История возникновения связующего игрока — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История возникновения связующего игрока

2021-06-24 28
История возникновения связующего игрока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В практике волейбола в настоящее время прочно утвердился термин «связующий игрок». Действия этого игрока предопределены игровой функцией — поддерживать и осуществлять связь между обороной и атакой. Мы настолько привыкли к роли связующего, что и представить команду без него не можем. Даже далеко не классные команды играют как по нотам. Смотришь и удивляешься: все известно на много ходов вперед, все выверено до сантиметра.

Как отмечает ветеран волейбола профессор (Д. Федоров), все это рождалось в творческих муках. В двадцатые годы игра, по существу, сводилась к тому, чтобы хоть как-нибудь, чаще одним ударом, перебить мяч на другую сторону. Каждый стремился, что называется, проявить свою прыть. Однако так продолжалось недолго. Счастливый случай помог волейболу обрести четкость взаимодействий. Очевидец первых волейбольных баталий и первый председатель Всесоюзной секции волейбола (А. Поташник) вспоминал, что в двадцатые годы игроком и тренером сборной команды Москвы был гимнаст, волейболист и музыкант (Михаил Кочержинский). Как музыканту ему, видимо, было понятнее, что такое слаженный ансамбль. Кочержинский ввел на площадке четкую игровую дисциплину, разработал систему распасовок: игроки знали, кто принимает мяч, куда его направить и кто должен завершать взаимодействия. В ту пору это было подлинное новаторство. Конечно, с нынешней организацией игры эти изменения не сравнить, но лиха беда начало. Так счастливый случай ускорил закономерный процесс развития игры и положил начало появлению целой плеяды прославленных мастеров второй передачи.

В тридцатые годы на ролях пасовщиков, как их тогда называли, закреплялись игроки, виртуозно выполнявшие защитные действия. Это заслуженные мастера спорта (А. Соколов, А. Якушев, А. Эйнгорн).

В сороковые годы на этих «должностях» больших успехов достигли (В. Васильчиков, Н. Михеев, С. Нефедов, В. Саввин). С именами этих замечательных мастеров неразрывно связаны и первые выдающиеся победы советских волейболистов на крупнейших международных соревнованиях. Они и были первыми. У них учились сегодняшние мастера, признанные диспетчеры отечественного и мирового волейбола.

В пятидесятые годы ряды связующих пополнили (В. Гайлит, Е. Кошелев, М. Крылов, Т. Смольянинов, С. Щербаков, Л. Стрельникова). Появляются мастера, в полной мере соответствующие роли диспетчера, - (Г. Мондзолевский, Ю. Поярков, А. Рыжова). Профессора паса, как тогда их называли, они вписали яркую страницу в историю этой игровой роли.

Шестидесятые годы характерны появлением плеяды замечательных мастеров второй передачи, отличавшихся ярким индивидуальным дарованием: Г. Гайковой, А. Цирков, П. Райг, Ю. Венгеровский, В. Калачихин, В. Михальчук, В. Мокрушев, Ж. Саурамбаев, Б. Терещук, Л. Булдакова, Л. Михайловская, В. Виноградова, Н. Абрамова, Т. Родионова.

В семидесятые годы эстафету связующей игры приняли Ю. Старунский, В. Домани, В. Зайцев, В. Кривов, Г. Леонтьева, Л. Берген, Т. Гонобоблева, Е. Назаренко, Н. Мурадян, Л. Логинова. Сегодня многие из них завершают свой спортивный путь. Однако своей виртуозной игрой ветераны не только по-прежнему радуют сердца своих поклонников, но и демонстрируют образец высокого спортивного мастерства, благодаря которому нашим волейболистам удалось покорить самые высокие вершины. По-прежнему в строю диспетчеры № 1 семидесятых В. Зайцев и Л. Логинова. Нашим молодым спортсменам есть у кого учиться и на кого равняться.

