Значение товарооборота аптеки, его виды. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Значение товарооборота аптеки, его виды.

2021-06-24 120
Значение товарооборота аптеки, его виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.[5]

Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 1.).[6]

Рис. 1. -  Основные экономические показатели деятельности аптеки

С другой стороны, согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. И здесь товарооборот отождествляется с такими понятиями, как объем реализации, выручка от продаж и является финансово-экономическим показателем торговой деятельности аптеки, характеризующим расход товаров.

Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.[7]

От величины товарооборота зависят такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как издержки, валовый доход, валовая и чистая прибыль.

Товарооборот аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:

- размере аптечной организации,

- объеме выручки за проданные товары,

- размере денежных расходов покупателей на приобретение товаров,

- общем потреблении товарной массы.

Качественными показателями товарооборота являются (1) реализация на одного жителя; (2) реализация на одного работника (производительность труда); (3) реализация по группам товаров.

На величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:

- факторы внешней среды

· численность населения;

· количество аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений;

· структура потребителей товаров аптечного ассортимента;

· число врачей и др.

- факторы внутренней среды

· объем товарных ресурсов;

· число фармацевтических работников;

· товарная номенклатура;

· способ продажи;

· интенсивность и эластичность спроса;

· уровень цен;

· качество информационной работы и т.д.

Под влиянием одних факторов товарооборот аптеки может увеличиваться. Другие факторы, наоборот сдерживают реализацию лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.

Повышают объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др. Среди факторов, сдерживающих рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.

Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.[8]

Товарооборот делится на розничный и оптовый.

Розничный товарооборот - это реализация лекарственных средств и дру­гих товаров аптечного ассортимента населению, как правило, за наличный расчет, через кассу.

Оптовый товарооборот - это реализация медикаментов лечебно-профилактическим учреждениям (стационарам, клиникам, поликлиникам) или другим организациям, как правило, по безналичному расчету, через банк.

Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.

Розничный товарооборот аптеки - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.[9]

Общий объем розничного товарооборота может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру. При определении структуры товарооборота используются следующие признаки (рис. 2.):

Рис. 2. Структура товарооборота

Распределение товарооборота по составным частям можно рассматривать как сегментирование рынка и отражение структуры реализованного спроса, что в свою очередь является составным элементом характеристики конкурентоспособности аптечной организации.

Практическая работа студентов

Задача №1

Заведующему аптеки необходимо составить проект плана товарооборота по аптеке. В его распоряжении данные за 3 года, представленные в таблице №1. Проанализируйте данные изменения товарооборота аптеки, составьте план товарооборота на планируемый период.

Таблица №1

 

Виды реализации 2004 г. 2005 г. 2006 г. План 2007
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2450 тыс.руб. 2730 тыс.руб. 2290 тыс.руб.  
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2150 тыс.руб. 2240 тыс.руб. 2330 тыс.руб.  
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 930 тыс.руб. 1230 тыс.руб. 1320 тыс.руб.  
4.Реализация мелкорозничной сети 1250 тыс.руб. 1340 тыс.руб. 1420 тыс.руб.  
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 840 тыс.руб. 1125 тыс.руб. 1420 тыс.руб.  
Индекс цен 1,15 1,12 1,1  

Решение

Для определения плана товарооборота на планируемый период пересчитаем все представленные показатели с учетом индекса цен:

Виды реализации 2004 г. 2005 г. 2006 г.
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2817,5 3057,6 2519
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2472,5 2508,8 2563
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1069,5 1377,6 1452
4.Реализация мелкорозничной сети 1437,5 1500,8 1562
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 966 1260 1562

 

Далее рассчитаем средний темп роста по каждому показателю:

Виды реализации 2005 г. к 2004 г. 2006 г. к 2005 г. Планируемый темп роста в 2007г.
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 1,09 0,82 0,95
2.Реализация по безрецептурному отпуску 1,01 1,02 1,02
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1,29 1,05 1,17
4.Реализация мелкорозничной сети 1,04 1,04 1,04
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 1,30 1,24 1,27
Индекс цен 0,97 0,98 0,98

 

С учетом темпа роста планируемый индекс цен будет равен: 1,1*0,98=1,08. Далее по планируемому темпу роста и индексу цен на 2007 год запланируем товарооборот:

 

 

Виды реализации План 2007
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2226
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2416
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1574
4.Реализация мелкорозничной сети 1508
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 1840
Итого 9564

 

Ответ: план товарооборота на 2007 год составляет 9564 тыс. руб.

 

Задача №3

Заведующему аптеки необходимо запланировать товарооборот аптеки на следующий год и разбить его по кварталам, используя данные базисного года.

1 квартал     1230 тыс. руб.

2 квартал  1355 тыс. руб.

3 квартал 1300 тыс. руб.

4 квартал  1520 тыс. руб.

Учесть, что ежегодный рост товарооборота составляет 105%.

 

Решение

С учетом данных ежегодного роста и данных базисного года план по товарообороту составит:

В разрезе кварталов план составит:

1 квартал

- 1291,5 тыс. руб.

2 квартал    

- 1422,75тыс. руб.

3 квартал     

- 1365 тыс. руб.

4 квартал    

 - 1596 тыс. руб.

 

Задача №5

Определите групповую структуру товарооборота (по группам товаров), если в аптеке в течение года было реализовано товаров:

- медикаментов    2364000 руб.

- перевязочных средств 400000 руб.

- изделий мед назначения 600000 руб.

- парфюмерии      350000 руб.

- мед. приборов и инструментов 100000 руб.

