Изменения и дополнения 2011 года — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Изменения и дополнения 2011 года

2022-10-05 28
Изменения и дополнения 2011 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны. Так, в статью 41 был внесен пункт 3-1 о наделении полномочий Президента на назначение внеочередных президентских выборов.

Поправки 2017 года

В результате поправок были изменены полномочия парламента РК, которые повлияли на его конституционно-политический статус. При этом, во время конституционных реформ 2017 года стояла задача создать такой механизм, чтобы ни один властный институт не мог самостоятельно принять какое-либо ключевое решение.

Во-первых, из полномочий президента Казахстана исключены важные функции по изданию указов, имеющих силу закона, а также законов, в случаях, предусмотренных Конституцией. Это обстоятельство исключит возможность злоупотребления этим правом со стороны президента в случае возможного противостояния с парламентом.

Во-вторых, президент больше не полномочен вносить возражения на решения Конституционного Совета – важнейшего органа государственного управления. Именно Конституционный Совет толкует Конституцию, дает заключения о правильности проведения выборов президента и депутатов парламента, республиканского референдума, соответствия законов Конституции.

В-третьих, с перераспределением властных полномочий от президента к парламенту и правительству произошла не просто передача функций. Произошло «рассеивание» полномочий президента среди максимального количества политических институтов, своего рода – «коллективное правопреемство». Это было сделано, чтобы принятие политических решений президентом учитывало интересы максимального количества политических сил в стране.

Помимо полномочий парламента и президента, поправки в Конституцию позволили установить в пределах Нур-Султана (тогда Астана) особый правовой режим в финансовой сфере.

Изменения и дополнения 2019 года

Согласно изменениям к Конституции от 23 марта 2019 года, столицей Республики Казахстан является город Нур-Султан (прежде Астана)

Дайте определение закона. Выделите признаки и виды законов. Раскройте понятие публичного и частного права. Определите значение деления права на публичное и частное для юридической практики. Раскройте понятие объективное право и субъективное право. Определите отличие и взаимовлияние объективного и субъективного права.

Закон в юриспруденции — нормативно-правовой акт, который принимается представительным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Признаки и виды законов:

К признакам закона относятся следующие:

· он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

· порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РК;

· в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

· он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

· он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов:

Конституционные

К конституционным законам относятся сама Конституция и приравненные к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития; они имеют основополагающий характер, поскольку определяют главные принципы устройства общества.

Органические

Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих стран, которые регулируют деятельность органов государства.

Обычные

К источникам права относятся обычные законы. Они принимаются законодательным органом государства, президентами стран. Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подзаконные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и принимаются во исполнение законов. К ним относятся:
1) указы и распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей территории Казахстана;
2) постановления и распоряжения Правительства по актуальным вопросам текущей жизни;
3) приказы и инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы права;
4) постановления и распоряжения глав местных администраций.

Понятие публичного и частного права:

Публичное право — это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Частное право- в частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, состоящие в равноправных договорных отношениях с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность собственной воли и частную инициативу.

Таким образом, существование частного права означает юридическое признание того, что в конкретных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности. Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частноправовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Значение деления права на публичное и частное для юридической практики:

Существование публичного и частного права как элемент гражданского общества — необходимая предпосылка для ограничения вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, уголовно-исполнительное, процессуальные отрасли. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом и третью его отрасль — социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается в первую очередь усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их нрав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Данная отрасль ныне активно развивается во Франции, Германии, Швеции и других государствах.

Понятие объективное право и субъективное право:

Объективное право — это система правовых норм, принимаемых государством от имени всего общества и распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов сообщества. Реализация норм объективного права не зависит от их субъективной оценки членами сообщества. Объективное право — это действующее в данном государстве законодательство.

Объективный характер законодательства предопределяется следующими обстоятельствами:

— правовой акт считается действующим, независимо от того, принимал ли участие в его принятии конкретный субъект, поведение которого данным актом регламентируется или нет;

— юридическая сила предписания, закрепленного в правовом акте, не зависит от его субъективной оценки (согласия либо несогласия с ним) со стороны заинтересованного лица;

— правовой акт считается действующим, независимо от того, применяется он в отношении конкретного субъекта или нет.

Субъективное право — это совокупность определенных нормами объективного права правил поведения, претворение в жизнь которых зависит от воли заинтересованных субъектов, руководствующихся этими правилами в рамках непосредственных форм реализации права (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования возможностей).

Отличие и взаимовлияние объективного и субъективного права:

Субъективное право субъективно в том смысле, что, во-первых, связано с субъектом и, во-вторых, зависит от его воли и сознания. Объективное право объективно в том смысле, что, во-первых, не приурочено к конкретному субъекту и, во-вторых, не связано с его волеизъявлением и личным усмотрением.

