После Преждеосвященных в среду, — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

После Преждеосвященных в среду,

2021-06-24 31
После Преждеосвященных в среду, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий Четверг

Предисловие

Перед вами не просто перевод одного из богослужений нашей Церкви. Смею надеяться, что и перевод этот – лучший из тех, что были сделаны до сего времени (если бы я не был уверен, что смогу сделать лучше, чем сделали другие, зачем бы и браться тогда за дело?). Но перевести текст богослужения – это только половина вопроса. Другая – не менее важная – половина заключается в самом нашем Уставе или Типиконе. При изучении древних пластов богослужебной Традиции всегда возникает вполне оправданное чувство неудовлетворенностью нашим Типиконом. Последний представляет собою наскоро состряпанную компиляцию без попытки внутренней гармонизации тех пластов, которые компилировались. При этом, отброшено было нередко не худшее, а именно лучшее. Кратко намечу те пункты, которые кто-то может назвать «реформой», но я бы предпочел говорить скорее о реставрации:

1. Структура утрени. В нашем «современном» виде она представляет собою соединенные в одну службу две древние службы: а) Ночное Псалмопение монахов (это от «Слава Святой…» и до конца 9-й песни канона); б) Собственно служба «на заре» (от Эксапостилария и далее). Причем, приходской издревле была именно «служба на заре». При этом приходская утреня в своей развитой версии (к примеру, в традиции Софии Константинопольской) содержит в себе после Великого Славословия чтение Писания (!) и Кондак. Под Кондаком византийская гимнография именует довольно пространное произведение, от которого в современной традиции остался только проимион (сегодня именуемый кондаком) и 1-й икос (а их было от 22 до 45). Т.е. после чтения Писания следовал Кондак. В то время как канон изначально возник как монашеская традиция добавлять тропари к библейским песням, которые составляли неотъемлемую часть Ночного бдения монахов. Но на сегодня канон окончательно оторвался от библейских песен (о них скупо напоминают лишь ирмосы да концовки тропарей в 7 и 8 песнях, связанные с песней отроков в печи). В современной традиции канон занимает то место, которое в византийском приходском богослужении занимал Кондак. Мы поем каноны вне всякой связи с исполнением библейских песен, которые даже Великим Постом то уже не исполняются! Потому на место византийского Кондака я ставлю сегодня Канон. И, разумеется, ектений между песнями канона нет, как нет и седальнов или «огрызков» от кондака. Канон исполняется вряд. Кстати, такую традицию я наблюдал в Автономной Православной Церкви Финляндии (Константинопольский патриархат).

Особый вопрос с Эксапостиларием. Это тропарь, тематика которого должна быть связана с темой света, поскольку, как я уже отметил выше, с него начиналась служба рассвета. Однако, сегодня мы не совершаем эту службу в строго установленное время рассвета. Между тем я не считаю нужным убирать совсем ту часть, которая некогда представляла собою Ночное монашеское бдение. Утреню я начинаю со «Слава Святой, Единосущной…» и с пения «Слава в высях Богу» и «Господи, уста мои», и вот тут то как раз уместно сразу же поместить и Эксапостиларий. Зачем вслух прочитанная священником утренняя молитва и – вместо шестопсалмия трипсалмие. После трёх псалмов нет обычного «слава и ныне: аллилуйя», и никакой ектении, но тотчас же после последнего стиха третьего псалма – Аллилуарий с его стихами и тропари. Молитва священника, Псалом 50, снова тропари и молитва священника, 2-й Эксапостиларий, хвалитные псалмы, великое славословие, тропарь пророчества, чтение пророков, аллилуарий, Евангелие, проповедь, канон, мирно-просительная ектения и отпуст.

2. Особый разговор о библейских Чтениях, т.е. о так называемом Лекционаре – расписании этих самых чтений. Изучение древней традиции позволяет взглянуть на вопрос шире, выходя за рамки «общепринятых» зачал Писания. Особенно бросается в глаза напластованность (повторяемость) чтений, а так же отсутствие связи между прокимном и самим чтением (между тем как в древних Лекционарах связь между прокимном и чтением всегда самая тесная). Мы решили исправить эту погрешность, а так же прибегнуть к опыту древней ЦерквиРима: не только сейчас – издревле на Западе Лекционар составлялся не на год, а на три или четыре года. В разных западных Церквах – Миланской, Испанской, Галльской – были разные Лекционары, не только существенно отличающиеся друг от друга, но и рассчитанные на не одинаковое количество лет, скажем, Испанский мог быть рассчитан на три года, а Галльский – на пять лет. При учете разночтений среди самих же восточных Лекционаров (даже внутри одной Святогробской традиции Типики VIII и XI вв. дают разные чтения на одну и ту же дату, что уж говорить о различиях между Лекционарами Иерусалима и Константинополя!). Мы рассчитали Лекционар на 4 года. Чтобы не заполнять им пространство в самой службе, мы выделили его отдельной главой в три части: а) Лекционар утрени Великого Четверга. б) Лекционар омовения ног. в) Лекционар Вечерни / Евхаристического синаксиса Великого Четверга. Однако ввиду того, что Лекционар омовения ног всегда один и тот же, мы оставляем его в самом чине омовения ног, не вынося в особый раздел Лекционара.

