Основными теориями возникновения права являются: — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основными теориями возникновения права являются:

2022-10-05 43
Основными теориями возникновения права являются: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Теологическая теория. Определяет право как нечто божественное, вечное, но вместе с тем приспособленное для земных порядков. 10

 2. Теория естественного права. Сторонники данной теории утверждают, что наряду с правом, устанавливаемым государством, существует и естественное право, вытекающее из природы человека.

3. Историческая школа права. Данная теория определяет право, как нечто возникающее и развивающееся исторически, с учетом национальных особенностей, а не утверждаемое законодателем.

4. Нормативистская школа права. Согласно данной теории право возникает само по себе и никаких причин правообразования не существует. Норма права подчиняется вышестоящей норме права, венчает же эту пирамиду некая норма права, законность которой не оспаривается.

5. Психологическая теория права. Усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это психологическое желание людей закрепить правила поведения, одобряемые в обществе, ведь человек не терпит неопределенности.

6. Марксистская теория права. Сторонниками этой теории убедительно доказано, что корни права лежат в экономике и право зависит от экономического бизнеса. Право не может быть выше экономики, ведь именно экономика диктует, какие нормы права необходимы на данный момент. Однако связывание права с борьбой классов и видение в праве лишь воли господствующего класса излишне, так как все зависит скорее от типа общества и государства, ведь в правовом обществе право направлено не на подавление низших классов, а на развитие отношений в обществе и причем на равных условиях.

Так же Ибраева А.С выделяет два пути развития права:

1. Восточный путь возникновения права (Древний Восток). Здесь на право оказывали сильное влияние традиции, поэтому до сих пор в некоторых странах в качестве главного источника права используются нормы религии.

2. Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах кроме обычного права, также развивается формализованное законодательство и прецендентное право. Однако общим фактором, обусловившим необходимость возникновения права, была необходимость урегулировать возникшие разного года общественные отношения, которые не вмещались в рамки норм обычаев.

 

Значимость естественно-правовой теории происхождения права для юридической практики является в том что Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

Раскройте понятие и сущность государства. Дайте определение государства. Выделите признаки государства. Раскройте современную трактовку основных признаков государства. Определите понятие суверенитета. Проведите исторический анализ конституционного закона «О независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. и выделите в нем признаки суверенитета.

Государство– это суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

Сущность–это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет его качественное своеобразие, все стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Существует два основных подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть аппарат подавления эксплуатируемых классов господствующим классом. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), но не может объяснить сущность современных государств. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

С точки зрения общесоциального подхода государство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

Основные признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Признаки государства современная трактовка:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Любое государство имеет определенную территорию, закрепленную границами и определенный круг людей, проживающих на этой территории (население). При этом государственная власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2.Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население государства, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:

а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;

б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;

в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.

4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое государство.

5.Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы – это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.

Современные демократические государства постоянно стремятся к уменьшению количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде всего на социальные нужды общества.

СУВЕРЕНИТЕТ – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Исторический анализ:

- признание необходимости формирования в республике правового государства (ст. 1);

- закрепление принципа разделения властей при организации единой государственной власти в Казахстане (ст. 9);

- введение в качестве института конституционного контроля Конституционного Суда Республики Казахстан (ст. 10);

- признание норм и принципов международного права в качестве основополагающих устоев во взаимоотношениях с другими государствами и во внутренней политике.

4. Дайте определение функций государства. Раскройте формы и методы осуществления функции государства. Дайте классификацию функций государства. Раскройте влияние глобализации на функции государства. Раскройте содержание правоохранительной функции. Определите виды правоохранительных органов.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе. Признаки государственных функций: - сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни; - властно-принудительные методы осуществления.

Формы и методы.

Они бывают правовыми и неправовыми. Существуют три правовые формы осуществления функций государства: правотворческая (законодательная), организационно-исполнительная (управленческая), правоохранительная (правообеспечительная).

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

* по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

* по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

* по продолжительности действия: постоянные и временные;

Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости.... Указанные особенности заставляют государства пересматривать свою социальную политику, в том числе в области социальной защиты населения.