Развитие волейбола в шестидесятые годы характеризовалось значительным усилением атакующей мощи команд. Этому во многом способствовала атлетическая подготовка спортсменов. Извечный спор «брони» и «снаряда» явно склонился в пользу атаки, так как пассивному противодействию защиты (блок на своей стороне площадки) не под силу оказалось сдерживать возросший натиск нападения. Вполне естественно, что при построении игровых действий в таком случае отпадала необходимость поисков сложных решений. Это в большинстве случаев приводило к упрощенной организации игровых действий в расчете на силу удара. Волейбол стал терять свою зрелищность. Исчезли привычные хитроумные замыслы игроков, так полюбившиеся миллионам поклонников волейбола во многих странах мира. «Рациональный волейбол» - часто можно было услышать или прочитать в то время, хотя заметим, что «рацио» значит «разум» и, таким образом, не вполне характеризовало реальное положение вещей.

В 1964 г. по предложению Федерации волейбола СССР были введены изменения в правила игры, разрешающие блокирующим переносить руки через сетку на сторону противника. С изменением правил (они вошли в действие в 1965 г.) действия нападающих игроков в значительной степени затруднились. Возникла необходимость в такой передаче для нападающего удара, которая позволяла бы завершить его без противодействия блокирующих игроков соперника или по крайней мере против одного блока.

Однако точная и своевременная передача с учетом быстро меняющихся игровых ситуаций и индивидуальных особенностей нападающих оказалась под силу не каждому передающему. Потребовались игроки нового плана - диспетчерского, а их отсутствие, особенно поначалу, породило настоящую проблему. Между тем атакующие действия стремительно развивались, но теперь уже как следствие борьбы с активной защитой.

По мнению специалистов, это повлекло за собой существенные изменения в содержании игры, в первую очередь значительно повысилась роль четкой организации тактических действий. Ища выход из создавшегося положения, тренеры начали привлекать опытных игроков, утративших со временем необходимые качества нападающих (быстроту, прыгучесть, выносливость). Однако, как свидетельствуют факты того времени, такой шаг не только не способствовал решению проблемы, а, наоборот, положил начало вредной практике переквалификации игроков, зачастую не отвечающих необходимым требованиям сложной игровой роли.

Уже первые серьезные испытания (чемпионат мира 1966 г.) показали, что удельный вес игровых действий связующих игроков значительно возрос, а роль их в организации тактических действий стала решающей.

В дальнейшем развитие волейбола в нашей стране и за рубежом характеризовалось активным поиском наиболее оптимального использования возможностей связующих игроков. Тем тренерам, которые предпочитали сложное построение игровых действий при доминирующей роли диспетчера, как правило, сопутствовал успех. Но главное в том, что выиграл сам волейбол. Игра стала еще более динамичной и привлекательной. Неудачи советских волейболистов в крупнейших международных соревнованиях семидесятых годов и медленный рост мастерства даже сильнейших в прошлом команд страны обусловили необходимость специального исследования проблемы связующего игрока. На первый взгляд кажется, что пути ее решения довольно определенны: необходимо энергичнее готовить игроков этого амплуа.

Сегодня универсальность подготовки связующего не вызывает сомнений. Однако ее место и задачи в учебно-тренировочном процессе, с учетом специфики игры, требовали детального анализа. Но главным, что предстояло изучить, были содержание игровой функции диспетчера и его психофизиологические особенности. Другими словами, следовало выяснить, каким должен быть волейболист этого амплуа и где тот эталон, к которому должны стремиться тренеры и спортсмены в своей работе.

В процессе поиска ответов на эти и многие другие вопросы были определены три основных этапа. На первом изучался опыт работы специалистов, тренеров и спортсменов (по данным анкетного опроса и 11 бесед), на втором анализировались особенности игровой деятельности связующего, на третьем оценивался уровень развития специальных физических качеств и психофизиологических функций диспетчера.