- детское питание, БАДы 510000 руб.

Решение

Групповая структура реализации товаров это удельный вес (%) реализации по каждой учетной группе товаров аптеки. Он определяется на основании абсолютных сумм реализации по каждой группе и общего объема реализации:

Группы товаров

Реализация, руб.

Структура, %

- медикаментов  

2364000

55%

- перевязочных средств    

400000

9%

- изделий мед назначения

600000

14%

- парфюмерии  

350000

8%

- мед. приборов и инструментов  

100000

2%

- детское питание, БАДы  

510000

12%

Итого

4324000

100%

 

Задача №7

Запланируйте амбулаторную рецептуру аптеки, если за предшествующие 3 года были следующие фактические данные: 120 тыс.рецептов, 125 тыс.рецептов, 145 тыс.рецептов. Удельный вес готовых ЛФ составил: 90%, 92%, 94,5%. Рассчитайте плановое значение амбулаторных экстемпоральных рецептов и амбулаторных готовых рецептов.

Решение

Для разработки плана по амбулаторной рецептуре в аптеках, которые имеют данные по этому показателю за ряд предшествующих лет, используют метод динамических показателей, основанный на учете прошлых тенденций. Так, на основе метода динамических показателей вычислим средний темп прироста амбулаторной рецептуры:

 

1-й год

2-й год

3-й год

План

Амбулаторная рецептура

120

125

145

160

Темпы роста, %

 

104%

116%

110%

 

Далее используя метод динамических показателей вычислим планируемый показатель удельного веса готовых ЛФ:

, , ,

Таким образом план товарооборота амбулаторных готовых рецептов составит: 160*97%=155 тыс. рецептов, тогда значение амбулаторных экстемпоральных рецептов составит 5 тыс. рецептов.

 


Задача №9

Запланируйте объем реализации частной аптеки, обслуживающий район с населением 25 тыс., аптека расположена рядом с поликлиникой, и участвует в программе лекарственного обеспечения населения по льготным рецептам, что составляет до 20% объема общего товарооборота.

Решение

Согласно статистическим данным, в среднем один россиянин потребляет лекарств на 80 долларов США в год или 2640 руб. в год (по курсу 33 руб. за 1 доллар США).[10] Тогда план по реализации составит:

Ответ: план по реализации составит 52 800 тыс. руб.

 

ТЕСТЫ К ТЕМЕ №2

«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПО ВИДАМ И СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ»

1. Система управления товарооборотом аптеки включает в себя:

          а) оценку и прогноз конъюктуры фармацевтического рынка

          б) планирование объема и структуры реализации товаров

          в) нормирование и планирование товарных запасов

          г) планирование поступления и закупки товаров

          д) изучение покупательского поведения потребителей фармацевтических товаров

          е) все верно

 

2. Основные этапы планирования товарооборота аптеки включают в себя все, кроме:

          а) анализа объема и структуры товарооборота в предшествующем периоде

          б) определение планового товарооборота

          в) оценки напряженности разработанного плана

          г) разработки мероприятий по осуществлению плана реализации

          д) оценку издержек обращения аптеки

3. В состав товарооборота аптеки входит все, кроме:

       а) Реализация по амбулаторной рецептуре

       б) Реализация по безрецептурному отпуску

       в) Реализация мелкорозничной сети

       г) Реализация по бесплатному отпуску

       д) оптовый товарооборот

 

4. Для составления плана товарооборота заведующему аптекой необходимы документы для анализа:

       а) бухгалтерский баланс за 3 года

       б) сведения о динамике индекса потребительских цен

       в) ежемесячные отчеты за 3 года

       г) сведения об объеме реализации по кварталам

       д) отчет о прибыли

       е) все ответы верны

 

5.При анализе товарооборота используются методы:

       а) сравнения

       б) балансовый

       в) цепной подстановки

       г) графический

       д) корреляционный

 

6. Оптовый товарооборот включает в себя:

          а) Реализация товаров производителями

          б) Реализация товаров торговыми посредниками

          в) Реализация товаров аптекой ЛПУ

          г) Реализация аптекой по льготному и бесплатному отпуску

 

7. На величину товарооборота аптеки влияют факторы все, кроме:

          а) увеличение количества врачей

          б) рост населения

          в) старение населения

          г) рост благосостояния населения

          д) издержки обращения аптеки

 

8. К факторам, сдерживающим товарооборот аптеки, относят все, кроме:

          а) отпуск ЛС по рецептам

          б) запрет на рекламу ЛС, отпускаемых по рецептам

          в) рост аптечной сети

          г) большая номенклатура ЛС

          д) рост ЛПУ

 

9. Для составления плана товарооборота аптеки по группам, необходимыми документами являются:

          а) бухгалтерский баланс

          б) отчет по прибыли

          в) месячный отчет аптеки

          г) счет-фактуры поставщиков

          д) книга учета товаров по группам

 

10. Для разбивки общего товарооборота по кварталам аптека использует:

          а) месячный отчет аптеки

          б) квартальный бухгалтерский баланс

          в) отчет о прибыли

          г) налоговая декларация

 

11. В аптечных учреждениях планируются группы товаров:

          а) медикаменты

          б) предметы ухода за больными

          в) оптика

          г) минеральные воды

          д) парфюмерия

          е) прочие

 

12. Розничная реализация аптеки учитывается в документах, кроме:

          а) товарного отчета

          б) счетов бухгалтерского учета

          в) кассовой книги

          г) журнала учета рецептуры

ТЕМА 3


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.