля и строя) и музыкальных способностей (тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память). Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребенка — формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем мире; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
             Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильным, природосообразно - организованным, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
Создание благоприятного  режима голосообразования, соблюдение гигиенических норм и профилактика заболеваний голосового аппарата является одной из важных задач в образовательном процессе. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков (приложение).
   Методика постановки певческого голоса -  самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям. Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, чтобы услышать правильно ли поёт ребенок и как его нужно поправить.

Данная образовательная программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления студия раннего развития «Кораблик детства».

Цель программы – создание условий для начального музыкального воспитания дошкольников в детском коллективе «Кораблик детства».

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

- расширение диапазона голоса дошкольного возраста и формирование его естественного звучания;

- овладение вокально-певческими навыками: развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- знание основ певческой гигиены и самоконтроля, голосового аппарата;

- усвоение знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально – пластическом движении и игре на детских музыкальных инструментах;

- развитие музыкальной памяти и восприимчивости музыкального материала, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, артистических способностей;

- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе хорового исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской, музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой;

- воспитание у дошкольников творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении.

Девиз программы: «Учить, играя!» Методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Так как преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, эмоционально – образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, а также справиться с трудностями в работе с детьми и сохранить собственное здоровье.

Основные содержательные линии программы:

- обогащение опыта эмоционально – целостного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

- накопление музыкальных впечатлений, слухового опыта, вокально – хоровых знаний;

-обогащение опыта учебно – творческой музыкальной деятельности.

Структура занятий:

1. Массаж лицевых мышц

Цель - расслабление мышц лица, (нижней челюсти).

2.Упражнения на дыхание.

Цель - восстановление дыхания.

3. Артикуляционная гимнастика проговаривание скороговорок, потешек, пестушек; развивающие игры с голосом, ритмо-интонационные игры и упражнения, ритмодекламация, речевая зарядка.

Цель - совершенствование дикции, артикуляции.

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

Цель: работа с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.).

5. 3авершающая часть. Игра на музыкальных инструментах, народные игры с пением, хороводы, театральные импровизации.

В процессе музыкального воспитания используются следующие общеобразовательные принципы:

-последовательности и систематичности (имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий (1раза в неделю). Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе).

-доступности и индивидуализации - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий – обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей обучающихся; сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;

-постепенного повышения требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом, постепенное усложнение певческого репертуара и вокальных упражнений;

- сознательности и активности – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе;

- повторяемости материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции, ситуацию успеха, работу на перспективу.

- наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом.

- принцип - основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

    Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся 

4-7лет и реализуется за 3 года обучения – младшая, старшая и концертная группы.

Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Ожидаемые результаты:

1 год обучения

Ребёнок должен знать и понимать:

1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание.

2. Строение артикуляционного аппарата.

3. Особенности и возможности певческого голоса.

3. Гигиену певческого голоса.

4. Понимать по требованию педагога – петь «мягко, нежно, легко».

5. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им

(внимание, вдох, начало звучания и его окончание).

6. Основы музыкальной грамоты.

7 Эмоционально откликаться на прослушанное произведение, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.

Ребенок должен уметь:

  1. Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами
  2. Правильно дышать.
  3. Петь короткие фразы на одном дыхании.
  4. Петь без сопровождения отдельные фразы.
  5. Петь лёгким звуком, без напряжения.
  6. На звуке «ля» первой октавы показать индивидуальное звучание голоса.
  7. Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
  8. Петь выразительно.

2 год обучения

 Ребёнок должен знать и понимать:

1. Соблюдать певческую установку.

2. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им

 (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

3. Жанры музыки.

Ребенок должен уметь:

  1. Правильно дышать.
  2. Точно интонировать любой заданный звук.
  3. Уметь сделать быстрый вдох.
  4. Правильно показать индивидуальное звучание своего голоса.
  5. Петь чисто, слаженно в унисон.
  6. Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы.
  7. Дать критическую оценку своему исполнению.
  8. Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало.
  9. Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Год обучения

Ребёнок должен знать и понимать:

1. Основные типы голосов.

2. Жанры музыки.

3. Типы дыхания.

4. Поведение певца до выхода на сцену и после выступления.

5. Реабилитация при простудных заболеваниях.

6.Образцы вокальной музыки современных композиторов, народное творчество.

7. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение). Вступать и заканчивать песню самостоятельно.

Ребенок должен уметь:

  1. Петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо.
  2. Петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы.
  3. Петь несложные двухголосные каноны.
  4. Овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.
  5.  Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Исполнять вокализ.
  6. Использовать элементы ритмики и движений под музыку.
  7. Уметь свободно держаться на сцене.
  8. Импровизировать и сочинять попевки на заданные интонации, темы, мелодико – ритмические модели, стихотворные тексты.
  9. Принимать активное участие во всех конкурсах, фестивалях, концертах.

Учебно-тематический план

Год обучения

Цель (доминирующая деятельность): становление певческого дыхания, певческой дикции, певческой интонации.

Задачи:

- формирование правильной постановки корпуса

- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятия напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щёк, нёба);

- формирование и развитие певческого дыхания (короткий вдох, плавный экономный выдох во время фонации; дыхание глубокое, лёгкое, быстрое, незаметное для окружающих);

- формирование и развитие ясной дикции (чёткое и ясное произношение слов во время пения);

- формирование и развитие певческой интонации

Возраст детей: 4 года.

№ п/п                   Тема занятий Общее кол - во часов   теория   практика
1 Вводное занятие 1 1  
2 Вокально-хоровая работа 20 5 15
3 Музыкально-теоретическая          подготовка 13 3 10
4 Открытый урок для родителей 1   1
5 Праздники, выступления 1   1
                                      Итого: 36 9 27

 

Содержание

Введение.

Беседа о гигиене полости рта и охране певческого голоса.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.