Различия в социально-педагогических условиях — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Различия в социально-педагогических условиях

2022-10-05 20
Различия в социально-педагогических условиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

большого и малого города[23]

Большой город Малый город
Высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности Сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой практически невозможна анонимность
Дифференцированные социально-профессиональная и, как правило, этническая структуры населения Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни, НО
Средоточие человеческих ресурсов Стиль жизни ориентируется на городской в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную профессию, стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам, наличии определенной избирательности в общении, дифференциации норм ожидаемого поведения и более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.
Средоточие культуры и контркультуры Меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, соответственно, меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах
Создает городской образ жизни Нет принципиальных различий между притязаниями молодых людей живущих в столице, областном центре или даже в райцентре (при условии наличия полного среднего образования)
Мобильность, в т.ч. территориальная и социальная (горизонтальная и вертикальная) «Запаздывание» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными
Создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности: для выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения Две стратегии индивидуального будущего: «оседлый», т.е. выбор востребованных в городе профессий, стремление рано выйти замуж, второй – «эмигрантский», т.е. стремление уехать в более крупные города на учебу или даже без определенных планов

 

Социально-педагогические условия описаны подробно и достаточно для изучения и проведения исследований на их основе, однако ситуация с «киберсоциально-педагогическими» условиями несколько сложнее. Несмотря на то, что нашей целью не является изучение и описание таких условий, затронуть данный вопрос, хотя бы и в самых общих чертах, нам все-таки придется.

Факторы социализации (и киберсоциализации, как одного из её видов) делятся на четыре группы: мега-, макро-, мезо- и микрофакторы[24]. Различия в киберсоциализации юношества в больших и малых городах начинаются уже на уровне мегафакторов. Мегафакторы представлены следующими составляющими: киберпространство, интернет, WWW, сотовая (мобильная связь).

Киберпространство — это пространство функционирования продуктов информационно-коммуникационных технологий, позволяющих создавать чрезвычайно сложные системы взаимодействий агентов с целью получения информации, обмена и управления ею, а также осуществление коммуникаций в условиях множества различных сетей[25]. Доступ к киберпространству отличается у жителей больших и малых городов: первые имеют большие возможности для использования информационно-коммуникационных технологий. Если говорить о конкретном примере: жители Москвы, для записи в поликлинику, не смогут обойти влияние процесса киберсоциализации – им придется сделать это либо с помощью информационного экрана – моноблока в поликлинике, либо с помощью мобильного приложения. Житель малого города редко в принципе имеет возможность записаться заранее и, что называется, приходит в место лечения в порядке «живой очереди». То же относится к, допустим, оплате общественного транспорта и многих других социальных сфер (получения юридических, социальных услуг). Покрытие Интернетом в больших и малых городах также разнится: города-миллионники не испытывают проблем с доступом к высокоскоростному Интернету, малые города могут испытывать проблемы с наличием даже сотовой связи.

Проблемы на уровне мегафакторов создают проблемы на уровне более мелких факторов (макро- и далее). Именно поэтому разбирать каждый из них не имеет смысла, но важно отметить роль агентов и средств киберсоциализации.

Рассуждение о роли агентов и средств киберсоциализации в рамках нашего исследования натыкает нас на дополнительный вывод, который мы можем сделать, доказав преобладание одного уровня киберсоциализированности над другим: у более киберсоциализированной категории людей, вероятно, будет большее количество агентов киберсоциализации как настоящих (знакомые, с которыми происходит взаимодействие в киберпространстве), так и виртуальных (знакомые только по киберпространству). Однако на данный момент мы лишь можем предполагать это, но предварительно утверждать то, что средств киберсоциализации у жителей большого города больше, чем у жителей маленького, мы можем уже сейчас. Среди средств киберсоциализации выделяют следующие: компьютер и мобильный телефон, сеть Интернет, язык и речь агентов киберсоциализации, стиль и содержание киберкоммуникации и отличий коммуникации посредством сотовой (мобильной) связи и в интернет-среде, приобщение человека к ресурсам киберпространства для организации персональной жизнедеятельности и т.п. Более благоприятная социально-экономическая ситуация больших городов (большая доля населения т.н. «среднего класса», более высокий реальный заработок) дает больший доступ к основным средствам социализации: компьютеру, мобильному телефону, сети Интернет. К тому же, мы опять возвращаемся к нашей уже заявленной информации: доступ к Интернету и сотовой связи может быть затруднен даже при наличии средств связи ввиду отсутствия (недостаточности) зон покрытия.

