Анализ международного опыта правового регулирования взаимодействия в процессе реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анализ международного опыта правового регулирования взаимодействия в процессе реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности

2021-06-24 52
Анализ международного опыта правового регулирования взаимодействия в процессе реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная политика в зарубежных странах в отношении инвалидов осуществляется на следующих уровнях:

первый уровень – международный (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций);

второй уровень – государственный (деятельность министерств и иных ведомств);

третий уровень – региональный, муниципальный (деятельность региональных и муниципальных учреждений, в результате которой  формируется организационная структура служб и осуществляется непосредственное медико-социальное обслуживание инвалидов).

Формирование отдельной международной системы защиты прав инвалидов началось в конце 70-х годов 20 века. Основой для этого стали Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Декларация социального прогресса и развития, провозглашённая Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 году. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Особое место среди международных документов, нацеливающих государства на создание реальных условий для медико-социальной реабилитации инвалидов и удовлетворения их особых потребностей, занимают «Декларация о правах инвалидов», принятая в 1975 году (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года),

В «Декларации о правах инвалидов» подчёркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначенные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

С 1981 года (Международного года инвалидов) в ряде стран получает развитие движение в пользу социальной модели инвалидности, подчеркивающей важность самого инвалида и роли общества в его реабилитации.

Важным специальным документом  в области защиты прав инвалидов с позиции формирования современных подходов к инвалидности и реабилитации представляется Конвенция Международной организации трудао профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (или Конвенция № 159, вступившая в силу 20 июня 1985 г.). Конвенция № 159 направлена на обеспечение принятия надлежащих мер в области профессиональной реабилитации в интересах всех категорий инвалидов, обеспечениеих занятости и расширение возможностей на рынке труда.

В 90-х годах 20 века в определение инвалидности вводится оценка не только способности к труду, но и других сторон жизнедеятельности. Например, в США сущность этого подхода получила отражение в Законе об инвалидах (1991 г.), в котором термин «инвалидность» в отношении отдельного лица означает «физическое или умственное отклонение от нормы, которое существенно ограничивает основную жизнедеятельность одного или более лиц с таким отклонением». Наиболее полное отражение подход получил в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая была принята в 2001 году Всемирной организацией здравоохранения, когда 191 государство (члены ВОЗ) согласилось ее использовать. Она содержит факторыконтекста (средовые факторы, личность) и пронизана философией, согласно которой каждый человек может испытать ухудшение состояния здоровья, отмечая при этом какое-либо ограничения жизнедеятельности.

В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, посвященный правам инвалидов – «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», который, по сути, до 2006 года, являлся одним из основных международных документов, объединивших существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов. Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов. Правила давали конкретные рекомендации государствам по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.

На Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями: доступ к образованию и его качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года) были приняты «Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», подтвердившие право лиц с особыми потребностями на доступ к обычным школам.

В Пекинской декларации и Платформе действий, принятых на четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4–15 сентября 1995 г.), участниками были содержательно полно представлены положения, ориентиры и меры в отношении женщин-инвалидов.

В 1994 году разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривала механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В программе подняты вопросы искоренения нищеты инвалидов, социальной интеграции инвалидов, расширения их полезной занятости и сокращения безработицы. Всемирная программа действий в отношении инвалидов стала первым документом, изменившим подход к решению проблем инвалидов. До ее принятия социальная политика по отношению к инвалидам включала в себя лишь мероприятия медицинского характера, реабилитацию и профилактику по предупреждению отдельных причин инвалидности. Провозглашенные данной программой цели обеспечения равенства и полного участия инвалидов в общественной жизни и развитии свидетельствовали об изменении понимания состояния инвалидности международным сообществом, признавшим необходимость применения целостного подхода к решению проблем инвалидности.

В 1999 году на Ассамблее Международной реабилитации в Лондоне была принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремление создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обеспечить полноценную включённость этой категории населения во все сферы жизни общества». Европейский союз в декабре 2000 года провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность.