Так же известно, что на вечерни Великих Четверга и Пятницы полагается «составное» Евангелие, т.е. текст, состоящий из фрагментов нескольких Евангелий. Имеющийся у нас в наличии текст меня не удовлетворяет, во-первых, своей перекличкой с евангелиями Страстей (начиная с бегства учеников и отречения Петра), во-вторых, отсутствием фрагментов из Лк, у которого Евхаристия изложена наиболее основательно. Поэтому я предложил свое чтение на этот день.

3. Так же мы подкорректировали прокимны. К примеру, в современной «нашей» савваитской традиции в Великий Четверг на евхаристическом синаксисе прокимен апостола «Князья народов собрались против Господа и против Христа Его», а сам апостол – это 1Кор 11:23-32, т.е. о Евхаристии. Как же так получилось, что между прокимном и чтением нет связи? Да очень просто! В более древней традиции (в изданном Кекелидзе канонаре Иерусалима VIII в.) прокимен стоит тот же, а вот апостол – это Деян 1:15-22, т.е. тематика чтения была напрямую связана с прокимном. В некоторых случаях мы сами написали прокимен, как вот, к примеру, для апостола о Евхаристии я в качестве прокимна предложил следующее: «Прокимен, глас 3: Чашу спасения приму, и Имя Господа призову. Стих: Хваля, призову Господа и от врагов моих спасусь». А древний апостол о предателе с его прокимном мы оставляет на синаксис високоса.

4. Тщательной переработке подвергли мы и чин омовения ног, дав два варианта служения его. В предисловии к нему подробно расписаны причины всех внесенных изменений.

5. В соответствии со студийской традицией, мы полностью «аннулировали» так называемые «малые часы» [I, III, VI, IX] или «Двенацтопсалмие дня» для приходских храмов. Полностью! А чтение с 6-го часа возвращено туда, где оно и было изначально в Константинопольском Типике – сразу после Великого Славословия на утрени.

6. Моей авторской проработкой является составление антифонов из Псалмов 2, 109 и 22 – теснейшим образом связанных с тематикой Вечери Великого Четверга. Возможность совершения Литургии этого дня вне связи с вечерней, т.е. через обычный энарксис, предусмотрена не мной, я лишь просто обратил на это внимание, как на имеющееся в древних Типиках.

7. Так же я внес изменения в некоторые песнопения на самой Евхаристии. а) После Евангелия – кондак и икос и стихи, проповедь и стихира Евангельская. Отмечу, что в ряде древних Типиков (Иерус., Кпл) стихира Евангельская назначается как раз на Евхаристический синаксис, а на утреню она перенесена в более позднее время. б) Вместо «херувимской» я предписываю петь «да молчит всякая плоть», т.к. именно сегодня, в Великий Четверг, «царь царствующих и господь господствующих приходит заклаться и дать себя в пищу верующим». В литургию же Пасхи (по невежеству именуемую «литургией великой субботы») это песнопение попало в результате очередного «мелкого казуса» средневековых невежественны реформаторов Типика. в) Задостойником (который, согласно моему ORDO, поётся не во время intercessio анафоры, а сразу после анафоры – перед ектенией «Всех святых помянувши») я назначил ирмос 9-й песни канона, напрямую связанный с Евхаристией. г) Более развитым получился запричастный стих и тропари после Причастия.

На В.Четв. указано отсутствие Трисвятого на синаксисе Евхаристии[1].

Искренне буду рад любым отзывам и предложениям, а так же вознесу славу Господу ежели мой труд пригодится кому-то для осуществления написанного на деле.

+ священноархимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия, магистр теологии.

10.04.2020

Мефимон

на настоящий момент данный текст трипеснца (и только он!) не сверен с греческим оригиналом, но перевод сделан со славянской Триоди.

Трипеснец кир Андрея Критского

Глас 6

Песнь 4

Ирмос: Пророк услышал о пришествии Твоём, Господи, и убоялся! / Ты ведь хочешь от Девы родиться и человеком явиться. / И воззвал: / я слух услышал о Тебе, / и убоялся! / Слава силе Твоей, Господи.

Горница убранная приняла Тебя, Учителя с учениками. И там ты совершил Пасху. И там сотворил Таинство. И блажен кто с крепкой верой примет Господа, приготовив сердце как горницу, а благочестие – как трапезу, которой угощается Христос.

