Органы опеки и попечительства в системе ювенальной юстиции — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Органы опеки и попечительства в системе ювенальной юстиции

2021-06-24 88
Органы опеки и попечительства в системе ювенальной юстиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На органы опеки и попечительства во всех странах возложена крайне важная задача помощи и содействия ребенку, оказавшемуся без родительского внимания. Как было отмечено в докладе ЮНИСЕФ «Положение детей в мире, 2006 год», «неспособность государства обеспечить защиту детям, оставшимся без родительского попечения, делает их уязвимыми и нередко ведет к тому, что они оказываются вне поля зрения» [57 С.39]. Органы опеки и попечительства несут ответственность за детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества в целом. В соответствии со статьями 20 и 40 Конвенции о правах ребенка, государства обязаны защищать детей, которые уже находятся на их попечении, например, в специализированных учреждениях, заключении.

Согласно новой редакции (вступила в силу 2 августа 2009 года) части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве», «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств»[58].

В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы опеки и попечительства осуществляют следующие функции: 1). дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; 2). участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 названного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

О том, всегда ли органы опеки и попечительства справляются с поставленными перед ними задачами, есть немало публикаций, в том числе в средствах массовой информации, но наиболее точную картину происходящего дают ежегодные доклады детских омбудсманов.

К примеру, в Докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе Москве за 2007 год (да и за другие годы) можно найти много фактов, свидетельствующих о ненадлежащем уровне их работе. В частности, «одной из самых серьезных является проблема ненадлежащего реагирования органов опеки и попечительства на обращения граждан по вопросам прав и законных интересов детей..., часто встречаются случаи, когда органы опеки и попечительства не выполняют требования статьи 121 СК РФ и не занимаются выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей» [59 С.72-73].

Нельзя не согласиться и с выводами московского детского омбудсмана по тому, что необходимо сделать в первую очередь: создать эффективный механизм привлечения специалистов органов опеки и попечительства к ответственности за ненадлежащее исполнений своих функций; разработать стандарты по работе органов опеки и попечительства с детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также в области защиты прав ребенка; усилить взаимодействие Совета муниципальных образований города Москвы с Правительством, территориальными и функциональными органами исполнительной власти города, городской Думой, Прокуратурой города, Уполномоченным и органам местного самоуправления [60 С.76-77]. Представляется, что эти рекомендации будут полезны всем регионам страны.

Органы опеки и попечительства, таким образом, выполняют крайне важную задачу помощи и содействия несовершеннолетним, оказавшимся без родительского внимания. Действующее законодательство детально регламентирует правомочия органов опеки и попечительства в данной сфере. Вместе с тем работа органов опеки и попечительства подвергается обоснованной критике из-за того, что они не в полной мере справляются с возложенными на них задачами. Соответственно, требуется создать эффективный механизм помощи и содействия несовершеннолетним, оказавшимся без родительского внимания со стороны органов опеки и попечительства.

Социальные учреждения и институт социальных работников в системе ювенальной юстиции

В системе учреждений социальной защиты находятся учреждения социального обслуживания и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

К группе учреждений социального обслуживания относят территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, что закреплено в статье 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной зашитой населения, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», относятся: 1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Не смотря на то, что Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплен внушительный перечень социальных учреждений, работа по коррекции и социальной реабилитации детей-делинквентов в настоящее время в России ведется в недопустимо малом объеме. Поэтому, способ повышения эффективности реформы ювенального правосудия видится в расширении социальной инфраструктуры (и, прежде всего, службы социальных работников), которые могла бы заниматься с осужденными детьми, в первую очередь с условно осужденными. Эта инфраструктура должна охватывать работу с подростками не только на стадии рассмотрения уголовного дела в суде, но и на этапе следствия, осуществлять раннюю профилактику правонарушений, то есть сопровождать подростка в системе ювенального правосудия.

На сегодняшний день нет такой профессии, которая в полной мере удовлетворяла бы всем перечисленным потребностям несовершеннолетнего. Поэтому возникает необходимость особого социального сопровождения подростка разными службами и ведомствами [61 С.12]. В этом сопровождении должны быть социальные психологи из специализированных ювенальных юридических консультаций, социальные работники ювенальных судов, специализированные сотрудники уголовно-исполнительной инспекции и региональных органов по защите прав детей.

