Толщина шва, параметр «10 рядов с 10 швами» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Толщина шва, параметр «10 рядов с 10 швами»

2021-06-24 63
Толщина шва, параметр «10 рядов с 10 швами» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Толщина шва на протяжении от XVII к XIX в. в среднем уменьшается (табл. 28). Однако этот параметр в силу значительной нестабильности признака не может служить источником надежной Датировки, ибо в XVII в. он порой составлял 13 мм, а в конце XVIII и в XIX вв. — около 20 мм. Детальное обследование значительного числа кладок показало, что представление о чрезмерно большой ширине шва в XVII в. несет в себе весомый элемент преувеличения. За счет затирки скругленных ребер кирпича толщина шва может казаться на 1,0—1,5—2,0 см больше истинной, поэтому для установления размера не только толщины шва, но и кирпича в кладках XVII в. швы желательно углублять на 1—2 см.

Величина параметра «10 рядов с 10 швами» зависит на 60% от толщины кирпича и в значительно меньшей степени — на 23% — от толщины шва.

Способы изготовления кирпича

Формованный кирпич, применявшийся до первых десятилетий XIX в., имел деформированные грани, скругленные ребра и обтекаемые углы. Это объясняется тем, что оставшаяся в форме от предыдущих забивок глина смягчала ребра кирпича.

Кроме того, износ форм приводил к деформации их стенок и, как следствие, деформации граней кирпича.

В начале XIX в. неоднократно предпринимались попытки сменить ручной способ производства кирпича машинным. В 1840-х годах машинное производство почти полностью вытеснило ручное. С изменением способа изготовления кирпича изменился и его внешний облик: ребра стали жесткими и прямолинейными, грани более гладкими и ровными.

Таким образом, по этим признакам можно визуально отнести кирпич к тому или иному периоду. Однако в этом случае визуальная датировка требует определенного навыка, поэтому следует руководствоваться указанными признаками с особой осторожностью.

Конкретные значения параметров кирпичных кладок Москвы с XVI в. по начало XX в. (см. в табл. 30).

Размеры кирпича

Значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о размерах — длине, ширине и высоте кирпичей.

Кирпич первых кирпичных сооружений в России X—XII вв. (плинфа) в плане был более приближен к квадрату, нежели более поздний брусковый кирпич. Строения Киева X—XI вв. могли иметь плинфу с габаритами: 310x300x25, 340x270x40, 376x285x31 мм.

В XIII—XIV вв. начинают строить из брускового (брусчатого) кирпича. До XVI в. его размеры были различны, причем кирпич большой руки мог иметь различные размеры в разных регионах (250x220x40, 280x153x65, 270x147x67). Кирпич малой руки, который в Москве носит название «алевизовский», в первой половине XVI в. имел размеры около (215(220)х105(115)х51(54)).

В конце XVI в. была предпринята попытка упорядочения габаритов кирпича с одновременным их укрупнением. Примеры габаритов большемерного кирпича, просуществовавшего в центральной России примерно до середины XVIII века, приведены в таблице 30.

Таблица 30
Конкретные значения параметров кирпичных кладок Москвы с XVI в. по начало XX в.

