Особенности экономики аптеки на современном этапе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности экономики аптеки на современном этапе

2021-06-24 458
Особенности экономики аптеки на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1.

Особенности экономики аптеки на современном этапе

 

Главной особенностью деятельности аптеки, которая определяет ее экономику, является одновременное совмещение нескольких функций – медицинской, производственной, маркетинговой, сбытовой, информационной.

Около половины лекарств отпускается строго по рецептам врача. Это выполнение медицинской функции, однако, такое ограничение в отпуске сдерживает объем реализации. Лекарственные средства – особый медицинский товар, к его качеству, хранению предъявляются повышенные требования, что увеличивает расходы аптек. Сотрудники аптек должны оказывать первую доврачебную помощь, которая осуществляется бесплатно, что также увеличивает расходы.

Расходы аптеки связаны с особенностями выполнения производственной функции, которая заключается в следующем:

‑ приготовление ЛП по индивидуальным прописям и мелкосерийное изготовление,

‑ особые требования к составу помещений (асептический блок, ассистентская, кабинет провизора),

‑ трудовые затраты на приготовление лекарственных препаратов,

‑ использование дополнительной энергии для обеспечения процесса производства (например, для получения воды очищенной).

Спецификой деятельности аптек определяются особенности в экономике:

‑ более низкий (чем в торговле) темп роста продаж,

‑ формирование спроса на ЛП (наличие промежуточных потребителей),

‑ сравнительно высокий уровень издержек,

‑ несовершенство ценообразования,

‑ замедленная оборачиваемость товаров.

От этого зависит величина экономических показателей деятельности аптеки (валовый доход, валовая прибыль, чистая прибыль, издержки).

Неценовая конкуренция

Прогрессивное развитие розничного фармацевтического рынка России характеризуется жесткой конкуренцией (ценовой и неценовой). При этом неценовая конкуренция более принципиальна для определения перспектив развития аптечного бизнеса.

Так, ценовая конкуренция определяется разбросом цен аптечных операторов локального рынка. Однако, очевидно, что потребитель зачастую руководствуется не ценой, а качеством препарата, расположением (близостью) аптеки и уровнем доверия к ней. В этих условиях операторам следует больше внимания уделять методам неценовой конкуренции (ассортимент, дополнительные услуги, уровень квалификации первостольников и т.д.).

Одним из направлений неценовой конкуренции является развитие аптечных сетей. Объединение аптек, как государственных, так и частных, становится общероссийской тенденцией. Динамика оборота в сетевой рознице значительно превышает среднюю динамику по рынку. Прирост оборота на 1 сетевую аптеку в среднем составляет 25-35%, для единичной аптеки эти цифры ниже – 15-20%. К неценовой конкуренции, прежде всего, относится постоянство ассортимента, уровень сервиса, общая комфортность работы аптеки с поставщиком, скидочные программы и иные мотивационные схемы, а также уровень PR и возможности для лоббирования. Ослабление контроля за ситуацией в регионе в результате приведет к потере привлекательности фармацевтической компании в целом, то есть у филиала должно быть понимание, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то его бизнес будет обречен.

Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода товар можно продать и какую цену запросить.[1]

Основными целями объединения аптек можно назвать:

‑ создание единой ценовой и ассортиментной политики,

‑ повышение качества управления и обслуживания,

‑ централизация закупок, которая создает возможность усилить контроль над качеством приобретаемых лекарств.

В условиях конкуренции любая организация должна постоянно анализировать рыночную ситуацию, уметь составлять прогноз ее развития и быстро адаптировать свою деятельность к происходящим изменениям.

Рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельного ценообразования. Эти изменения коснулись и ЛП, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники.[2]

Планирование ассортимента

При сложившейся жесткой конкуренции наиболее важным и актуальным является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента – как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса [3].

Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять АВС-анализ. В его основе лежит принцип Парето, согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп:

‑ группа А характеризует высокооборачиваемые ЛП, они составляют 10% ассортимента и дают 80% оборота;

‑ группа В – среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% позиций; 15% товарооборота;

‑ группа С – низкооборачиваемые (около 75% товарных позиций); 5% от оборота.

Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D – высокодоходные ЛП.

АВС-анализ позволяет:

‑ определить оптимальные запасы ЛС и парафармацевтической продукции по наименованиям аптечного ассортимента, в наибольшей степени влияющим на товарооборот, с целью исключения дефектов и отказов;

‑ дифференцированно решать вопросы ценообразования;

‑ более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства;

‑ выделять приоритетных поставщиков, разрабатывать новые условия работы с поставщиками.