Всем мирозданьем Невместимый и ни одним же из людей не постижимый Логос ученикам дал повеленье: Идите и приготовьте Мне вкусить желанной Пасхи, вечерю в горнице избранной.

Сребролюбив твой нрав и облик твой лукав, Иуда. Ты верен был лишь только кошельку. Бесчувственное сердце ты закрыл для всякого добра и хладнокровно на распятье предал единственного человеколюбца.

Во время вечери, поднявшись от трапезы, изображая безграничное смирение, по чреслам опоясав полотенце, ученикам сказал в безмерной простоте: что ныне видите, всегда между собой творите.

Всё настоящее, грядущее и минувшее ведая, узнал предательское сердце, намеком обличив его.

Ярость богоубийц смешалась со сребролюбием предателя. Но злые поступки порождают смертоносные плоды. И зло избравший, лишает себя жизни.

Слава: Неделимое в сущности и несливаемое в Персонах богословствую Тебя, единое Божество Троицы: Единое Царство Трёх сопрестольных. И воспеваю Тебе великую песнь, в высях троекратно воспеваемую.

И ныне: Зачатие в Тебе неизъяснимо в слове и Твои роды превосходят естество. Бессеменно зачала, Богородительница, от Святаго Духа, природные законы миновав, сверхъестественно относительно любых родов осталась Ты нетленной Девой: ведь Богом был родившийся.

Песнь 8

Ирмос: Небесными воинствамиСлавимого, пред Ним же дрожат херувимы и серафимы, всякое дыхание и творение Его пойте и благословляйте во все века.

Совершив все предписанное Законом, Сам законодатель, давший Скрижали Моисею на Синае, вкусил Пасху ветхого Завета, Сам будучи Таинственной Пасхой и Живой Жертвой. Воспойте и благословляйте Его во веки.

Кто не удивится превосходящему разум земнородных Разуму Твоему возвышенному? Зодчий всех приблизился к глине и омыл ноги всех учеников и предателя.

Ученик, принявший Хлеб, Хлебом отлучается, ведь умышляет предательство. Бежит к иудеям и говорит беззаконным: Что мне дадите, чтобы я выдал Его вам?

Слава: Безначальный Отец, Собезначальный Сын, Добрый Утешитель – Дух Правды! Родитель Слова Божьего – Слово Безначального Отца – Дух Живущий и Зиждущий. Троица-Единице, помилуй меня.

И ныне: От обольщений всех лукавого и от его напастей избавь нас всех, Иисус Мессия, и прими молитвы Матери Твоей, имеющий материнское дерзновение пред Тобою, Её Сыном.

Песнь 9

Ирмос: Бессеменное зачатие и неизъяснимое рождество! / У Матери безмужной нетленный Плод. / Божье Рождество обновляет естество. Посему и все роды Тебя, Богоневестной Матерью познав, православно величаем.

Твоим ученикам на вечери открыв великое Таинство твоего вочеловечения, сказав: Вкушайте хлеб жизненный, который есть Тело Моё. И пейте кровь Нетленной Жизни.

Скинией небесной явилась горница, в которой Пасху совершил Христос, вечерю бескровную и словесную службу, мысленный жертвенник и трапеза совершенных Таинств.

Христос есть Пасха великая и священная, съеден был как хлеб и заклан был как агнец. Он за нас вознесённая жертва. Благочестиво и сакраментально все Его телу и крови причащаемся.

Живой Хлеб, сошедший с Небес, взял в свои руки хлеб и благословил его и показал Отцу-Родителю. И чашу взяв, раздал ученикам, сказав: Берите, ешьте, и с верой пейте кровь, пролитую копьем их рёбер.

Христос-Истина как виноградная лоза своим ветвям – сказал Своим ученикам: Поистине от лозного плода отныне я не буду пить вина до той поры, когда во славе Моего Отца Я с вами, сотрапезники, друзья, пить стану чашу нового вина.

Руки, в которые принял Хлеб Нетления, простёр для принятия сребреников; Уста, которыми испивал животворящую Кровь, потянул к фальшивому целованию. Но горе тебе в час суда вечного, треокаянный Иуда.

Христос угостил мир, предложив себя как Хлеб Небесный. Придите же, любящие Христа, бренными устами и чистыми сердцами с верою примем Пасху, приносимую в жертву, в нас священнодействующуюся.

Слава: Троица единосущная и единица Триипостасная, Тебя воспеваем и Тебе поклоняется как Жизни и Жизням; Царству бесконечному.

И ныне: Единственная Ты явилась небесным чертогом и приснодевственной Невестой, в своих недрах носившей Бога и без изменения родившая воплощенное в Тебе Слово. Посему все роды земны Тебя, как Богоневестную Мать, православно величают.

Утро

Полунощницы не бывает, но, утреню же начинаем за час до рассвета.

Цвет облачения: фиолетовый.

