Методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников

2022-02-10 211
Методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Проективные методики:Методика «Тест руки»

Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

2) Методика: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса

Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Испытуемым предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь». После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам:

- общая тревожность в школе

- переживание социального стресса

- фрустрация потребности в достижении успеха

- страх самовыражения

-  страх ситуации проверки знаний

- страх несоответствовать ожиданиям окружающих

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

-  проблемы и страхи в отношениях с учителями

Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих диаграмм. Тем самым появляется возможность наглядной оценки и получения информации о каждом учащемся.

3) Шкала астенического состояния ШАС. Представляет собой опросчик, состоящий из 30 утверждений. Здесь также как и в предыдущем тесте возможны 4 варианта ответов. Испытуемым предлагается инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

4) Шкала ситуативной (реактивной) тревожности. Авторы данной методики Спилберг Ч. и Ханин Ю.Л. Методика состоит из ряда вопросов, представляющих собой возможность ответить на предложенные утверждения вариантами ответов от 1 до 4 (в зависимости от выраженности данного утверждения у испытуемого). Методика бывает двух вариантов. Первый, состоит из 20 утверждений, и является полным вариантом. Второй вариант, имеет меньше вопросов, но, тем не менее, он менее показателен. Его следует использовать в случае применения большого количества других методик, и батареи тестовых заданий. Полученные ответы обрабатываются, и выявляется уровень общего состояния тревожности из суммы вопросов. Показатели также делятся на низкий уровень, при сумме баллов меньше 30; средний уровень (30-45); высокий уровень - выше 45 баллов.

5) Опросники: Методика Басса-Дарки

Oдна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

-физическая агрессия (нападение);

- косвенная агрессия (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу;

- склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости;

- негативизм;

- обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванные чувством горечи, гнева на весь мир;

- подозрительность;

- вербальная агрессия (ссора, крик, визг или угроза, проклятия, ругань);

- чувство вины (наличие угрызений совести.

6) Методика М. З. Дукаревич «Несуществующее животное». Для изучения личности младшего школьника в частности наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “ несуществующее животное ”. Тест основан на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я - образ. Социальный педагог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Это поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

7) Методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей» показана в таблице 3.

Таблица 3 -  Карта диагностических критериев агрессивных детей

№ п\п

Особенности поведения ребёнка.

Как проявляются.

часто редко
1. Спорит, ругается со взрослыми.    
2. Теряет контроль над собой.    
3. Винит других в своих ошибках.    
4. Завистлив, мстителен.    
5. Сердится и отказывается что-либо делать.    
6. Специально раздражает людей.    
7. Отказывается подчиняться правилам.    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их.    

 

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

8) Анкета «Признаки агрессивности» может быть использована в работе с педагогами, родителями на этапе предварительной диагностики, она представлена в таблице № 4.

Таблица 4 - Анкета «Признаки агрессивности»

№п\п

Особенности поведения исследуемого ребёнка.

Проявление особенностей.

да нет
1. «Злой» дух временами вселяется в него.    
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.    
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.    
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.    
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.    
6. Иногда он так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение.    
7. Он не прочь подразнить животных.    
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним.    
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих.    
10. В ответ на обычные распоряжения стремиться всё сделать наоборот.    
11. Часто не по возрасту ворчлив.    
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.    
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.    
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых.    
15. Легко ссорится, вступает в драку.    
16. Старается общаться с младшими и более слабыми.    
17. У него не редки периоды мрачной раздражительности.    
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.    
19. Уверен, что любое задание выполнит лучше других.    

Ответ «да» оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребёнку.

15-20 баллов – высокая агрессивность;

7-14 – средняя;

1-6 - низкая

 

Задачей исследования является диагностика и последующая коррекция агрессивного поведения младших школьников.

Педагогическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности, проводилось на базе МОУ «Полтавская СОШ» Карталинского района Челябинской области. В школе нет ставки психолога, исследование проводилось социальным педагогом. В исследовании приняли участие обучающие начальной школы в возрасте от 8-9 лет.

Исследование проводилось по данному плану:

- наблюдение за учащимися младших классов;

- беседа с социальным педагогом и младшими школьниками;

- анкетирование педагога и родителей;

- проведение методики «Несуществующее животное»;

- методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей».

2.2 Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников

На первом этапе работы был использован метод наблюдение за детьми.  Вследствие использования этого метода, из 25 детей было выявлено 7 детей с четко выраженными агрессивными реакциями.

На втором этапе исследования проводились беседы с учителем и с самими ребятами, чтобы подтвердить  наблюдения. В ходе беседы выяснилось с учителем класса, что выше перечисленные дети, склоны к агрессивности. То есть с помощью метода беседы мы подтвердили результаты наблюдения.

 На третьем этапе исследования использовалась методика «Несуществующее животное». По условиям методики признаками агрессии являются следующие детали рисунка:

если рисунок выполнен с острыми углами - это признаки агрессивной защиты; рот нарисован с острыми зубами - вербальная агрессия; дополнительные детали на голове, например рога, наличие щетинок, шипов, игл - защитно-ответная, спонтанная агрессия.

У семи младших школьника (28%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел.

У четверых детей (16 %) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов.

У троих человек (12 %) - на рисунке были видны признаки вербальной агрессии - открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов. Она носит различный характер. В равном количестве у испытуемых проявляется агрессивность в виде самозащиты и в виде вербальной агрессии

Мы увидели что наличие агрессивности присутствует у 56% обучающихся, только она носит различный характер. В равном количестве проявляется агрессивность в виде самозащиты и в виде вербальной агрессии. По результатам также видно, что большинство детей имеет низкую самооценку – 59 %, причём у большинства из них заметно наличие тревожности -  27 %.

В итоге  работы можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что дети склонны к агрессивным проявлениям, подтвердилась.

На следующем этапе исследования использовали методику «Карта диагностических критериев агрессивности детей».

С помощью данной методики установлено, что у 26% детей обследуемой группы выявлен уровень агрессивного поведения, требующий организации специальных коррекционных занятий. В выделенной подгруппе всем детям свойственно: часто терять контроль над собой; спорить, ругаться с детьми и взрослыми. Трём  детям свойственно также часто прибегать к дракам. У четырёх младших школьников наблюдается намеренное раздражение взрослых, отказ выполнять их просьбы.

Все установленные данные нашли подтверждение в результате наблюдений за детьми, а также в беседе с их родителями. Так, например, Никита П. можно характеризовать как гиперактивного, вспыльчивого ребенка, не умеющего принимать отказы и готового все решать с помощью физической силы. Мальчик не находит в группе товарищей и единственный способ привлечь к себе внимание - это вызвать ответную агрессию со стороны других детей.

     Выделилась подгруппа, в которой особо ярко агрессивность детей проявляется по отношению к старшим. Дети постоянно демонстрируют желание спорить с просьбами взрослых, намеренно не выполняют их, игнорируют. При этом им важно быть постоянно в поле внимания старших. Если  внимания старших им начинает недоставать - то они ярко негодуют, плачут, могут «нападать» на других детей.

Таким образом, обозначилась группа обучающихся, которой показана специальная работа по коррекции агрессивного поведения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.