15. Раскройте понятие реализации права и ее виды. Раскройте понятие применения права. Дайте отличие применения права от остальных форм реализации права. Выделите субъекты применения права. Определите стадии применения права, выделите требования к применению права. Раскройте содержание актов применения права и их виды.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и иных участников общественных отношений. К Формам (видам) реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, т.е. соблюдают требования правовых норм. (яв-ся главной формой реализации права, т.е если все исполняется и ненарушается, то достигаются все цели, на которые рассчитывал законодатель).

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым правовые нормы.

Использование - такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляя свою право дееспособность. Характерный признак - добровольность. Реализуются главным образом - управомочивающие нормы. (поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводиться, продают) для этого не нужно разрешение соответствующих органов, достаточно упоминание в законе. Однако для полного и беспрепятственного осуществления права необходимо содействие соответствующих служб (гражданин не может сам назначить себе пенсию, выдать заработную плату, вручить паспорт и т.д.)

Применение – такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Одна из форм государственной деятельности, направленной на воплощение предписаний в жизнь, практику. Данная форма необходима, когда совершается правонарушение и требуется применение санкций, когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, налога, уплата штрафа) и т.д.

Особенности данной формы:

1. Применять нормы права, значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание.

2. Осуществляют только специальные субъекты

3. Носит процессуально процедурный характер

4. Властно-императивная форма

5. Связано с вынесением правоприменительных актов

 16. Раскройте систему права. Определите структурные элементы системы права, дайте общую характеристику отраслей права. Раскройте понятие правовых институтов, правовой нормы. Докажите, что появление новых отраслей права есть отражение потребностей правовой практики.

Система права включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Определите особенности формы государства Республики Казахстан. Проведите анализ ст. 1 Конституции Республики Казахстан. Раскройте особенности Казахстана как социального, правового, светского, демократического государства. Определите особенности президентской формы правления. Проведите анализ ст. 40-41 Конституции Республики Казахстан.

Идея президентской власти в своем развитии нашла различные формы реализации более чем в сотне государств мира. В каждом из них складываются отличные друг от друга политические режимы, а сама президентская власть характеризуется своими особенностями. Институт главы государства имеет важнейшее значение в любой стране. Именно в зависимости от объема полномочий Главы государства, системы его избрания и еще ряда важных характеристик сегодня и производится классификация государств.

Президентская форма правления была установлена в РК 24 апреля 1990 г. Именно в этот день был принят закон об учреждении поста президента Казахской ССР.

В Казахстане закреплено особое положение Президента в системе разделения власти и механизме сдержек и противовесов. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент избирается всенародно, он является выразителем общенационального интереса. Можно сказать, что Президент РК стоит над всеми ветвями власти.

Президент Республики Казахстан, осуществляя государственную власть, будучи главой государства, принимает участие в осуществлении каждой из разновидностей единой государственной власти своих функций, непосредственно взаимодействуя с органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент Республики Казахстан выступает системообразующим элементом рассматриваемой системы. Он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны, обеспечивает соблюдение Конституции и взаимодействия органов государственной власти.

Хочу отметить, что президентская форма правления основывается на усиление роли главы государства как общенационального политического лидера. Это позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия.

Вместе с тем Президент, имеющий весомые полномочия, ориентируется на парламентское большинство и в соответствии с этим строит политику. Отметим, что в Конституции РК заложены сильные контрольные полномочия Парламента РК, методы эффективного контроля за деятельностью Правительства и др.

Таким образом, можно заключить, что президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. В этих условиях именно президентская власть стала воплощением государственного суверенитета, сохранив конституционный характер политического процесса, не дав ему выйти за рамки правового поля.

Следует обратить особое внимание на положение Конституции, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством». Это конституционное положение ориентирует нас на долгосрочность развития государства, чтобы оно стало таковым, ему необходимо пройти длительный эволюционный путь развития.

Процесс формирования демократического, правового государства в Казахстане предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. Современное демократическое правовое государство предполагает развитие гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Поэтому, одним из путей последовательного укрепления демократического правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством.

Непременной предпосылкой дальнейшей модернизации демократического правового государства следует считать высокую общую культуру населения. В свою очередь, она предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь, ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры - стержня цивилизованного общества - основа формирования демократического правового государства.

Под правовым государством, которое мы строим в Казахстане, следует понимать такую форму организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права в целях обеспечения прав и свобод человека. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. При решении вопроса о соотношении государства и права в правовом государстве приоритет принадлежит праву.