В установленное время приходим в храм, иерей входит в алтарь, перед святой трапезой назнаменует крест кадилом «Слава Святой», хор по обычаю косно «Слава в высях» и «Господи, уста». И тотчас косно:

Ексапостиларий 1-й

Чертог Твой украшенный вижу, Спаситель мой. / И одежды не имею, дабы войти в него. / Податель Света – Мессия! / Просвети одеяние души моей, и спаси меня! (трижды)

Иерей читает из иерейских молитв утра 1-ю или 5-ю или 7-ю. Чтец читает Трипсалмие: 62, 37 и 3 псалмы, после которого «славы» не бывает, но тотчас поём Аллилуия на косный глас 8 со стихами:

Стих: С ночи бодрится дух мой к Тебе, Боже, ибо свет суть повеления Твои на земле.

Стих: Правде научитесь живущие на земле.

Стих: Завистью объяты люди не наказанные.

Стих: Преумножь им зла, Господи! Преумножь зла славным земли.

Тропарь, глас 8

Когда славные ученики / омовением на вечери просвещались, [[2]] / тогда нечестивый Иуда, / сребролюбием страдая, омрачался, / и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предаёт! / Взирай, любовник имущества, / из-за него же и удавился! / Беги, ненасытная душа, / против Учителя такую дерзость явившая. / О, ко всем Благой Господи, слава Тебе. (трижды)

Глас 1. Сотворивший озёра и источники и моря, / смирению нас учит благородному: / Полотенцем препоясавшись, омыл ноги ученикам, / превосходным смирением побеждая превозношение, /и нас возвышая от пропастей злобы, / Един Человеколюбец. (трижды)

Глас 3. Благородно смиряясь, / омыл ноги учеников Твоих, / и направил их форсировать стезю божественную. / Не подчинялся Петр омовению, / но тотчас Божественному повинуется повелению, / будучи омываем и Тебя прилежно моля / даровать нам великую милость. (трижды)

В монастырях священническая молитва утра № 2, а затем Псалом 118. В парафиях же после троекратного пения тропаря тотчас присоединяем эти тропари:

По Иерусалимскому (Святогробскому) Типику X века[[3]]полагается 118-й псалом, после которого сии тропари, глас 5-й:

Ангельский собор удивился, видя Тебя на Сионе в горнице с друзьями вечеряющего, и омывающего ноги, ученика же нечестивого, спешащего предать Тебя на смерть беззаконникам и врагам.

Ангельский собор удивился, видя Тебя ученикам сотрапезника, Тело Твоё таинственно в пищу подающего, ноги же рабов Твоих, Спаситель, омывающего, и проданного дрỳгом на смерть.

Слава: Трисияние Единого Божества, благочестиво поём, воспевая: Свят Ты, Отче Безначальный, Собезначальный Сын и Божественный Дух. Защит нас, Таинствам Твоим служащих, и от вечного огня изыми.

И ныне: Безначального и Сына Твоего, Бога нашего, Его же родила еси, Госпожа, непрестанно моли, Пречистая, материнским Твоим предстательством, дабы нам получить десное Ему предстояние, и наслаждение вечной пищей.

Священническая молитва утра № 4.

Псалом 50

После псалма тропари сии, глас 6

Воззри, Владыко, помилуй меня, ущедри меня. Дару мне слезы – как струи Иордана.

Слава и ныне: В объятиях Своих держала Ты, Пречистая, держащего в ладони мироздание. Тебя молю: Держащие меня страсти сокруши, свободу благодати даруя сердцу моему, воспевающему Тебя и от Тебя Рожденное Слово Божье славящего.

Священническая молитва утра № 10.

И здесь бывает омовение ног, после которого тотчас Ексапостиларий 2-й. Если же не бывает омовения ног, то после иерейской молитвы тотчас:

Ексапостиларий 2-я,

Глас 4. Трапезничая вместе с учениками, / Ты в Таинстве явил священное и жертвенное Твоё заклание, / через которое и мы, / почитая Твои драгоценные страдания, / избавились от погибели.

Хвалитны на 5 (или на 10)

Глас 2: Уже собирается иудейский синедрион, / дабы Зодчего и Создателя всех Пилату придать! / О, беззаконные и неверные! / Грядущего судить живых и мертвых привлекают к суду! / Исцеляющего от страданий готовят страдать! / Велика Твоя милость, долготерпеливый Господи, слава Тебе.

[[4]]Бежит Иуда и беззаконным книжникам говорит: «Что мне дадите, чтоб я вам передал Его»? Посреди же совещавшихся Незримо Ты Сам предстоял, добровольно идя на страдания. Сердцеведец, пощади души наши.

Иуда беззаконный, с Тобою на вечери бравший пищу из общего сосуда – простёр руки к грешникам, чтобы принять сребреники. Исчислявший цену миррового бальзама – не убоялся продать Тебя, Бесценного; Протянувший Тебе ноги для омовения – спешил на предательство, и льстиво целовав, отрёкся от чина апостольского, и бросив тридцать сребреников, удавился, не зная о Твоём Воскресении на третий день, им же спаси нас.