Расходы на запасы

Запасы аптеки должны формироваться дифференцированно, исходя из степени влияния каждой группы на оборот и в зависимости от спроса на них. В первую очередь пополняются запасы ассортимента, имеющие более высокую скорость реализации и лучший маркетинговый потенциал.

Структуру аптечного ассортимента составляют обязательные товары. При отсутствии обязательного ассортимента у розничной аптечной организации могут возникнуть сложности при лицензировании фармацевтической деятельности. Вместе с тем руководителю необходимо постоянно следить за динамикой продаж препаратов обязательного перечня и других, регламентируемых к отпуску позиций с тем, чтобы держать минимум запаса по малоходовым препаратам. Используются следующие методы контроля ассортимента: движение товара во времени, сравнение уровня продаж сходных ЛП, оборачиваемость за определенный промежуток времени, применение торговой наценки.[4]

Также формируется свободный ассортимент с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке лечебно-профилактических учреждений. Например, детская поликлиника, женская консультация влияют на формирование ассортимента с большей долей товаров для детей, для новорожденных. Также учитывается фактор сезонности спроса (например, повышенный спрос у населения в осенне-зимнее время на противопростудные препараты, препараты для профилактики и лечения гриппа, лекарства для повышения иммунитета) и т.д.

 

Практическая работа студентов

Задача № 1

Предположим, что эластичность спроса по цене на тонометры Еd = 1,5. Аптека решила снизить цену с 1200 руб. до 1000 руб. Рассчитать, как отразится снижение цены на спрос товара?

Решение

Для определения изменения спроса на товар при изменении цены используем формулу коэффициента эластичности:

Необходимо учесть, что для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным. Отсюда, изменение спроса будет равно:

Таким образом, при снижении цены на 20% спрос увеличится на 30%.

 

Задача № 3

Если аптека повысила цену на инсулин на 10%, определите, какую эластичность имеет данный препарат? Определите, как отразится увеличение цены на спрос?

 

Ответ:

 Инсулин имеет неэластичный спрос.

Неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене.

 

Задача № 5

Семья, имеющая общий месячный доход в 25 тысяч рублей, тратит на приобретение фармацевтических и парафармацевтических товаров 1700 руб. в месяц. Эластичность спроса по доходу составляет Еd = 0,5. Если доход семьи возрастет на 5%, то на какую сумму семья будет закупать товары?

Решение

Для определения изменения спроса на товар при изменении дохода используем формулу коэффициента эластичности:

Отсюда, рост спроса в процентах будет равен:

С учетом изменения спроса семья сможет закупать товара на сумму:

Ответ: с учетом изменения дохода семья будет закупать товары на 1742,5 руб. в месяц.

Задача № 7

Пользуясь данными таблицы, рассчитайте эластичность товаров Х,Y,Z

  Старая цена Новая цена Старое QD Новое QD Эластичность
X 3 2 10 15 - 1,52
Y 3 4 10 8 - 0,6
Z 3 2 20 4 2,4

 

ООД Для решения задачи используется формула эластичности спроса:

Ed = (Q1-Q0)/ Q0: (Р1 – Р0)/ Р0

Edx = 15-10 /10: 2-3/3 = -1,52

Edy = 8-10/10: 4-3/3 = -0,6

Edz = 4-20/20: 2-3/3 = 2,4

           

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Для бесперебойного снабжения населения аптеке необходимо изучить спрос на лекарственные средства. В аптеке среднедневное потребление «Эднита» табл. 0,01 № 20 составляет 25 упаковок. В качестве замены при его отсутствии рекомендован «Эналаприл» табл. 0,01 № 20. Среднедневная реализация «Эднита» табл. 0,01 № 20 составила 20 упаковок, «Эналаприла» табл. 0,01 № 20 – 8 упаковок. Рассчитайте спрос на месяц с учетом, что аптека работает ежедневно. Определите действительный, реализованный и неудовлетворенный спрос.

Рассчитайте коэффициент эластичности спроса, если уровень цен увеличился на 12%, а уровень спроса уменьшился на 21%.

 

Решение

 

Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. С учетом того, что «Эналаприл» табл. 0,01 № 20 рекомендован для замены «Эднита» табл. 0,01 № 20 и среднедневного показателя потребления реальный спрос составляет:

Реализованный спрос на препарат «Эднита» табл. 0,01 № 20 составляет 20 упаковок.