 

Таким образом, подход, основанный на принципе «уязвимости» инвалидов, уступил место концепции развития социальной самодостаточности инвалидов, включающей в себя мероприятия по созданию условий адаптации инвалидов в «обычных» социальных и экономических структурах.

Для разработки социальной политики в отношении детей, в том числе детей, имеющих нарушения жизнедеятельности ключевую роль играет  Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН                      в 1989 году). Кроме того, имеется целый ряд международных правовых документов ООН[1], в которых особо закреплены права детей-инвалидов – это Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год) и другие документы.

Среди актов Совета Европы выделяются: Европейская конвенция о социальном обеспечении и Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жильё, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся и к людям, имеющим инвалидность.

 

Апогеем международного нормотворчества и вектором современного развития стала Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года).

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года (резолюция 61/106), являются последними по времени документами, которые дополнили свод основополагающих международно-правовых документов в области прав человека.[2]

Конвенция устанавливает, что государства–участники принимают эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.                С этой целью государства–участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида, а также способствовали вовлечению инвалида в местное сообщество (во все аспекты жизни общества) и были доступны как можно ближе к местам непосредственного проживания инвалидов.

ООН разработаны стандарты, которые позволяют оценивать политику каждой страны в отношении инвалидов.

Основными формализованными критериями такой оценки выступают:

1) наличие официально принятой политики в отношении инвалидов;

2) наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;

3) координация национальной политики по отношению к инвалидам;

4) наличие судебных и административных механизмов реализации прав инвалидов;

5) наличие неправительственных организаций инвалидов;

6) доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосновенность частной жизни, собственности, а также политических прав;

7) наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов;

8) доступность для инвалидов физической и информационной среды.

Основные принципы политики в решении проблемы инвалидности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям:

правительство ответственно за внедрение системы, которая работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

государство должно обеспечивать инвалидам возможность достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участии в общественной жизни;

за инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества.

Основы функционирования и взаимодействия организаций, обеспечивающих оказание реабилитационной помощи инвалидам, в разных странах определяет различные  модели социальной защиты, каждая из которых обладает своими системными характеристиками.

Например, англосаксонская модель (модель Бевериджа) базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты – распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости – основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной, а о национальной солидарности. Финансирование при этом производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей.

В Германии исторической базой сегодняшней структурированной системы социальной защиты является социальное законодательство Бисмарка (вторая половина 19 века). Это законодательство служило для финансового обеспечения на случай болезни, потери трудоспособности, а также при несчастных случаях и по возрасту.                                                                 (Закон о медицинском страховании (1883 г.), Закон о страховании от несчастных случаев (1884 г.), Закон о страховании от потери трудоспособности и по возрасту (1889 г.). В основе этого законодательства -принципы социального и правового государства. Сегодня в Германии существует защита от таких жизненных рисков как возраст, болезни, несчастные случаи, потребность в постороннем уходе и безработица.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой данной модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обуславливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности и, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. В отличие от предыдущих, данную модель интерпретируют как развивающуюся, переходную, не имеющую четкой организации. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне – 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1 %).

Таким образом, формирование современных систем социальной защиты в зарубежных странах основывается на следующих принципах:

социальное партнерство – практическое решение социальных проблем государством совместно с заинтересованными органами и организациями;

экономическая справедливость – социально-экономическая поддержка тех, кто не сможет участвовать в экономических отношениях по объективным причинам;

адаптивность – способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию;

приоритет государственных начал – государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно;

превентивность мер по социальной защите – прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне и для более эффективного их устранения, в частности, путем гибкого сочетания платных и бесплатных услуг.

 

Механизмы закрепления прав инвалидов в развитых странах различны:например, в Канаде принцип равноправия и запрета дискриминации инвалидов содержится в Конституции страны («Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков»), в Великобритании – в специальных законах «О недискриминации инвалидов», «О национальной помощи», «Об инвалидах», «О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов», «О социальном обеспечении» и т.д.