Иуда – льстивый предатель, / лицемерным целованием предаёт Спасителя и Господа, / как беглого раба продаёт своего Владыку нечестивцам. / И как овца на заклание – / так следовал Агнец Бога, Сын Отца, / единственный многомилостивый.

Иуда раб и льстец; / ученик и злоумышленник; друг и дьявол, обличаемый делами своими. / Следовал за Учителем и замышлял о предательстве. / Сам в себе размышлял, говоря: / Предам Его и прихвачу общинные сокровища [[5]]; / замышлял и мирро уторговать, и Иисуса хитростью продать. Воздав целование, предал Христа. И как овца на заклание – / так следовал Агнец Бога, Сын Отца, / единственный человеколюбец.

Агнец, провозглашенный Исаией, / грядёт на добровольное заклание, / и плечи на побои отдаёт, / челюсти на пощечины, / не отворачивает лица от плевков и насмешек / и на позорную смерть осуждается. / Всё добровольно терпит Безгрешный, / дабы всех одарить из мёртвых воскресением.

Иные, глас 8

Днесь против Христа собрался лукавый синедрион и тщетно замышляют неповинного предать Пилату на смерть. Днесь Иуда возлагает на себя удавку стяжательства и одновременно лишается жизни временной и жизни божественной. Днесь Каиафа невольно пророчествует, говоря: «Лучше одному погибнуть за народ». Ты пришёл пострадать из-за наших грехов, дабы нас освободить от рабства врагу, по доброте и человеколюбию.

Днесь Иуда срывает с себя личину друга нищих, / и открывает свой корыстный нрав. Уже не заботится о бедняках. Уже не торгует мирром грешницы, но небесное мирро по цене продаёт. Бежит к иудеям! Говорит нечестивцам: «Что мне дадите за то, что я выдам Его вам»? О, алчность предателя! Дешевую совершает сделку! На усмотрение покупающих оставляет вопрос о цене. И как беглого раба дёшево сдаёт. В обычае воров задешево сокровища сдавать. Ныне ученик бросил святыню псам. Одержимость сребролюбием породила в нём неистовство против своего Учителя. От искушения сего бежим, молясь: Долготерпеливый Господи, слава Тебе.

Нрав твой полон притворства, беззаконный Иуда. Страдая сребролюбием, приобрёл человеконенавистничество. Если же ты богатства любил, то для чего за учителем нищеты последовал? Если же ценности любил, зачем Бесценного по цене продал и руки кровопролитием запятнал? Да боится солнце и стонет земля, и трясением своим да воззовёт: Безропотный Господи, слава Тебе.

Приобщая Таинствам Твоих учеников, Господи, поучал их, говоря: Смотрите, чтобы страх не отлучил вас, друзья, от Меня. Я страдаю, но за весь мир. Да не усомнитесь во Мне! Я не пришел, чтобы служили Мне. Но пришел послужить и отдать душу Свою для избавления всего мира. Если вы Мне друзья, то подражайте Мне: Желающий первенствовать среди вас, да станет последним. И владыка да ведёт себя как слуга. Держитесь за Меня, чтобы вы могли взрастить в себе живую гроздь. Я есмь Живая виноградная лоза, а вы Мои ветви.

Верные! Никто из нас да не останется не посвященным в эту вечерю! Но так же никто отнюдь да не приступает к трапезе с лукавством Иуды. Он частицу хлеба в руки приняв, от Хлеба Жизни отделил себя. По виду был учеником, а по делам оказался убийцей. С иудеями праздновал и среди апостолов водворялся. Ненавидя, целовал, а целуя, продавал Искупившего нас от проклятия, Бога и Спасителя нашего!

и великое славословие с Трисвятым. Пресвитериум идет в синтрон. На славословии после Трисвятого тропарь глас 3 (или 7)

Оплёванный за человеческий род и не разгневавшийся, / избавь от гибели нашу жизнь, / Господи, / и спаси нас.

Предстоятель с синтрона:

Иерей:Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Далее см. ЛЕКЦИОНАР, утреня

После Евангелия проповедь священника и за ней сразу канон

КАНОН

глас 6.

Песнь 1

Ирмос: Ударом жезла рассекается Красное море, / питаемая же волнами осушается бездна. / Она одновременно была / и для безоружных удобопроходимой, / и для вооруженных – гробом. / Песнь же богоугодная воспевалась: / «Во славе прославился Христос Бог наш».

Безмерная Мудрость Бога – Первопричина всего и подательница жизни – выстроила себе храм в недрах Чистой и Неискушенной мужем Матери. Храмом телесным облёкшийся, во славе прославился Христос Бог наш.

Припев: во славе прославился Христос Бог наш.