Неудовлетворенный спрос - это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине: отсутствие в продаже, низкое качество, высокая цена и т.п. Так, неудовлетворенный спрос по препарат «Эднита» табл. 0,01 № 20 составляет 8 упаковок.

Таким образом, для удовлетворения месячного спроса на препарат «Эднита» табл. 0,01 № 20 необходимо иметь товарный запас в количестве 840 уп.

Коэффициент эластичности спроса вычислим по формуле эластичности спроса по цене:

Ответ: действительный спрос – 28 уп., реализованный спрос – 20 уп. и неудовлетворенный спрос – 8 упаковок. Месячная потребность на препарат «Эднита» табл. 0,01 № 20 составляет 840 уп. Коэффициент эластичности спроса составляет -1,75.

 

А) существует прямая зависимость между ценой и объемом покупаемого товара

Б) когда выручка и спрос изменяются в одном направлении

В) существует обратная зависимость между объемом спроса и ценой

 

2. Спрос, на какой – либо продукт определяется тем…

А) сколько данного продукта есть на рынке по любым ценам

Б) сколько покупатели хотят и могут купить по предлагаемым ценам

В) сколько покупатели хотят купить, независимо от того, могут они это сделать или нет

Г) сколько покупатели могут позволить себе купить

 

3. Закон спроса имеет смысл когда:

А) чем выше Р, тем ниже Q

Б) чем выше Р, тем выше Q

В) чем выше выручка, тем ниже спрос

 

4. Какую зависимость устанавливает закон предложения между ценой и величиной предложения?

А) обратная

Б) прямая

В) вторичная

Г) единичная

 

5. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

А) на товарном рынке

Б) на рынке ресурсов

В) на валютном рынке

Г) на любом рынке

 

6. Под влиянием каких неценовых детерминантов спроса произойдет сдвиг кривой спроса?

А) изменение цен конкурирующих товаров

Б) изменение моды на товар

В) правильны все варианты

Г) правильны А и Б

 

7. Под влиянием каких неценовых детерминантов предложения произойдет сдвиг кривой предложения?

А) изменение цен на сырье

Б) внедрение новых технологий

В) нет правильного ответа

 

8. Какой из вариантов относится к неценовым детерминантам спроса:

А) доходы потребителей

Б) цены на ресурсы

В) налоги и дотации

Г) технологии производства

 

 

9. Производитель товара Х снизил цену на свой товар на 5%, в результате чего объем продаж вырос на 4%. Спрос на товар Х является:

А) эластичным

Б) неэластичным

В) спросом единичной эластичности

Г) абсолютно эластичным

Д) не представляется возможным ответить на вопрос

 

10. Как выражается изменение в предложении:

А) положение кривой неизменно

Б) происходит перемещение точек по кривой

В) происходит смещение всей кривой предложения

11. Если цена на импортный аспирин падает, то спрос на отечественный аспирин

А) увеличивается

Б) не изменяется

В) уменьшается

Г) нет верных вариантов

 

12. Товар можно отнести к «недоброкачественным», если:

А) эластичность его спроса по доходу равна – 0,5

Б) ценовая эластичность его спроса равна 1,3

В) перекрестная эластичность его спроса равна – 0,7

Г) эластичность его спроса по доходу 1,3

Д) перекрестная эластичность его спроса равна 0,1

 

13. Что из ниже перечисленного является фактором эластичности предложения?

А) время

Б) объем спроса

В) деньги

Г) объем предложения

 

14. Показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительным изменением конкурентной цены:

А) дуговая эластичность

Б) эластичность спроса

В) эластичность предложения

Г) точечная эластичность

 

15. Концепция какой эластичности спроса позволяет измерять на сколько чувствителен потребительский спрос на один продукт Х к изменению цены какого – либо другого продукта?

А) эластичность по доходам

Б) перекрестная эластичность

В) дуговая эластичность

Г) точечная эластичность

 


ТЕМА 2

Задача №1

Заведующему аптеки необходимо составить проект плана товарооборота по аптеке. В его распоряжении данные за 3 года, представленные в таблице №1. Проанализируйте данные изменения товарооборота аптеки, составьте план товарооборота на планируемый период.

