Психологические и физиологические особенности 14-16-их учащихся — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психологические и физиологические особенности 14-16-их учащихся

2021-06-24 15
Психологические и физиологические особенности 14-16-их учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям человека. Игра, продолжающаяся до 2,5 ч, насыщена различными техническими приемами, внезапными, быстрыми перемещениями, падениями, прыжками, кувырками. Это требует всестороннего развития физических качеств волейболиста — силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. [].

Овладение техническими приемами, тактическими действиями, игровыми навыками в целом происходит при главенствующей роли высшей нервной деятельности.

К 14—16 годам формирование функций центральной нервной системы еще не завершено и продолжается в более старшем возрасте [].

Период с 14-16 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей [].

В возрасте 14 - 16 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково- подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В электрической активности мозга к 14-16 -летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма 8-12колеб./с и характерным распределением ритмической активности по поверхности коры [].

При различных видах деятельности с повышением возраста от 14 до 16 лет регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. В этом возрасте юноши еще не способны полностью перерабатывать информацию, быстро принимать решения. Но помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает у них уже взрослого уровня. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки [].

В старшем школьном возрасте в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем. Зрительная сенсорная система уже в 14-15-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. У детей в этом возрасте заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения. Улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различие цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы уже к 10 летнему возрасту соответствует взрослому уровню (около 2-4 бит/с.) У девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков. А глазомер выражен хуже. Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Это в свою очередь, повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма [].

К 15-16-летнему возрасту завершается созревание слуховой сенсорной системы главным образом ее коркового отдела. В этом возрасте у детей резко снижаются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000Гц). Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух. К 16 - летнему возрасту повышается точность оценки протяженности звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов, что имеет важное значение для формирования чувства времени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.

К 15—16 годам достигает высокого развития способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений, улучшается координация движений. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Однако при обучении детей на­до создавать условия, облегчающие овладение движениями, устра­няющие какие-либо помехи.

Двигательные функции в основном достигают высокого уровня развития к 15 - 16 годам. Некоторые же показатели функциональной зрелости двигательного аппарата развиваются в полной мере только к 15—16 годам.

Основные показатели быстроты движений достигают высокого уровня к 16 годам. Это характерно для скрытого периода дви­гательной реакции, скорости и частоты движений. Принято считать, что возраст от 15 до 16 лет наиболее благоприятен для развития быстроты.

С возрастом увеличивается мышечная сила. Наибольший прирост и увеличение мышечной силы приходится на 15—16лет. К 17— 18 годам максимальная сила приближается к уровню развития ее у взрослых. К 15 годам наблюдается скачок в развитии силы. После 15 - 16 лет происходит резкое увеличение абсолютной мышечной силы, а в 15—16 абсолютной и относительной силы.

Сила мышц в разгибательных движениях значительно превосходит мышечную силу в сгибательных движениях, что следует учитывать в работе с юными волейболистами. В возрасте 15—16 лет уже появляются благоприятные возможности для целенаправленного развития мышечной силы, в том числе с помощью отягощений.

Для решения специальных задач подготовки волейболистов особое значение имеют скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы. Уровень скоростно-силовых качеств достигает наибольших показателей к 17—18 годам, при этом в 15 - 16 лет наблюдается своеобразный скачок.

Результаты исследований и опыт передовых тренеров свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие выносливости следует начинать с 14 - 15 лет. При этом надо стремиться решать эту задачу в единстве с развитием других двигательных качеств. С этих позиций в занятиях особое внимание целесообразно уделять развитию специальной выносливости: скоростной, прыжковой, игровой, к скоростно-силовым усилиям.

Юноши старших классов отличаются высоким развитием ловкости, что необходимо использовать в работе с юными волейболистами. Упущенные здесь возможности восполнить очень трудно.

Возраст 15 – 16 лет является очень сложным периодом. Появляются признаки полового созревания, что сказываетсяна показателях физического развития. Рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище. Это накладывает отпечаток на пропорцию тела и отражается на выполнении упражнений. Значительно изменяется костно-мышечная система, интенсивно идет процесс окостенения скелета. Развитие скелета, мышц, сухожилий и связок к 15—16 годам достигает уровня, обеспечивающего возможность правильного овладения технике волейбола.

Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, электрической активности мозга, слуховых сенсорных качеств, двигательных, физических качеств создает благоприятные условия для успешного осуществления специализированных занятий по волейболу начиная с 15 - 16 лет [].


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.