Божия София, в Таинство вводя друзей Своих, приготовляет питающую души трапезу, и растворяет верным в чаше поистине нектар бессмертия. Приступим благочестиво и воскликнем: Во славе прославился Христос Бог наш.

Припев: во славе прославился Христос Бог наш.

Услышим все верные Несозданную и Естественную Премудрость Бога, созывающую нас чётким гласом: Вкусите и, осознавши, что Я – благ, воспойте: Во славе прославился Христос Бог наш.

Припев: во славе прославился Христос Бог наш.

Песнь 3

Ирмос : Сущий над всеми Господь, / Творец и бесстрастный Бог, / обнищав, соединил с Собою всё творение, / и Пасха наша, тем, за кого пожелал умереть, / им Сам Себя преподал, говоря: / вкусите Тело Моё / и в Вере утвердитесь.

Искупление Ты всего рода смертных, Своих учеников Ты напоил, веселием наполнив Чашу по свойственной Тебе природной доброте. И Сам Себя священнодействуешь, сказав: Пейте Кровь Мою и верою укрепитесь! [[6]]

Припев: Пейте Кровь Мою и верою укрепитесь!

Безумный среди вас предатель уразуметь не сможет этой Тайны, но будучи бессмысленным, своё ничтожество не в силах даже осознать. Но вы, сказал беззлобный наш Господь, во Мне пребудьте и верой укрепитесь.

Песнь 4.

Ирмос: Провидев пророк / неизреченное Таинство Твоё, Христе, провозгласил: / Заложил Ты крепкий фундамент власти любви Твоей, Щедрый Отец, / единородного Сына очищением в мир послав.

Уходя на страдания, источающие бесстрастие всем потомкам Адама, друзьям Своим Ты говорил, Мессия: Я с вами возжелал сей Пасхи причаститься, ведь лишь Единородного Меня Отец в мир Очищением послал.

Припев: ведь лишь Единородного Меня Отец в мир Очищением послал.

Из Чаши приобщившись, Своим ученикам Ты возвестил, Бессмертный Боже: Впредь от плода лозы уже не буду с вами пить, живя с друзьями, ведь лишь Единородного Меня Отец в мир Очищением послал.

Припев: ведь лишь Единородного Меня Отец в мир Очищением послал.

Новый напиток, превосходящий любые слова, Я обещаю – буду с вами пить, друзья, во Царстве, где буду словно Бог богов средь вас, ведь лишь Единородного Меня Отец в мир Очищением послал.

Песнь 5.

Ирмос: Союзом любви соединяемые апостолы, владеющим всеми Христу покорили себя: прекрасные ноги очищали, благовествуя всем мир.

В небесных сферах [[7]] держащая стремнины необъятных вод, бездны обуздывающая и моря обращающая вспять, Божья Премудрость воду в умывальник вливает и ноги рабов омывает Владыка[[8]].

Припев: Слава Снисхождению Твоему, Господи.

Ученикам пример смирения Владыка так явил: Он, облаками опоясав небосвод – себя смиренно опоясал полотенцем и преклонил колено, чтоб стопы рабов омыть – Тот, в Чьей руке дыханье всех живущих[[9]].

Песнь 6.

Ирмос: Бездна конечная, бездна грехов закрутила меня, и уже не терпя томления, словами Ионы зову к Тебе: Извлеки меня из истления.

Господом и Учителем зовёте Меня, возлюбленные ученики! А потому примеру Моему, что вам Я преподал наглядно, подражайте.

Припев: Слава Снисхождению Твоему, Господи.

Кто грязью не запачкан, тому нужды нет в омовеньи ног. И вы чисты, Мои ученики, однако же, не все. Ведь одного из вас намеренья неистово безумны.

Песнь 7.

Ирмос: В Вавилонии отроки / не убоялись огня в печи, / но брошенные в горнило, орошаемые, пели: / Благословен Ты, Господи, / Боже отцов наших.

Кивая головой, Иуда, предвкушая зло, искал удобного момента предать на осуждение Судью, Который Сам есть всех Господь и Бог отцов наших.

Припев: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.

Друзья, вам за трапезой говорит Христос: Один из вас предатель! Они же, позабыв веселье, объятые смятением и скорбью, «кто это» вопрошали; его изобличи пред всеми, Боже отцов наших.

Припев: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.

Вот этот, что со Мною дерзко руку к блюду простирает – ему бы лучше было не родиться. Его, предателя, при всех изобличил Бог отцов наших.

Песнь 8.

Ирмос: За отеческие законы / сражались в Вавилонии блаженные юноши, / оплевав безумное повеление царя, / и соединённые огнём, в нём же не сварились, / Державствующему достойнейшую воспевали песнь: / Все творения Господа воспевайте / и превозносите Его во веки.