Важнейшим фактором формирования демократической, правовой и социальной государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, при недостаточной социальной защищенности людей, невозможно построение демократического, правового государства. Поэтому в соответствии с Конституцией РК все больше внимания уделяется реализации социально-экономических прав граждан как важнейшего условия построения социального государства.

Республика Казахстан является светским государством, где религия отделена от государства, установлен межконфессиональный мир и согласие. Все граждане Казахстана в соответствии с Конституцией имеют право на свободу совести, т.е. право на религиозные вероисповедания и отправление религиозных культов, а также не исповедовать никакую религию, то есть быть атеистом. В Казахстане право на свободу совести может осуществляться как коллегиально, так и индивидуально. Свобода вероисповедания в коллективном применении предполагает наличие религиозных объединений и организаций. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Оно должно свято придерживаться принципа свободы совести, традиции толерантности и веротерпимости.

Говоря о периодизации становления и развития формы правления в Республике Казахстан можно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с учреждением поста Президента Казахской ССР. 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва был принят Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как Главу Казахской Советской Социалистической Республики – составной части Союза ССР. Это и предопределило особенности конституционно-правового статуса Президента Республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике.

Вторым этапом стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором. Отметим, что Декларация было политическим документом, а не юридическим. То есть Декларация заложила политическую основу для создания независимого Казахстана.

Третий этап. Переход к этому этапу последовал достаточно быстро. Это было обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти, внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Этот период можно рассматривать как этап существования в Казахстане парламентской республики.

Четвертый этап связан с принятием 28 января 1993 г. Конституции Республики Казахстан. Этот период связан с усилением системы исполнительной власти как власти, непосредственно возглавляемой Президентом страны. В это время на смену Совета Министров пришел Кабинет Министров, был сформирован единый аппарат, объединивший аппарат Президента и аппарат Кабинета Министров.

Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан можно отметить, что в самом его начале президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления

Изменения в Конституцию РК и их влияние на форму правления

Суть изменений и дополнений сводилась к следующему:

· переход к пропорциональной избирательной системе;

· укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства.

Таким образом, в Казахстане завершился процесс формирования института президентской власти.

Фундаментальное значение статьи 40 Конституции заключается в том, что она определяет политико-правовой статус важнейшего государственного института, каковым является в Республике Казахстан институт Президента. Ведь Казахстан, согласно пункту 1 статьи 2 Конституции, это государство с президентской формой правления. Это означает, что верховная власть в нашей стране принадлежит всенародно избранному Президенту, который является главой государства, его высшим должностным лицом.

Закрепленный в статье 40 Конституции высочайший статус и предназначение поста Президента Республики раскрываются в последующих статьях Конституции, Конституционном законе РК «О Президенте Республики Казахстан» и других законодательных актах.

Таким образом, в рассматриваемой статье Конституции определен статус Президента как системообразующего государственного института.

Поэтому данная статья является одной из главных в нашей Конституции. Можно с полным основанием считать, что статья 40 Основного Закона страны является определяющей для государственного устройства Казахстана как президентской республики.

При этом нынешний конституционный статус Президента содержит в себе институциональные возможности стратегически-целеполагающего воздействия на ветви государственной власти практически на всех стадиях их функционирования, начиная с этапа формирования, без вмешательства в их текущую, оперативную деятельность.

Таким образом, Президент обладает всеми важнейшими рычагами по управлению делами государства, в том числе имеет рычаги решающего влияния на исполнительную власть. И будучи Главой государства вправе осуществлять функции верховного арбитра и координатора отношений между ветвями власти.

Именно в этом состоят основные черты и особенности казахстанской модели президентской формы правления.

Следует обратить внимание и на статутное конституционное положение о том, что Президент - высшее должностное лицо государства.

Данная системная характеристика очень важна и дает четкое представление об институте президентства в Казахстане, в том числе и с точки зрения его главенствующей роли и места в иерархии государственных должностей и в системе государственного управления вообще.

Об особом статусе и главенствующей роли Президента Республики в конституционном поле страны свидетельствует п. 2 ст. 40 Основного Закона, согласно которому Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционная характеристика Президента как символа единства народа и власти свидетельствует об интегративной, системообразующей роли Президента в казахстанском обществе и государстве.

Именно в Первом Президенте Казахстана как главном символе государственности и в исторической, грандиозной по масштабам личности Елбасы концентрируется все лучшее и прогрессивное, что есть в нашей стране. Высшее символическое значение поста Президента есть одна из составляющих казахстанского патриотизма - как одного из конституционных принципов деятельности Республики Казахстан.

Обеспечение единства народа крайне важно в условиях многонационального и многоконфессионального Казахстана.

Высочайший статус и особая роль Президента Республики выражаются в том, что именно он является главным гарантом законности в стране, прав и свобод человека и гражданина.