Конституция Дании устанавливает, что «любое лицо, неспособное обеспечить себя, имеет право на государственную помощь, если никто другой не несет ответственности за его содержание». Вопросы организации и контроля социальной защиты инвалидов находятся в ведении Министерства социальных дел и Национального управления социального обеспечения. Практически все расходы по реабилитации инвалидов осуществляются за счет государства.В этой стране существует сеть государственных центров реабилитации инвалидов, каждый из которых обслуживает определенную территорию (специализированные и комплексные центры реабилитации). Большое внимание уделяется образованию инвалидов, приоритетным направлением признана интеграция детей-инвалидов в общий учебный процесс в обычных школах.

В Австралии законодательство уделяет особое внимание инвалидам со сложными функциональными нарушениями, предусмотрена реализация мер для возвращения их к обычной, повседневной жизни. Всем инвалидам, проходящим реабилитацию, положено предоставление протезов и других видов вспомогательных средств. При необходимости инвалидам оборудуются дома, где они могут работать на предоставляемых машинах и станках. С 1969 г. в Австралии строятся специальные квартиры для независимого проживания инвалидов, оснащенные адаптационным оборудованием.Законодательно предусмотрено при производстве всех видов транспорта учитывать нужды инвалидов; соблюдение требования по учету физических потребностей инвалидов, пользующихся общественным транспортом, являются обязательными. Эти требования касаются не только самого транспорта, но и подъездных путей, вокзалов, станций метрополитена и т. д. Организовано производство автомобилей с ручным управлением.

В Конституции СШАуказано, что «…ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в отдельных документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации.Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников лишь по причине их инвалидности.

В США, Ирландии и других странах действуют координационные, управляющие органы по реабилитации, например,  Национальный совет по инвалидам в США, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом, в обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью. Совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, Администрации реабилитационных служб по проблемам инвалидов. Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов. Совет тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Среди 45 специальных законодательных рекомендаций, разработанных советом, почти все связаны с обеспечением равных возможностей для инвалидов. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей, местных сообществ, страны в целом.

Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов.              В США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов и каждое предприятие имеет возможность определить собственную тактику в этом отношении.В то же время в соответствии с законодательством компании, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. В США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета.

Медицинская реабилитация инвалидов предусмотрена в рамках специальных программ «Меdiсаге» и «Medicaid», финансируемых федеральным правительством.

В 1990 г. в США принят специальный нормативный акт «Правила транспортного обслуживания инвалидов», которым предусмотрено обеспечение доступности инвалидам транспортных средств, оборудования и коммуникаций, в том числе остановок и подъездных путей. Кроме того, в нем определен порядок организации обслуживания инвалидов на транспорте.

Специальными актами предусмотрено также предоставление инвалидам возможности в реализации своих потребностей (покупок в магазине, посещения библиотеки) с помощью адаптационных технических устройств, предоставляемых им нормативно установленным способом.

США является одной из первых стран мира, которая приняла решение развивать и внедрять программы раннего вмешательства на федеральном уровне. Основа этому развитию была положена в 1975 г. благодаря принятию закона (EducationofAllHandicappedChildrenAct), гарантировавшего образование, соответствующее уровню возможностей, для всех детей в США. В 1986 г. Конгресс США пришел к заключению, что необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, междисциплинарную, межведомственную программу служб Раннего вмешательства (USA PublicLaw 99-457, Part H) с тем, чтобы уменьшить отставания детей в развитии; снизить расходы на специальное образование, а также специализированные услуги для детей с инвалидностью; увеличить способности семей удовлетворять особые потребности детей с инвалидностью, а также развивать их потенциал и способность функционировать в обществе независимо.

Вдальнейшемэтотзаконполучилназвание IDEA (Individuals with Disabilities Education Act). Позже в дополнение к закону об инвалидности IDEA в 2001 г. было принято постановление, получившее название «NoChildLeftBehind» («Ни один ребенок не останется позади»), которое гласило, что ни один ребенок не может оставаться вне действия данного закона.