Безусловно, все приведенные нами данные междисциплинарного характера об условиях большого и малого города будут в равной степени соотноситься с городами, взятыми нами для эмпирического исследования: Москвой и Инзой. Москва –классический пример мегаполиса, город с населением в 12.655.050 человек. Юношество является активной частью города, составляет его культурную, образовательную общность. Юношество в большом городе осознает социально-экономическую обстановку места, в котором существует, оно принимает и понимает также и социально-педагогические условия своего существования.

Инза также является классическим примером малого города со всеми признаками социально-экономического и социально-педагогического характера. Юношество в структуре населения представлено слабо: это обусловливается сильными иммиграционными потоками, о которых было написано ранее.

«Мы считаем, что общая и главная цель социального воспитания в контексте киберсоциализации – это подготовка человека конкретного психовозрастного и социального статуса к относительно целенаправленному позитивному развитию, а также духовно- нравственно ориентированной и мобильной жизнедеятельности (устойчивой, исходя из интериоризированной личностью просоциальной системы норм и ценностей и, одновременно, гибкой, пластичной, креативной) в определенных условиях социализирующей среды киберпространства» - пишут Плешаков В.А. и Воинова О.И. о воспитании в киберпространстве[26]. На наш взгляд, определенные условия социализирующей среды киберпространства не являются условиями исключительно технически-опосредованного пространства. Киберпространство, по сути, является также зависящей переменной, располагаемой в разных условиях с разными целями. Цели юношества большого и малого города различаются – ввиду социально-экономически различной обстановки и прочих бесчисленных факторов.

Подводя итоги, мы можем сказать, что киберсоциализированность юношества большого и малого города детерминируется следующими различиями: различия в социально-экономической обстановке (задающей условия существования человека), различия в социально-педагогической ситуации (задающей социальную ситуацию развития человека). Изучение киберсоциализированности большого и малого города мало того, что сделает вклад в изучение юношества как возрастного этапа жизни человека, так еще и раскроет киберсоциализацию как систему, стоящую в зависимости от её геополитической локации. При изучении данной темы встают также вопросы о киберсоциализированности людей разных социальных слоев, групп в разных геополитических обстановках: в обстановках разных политических режимов, экономических систем, разного уровня дохода, географического положения и т.д.


 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Первая глава играет роль фундамента данной работы. По ходу неё затрагиваются вопросы как общеметодологического характера (о киберсоциализированности как феномене психики человека), так и конкретно-методологического, касающегося нашего исследования (о различиях в условиях развития личности юношества большого и малого города). Были сделаны следующие выводы:

1. Социальность и социализированность являются отличающимися друг от друга значениями словами, что доказывается их анализом с позиций языкознания.

2. Термин киберсоциализированности звучит следующим образом: «киберсоциализированность – это характеристика киберсоциализирующегося человека (Homo Cyberus), отражающая степень интегрированности его личности в киберпространство как части киберсоциума (-ов)».

3. Интегрированность в киберпространство не является полноценной причиной считать человека киберсоциализированным. Важно вхождение человека в киберсоциум(-ы).

4. Киберсоциумы способны отвечать потребностям юности, и это делает их одним из важнейших инструментов социализации и киберсоциализации людей юношеского возраста.

5. Действие киберсоциумов на социализированность и киберсоциализированность человека не так однозначно – киберсоциум может помогать человеку как киберсоциализироваться, так и социализироваться.

6. Юношество тяготеет к тому, чтобы совмещать процессы социализации и киберсоциализации.

7. Киберсоциализированность становится значимой характеристикой личности человека.

8. Проведена связь между социальным пространством личности и географическим местом существования человека.

9. Город Москва и город Инза были обозначены в категории «большой город» и «малый город», соответственно.

10. Были проанализированы различия в социально-экономических и социально-педагогических условиях большого и малого города.

11. Киберсоциализированность юношества большого и малого города детерминируется следующими различиями: различия в социально-экономической обстановке (задающей условия существования человека), различия в социально-педагогической ситуации (задающей социальную ситуацию развития человека).


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.