Таблица №1

 

Виды реализации 2004 г. 2005 г. 2006 г. План 2007
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2450 тыс.руб. 2730 тыс.руб. 2290 тыс.руб.  
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2150 тыс.руб. 2240 тыс.руб. 2330 тыс.руб.  
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 930 тыс.руб. 1230 тыс.руб. 1320 тыс.руб.  
4.Реализация мелкорозничной сети 1250 тыс.руб. 1340 тыс.руб. 1420 тыс.руб.  
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 840 тыс.руб. 1125 тыс.руб. 1420 тыс.руб.  
Индекс цен 1,15 1,12 1,1  

Решение

Для определения плана товарооборота на планируемый период пересчитаем все представленные показатели с учетом индекса цен:

Виды реализации 2004 г. 2005 г. 2006 г.
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2817,5 3057,6 2519
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2472,5 2508,8 2563
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1069,5 1377,6 1452
4.Реализация мелкорозничной сети 1437,5 1500,8 1562
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 966 1260 1562

 

Далее рассчитаем средний темп роста по каждому показателю:

Виды реализации 2005 г. к 2004 г. 2006 г. к 2005 г. Планируемый темп роста в 2007г.
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 1,09 0,82 0,95
2.Реализация по безрецептурному отпуску 1,01 1,02 1,02
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1,29 1,05 1,17
4.Реализация мелкорозничной сети 1,04 1,04 1,04
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 1,30 1,24 1,27
Индекс цен 0,97 0,98 0,98

 

С учетом темпа роста планируемый индекс цен будет равен: 1,1*0,98=1,08. Далее по планируемому темпу роста и индексу цен на 2007 год запланируем товарооборот:

 

 

Виды реализации План 2007
1.Реализация по амбулаторной рецептуре 2226
2.Реализация по безрецептурному отпуску 2416
3.Реализация по бесплатным и льготным рецептам 1574
4.Реализация мелкорозничной сети 1508
5.Реализация ЛПУ и прочим покупателям 1840
Итого 9564

 

Ответ: план товарооборота на 2007 год составляет 9564 тыс. руб.

 

Задача №3

Заведующему аптеки необходимо запланировать товарооборот аптеки на следующий год и разбить его по кварталам, используя данные базисного года.

1 квартал     1230 тыс. руб.

2 квартал  1355 тыс. руб.

3 квартал 1300 тыс. руб.

4 квартал  1520 тыс. руб.

Учесть, что ежегодный рост товарооборота составляет 105%.

 

Решение

С учетом данных ежегодного роста и данных базисного года план по товарообороту составит:

В разрезе кварталов план составит:

1 квартал

- 1291,5 тыс. руб.

2 квартал    

- 1422,75тыс. руб.

3 квартал     

- 1365 тыс. руб.

4 квартал    

 - 1596 тыс. руб.

 

Задача №5

Определите групповую структуру товарооборота (по группам товаров), если в аптеке в течение года было реализовано товаров:

- медикаментов    2364000 руб.

- перевязочных средств 400000 руб.

- изделий мед назначения 600000 руб.

- парфюмерии      350000 руб.

- мед. приборов и инструментов 100000 руб.

- детское питание, БАДы 510000 руб.

Решение

Групповая структура реализации товаров это удельный вес (%) реализации по каждой учетной группе товаров аптеки. Он определяется на основании абсолютных сумм реализации по каждой группе и общего объема реализации:

Группы товаров

Реализация, руб.

Структура, %

- медикаментов  

2364000

55%

- перевязочных средств    

400000

9%

- изделий мед назначения

600000

14%

- парфюмерии  

350000

8%

- мед. приборов и инструментов  

100000

2%

- детское питание, БАДы  

510000

12%

Итого

4324000

100%

 

Задача №7

Запланируйте амбулаторную рецептуру аптеки, если за предшествующие 3 года были следующие фактические данные: 120 тыс.рецептов, 125 тыс.рецептов, 145 тыс.рецептов. Удельный вес готовых ЛФ составил: 90%, 92%, 94,5%. Рассчитайте плановое значение амбулаторных экстемпоральных рецептов и амбулаторных готовых рецептов.

Решение

Для разработки плана по амбулаторной рецептуре в аптеках, которые имеют данные по этому показателю за ряд предшествующих лет, используют метод динамических показателей, основанный на учете прошлых тенденций. Так, на основе метода динамических показателей вычислим средний темп прироста амбулаторной рецептуры:

 

1-й год

2-й год

3-й год

План

Амбулаторная рецептура

120

125

145

160

Темпы роста, %

 

104%

116%

110%

 

Далее используя метод динамических показателей вычислим планируемый показатель удельного веса готовых ЛФ:

, , ,

Таким образом план товарооборота амбулаторных готовых рецептов составит: 160*97%=155 тыс. рецептов, тогда значение амбулаторных экстемпоральных рецептов составит 5 тыс. рецептов.