Счастливые и преданные сотрапезники Логоса на Сионе! Апостолы следовали за Пастырем как ягнята. И неразлучимо соединённые со Христом, питаясь Божественным Словом, восклицали благодарение: Творения, воспевайте Творца и превозносите Его имя в веках.

Припев: Творения, воспевайте Творца и превозносите Его имя в веках.

Законом дружбы пренебрегнув самовольно, во время омовенья ног Искариот со злобою предательство замыслил. И Твой вкушая Хлеб – Божественное Тело – предпринял против Тебя козни. И не образумился воспеть:

Припев: Творения, воспевайте Творца и превозносите Его имя в веках.

Бесстыдно принял средство избавленья от грехов – Христово Тело, и без раздумия испив Божественную Кровь, пролитую за мир, её продать по установленной цене не усомнился, и злобы собственной не ужаснулся, и не образумился воспеть:

Припев: Творения, воспевайте Творца и превозносите Его имя в веках.

Песнь 9.

Ирмос: Странствиями Владыки и бессметной трапезой на горнем месте, / верные, возвысив мысли, придите, насладимся, / возвышенному слову у Слова научившись, / Его же величаем.

Ученикам дал Логос повеленье: На горнем месте Пасха! [[10]]. И ею приготовьте к тайноводствам ум, его питая истинным бесквасным, пресным словом, твердыню благодати прославляя [[11]].

Отец Меня предвечно как Мудрость и Творца родил; Началом всех Путей Меня Он сотворил для ныне Таинственно совершаемых деяний. Я по природе Есмь Нетварный Логос, хотя и свойства голоса Себе усвоил воспринятого мною человека.

Но так же человеком Я по существу являюсь, а не только с виду. И как Бог посредством возложенья на Себя ответственности [[12]] к Себе Я присоединил природу человека. А потому Единого Меня Христа узнайте, уразумев то, из чего, в чём и Кем является Спаситель ваш.

Катавасия (она же вместо херувимской на Евхаристии): Странствиями Владыки и бессметной трапезой на горнем месте, / верные, возвысив мысли, придите, насладимся, / возвышенному слову у Слова научившись, / Его же величаем.

Ектения великая с просительной воедино, две молитвы и отпуст:

По безмерной доброте путь искреннего смирения нам показавший, когда омыл ноги учеников, и даже до Креста и погребения к нам снизошедший Христос, Истинный Бог наш.

Днем

После отпуста утрени бывает расхождение в парафиях до вечерни, а в монастырях в нартексе читаем часы[13]. В парафиях же часов не бывает!

Час 1 – псалмы 5, 2, 7. Тропарь: «Днесь Царь Жизни иудеями на смерть предаётся, дабы разрушить смертную державу» далее стихи «Изми меня от врагов моих, Боже» и «Избавь меня от творящих беззаконие» и иные стихиры слава и ныне: «Мысленная дверь Жизни Пречистая Богородица…»

Час 3 – псалмы 14, 16, 50. Тропарь: «Ударенный в ланиту за род человеческий и не прогневавшийся. Освободи от растления жизнь нашу» далее стихи «Господь с небес воззрел на сынов человеческих» и «Сказал безумный в сердце своём нет Бога» и иные стихиры слава и ныне: Богородичен «Прибежище и сила нам бысть…»

Час 6 – псалмы 25, 27, 90. Тропарь: «О, как Иуда, древний Твой ученик» далее стихи «Блажен помышляющий о нищем и убогом» и «Ядущий хлеб мой, простёр против меня пяту свою» и иные стихиры слава и ныне: Богородичен «Преклони небеса преклонивший небеса неизглаголанным смотрением своим»

Час 9 – псалмы 94, 35, 85. Тропарь: «Егда предстал еси, Каиафе, Боже…» далее стихи «Зачем шатаются народы и люди поучаются суете?» и «Живущий на небесах посмеётся им и Господь поругает их» и иные стихиры слава и ныне: Богородичен «Родивыйся нас ради от Девы…».

Чин омовения ног

Предуведомление

Да будет известно следующее:

1. Этот чин может быть совершен как в начале вечерни (рекомендуется), так и на утрени – по условиям парафиального служения.

2. Этот чин совершают только архиерей или иерей[14], а участниками могут быть так же только архиереи или иереи, ибо он означает соучастие в славе служения Мессии.

3. Ни в коем случае не следует увлекаться либерально-социалистическими идеями под ширмой «христианства» и превращать этот сакраментальный ритуал в «жест социального служения»

4. Предстоятель омывает ноги всем пресвитерам, сколько их ни есть[15], а не только 12-ти. И Христос ведь омыл всем, кто был в наличии, т.е. всем, кто понесет далее апостолат в мир. Важно понять, что, как и Евхаристия, омовение ног – часть сакраментальной жизни Церкви, а не театральная пьеса.