Дата кирпичной кладки

«10 рядов с 10 швами», см

Размеры кирпича, мм

длина ширина высота толщина шва
1498 г. 84 273 147 67 17
Вторая четверть XVI в. 68 228 105 51 17
Вторая четверть XVI в. 72 215 115 54 18
1640-е годы 103 306 144 82 21
1645—47 годы 89 298 143 74 25
Третья четверть XVII в. 95 300 145 78 17
1693 г. 91 295 145 79 13
Конец XVII — начало XVIII вв. 101 295 146 80 21
1709—14 годы 98 290 145 80 18
Первая четверть XVIII в. 84 272 118 69 15
Первая четверть XVIII в. 100 299 145 80 20
Первая половина XVIII в. 99 295 146 85 14
Середина XVIII в. 78 245 110 66 12
Середина XVIII в. 89 242 110 64 25
Середина XVIII в. 100 272 124 76 24
1750—1760-е годы 98 279 119 79 20
1758 —70-е годы 107 265 124 80 27
1760 г. 90 259 122 74 16
1762—1870-е годы 96 269 117 81 15
1763—1767 годы 91 262 119 76 15
1766—1768 годы 77 260 135 60 17
1776 г. 75 253 123 65 10
1776 г. 77 274 J33 66 11
1777-1788 годы 80 249 131 65 15
1780-е годы 78 270 135 65 13
Т780-е годы 74 264 121 65 9
1784 г. 72 266 130 61 11
1784 г. 81 250 117 65 11
1780—1790-е годы 71 257 139 59 12
1790-е годы 81 242 115 68 13
1792 г. 70 260 130 55 15
1796—1801 гг. 77 245 115 65 12
1803 г. 75 263 124 61 14
1815 г 80 242 118 68 12
1816 г. 76 235 116 64 12
1816 г. 80 237 113 65 15
1817 г. 77 240 112 65 12
1817 г. 75 236 108 66 9
1818 г. 82 233 115 68 13
1820 г. 76 238 110 65 11
1821 г. 80 239 114 64 16
1822 г. 79 240 115 68 11
1823 г. 80 245 112 68 12
1825—26 годы 77 240 10 65 12
1825 г. 80 238 110 64 16
1824—1826 годы 80 255 115 68 12
1826 г. 83 233 112 70 13
До 1827 г. 79 240 110 65 14
1829 — 31 годы 80 230 108 70 10
1831 г. 84 239 107 73 11
1832 г. 81 238 109 69 12
1833 г. 84 240 110 70 14
1834 г. 90 240 105 75
1835 г. 84 238 108 66 18
1844 г. 77 263 130 63 14
1844 г. 78 266 128 69 19
1845 г. 75 260 123 62 13
1845 г. 79 255 127 68 11
1845 г. 78 255 122 65 13
1848 г. 76 260 130 65 10
1845—1849 гг. 78 258 125 64 14
1845—49 годы 74 258 125 64 10
1850-е годы 78 265 125 65 13
1859 г. 76 262 126 65 11
1861 г. 78 250 124 67 11
1864 г. 82 262 124 68 14
1860—1870-е годы 84 260 130 65 19
1889—91 годы 80 265 128 66 14
Конец XIX - начало XX в. 84 263 125 73 11
Конец XIX - начало XX в. 79 271 130 70 9
Начало XX в. 85 266 128 72 13

 

Регламентация размеров кирпича в начале XVIII века была осуществлена Петром 1 и предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 2 дюйма (7 см).

К середине XIX в. эти данные заметно изменились. И. И. Свиязев в 1833 г. писал о размерах кирпича: «Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка».

В табл. 29 сгруппированы близкие по размерам характеристики для Москвы. Они не всегда распределены строго по десятилетиям, иногда соответствуют более широким или узким хронологическим диапазонам. Основное условие для каждой группы — близость к размерам табл. 30, в которой для иллюстрации приводятся конкретные размеры кирпичей Москвы с XVI в. по начало XX в. На основании таблиц 29 и 30 можно проследить поступательную тенденцию уменьшения размеров. Причем изменение идет дискретно, скачками, с заметным разбросом. Особенно резкие скачки наблюдаются в первой половине XVIII в., в период отказа от большемера, а также в 1840-х годах, когда кирпич приобрел размеры, близкие к современному стандарту.

В период габаритной нестабильности (конец XVII — начало XIX в.) наряду с общей закономерностью изменения всех размеров в московских построениях наблюдаются особенности, характерные только для определенных периодов. В середине XVIII в. они группируются в две и даже в три (по ширине) категории. Далее, до 1790-х годов длина и ширина возрастают, а толщина уменьшается. 1790-е годы также отличаются непостоянством, после которого наступает длительный период стабилизации размеров кирпича по ширине и толщине вплоть до 1840-х годов. По отношению к длине кирпича этот период можно подразделить на две части (1790— 1812 гг. и 1812—1830 гг.), то есть до и после пожара Москвы. В течение последнего, «послепожарного» периода наблюдается самое низкое значение длины — в среднем около 24 см.

В Петербурге большемерный кирпич не применялся уже с самого начала XVIIIв. В русской провинции большемер просуществовал до XIX в.

Знаки

Наличие знаков при датировке кирпича является не решающим признаком, а скорее уточняющим, сужающим хронологический интервал.

Маркировка кирпича в России характерна как для самых ранних памятников (рис. 672.1—672.9), так и для памятников XIX в. (рис. 672.16). Существовала также техника процарапывания острым предметом знаков на поверхности кирпича от руки (рис. 672.10—672.13).

Клеймление кирпича сформировалось в особую разновидность прикладного искусства, причем клейма в процессе графического развития приобретали собственные стилевые и региональные черты, имеющие свои хронологические рамки.

Хронологически первые из обнаруженных в Москве клейм относятся к 1640-м годам. Они лишены семантического содержания и Представляют собой четырехугольную рамку — след от штампа (рис. 702.19, 702.20).

Первые изображения были анималистичны по содержанию, а по форме стилизованы и весьма наивны. Стилизованный орел скорее Напоминает насекомое, нежели хищника, а нечто схожее с единорогом символизирует образ мифического животного. Во всей истории развития московских кирпичных клейм 1650—1680 годы это, пожалуй, единственный и непродолжительный период анималистической символики (рис. 702.21—702.25).


