Понятие и роль сезонности в деятельности гостиничных предприятий — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие и роль сезонности в деятельности гостиничных предприятий

2021-06-30 40
Понятие и роль сезонности в деятельности гостиничных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сезонность - устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации. Туристский рынок - это динамично развивающаяся отрасль экономики, и характерным явлением для неё является цикличность [8, с.203]. Цикличность означает повторяемость основных тенденций и интенсивности развития.

Цикличность может обуславливаться как внешними факторами, так и внутренними глубинными свойствами рынка. Можно выделить два вида цикличности:

 1. Цикличность экономическую, то есть достаточно продолжительную по времени и охватывающую несколько лет. Такая цикличность необходима для долговременного планирования и анализа, поскольку она отражает основные закономерности действия механизма рынка.

 2. Цикличность малую, или сезонную. Её временной интервал - до одного года. Она носит сезонный характер и более или менее совпадает с климатическими изменениями. Таким образом, цикличность - это регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития [8, с.204].

 Под сезонностью, или сезонными колебаниями, понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости от изменения климатических условий в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т.д. Другими словами, сезонностью называют устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебания спроса и предложения. Практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам (кварталам) годового цикла. По сути своей сезонность - довольно сложное явление. Часто её последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъём спроса.

По степени интенсивности туристских поездок различают че­тыре сезона туристской деятельности:

1) сезон пик — период, наиболее благоприятный для орга­низации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными ус­ловиями для рекреации;

2) сезон высокий — период наибольшей деловой активнос­ти на туристском рынке, время действия наиболее высоких тари­фов на туристский продукт и услуги;

3) сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие це­ны на туристский продукт и услуги;

4) сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный пе­риод для организации рекреационной деятельности [8, с.205-206].

Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и произ­водство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентиро­ванных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высво­бождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и ус­луги для туристов и т. д.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая прояв­ляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в учебнике Тимохиной Т. Л.  подразделяются на первичные и вторичные [8, с.209].

К первичным факторам сезонных колебаний отно­сятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-кли­матических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являют­ся определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.

К вторичным факторам сезонных колебаний отно­сятся:

- экономические — структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предло­жения;

- демографические — дифференцированный спрос по поло­возрастному составу и другим признакам;

- психологические — традиции, мода, подражание;

- материально-технические — развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

- технологические — комплексный подход в предоставле­нии качественных услуг;

- политическая обстановка и международное окружение.

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (вре­менем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых по­казателей. В этих целях проводится статистическое изучение се­зонных колебаний.

Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезон­ности, которые рассчитываются как процентное отношение сред­них месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объ­ему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле:

В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: простой средней, аналитичес­кого выравнивания, относительных чисел, скользящей средней [4, с.105].

Наиболее легким из них является метод простой средней, который применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации ус­луг колеблется на протяжении года около определенного (посто­янного) уровня.

Индексы сезонности рассчитываются в два этапа:

1. Рассчитываются средние уровни для каждого месяца по дан­ным за все годы исследуемого периода (г/Д), что позволяет изба­виться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение — как у.

2. Определяется общая средняя (уд) за весь исследуемый пе­риод. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма ис­ходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года — 36 месяцев). При расчете сезонных коле­баний на основе среднесуточных уровней г/о определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде [8, с.215-216].

С помощью индекса сезонности можно выявить наличие се­зонных колебаний и тенденций к изменению объема реализации услуг туризма.

Изучение сезонности позволяет влиять на неравномерность спроса в туризме. В настоящее время на туристском рынке эконо­мически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережаю­щего развития предложения относительно спроса.

Например, в Краснодарском крае развит морской туризм, а  также — горный. В ряде регионов отрицательное воздействие сезонности в туризме смягчается с помощью цен: ус­танавливается такой их уровень, который обеспечил бы хороший спрос и соответствующую рентабельность производства.

Одновременно с дифференциацией цен для решения проблемы рентабельности применяются и другие методы. Одним из них яв­ляется развитие несезонных форм отдыха и обслуживания. Это может быть организация хобби-туров в курортных гостиницах в осенний и весенний периоды; использование материальной базы для проведения фестивалей, съездов, конгрессов, симпозиумов; организация познавательных маршрутных туров по курортным ме­стам с осмотром достопримечательностей и т. п. Все это позволя­ет загружать материальную базу вне сезона, активизировать дея­тельность агентско-операторских компаний и сглаживать эконо­мические проблемы рентабельности в разные сезоны года.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.