Российских и зарубежных специалистов и тренеров, а также спортсменов интересовали три главных вопроса: какова роль связующего игрока в современном волейболе и сохранится ли эта игровая функция в будущем? какими качествами должен обладать спортсмен этой специализации? когда и как готовить волейбольного диспетчера?

В первом вопросе тренеры были единодушны: добиться высокой организации командных тактических действий без связующих игроков практически невозможно. Другое дело, как отмечали некоторые тренеры, по мере развития волейбола грань между различными амплуа в команде будет стираться. И все же без полноценных мастеров связующей игры волейбол потеряет зрелищность, игра превратится в самодеятельность без четкого стратегического плана. Ведь благодаря хитроумным, дальновидным задумкам, подчеркивал заслуженный тренер Болгарии М. Караиванов, волейбол приближается к оригинальному творчеству, к искусству.

Какими качествами должны отличаться связующие игроки? Точная и мягкая передача мяча, тонкое понимание игровой ситуации, сообразительность, быстрота реакции, самообладание, развитое периферическое зрение. Как видно из табл. 1, больших различий в оценке специалистов и спортсменов нет.

Обращает на себя внимание и роль общей физической подготовки. Если учесть, что многие команды комплектуются по принципу 5+1 (пять нападающих и один связующий), то универсальная физическая подготовка для связующего - важная гарантия стабильной игры. Нетрудно прийти к заключению, что, обладая такими качествами, диспетчер будет хозяином в самой трудной игровой ситуации, особенно в напряженные моменты игры, порой решающие исход состязания.

Таблица 1. Качественные особенности связующих игроков (по данным экспертной оценки тренеров и спортсменов)

Качества Тренеры, % Спортсмены, %
Техника второй передачи 37,5 42,3
Тактическое мышление 42,5 38,4
Периферическое зрение 40,0 32,6
Волевые качества 28,8 13,8
Ориентировка 25,0 14,5
Быстрота реакции 21,2 15,8
Разносторонняя физическая подготовка 19,0 11,7
Лидерство 12,5 25,2
Коммуникабельность 11,7 9,5

В большинстве случаев тренеры отдают предпочтение связующим высокого роста, владеющим нападающим ударом левой рукой с места и обладающим хорошими навыками блокирования. Некоторые же на первый план выдвигают тактическое мышление диспетчера, его реактивные качества. Как видим, полного единства взглядов у специалистов нет.

Заслуживает особого внимания мнение одного из лучших связующих отечественного волейбола Георгия Мондзолевского: «Связующий в моем представлении - это высокорослый, прыгучий, резкий, быстро передвигающийся по площадке спортсмен с отличной реакцией и идеальным чувством мяча, умеющий атаковать и блокировать. Но главное - в совершенстве владеющий искусством второй передачи мяча, умеющий видеть и понимать все тонкости игры, принявший умом и сердцем главную формулу нашей игры: все начинается с паса!».

Подготовка связующего игрока

Подготовка волейболистов-связующих – это сложный многолетний процесс. Поэтому успешное решение задач подготовки предполагает четкое планирование учебно-тренировочной работы. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса, выбрать направление деятельности, эффективные средства и методы.

Практика работы и научные исследования показывают, что период собственно подготовки связующего игрока составляет 5–7 лет (от этапа определения функции до этапа завершения развития мастерства). Процесс подготовки связующего в целом можно условно разделить на четыре этапа: начальной подготовки, отбора и специализации, развития и совершенствования мастерства, стабилизации мастерства (рис. 1). Для более эффективного воздействия средств на отдельные стороны подготовки целесообразно выделять подэтапы. В первом этапе – подэтап выявления качественных особенностей, в третьем – подэтап усиления процесса специализации, в четвертом – подэтап поиска и развития резервных возможностей связующего. Каждому этапу присущи определенные направления, задачи и средства.