 


Задача №9

Запланируйте объем реализации частной аптеки, обслуживающий район с населением 25 тыс., аптека расположена рядом с поликлиникой, и участвует в программе лекарственного обеспечения населения по льготным рецептам, что составляет до 20% объема общего товарооборота.

Решение

Согласно статистическим данным, в среднем один россиянин потребляет лекарств на 80 долларов США в год или 2640 руб. в год (по курсу 33 руб. за 1 доллар США).[10] Тогда план по реализации составит:

Ответ: план по реализации составит 52 800 тыс. руб.

 

ТЕСТЫ К ТЕМЕ №2

«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПО ВИДАМ И СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ»

1. Система управления товарооборотом аптеки включает в себя:

          а) оценку и прогноз конъюктуры фармацевтического рынка

          б) планирование объема и структуры реализации товаров

          в) нормирование и планирование товарных запасов

          г) планирование поступления и закупки товаров

          д) изучение покупательского поведения потребителей фармацевтических товаров

          е) все верно

 

2. Основные этапы планирования товарооборота аптеки включают в себя все, кроме:

          а) анализа объема и структуры товарооборота в предшествующем периоде

          б) определение планового товарооборота

          в) оценки напряженности разработанного плана

          г) разработки мероприятий по осуществлению плана реализации

          д) оценку издержек обращения аптеки

3. В состав товарооборота аптеки входит все, кроме:

       а) Реализация по амбулаторной рецептуре

       б) Реализация по безрецептурному отпуску

       в) Реализация мелкорозничной сети

       г) Реализация по бесплатному отпуску

       д) оптовый товарооборот

 

4. Для составления плана товарооборота заведующему аптекой необходимы документы для анализа:

       а) бухгалтерский баланс за 3 года

       б) сведения о динамике индекса потребительских цен

       в) ежемесячные отчеты за 3 года

       г) сведения об объеме реализации по кварталам

       д) отчет о прибыли

       е) все ответы верны

 

5.При анализе товарооборота используются методы:

       а) сравнения

       б) балансовый

       в) цепной подстановки

       г) графический

       д) корреляционный

 

6. Оптовый товарооборот включает в себя:

          а) Реализация товаров производителями

          б) Реализация товаров торговыми посредниками

          в) Реализация товаров аптекой ЛПУ

          г) Реализация аптекой по льготному и бесплатному отпуску

 

7. На величину товарооборота аптеки влияют факторы все, кроме:

          а) увеличение количества врачей

          б) рост населения

          в) старение населения

          г) рост благосостояния населения

          д) издержки обращения аптеки

 

8. К факторам, сдерживающим товарооборот аптеки, относят все, кроме:

          а) отпуск ЛС по рецептам

          б) запрет на рекламу ЛС, отпускаемых по рецептам

          в) рост аптечной сети

          г) большая номенклатура ЛС

          д) рост ЛПУ

 

9. Для составления плана товарооборота аптеки по группам, необходимыми документами являются:

          а) бухгалтерский баланс

          б) отчет по прибыли

          в) месячный отчет аптеки

          г) счет-фактуры поставщиков

          д) книга учета товаров по группам

 

10. Для разбивки общего товарооборота по кварталам аптека использует:

          а) месячный отчет аптеки

          б) квартальный бухгалтерский баланс

          в) отчет о прибыли

          г) налоговая декларация

 

11. В аптечных учреждениях планируются группы товаров:

          а) медикаменты

          б) предметы ухода за больными

          в) оптика

          г) минеральные воды

          д) парфюмерия

          е) прочие

 

12. Розничная реализация аптеки учитывается в документах, кроме:

          а) товарного отчета

          б) счетов бухгалтерского учета

          в) кассовой книги

          г) журнала учета рецептуры

ТЕМА 3

ТЕСТЫ К ТЕМЕ №3

«ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ В АПТЕКЕ»

1. Товарные запасы по назначению выделяют:

А) запасы текущего хранения

Б) запасы сезонного накопления

В) запасы целевого назначения

Г) запасы минимальные

Д) запасы максимальные

 

2. Товарные запасы по срокам выделяют:

А) запасы начальные (входные)

Б) запасы конечные (выходные)

В) запасы отчетные

Г) запасы первичные

Д) запасы вторичные

 

3. Товарные запасы по размерам выделяют:

А) запасы оптимальные

Б) запасы максимальные

В) запасы средние

Г) запасы страховые

Д) запасы стратегические

 