В настоящее время система Раннего вмешательства широко представлена на всей территории США. Каждый Штат получает федеральную финансовую поддержку посредством субсидий (грантов) на программы раннего вмешательства.

В Великобритании законодательство об инвалидах существует с 1944 года. Государственные службы и коммерческие структуры обязаны обеспечить доступ инвалидов к товарам, средствам и услугам, предоставляемым всему населению. Им запрещено отказывать инвалидам в обслуживании или предлагать услуги более низкого качества. Правительству предоставлены полномочия устанавливать правила, по которым все общественные транспортные средства, как городские, так и междугородные, должны быть доступными для инвалидов. Инвалидам предоставляется денежная компенсация на передвижение при тяжелом физическом состоянии.

В Англии законодательно закреплено внедрение элементов реабилитации в деятельность всех больниц, существование специализированных и комплексных центров реабилитации. Основанием для этого служит экономическая целесообразность объединения больниц, домов по уходу и других учреждений по реабилитации в большие комплексы. Кроме того, законом предусмотрена форма проведения реабилитации инвалидов на дому, несмотря на ее высокуюзатратность и большие требования к персоналу.Серьезное значение придается организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах.

В Англии определена нормативная база для широкого развития негосударственного сектора в сфере предоставления инвалидам услуг по медицинской и социальной реабилитации. В соответствии с законами об инвалидах 1944—1958 гг., Департамент труда регламентирует оборудование рабочих мест для инвалидов по зрению и предоставление им специальных технических приспособлений. Контроль осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Предусмотрено создание национального совета и местных комитетов для оказания помощи правительству в вопросах реабилитации инвалидов. Службой профессиональной реабилитации инвалидов непосредственно руководит Агентство по трудоустройству.

Во Франциизаконодательство защищает права инвалидов наравне с правами других граждан. Только о трудоустройстве инвалидов принято 7 законов. Этими законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры организуют трудоустройство инвалидов. Развита сеть предприятий со щадящим режимом труда для инвалидов.

 В Бельгии законодательством утверждено создание обширной системы социального страхования, в рамках которой осуществляется медицинская и социальная реабилитация инвалидов. Учреждения, оказывающие разные виды медицинских реабилитационных услуг, относятся в основном к частному сектору. Оплата услуг частично (порядка 10—15%) осуществляется за счет инвалидов, остальная сумма выплачивается за счет страховых средств. Закон о социальном трудоустройстве инвалидов предусматривает создание национального фонда социальной реабилитации инвалидов. Фонд должен представлять субсидии для создания центров и служб профессиональной реабилитации. Профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы. Также законом предусмотрено трудоустройство лиц, страдающих тяжелой степенью инвалидности, в специальных цехах. Контроль за деятельностью в этой сфере осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Министерство труда и занятости и Национальный институт страхования по болезни и инвалидности.

В Швеции и некоторых других государствах правительства стимулируют работодателей не предоставлением налоговых льгот предприятиям, а выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида. Сам инвалид получает пособие по инвалидности и заработную плату, но сумма выплат не превышает определенного предела.

В Финляндии разработана обширная законодательная база, обеспечивающая организацию системы реабилитации инвалидов. На законодательном уровне закреплена интеграция реабилитационной деятельности в сферу социальной защиты населения, здравоохранения, занятости, социального страхования, образования, а также сформированы механизмы их сотрудничества и кооперирования.

Согласно основному закону страны, вопросы социального обслуживания, реабилитации инвалидов и оказания им медицинской помощи находятся в компетенции местных органов власти, однако государство компенсирует им значительную часть затрат. Для инвалидов многие услуги бесплатны или оплачиваются на льготных условиях. Создана правовая база и для развития частных реабилитационных структур, которые нередко используются для размещения государственных заказов.

Немецкая система социальной защиты достаточно сложная. Реабилитация является частью этой комплексной системы и относится к различным ведомствам и структурам.