Рис. 672. Знаки:
1—91 — маркировка плимфы XII века на памятниках архитектуры Смоленска;
10—13 — знаки. процарапанные но сырой поверхности кирпича;
10 —12 — Тверская обл., Осташковский район, строения монастыря Нилова пустынь. Вторая четверть XIX в.;
13 — Тверская обл., Торжковекий район, усадьба Василево, флигель. Первая половина XIX в.;
14 — Тульская обл., Белев, ул. Советская, 41. Начало XIX в.;
15 — Смоленск. Сторожка у ворот церкви Михаила Архангела;
16 — Калуга, ул. Вилонова, 32. Цоколь конюшни. XIX в.;
17 — Тверская обл., Торжковекий район., усадьба Василево, флигель. Конец XIX в.;
18 — Московская обл. Фаустово, Троицкий собор.

Конец XIX—XX в.;
19—298 — Клейма Москвы
19, 20 — середина XVII в.;
21—25 — 1660—1680-е годы;
26 — 1680-е годы;
27—35 — 1690— 1710-е годы;
37, 38 — первая четверть XVIII в.;
39, 40 — 1730-е годы;
41 — 43 — вторая треть XVIII в.;
44—82 — 1750-е годы;

83—97 — 1750—1760-е годы;
98—104 — 1760-с годы;
105—119 — 1770-е годы;
120—122 — 1780-е годы;
123—133 — 1780—1790-е годы;
134—151 — 1790-е годы;

152—162 — вторая половина XVIII в.;
163, 164 — последняя треть XVIII в.;
165—169 — 1800-е годы;
170—179 — 1810-е годы;
180—190 — 1810—1820-е годы;

191—201 — 1820-е годы;
202-215 — 1830-е годы;
218—220 — 1830—1840-е годы;
221—223 — 1830—1850-е годы;
224—229 — 1840-е годы;
230—236 — 1810—1840-е годы;
237—241 — вторая треть XIX в.;
242—244 — 1840--1870-е годы;
245—246 —1850-е годы;

247—248 — 1860-е годы;
249—251 — 1860—1870-е годы;
252, 253 — 1870-е годы;
254—259 — 1810—1870-е годы;
260—266 — вторая треть XIX в.;

267—278 — третья четверть XIX в.;
279—298 — 1880—1910-е годы;

291—298 — 1880—1910-е годы

 

В конце XVII в. содержание московских клейм становится буквенным и поначалу содержит только одну букву. Размеры клейм XVII в. — примерно 3x3 см. Клеймо «Д» характерно для 1680-х годов (рис. 702.26). Клейма «П» и «Н» применялись в 1690-х годах— начале XVIII в. (рис. 702.27—702.34). Однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х годов (рис. 702.39, 702.40). Примерно с этого же времени (1730—1740-е годы), когда формально уже было снято ограничение на строительство в Москве, единобуквенная символика оказалась не в состоянии обеспечить каждого предпринимателя своей буквой. Клейма в это время приобретают вторую букву. Возможности различных парных комбинационных сочетаний значительно расширили их вариантность. Количество букв в XVIII в. может доходить до трех, а иногда и больше. В 1810—1820-х годах трехбуквенные клейма уже не встречаются, они появляются начиная с 1830-х годов и имеют хождение наряду с двухбуквенными до 1870-х годов включительно. Увеличение числа букв в клейме вряд ли можно объяснить стремительностью роста числа кирпичных заводов, хотя количество их действительно росло — парных комбинаций букв русского алфавита хватило бы более чем на тысячу заводов. Скорее всего, многобуквенные клейма представляли компании с несколькими совладельцами, каждый из которых обладал своим паем в доходах предприятия.

Клейма анималистические, аббревиатурные и числовые XVII— XIX вв. обладали рядом общих свойств. Они имели незначительные размеры, поэтому ставились на тычок. До 1812 г. клеймо заключалось в рамку, которая являлась следом границ печатного торца. В период с 1812 до 1870-х годов появляется вторая, внутренняя рамка, которая, как и буквы, вырезалась на лицевой, рабочей поверхности печати. Наличие второй рамки при сохранении прежних габаритов клейма повлекло за собой уменьшение букв, измельчение изображения.

В первой четверти XIX в. клейма, несущие полное название фирмы или фамилию ее владельца, не могли вместиться на тычке, поэтому уже клеймился ложок, реже — постель.

Рельеф аббревиатурных тычковых клейм — выпуклый (он вогнут в зеркало штампа), рельеф ложковых клейм — вогнутый. Изредка встречаются аббревиатурные вогнутые клейма («КНК», «ННН»).