Первый этап начальной спортивной подготовки основывается на главном принципе системы физического воспитания – всестороннем гармоническом развитии личности. Как мы уже говорили, этот принцип выражает генеральную направленность всей системы коммунистического воспитания, необходимость целеустремленно сочетать различные стороны воспитания в любой педагогической деятельности. Диалектика взаимосвязи видов воспитания такова, что если игнорировать ее, обесценится общественно полезный эффект вида воспитания. Особо важно в этой взаимосвязи соединение обучения с нравственным воспитанием.

 

I этап Формирование двигательных способностей 11 -14 лет

1-й подэтап Выявление качественных особенностей 13-14 лет

II этап Отбор, специализация 15-16 лет

III этап Развитие и совершенствование мастерства 17-22 лет

2-й подэтап Усиление процесса специализации 21-22 года

IV этап Стабилизация мастерства 23-28 лет

3-й подэтап Поиск и развитие резервных возможностей 27-28 лет

 

Одним из основных условий реализации принципа всестороннего развития является использование таких средств и методов, какие гарантировали бы направленность развития всех основных физических качеств человека, содействовали бы полному выявлению индивидуальных физических способностей и создавали бы достаточно богатый фонд жизненно важных двигательных умений и навыков.

Всестороннее физическое развитие, помимо всего прочего, целесообразно потому, что соответствует эволюционно сложившемуся биологическому статусу организма и расширяет возможности его адаптации к разнообразным, постоянно меняющимся требованиям внешней среды. (П.Ф. Лесгафт) отмечал, что только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы. Таким образом, принцип всестороннего развития в процессе первого этапа подготовки юных волейболистов учитывает вполне определенные закономерности как социального, так и естественного характера.

Конкретные задачи и содержание подготовки первого этапа с учетом специфики волейбола в равной мере применительны ко всем занимающимся 10–12 лет. Универсальная постановка задач и выбор средств на данном этапе исключает какое-либо деление игроков по функциям.

Ведущими задачами на этапе специализации являются:

1. Повышение уровня физической подготовленности.

2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

3. Прочное овладение основами техники и тактики игры.

4. Создание предпосылок (базовой основы) для развития и совершенствования способностей связующего.

Эти задачи вытекают из общих закономерностей многолетней подготовки юных волейболистов.