Это особенно важно в условиях конституционной установки о том, что Республика Казахстан утверждает себя в качестве правового государства.

В нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Право на жизнь, на личную свободу, на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту чести и достоинства, на равенство перед законом и судом и другие права принадлежат в Казахстане каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Президент, будучи Главой государства, гарантирует неукоснительную реализацию данных положений Конституции не только своими конституционными прерогативами, но и всеми возможностями и потенциалом государственных институтов, несущих перед Президентом ответственность.

Положения п. 1 ст. 41 Конституции детализируются в Конституционном законе РК о выборах. Принципы избирательного права, на основе которых избирается Президент Республики, закреплены в статьях 4, 5, 6 и 8 этого Конституционного закона. Принцип всеобщего избирательного права означает право казахстанских граждан участвовать в голосовании на президентских выборах по достижении ими 18 лет. Это право осуществляется независимо от происхождения гражданина, его социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, любых других обстоятельств без какой бы то ни было дискриминации.

Принцип равного избирательного права предусматривает, что граждане Республики Казахстан в качестве избирателей участвуют в выборах Президента страны на равных основаниях: каждый из них имеет один голос на один избирательный бюллетень, а кандидаты обладают равными правами и равными условиями участия во всех выборных процедурах. Принцип прямого избирательного права означает, что Президент страны избирается гражданами непосредственно, которые не делегируют никому свое право избирать. Еще один принцип обеспечения тайны голосования означает, что голосование на президентских выборах является тайным, что исключает какую бы то ни было возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Президент Казахстана в соответствии с п. 1 комментируемой ст. 41 избирается сроком на 5 лет.

Процедуры выборов Президента РК детально прописаны в Конституционном законе РК о выборах. Особенности этого вида выборов изложены в главе 10 данного закона (статьями 51-68), а вопросы организации выборов, наблюдения за ними отечественными и международными наблюдателями, создания избирательных участков, регистрации граждан-избирателей, форм предвыборной агитации, финансирования выборов из разных источников, процедур голосования, подсчета голосов, подведения итогов выборов, гарантий обеспечения свободы выборов получили отражение в многочисленных статьях, расположенных в 2-9 главах Конституционного закона РК о выборах.

Оцените значение Закона о правовых актах от 6 апреля 201 6 г. Обоснуйте отличие нормативного правового акта и ненормативного правового акта. Раскройте иерархию НПА. Раскройте действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц. Раскройте понятие обратная сила закона. Выявите различия и особенности. Раскройте понятие пробелы в праве. Укажите способы их преодоления. Сравните аналогию права и аналогию закона.

Следует учитывать, что такие виды документов, как решения и постановления, являются, как правило, нормативными правовыми актами, тогда как распоряжения носят ненормативный характер. Трудности, связанные с разграничением нормативных и ненормативных актов органов власти и должностных лиц, объясняются тем, что предписания, содержащиеся в правовых актах, могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер.

Но нормативные акты органов власти и должностных лиц не ограничены по всем или одному из этих признаков. Нормативные правовые акты органов власти и должностных лиц — это или реализация права, или юридическая возможность такой реализации. Отсюда следует конституционно и законодательно установленная обязательность доведения до сведения граждан (обнародование, опубликование) нормативных актов органов власти и должностных лиц.

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц выполняют функцию регулирования конкретных общественных отношений, которые регламентированы правом (законами и подзаконными актами), но требуют конкретизации, персонификации субъекта или объекта правоотношения. Следует обратить внимание на то, что ненормативные правовые акты связаны не с процессом регулирования, а с процессом реализации конкретного права применительно к конкретному жизненному случаю, ситуации, деятельности и т.п. Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц всегда конкретизированы по времени, в пространстве или по кругу лиц.

Нормативные и ненормативные правовые акты органов власти и должностных лиц отличаются не только по своему содержанию, но и по форме (структуре текста), и по виду (наименованию). Нормативные правовые акты предполагают строгое выполнение процедурных правил их принятия. Установление юридической нормы должно осуществляться исключительно с соблюдением процессуальных юридических правил.

Процедура принятия и издания ненормативных (индивидуальных) правовых актов органов власти и должностных лиц также должна соответствовать некоторым правилам, но эти правила касаются, прежде всего, правил делопроизводства и документооборота, устанавливаемых в определенной организационной структуре, при этом не исключается возможность использования общих правил делопроизводства и документооборота, установленных для органов государственного управления. На современном этапе правотворчество органов власти осложнено в том числе наличием коррупциогенных норм, что ставит ряд актуальных проблем, решение которых требует совместных усилий по совершенствованию процедур принятия и издания правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;

3) кодексы Республики Казахстан;

4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руково


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.