В Германии обеспечение прав инвалидов в обществе и в профессиональной сфере регулируется следующими основными законами: Закон об инвалидах (Schwerbehindertengesetz, SchwbG); 2-я, 9-я и 12-я части Кодекс социального права (Sozialgesetzbuch (SGB) II, IX, XII) и многочисленными подзаконными актами к ним.

Реабилитация с точки зрения немецкого законодательства означает восстановление/возвращение в частную, профессиональную и/или общественную жизнь. Она охватывает совокупность всех мер содействия инвалидам и людям, которым угрожает инвалидность в их самоопределении и равноправном участии в жизни общества (§ 1 IX части Кодекса социального права (сокращенно - §1 SGB IX).

Признание инвалидности также означает установление «степени инвалидности». Степень инвалидности (GradderBehinderung, GdB) - это степень оценки снижения участия в общественной жизни, измеряемая в процентах от 20 до 100 и округленная до ближайшего десятка (то есть, 20, 30, 40,... 100 %). Этот показатель ничего не говорит о работоспособности на конкретном рабочем месте, и он независим от характера выполняемой работы. Признание инвалидности со степенью 50 % или выше считается тяжелой формой инвалидности, и инвалиду выдается свидетельство об инвалидности в тяжелой форме (Schwerbehindertenausweis).

SGBIXохватывают широкий спектр услуг по участию в жизни общества, за которые в немецкой структурированной системе отвечают различные исполнители социальных услуг.Эти услуги можно разделить на следующие группы:услуги по медицинской реабилитации;услуги по участию в трудовой жизни;услуги по обеспечению содержания и дополняющие их услуги;услуги по участию в жизни общества. 

Услуги, определенные SGB IX, могут оказываться разными исполнителями. В Германии имеется несколько структур, оплачивающих реабилитацию и оказывающих реабилитационные услуги:больничные кассы;Федеральное агентство по труду; фонды обязательного страхования от несчастных случаев; фонды обязательного пенсионного страхования; фонды обслуживания и обеспечения жертв войны; фонды помощи несовершеннолетним; фонды социального обеспечения.

Многие нормы были в рамках свода SGBIX изменены, адаптированы и унифицированы. Сверх этого был создан целый ряд инструкций, касающихся исполнителей и координации порядка предоставления услуг, которые обязательны для всех исполнителей и которые в первую очередь регулируют их взаимодействие между собой и взаимодействие с инвалидами. Тем не менее, как и прежде существуют границы ответственности между исполнителями и границы между различными услугами.

Свод законов SGBIX в центре своем имеет человека с инвалидностью. Вместо социальной защиты и обеспечения выступает на передней план само собой разумеющееся участие в жизни общества. Существуют многочисленные нормы, которые предусматривают сотрудничество с инвалидами и их организациями. Так, например, предоставление услуг по участию однозначно определяется желанием и правом выбора инвалидаЭто также касается личного бюджета. Вместо вещей или услуг люди, имеющие на них право, могут получать их денежный эквивалент. Как эксперты в собственных делах они могут покупать себе данные услуги самостоятельно.

Не относятся в узком смысле к социальному праву нормы Закона о равноправии инвалидов (BGG), который вступил в силу с 1 мая 2002. Они должны распространить запрет на дискриминацию инвалидов за рамки социального права, служить обеспечению равных прав инвалидов во многих сферах общественной и частной жизни и обеспечить их реализацию на практике. Закон содержит общие определения касательнозапрета на дискриминацию (ущемление интересов) со стороны представителей исполнительной власти, учета особых потребностей женщин с инвалидностью, определения понятий «инвалидность» и «безбарьерность»,целевых показателей при организации безбарьерной среды,обязанности государства по безбарьерному строительству, признания и применения языка жестов,безбарьерности и доступности для слепых и слабовидящих людей документов во время всевозможных административных процессов, базбарьерной информационной техники,права подавать коллективные жалобыи закрепления должности уполномоченного Федерального правительства по правам инвалидов.

Детали регулирует постановление о помощи в коммуникации и постановление обезбарьерном документообороте в федеральном администрировании от 17 июля 2002 года и постановление о безбарьерной информационной технике 12 сентября 20011 года.