В российских судах, использующих «ювенальные технологии», уже работают социальные работники - помощники ювенальных судей. В функции помощника ювенального судьи (он имеет разные наименования на различных экспериментальных площадках ювенальной юстиции: социальный работник, помощник судьи с функциями социального работника, ювенальный работник) входят: 1) сбор информации о несовершеннолетнем, ее анализ, обобщение и подготовка для принятия судебного решения; 2) осуществление связи со специалистами и структурами, работающими с несовершеннолетними; 3) сопровождение подростка в судебном процессе; 4) сопровождение процесса реабилитации, контроль и оценка результатов для принятия судебного решения.

Считается, что для выполнения функций помощника ювенального судьи адекватна подготовка в области социальной работы. Вместе с тем высказывается мнение, что более эффективен в этой роли будет психолог, обладающий специальными знаниями и умениями в особой области [62 С.83] - ювенальной юридической психологии. Это формирующееся в настоящее время новое направление юридической психологии имеет своим предметом психологические проблемы детей и подростков, возникающие в юридически значимом контексте. «Ювенальная юридическая психология находится на стыке юридической психологии и таких отраслей психологической науки и практики, как психология развития, клиническая, социальная психология, психодиагностика и психологическое консультирование, а также правовых дисциплин, прежде всего, ювенального права» [63 С.84]. Базовое психологическое образование в сочетании с углубленной подготовкой в перечисленных областях позволяет специалисту не только служить посредником между судом и социальной сферой подростка, но и индивидуализировано выстраивать оптимальную траекторию его реабилитационного процесса, сопровождать этот процесс и оценивать происходящие в подростке изменения, их устойчивость, а также результативность реинтеграции несовершеннолетнего в общество.

Выводы. Для того, чтобы система ювенальной юстиции действовала более эффективно, нам представляется необходимым предложить:

1. Принять Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации». Издать Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О ювенальных судах в Российской Федерации» в соответствии с принятым 07.02.2011 г. Федеральным Конституционным законом Российской Федерации «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

2. Разработать федеральные, региональные и локальные нормативные акты, регулирующие деятельность ювенального суда и его сотрудников, взаимодействие с органами исполнительной власти (используя имеющийся опыт). Разработать критерии эффективности работы ювенальных судов (количество повторных преступлений (рецидив) среди несовершеннолетних, осужденных в ювенальных судах; соответствие принципам ювенальной юстиции, снижение уровня преступности и другие).

3. Организовать проведение широкой разъяснительной работы в СМИ, путем проведения семинаров, «круглых столов» относительно понятия «ювенальная юстиция» и ее цели, сущности, преимущества для несовершеннолетних для преодоления непонимания и непринятия данного института широкой российской общественностью.

4. Реформировать отдельные органы, входящих в систему ювенальной юстиции, в частности органы прокуратуры и адвокатуры с целью введения в их состав отдельных подразделений, либо специалистов, специализирующихся на работе с несовершеннолетними правонарушителями.

5. Принять Федеральный закон Российской Федерации «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором бы детально прописывались такие моменты, как: 1) правовая природа; 2) задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних; 3) порядок их образования; 4) полномочия; 5) порядок финансирования; 6) иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних. На этой основе усовершенствовать работу комиссий по делам несовершеннолетних, как основного органа, призванного представлять и защищать интересы несовершеннолетних в Российской Федерации.

6.Принять ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ», где предусмотреть принцип деятельности Уполномоченного, порядок назначения и освобождения от должности, его полномочия.

7.Повсеместно развивать элементы системы социальной сферы, внедрять новые социальные технологии, в частности, институт социальных работников ювенальных судов, социальных работников специализированных ювенальных юридических консультаций, специализированных сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

8.Нами предлагается модель ювенальной юстиции, где центральными органами, которые бы координировали деятельность других органов выступают Комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, ювенальный суд, ювенальная прокуратура, следственные органы по делам несовершеннолетних (рис. 1)

 
 

 

 


Рис. 1 Модель ювенальной юстиции


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.