Вся особенность работы на данном этапе заключается в том, что решение четвертой задачи приобретает с этого момента целенаправленный характер. Учитывая, что первые трудные задачи вытекают из общих принципов, остановимся на содержании и характеристике средств четвертой. Приступая к разработке средств (упражнений) с целью их направленного влияния на развитие отмеченных качеств и способностей связующего, необходимо в основу их подбора и взаимосвязи взять системный принцип. Такой подход позволит учесть и увязать сложные и на первый взгляд разноплановые задачи: принципы формирования двигательного навыка, специфику волейбола и логику поэтапной периодизации учебно-тренировочного процесса. С учетом этого вся работа будет строиться в такой последовательности: 1. Воспитание специальных качеств и способностей (средства СФП). 2. Овладение основой навыка второй передачи мяча. 3. Соединение качеств и способностей с основой навыка второй передачи (взаимосвязь качеств и навыка). 4. Воспитание тактических умений в процессе совершенствования навыка второй передачи мяча (взаимосвязь техники и тактики). 5. Доведение навыка второй передачи до совершенства. 6. Обучение тактическим действиям при второй передаче мяча в индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении. Связующим звеном во всей работе является формирование общетеоретических и специальных знаний. Сюда относятся не только знания общих принципов построения взаимодействий, но и знания, обеспечивающие четкое представление действий в наиболее типичных ситуациях игры с учетом конкретных задач, особенностей партнеров по команде и противника. Достижение единства всех сторон подготовки осуществляется в учебных, контрольных играх и соревнованиях. Основным средством специальной физической подготовки являются, как известно, подготовительные упражнения, задача которых состоит в развитии физических способностей, специфических для игры в волейбол и игровой функции связующего. По способу выполнения они могут быть разделены на упражнения без предметов и с предметами (мячи набивные, баскетбольные, футбольные, резиновые амортизаторы и т.п.). Важное значение имеют специально подобранные эстафеты, в которых вырабатываются навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротой реакции, ориентировки и другими важными качествами, обеспечивающими своевременный выход связующего к месту действия и их последующий успех (правильность передач, их точность и своевременность). Особое место в специальной физической подготовке связующих отводится воспитанию скоростно-силовых качеств – силы и быстроты. Быстрота, как известно, качество комплексное. Его составляют быстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Это обстоятельство, а также специфика функции связующего обусловливает методические приемы и подбор средств для решения двух основных задач: воспитания быстроты двигательной реакции и способностей, определяющих скорость движений. Для решения первой задачи рекомендуется использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменение условий, в которых происходит двигательная деятельность. Эффективны здесь средства, в которых предполагается выполнение различных заданий в ответ на зрительные (в меньшей мере слуховые) сигналы. Причем преимущественными ответными действиями на сигнал должны быть изменения направления действий. Это же относится и к выполнению имитационных движений и действий. Для решения второй задачи подбирают упражнения, которые включали бы движения и действия, выполняемые с предельной и околопредельной (в зависимости от контингента занимающихся) скоростью. Решению этой задачи в наибольшей степени отвечают бег на скорость из различных исходных положений (до 10 м), с резким изменением направления, с одновременным выполнением игровых приемов. В связи с тем, что в волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от которой во многом зависит эффективность выполнения технических приемов (высота и внезапность прыжка, дальность и своевременность передач и т.д.), нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных на развитие силы мышц и скорости их сокращения. Сюда должны входить упражнения с отягощением (малым – для выполнения с максимальной скоростью и с относительно большим, главным образом общим), прыжковые упражнения (в том числе и с отягощением) – метод статико-динамического развития прыгучести, а также специальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническими приемами игры. Поскольку быстрота – качество комплексного характера, здесь незаменимы специально подобранные эстафеты. В целом все упражнения, направленные на развитие физических способностей связующего, можно выделить в следующие группы: 1. Для воспитания быстроты перемещения. 2. Для воспитания быстроты ответных действий. 3. Для воспитания силы мышц, участвующих в выполнении основного игрового приема – передачи мяча. 4. Для воспитания силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающих ударов. 5. Для воспитания прыгучести. Техническая подготовка связующего определяет успех применения сложных тактических действий в игре. Иными словами, чем выше индивидуальное техническое мастерство диспетчера, тем большими тактическими возможностями он располагает. Отсюда следует, что техническая и тактическая подготовка связующего находится в органическом единстве. Следовательно, это должно найти свое выражение в организации учебного процесса и особенно во время выполнения подготовительных и подводящих упражнений (движения и действия в ответ на изменение условий). При этом в основу технической подготовки связующего должны быть положены упражнения, способствующие воспитанию универсальных двигательных навыков, что позволяет эффективно и правильно выполнять технические приемы в игре. Тактическая подготовка предполагает постепенное усложнение условий действий, начиная с индивидуальных упражнений в стандартных положениях и далее во взаимодействии с нападающими игроками – в звеньях (линиях) и в составе команды. Основное внимание здесь уделяют тому, чтобы формирование тактических умений осуществлялось в тесной взаимосвязи с совершенствованием техники владения мячом. Дальнейшее развитие тактических умений проходит в процессе совершенствования тактических действий в индивидуальных, групповых и командных игровых упражнениях, а также в учебных, контрольных играх и соревнованиях. Теоретическая подготовка на этом этапе включает ряд мероприятий, последовательное проведение которых способствует, во-первых, освоению и расширению общетеоретических и специальных знаний (закономерности построения игровых действий с учетом пространственно-временных параметров) и, во-вторых, выработке четких представлений о действиях с учетом конкретных (типичных) игровых условий, задач в игре, партнеров по команде и соперника. Фундаментом теоретической подготовки должно служить знание наиболее общих положений игровой деятельности («законов»), вытекающих из особенностей игры и функции связующего игрока.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.