Правоохранительная функция современного государства является одной из важнейших, так как она, прежде всего, обеспечивает выживание, или сохранение, общества как целостности. Целью государства является защита объективного права, т. е. обеспечение правопорядка. Сегодня содержанием правоохранительной функции государства считается противодействие преступности и иным правонарушениям, или социальный контроль над преступностью и иными противоправными деяниями. Наиболее обоснованной по данному вопросу представляется позиция Я. И. Гилинского, который под социальным контролем понимает совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (включая преступность) формы девиантного поведения с целью их элиминирования (устранения) или сокращения, минимизации. Основными средствами социального контроля являются нормы, а методами — поощрение и наказание.

Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:

– государственные;

– негосударственные.

К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

Раскройте понятие и элементы формы государства. Выделите факторы, влияющие на развитие формы государства. Раскройте форму правления государства и ее виды. Выделите особенности президентской формы правления в Республике Казахстан. Сравните президентскую и парламентскую республику. Выделите особенности монархии как формы правления.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

· социально-экономические, культурные;

· исторические, национальные и религиозные традиции;

· природные и климатические условия;

· расстановка политических сил и т. д.

       На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая:

1) внутренние:

· наличие определенной идеологии;

· ступень и своеобразие экономического развития;

· уровень культуры (особенно политической);

· географическое положение страны, ее размеры;

· национальный состав населения;

· особенности социальной структуры общества;

· религия и т.д.

2) внешние:

· опыт других стран;

· влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

Форма государственного правления- это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы:

- монархии;

- республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр.

Раскройте форму государственного устройства и ее виды. Сравните унитарное и федеративное государство. Раскройте понятие и виды п олитического режима. Раскройте международные и национальные факторы, влияющие на развитие политического режима.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Все государства по своему государственному устройству подразделяются на простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство

Простое или унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.

В унитарном государстве существует единая система высших органов, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство и одноканальная система налогов. Как раз таким государством является Казахстан.

Сложное государство

Сложное государство – это такое государство, части которого обладают той или иной степенью самостоятельности. К сложным государствам относятся империи, конфедерации, федерации, содружества и сообщества.

Империи – это чаще всего насильственно создаваемые сложные государства, составные части которых зависят от верховной власти. Империи отличаются тем, что у их составных частей не бывает единого государственно-правового статуса. В империи существует сильный центр (метрополия) и зависимые колонии. При этом осуществляемая центром колониальная политика направлена на то, чтобы усилить центр и не развивать экономически колонии.

В истории человечества в разное время существовали Римская империя, Российская империя, Британская империя.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть как экономическими, так и политическими, или, например, военными. Государства, образующие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.

Конфедерация не имеет неких общих законодательных, исполнительных и судебных органов, не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета. Правда, составляющие конфедерацию страны могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Существует также свободный въезд и выезд граждан стран конфедерации без визового режима.

Как правило, конфедеративные государства недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерацию. К примеру, таким государством являлись США в период с 1776 по 1787 гг.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени ограниченным суверенитетом. Федерация основана на принципе децентрализации.

В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. В федерации используется двухканальная система налогов, может также существовать и двойное гражданство. Федерации могут быть построены по территориальному или национально-государственному принципу.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета своих субъектов. Центральная власть в таких федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальные федерации отличаются более сложным государственным устройством. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Например, субъектами федерации в США является 51 штат, в Германии – более десятка земель. Оба этих сложных государства представляют собой территориальные федерации. А вот Россия, состоящая из 89 субъектов (республик, округов, краев и др.) – это национально-территориальная федерация.

Содружество – это организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки касаются экономики, права, языка, религии, культуры. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Например, Европейский союз (ЕС).

Сообщество государств – это переходная форма к государственной организации общества. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор, который в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения.

Сравнит таблица унитар. г. и фед.г.

  Унитарные государства Федеративные государства
1. Общие принципы Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти  
2. Территориальное деление и территориальные единицы Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются сверху Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно  
3. Наличие выборных органов власти Не обязательно Обязательно  
4. Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти Определяются законом (сверху) Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений)  
5. Издание правовых актов Сфера действия определяется законом или судами (сверху) По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов)  
6. Атрибуты государственности Нет; иногда собственная символика Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика  
7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Унификация Равноправное разнообразие  
8. Примеры Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария  

 

 

ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Под политическим режимом понимается степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности, а также те методы и приёмы, с помощью которых осуществляется государственная власть. Политический режим оказывает огромное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства и потому имеет большое значение в жизнедеятельности той или иной страны.