Кроме того, на законодательном уровне были введены нормы по обеспечению равноправия и организации безбарьерной среды в следующих сферах:

выборы в Бундестаг и Европейский парламент;

перевозка пассажиров городским общественным транспортом, железнодорожным и авиатранспортом, в том числе за счет финансовой поддержки на федеративном уровне, которая оказывается только при строительстве безбарьерных транспортных объектов;

доступность и функциональность предприятий общественного питания;

одинаковые шансы при получении высшего образования;

отсутствие дискриминирующих формулировок в документах.

Услуги «по участию» охватывают в соответствии со статьей § 4 Разд. 1 SGBIX необходимые социальные услуги, для того, чтобы вне зависимости от причины инвалидности предотвратить, устранить, уменьшить инвалидность, избежать ухудшений, или уменьшить их последствия; избежать, преодолеть, уменьшить ограничения трудоспособности и потребности в уходе или предотвратить ухудшения, а также своевременно избежать потребности в получении других социальных услуг или уменьшить количество уже получаемых услуг; обеспечить длительное участие в трудовой жизни в соответствии с наклонностями и способностями или полностью способствовать личностному развитию и обеспечить или облегчить возможность участия в жизни общества и полностью самостоятельного проживания.

Соответствующее предписание содержит § 10 SGBI как «генеральное право на участие», которое должно учитываться во всех сферах социальной защиты.

Таким образом, в качестве основных положений политики в отношении людей с инвалидностью в Германии можно выделить:

цель – ответственное участие (participation) инвалидов в жизни общества с учетом их самоопределения;

принцип финальности, по которому необходимая помощь должна оказываться инвалиду, или человеку, которому угрожает инвалидность вне зависимости от причины инвалидности, даже в тех случаях, когда за предоставления такой помощи отвечают разные исполнители и организации, работающие на основании разных оснований для получения услуг;

принцип максимально раннего вмешательства, по которому с учетом конкретных имеющихся возможностей и с учетом необходимости, степень и влияние инвалидности должно быть удержано на минимально возможном уровне, а то негативное влияние, которого невозможно избежать, должно быть максимально компенсировано;

принцип индивидуальной помощи, которая, как и средства ее оказания, должна соответствовать конкретным потребностям каждого конкретного инвалида или человека, которому угрожает инвалидность.

Эффективные услуги по медицинской реабилитации составляют широкий спектр услуг, предоставляемых соответствующими профессиональными организациями. Органы, отвечающие за реабилитацию на основании принятых в 2003 году общих рекомендаций «Обеспечение качества в соответствии § 20 раздела 1 SGBIX», имеют договоренность по внутреннему менеджменту качества в соответствии с § 20 раздела 2aSGBIX для обеспечения постоянного улучшения качества предоставляемых реабилитационных услуг. Стационарные медицинские реабилитационные учреждения по этому соглашению обязаны проводить независимую сертификацию, для того, чтобы на регулярной основе подтверждать успешное внедрение менеджмента качества. Заключенное по этому поводу соглашение вступило в силу 1 октября 2009 года. По истечении трехлетнего переходного периода исполнители, ответственные за реабилитацию организации, должны заключить договора со стационарными реабилитационными учреждениями.

Вышеназванные правовые нормы, включая заключенные на их основе соглашения по § 20 раздел 2aSGBIX, действуют непосредственно для больничного, пенсионного страхования, страхования от несчастного случая, и для организаций, занимающихся обеспечение жертв войны. Для больничного страхования § 107 раздела 2 SGBV устанавливает требования, которые являются определяющими для стационарных реабилитационных учреждений. Описанные там учреждения также должны быть сертифицированы (§ 137dSGBV). В тех случаях, когда необходимая помощь может быть оказана с одинаковой эффективностью и теми же способами, предпочтение отдается не стационарным, а амбулаторным реабилитационным услугам.

Все важнее при оказании услуг по медицинской реабилитации становится работа па


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.