4. Товарные запасы в аптечных организациях измеряются:

А) в натуральных показателях

Б) в стоимостных показателях

В) в днях запаса

Г) через коэффициент оборачиваемости средних товарных запасов

Д) по средней стоимости

 

5. Факторы, увеличивающие товарооборачиваемость:

А) рост товарооборота

Б) рост готовых лекарственных форм

В) совершенствование товаропроводящей системы

Г) формирование «хорошего» ассортимента лекарственных средств

Д) совершенствование информационной и рекламной работы

 

6. Для планирования товарных запасов в аптечных организациях используются методы:

А) сравнения

Б) относительных и средних величин

В) группировки

Г) балансовый

Д) цепной подстановки

 

7. В теории управления запасами при расчете оптимального заказа используют формулу:

А) Уилсона

Б) Альфреда Маршалла

В) Уильяма Пети

 

8. Товарные запасы в сумме в аптечной организации планируются в ценах:

А) средних

Б) оптовых

В) розничных

Г) договорных

Д) коммерческих

 

9. Поступление товаров в аптеку планируется в ценах:

А) средних

Б) оптовых

В) розничных

Г) договорных

Д) коммерческих

 

10. В состав материально – производственных запасов не входят:

А) товары

Б) денежные средства

В) материалы

Г) готовая продукция

 

11. Основными методами оценки стоимости товарных запасов являются все, кроме:

А) метода Fifo

Б) метода Lifo

В) натуральные показатели

Г) средней стоимости

Д) дней запаса

 

12. Точка заказа товарных запасов соответствует:

А) страховому запасу

Б) минимальному запасу

В) оптимальному запасу

 


ТЕМА 4

 

Альтернативные издержки

Явные и неявные издержки

Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные.

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Неявные издержки, являющиеся частью экономических издержек, всегда следует принимать во внимание при принятии текущих решений.

Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

В число явных издержек входят:

· заработная плата рабочим

· денежные затраты на покупку и аренду станков, обордования, зданий, сооружений

· оплата транспортных расходов

· коммунальные платежи

· оплата поставщиков материальных ресурсов

· оплата услуг банков, страховых компаний

Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.

Неявные издержки могут быть представлены как:

· денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов.

· для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

Постоянные издержки

В краткосрочном периоде часть ресурсов остается неизменной, а часть меняется для увеличения или сокращения совокупного выпуска.

В соответствии с этим экономические издержки краткосрочного периода подразделяются на постоянные и переменные издержки. В долгосрочном периоде данное деление теряет смысл, поскольку все издержки могут меняться (т.е. являются переменными).

Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

К постоянным издержкам относятся:

· оплата процентов по банковским кредитам;

· амортизационные отчисления;

· выплата процентов по облигациям;

· оклад управляющего персонала;

· арендная плата;

· страховые выплаты;

Переменные издержки

Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.

К переменным издержкам относятся:

· заработная плата

· транспортные расходы

· затраты на электроэнергию

· затраты на сырье и материалы

Из графика видим, что волнистая линия, изображающая переменные издержки, с ростом объема производства поднимается вверх.

Это значит, что при увеличении производства переменные издержки растут:

1. вначале они растут пропорционально изменению объема производства (до достижения точки )

2. затем достигается экономия переменных издержек при массовом производстве, и скорость их роста уменьшается (до достижения точки )

3. третий период, отражающий изменение переменных издержек (движение вправо от точки ), характеризуется ростом переменных издержек из-за нарушения оптимальных размеров предприятия. Это возможно при увеличении транспортных расходов из-за возросших объемов привозимого сырья, объемов готовой продукции, которую необходимо отправить на склад.

Общие (валовые) издержки

Общие (валовые) издержки — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

Совокупные издержки (, total cost) представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства.

Совокупные издержки зависят от объема выпускаемой продукции, и определяются:

· количеством;

· рыночной ценой используемых ресурсов.

Зависимость между объемом выпуска и объемом совокупных издержек может быть представлена в виде функции издержек:

являющейся обратной функцией к функции производства.

Задача №1

По данным таблицы 1 «Взаимосвязь издержек обращения постоянных, переменных, валовых и предельных» рассчитать валовые, средние, переменные и постоянные издержки.

Найдите по данным таблицы значение TC, AVC, AFC, если:

MC - предельные издержки;            AVC - средние переменные;  

VC - переменные издержки;           AFC - средние постоянные;

FC - постоянные издержки             ATC - средние общие.

TC -


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.