Содержание политического режима составляют способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической и иных областях деятельности государства. Следовательно политический режим отражает политическую обстановку в стране в определенный период, уровень и формы развития демократии, отношения между людьми и государственной властью.

Политический режим зависит от того, каковы:

методы осуществления государственной власти в стране;

расклад и соотношение (баланс) политических сил государства.

Политический режим бывает демократическим и антидемократическим.

При демократическом режиме права и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.

Признаки демократического режима:

· население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам жизни в стране) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

· доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

· доминирование закона во всех сферах жизни общества;

· реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· политический плюрализм и многопартийность;

· разделение властей.

Демократия существует в большинстве современных государств.

При антидемократическом режиме власть находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами. Антидемократическому режиму присущи следующие особенности или признаки:

· господство одной политической партии;

· наличие одной официальной идеологии;

· господство одной формы собственности;

· сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

· резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;

· акцент на карательные меры и принуждение.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный.

Тоталитаризм – это метод осуществления полного контроля и жесткой регламентации всех сфер общественной жизни, абсолютного подчинения государственной власти. Он характеризуется осуществлением политической власти методом принуждения, господством единой идеологии, отсутствием плюрализма; основной принцип этого режима: «Запрещено все, что не приказано».

Авторитаризм в чем-то схож с тоталитаризмом. Его характеристики: неограниченная власть одного человека или группы лиц, отсутствие политической оппозиции и конкуренции. Основной принцип: «Разрешено все, кроме политики».

Международные и национальные факторы, влияющие на развитие политического режима:

· Экономические: развитие производительных сил общества; изменение форм собственности; состояние экономики.

· Социальные: особенности социальной структуры общества; изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества.

· Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества; соотношение между основными субъектами политической жизни.

· Идеологические: состояние общественного сознания; уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.

 

Раскройте механизм государства. Выделите принципы деятельности механизма государства. Раскройте сущность и значение принципа разделения власти в формировании механизма государства. Раскройте принципы демократизма, гласности и профессионализма в деятельности органов государства. Раскройте понятие органа государства, дайте их классификацию. Раскройте полномочия законодательных, исполнительных и судебных органов. Раскройте механизм сдержек и противовесов. Раскройте институты вето, импичмент, вотум недоверия.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

В юридической литературе понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы. 

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов. Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. К ним относятся:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информиро-ванность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;

7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

10) принцип народовластия, проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти выступает народ, где все правомочия органов государственной власти исходят от волеизъявления народа.

Принцип разделения властей. Согласно Конституции РК государственная власть в Республике едина и осуществляется на основе принципа разделения на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Законодательную власть осуществляет Парламент, исполнительную – Правительство, судебную – суды. Каждая из них должна выполнять только установленные Конституцией и законодательством функции. Все три ветви государственной власти в своей повседневной деятельности должны тесно и согласованно взаимодействовать между собой. Президент РК обеспечивает согласованную деятельность всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом. Именно поэтому Президент признается гарантом единства государственной власти.

Принцип демократизма проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти - народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа занимает механизм государства в лице объединяемых ими органов.

Принцип гласности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы.

Принцип профессионализма. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (государственную службу) необходимо считать высококвалифицированной профессией, которая имеет значение для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Этот принцип обязывает владеть процедурой деятельности органов государственной власти, знать свои права и обязанности, активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями.

Государственный орган – это элемент механизма государства, имеющий собственную структуру, участвующий в осуществлении функций  государства и наделенный для этого властными, строго определенными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество. Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;

– обеспечении исполнения актов органов государства и различными методами.

Государственные органы классифицируются по различным основаниям:

1. По способу возникновения:

а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими другими органами не создаются;

б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

2. По объему властных полномочий:

а) высшие (правительство);

б) местные (акимат).

3. По широте компетенции:

а) общей компетенции (правительство);

б) специальной компетенции (МВ<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.