Кирпичи клеймились между двумя технологическими операциями: формовкой и сушкой, когда их складывали в штабеля под навес, чтобы глина подсохла.

С увеличением числа букв соответственно изменились размеры и пропорции клейма. При этом габариты клейма возрастали до определенного уровня, ограничения диктовались размерами тычка, который клеймился до 1870-х годов.

Кирпичные клейма хорошо читаются за счет рельефного характера изображения, благодаря светотеневым контрастам. Пожалуй, никакой другой способ маркировки, помимо рельефно-печатного, не смог бы дать желаемого эффекта. Специфика требований к восприятию клейм такова, что в кирпичной кладке стены или свода они должны читаться не только в упор, т. е. на уровне глаз, но и с определенного расстояния, с высоты, не доступной человеческому росту. Это условие диктовало минимальные ограничения размера букв и, как следствие, самого клейма.

Для клейм XVII—XVIII вв. характерно неаккуратное и небрежное написание букв. Поэтому не всегда можно понять и прочесть их. Нередко срабатывалась, стиралась или скалывалась сама печать, отдельные части вогнутого рельефа забивались глиной. Поэтому

изображение оттиска получалось неполным и при исследованиях его порой можно принять за другое клеймо. Если поверхность стены красили многократно, то рельеф заплывал и нивелировался. Нелегко разобрать клеймо и в тех случаях, когда на печати буквы вырезались прямым изображением и при отпечатывании становились зеркально отображенными. В XIX в. такие ошибки уже допускались крайне редко.

В первой половине XIX в. тычковые клейма приобретают четкость, строгую прямолинейность и упорядоченность (хотя сухая графичность им еще не присуща — это особенность маркировочных шрифтов конца XIX — начала XX в.).

Появившиеся в эпоху зрелого классицизма подсечки — стилевая особенность клейм этой эпохи. К середине XIX в. написания букв могли нести черты курсива, не особенно, однако, замысловатого, графически усложненные варианты нежизнеспособны в этой технике маркировки.

Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться. Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уж редко. Завод Китайцевых, например, в 1830-х годах выпускал кирпич с клеймом «ЯК» (одно из самых распространенных клейм этого времени), которое к середине XIX века сменилось буквами «КИТ». Встречаются и весьма устойчивые клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом «БАИ», буквально наводняли рынок в течение сорока лет (1840—1870 годы).

Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную либо квадратную форму. Иногда встречались и круглые клейма, например, «АС» и «ВЛ». Следует обратить внимание на возможность применения клейм одного содержания в разные периоды. Так, одно из самых распространенных клейм 1830 гг. «ФИ» вновь возникает в постройках 1860-х годов. Это не вторичное использование, — в начертании клейм разных периодов есть различие: буквы клейма 1860-х годов — с острыми подсечками.

Есть еще один тип клейма, к сожалению, здесь не представленного, именно клейма цифровые, датировочные. Например, при реставрации палат бояр Романовых на Варварке в Москве в середине прошлого века архитектор Рихтер применил кирпич, клеймо которого содержало дату реставрационных работ.

Анализ обследованного материала показал, что четверть (25%) всего числа клейм в кладках — вторичного использования. Поэтому наиболее точной следует считать комплексную датировку, на основе знакомства со всеми конструктивными, композиционными и декоративными элементами памятников.

Пренебрежение такими параметрами, как тип перевязки, способ отработки шва, вид раствора, может привести к ошибкам в связи с возможностью неоднократного использования кирпича. Так, например, юго-восточная церковная пристройка дома № 26 по ул. Н. Басманной в Москве (построена после 1834 г.) сложена из кирпича с клеймом «ГД» — самым распространенным клеймом, которое встречается на главном доме (1790 г.). Видимо, при строительстве церкви использовали кирпич из разобранных приусадебных построек. Наличие в кладке, швы которой обработаны способом «односторонняя или двусторонняя подрезка», «подскребка» и т. д., большемера с клеймами «П» и «Н», также свидетельствует о вторичном использовании кирпича, поскольку клеймам «П» и «Н» в конце XVII в. соответствовал шов, обработанный способом «затирка».


 

 

Приложение 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЖИЛОГО ДОМА

Приложение 1 написано совместно с доктором технических наук М. П. Шаповаловым. Речь здесь идет о жилых домах конца XVIII — первой половины XIX века.

 

В настоящей работе использован метод множественной корреляции, позволяющий производить многофакторный анализ с количественными характеристиками и присущей для него корректностью определения темноты внутриструктурных связей. Этот метод позволяет моделировать интерьерное пространство не только утраченных жилых домов Москвы, но и прогнозировать высоты тех строений, которые в свое время были запроектированы, но не реализованы в натуре.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.