5. По указанной причине отменяются всякие «роли» Петра или, еще ужаснее, Иуды. Предстоятель в Таинствах не «играет роль Христа», а продолжает Его служение, а потому и священники не «играют роль апостолов», а продолжают их служение.

6. Категорически недопустимо совершать омовение ног после Евхаристии, так как и исторически, и по смыслу этот обряд служит введением в Тайную Вечерю. Именно на этом месте он стоит в наиболее древних свидетельствах церковной письменности. И лишь после взятия Византии латинянами в 1204 г., как пример латинского влияния, чин омовения ног стали совершать после Евхаристии – как Папа Римский после Мессы Великого Четверга омывал ноги нищим на паперти храма. Но даже в XV еще не повсеместно был вытеснен обычай омовения ног перед Евхаристией[16].

7. В монастырях, согласно студийскому уставу, игумен омывал ноги всех постриженных монахов (начиная с рясофора) независимо от наличия у них сана[17]. Кстати, тут мы тоже видим отсутствие какого либо «драматургического символизма» в виде числа участников или в виде повторения участниками евангельских диалогов. Иисус омыл ноги всех.

8. В древних формулярах имеется 4 варианта совершения этого чина: а) В начале вечерни – как неотъемлемая честь последней – перед синаксисом Евхаристии; б) После заамвонной молитвы вечерней Евхаристии; в) Как отдельная самостоятельная служба со своим «начальным возгласом» и отпустом [служба эта совершается в разное время дня – между утреней и вечерней, до вечерни, после Евхаристии и вечерней трапезы (!) перед Мефимоном]. г) Как часть вечерни в тех случаях, когда литургия совершается до вечерни, тогда после Литургии совершается вечерня, после входа в алтарь и «Свете Тихий», и ветхозаветных чтений, совершается чтение апостола и евангелие 1-е омовения ног, потом молитвы омовения ног и само омовение, потом 2-е евангелие омовения ног и далее – вечерня[18]. Мы, учитывая, что омовение ног в реальном времени было неотъемлемой частью вечери Пасхального седера, предписываем его совершать на Вечерни после 103-го псалма и трех антифонов. И лишь в качестве снисхождения – на утрени.

9. В тех случаях, когда служение совершается одним пресвитером, то чин омовения ног полностью не совершается, но совершается само чинопоследование стихир и освящения воды, после чего священник омывает в воде руки и окропляет ею верующих.

10. В женских же монастырях пусть омывает ноги сестрам игуменья после молитвы иереев, а священник в это время омывает ноги священникам.

Последование (вариант I)

У великого амвона (в западной части храма) к востоку стоит лохань с водой и широкое полотенце. Седалища для предстоятеля и для пресвитеров. Да будет известно, что предстоятель омывает ноги всем пресвитерам, сколько их ни есть, а не только 12-ти. И Христос ведь омыл всем, кто был в наличии, т.е. всем, кто понесет далее апостолат в мир. Важно понять, что как и Евхаристия, омовение ног – часть сакраментальной жизни Церкви, а не театральная пьеса.

Если омовение совершается на утрени, то совершается оно после 50-го псалма и иерейской молитвы, завершающей псалом.

Если оно совершается на вечерне, то после третьего антифона и перед «Господи, зову к Тебе».

Если же по какой-то причине будет не вечерня, а Литургия с полудня, то исключительно после третьего антифона прежде синаксиса.

Итак, в кафедральных храмах и больших соборах, где имеется постоянный великий амвон и сослужение клира, начинающееся с середины храма, предстоятель с сослужащими стоит на великом амвоне, и после третьего антифона (или после 10-й утренней молитвы) хор начинает петь следующие тропари:

Тропари

Глас 1. Сотворивший озёра и источники и моря, / смирению нас учит благородному: / Полотенцем препоясавшись, омыл ноги ученикам, / превосходным смирением побеждая превозношение, /и нас возвышая от пропастей злобы, / Един Человеколюбец.

Глас 3. Благородно смиряясь, / омыл ноги учеников Твоих, / и направил их форсировать стезю божественную. / Не подчинялся Петр омовению, / но тотчас Божественному повинуется повелению, / будучи омываем и Тебя прилежно моля / даровать нам великую милость.

Глас 2: Желая принять великое благодеяние, верные, благоговейно соберемся на священное омовение, не плотскую смывая грязь, но души омывая таинством. От взора Мессии дрожит земля, и Он Сам смиряет себя, склоняется и касается бренных следов своих слабых рабов, подавая силу их стопам топтать все ухищрения врага. Господи, явивший нам необычайный путь восхождения через смирение, спаси нас, Человеколюбец.

Диакон: Премудрость. Со вниманием услышим Святое Евангелие.

Предстоятель: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Чтение святого Евангелия от Иоанна.

Хор: Слава Тебе Господи, слава Тебе.

Диакон 2-й: Вонмем

Диакон читает Евангелие (Ин 13:1


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.