Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-06-24 | 63 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Толщина шва на протяжении от XVII к XIX в. в среднем уменьшается (табл. 28). Однако этот параметр в силу значительной нестабильности признака не может служить источником надежной Датировки, ибо в XVII в. он порой составлял 13 мм, а в конце XVIII и в XIX вв. — около 20 мм. Детальное обследование значительного числа кладок показало, что представление о чрезмерно большой ширине шва в XVII в. несет в себе весомый элемент преувеличения. За счет затирки скругленных ребер кирпича толщина шва может казаться на 1,0—1,5—2,0 см больше истинной, поэтому для установления размера не только толщины шва, но и кирпича в кладках XVII в. швы желательно углублять на 1—2 см.
Величина параметра «10 рядов с 10 швами» зависит на 60% от толщины кирпича и в значительно меньшей степени — на 23% — от толщины шва.
Способы изготовления кирпича
Формованный кирпич, применявшийся до первых десятилетий XIX в., имел деформированные грани, скругленные ребра и обтекаемые углы. Это объясняется тем, что оставшаяся в форме от предыдущих забивок глина смягчала ребра кирпича.
Кроме того, износ форм приводил к деформации их стенок и, как следствие, деформации граней кирпича.
В начале XIX в. неоднократно предпринимались попытки сменить ручной способ производства кирпича машинным. В 1840-х годах машинное производство почти полностью вытеснило ручное. С изменением способа изготовления кирпича изменился и его внешний облик: ребра стали жесткими и прямолинейными, грани более гладкими и ровными.
Таким образом, по этим признакам можно визуально отнести кирпич к тому или иному периоду. Однако в этом случае визуальная датировка требует определенного навыка, поэтому следует руководствоваться указанными признаками с особой осторожностью.
|
Конкретные значения параметров кирпичных кладок Москвы с XVI в. по начало XX в. (см. в табл. 30).
Размеры кирпича
Значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о размерах — длине, ширине и высоте кирпичей.
Кирпич первых кирпичных сооружений в России X—XII вв. (плинфа) в плане был более приближен к квадрату, нежели более поздний брусковый кирпич. Строения Киева X—XI вв. могли иметь плинфу с габаритами: 310x300x25, 340x270x40, 376x285x31 мм.
В XIII—XIV вв. начинают строить из брускового (брусчатого) кирпича. До XVI в. его размеры были различны, причем кирпич большой руки мог иметь различные размеры в разных регионах (250x220x40, 280x153x65, 270x147x67). Кирпич малой руки, который в Москве носит название «алевизовский», в первой половине XVI в. имел размеры около (215(220)х105(115)х51(54)).
В конце XVI в. была предпринята попытка упорядочения габаритов кирпича с одновременным их укрупнением. Примеры габаритов большемерного кирпича, просуществовавшего в центральной России примерно до середины XVIII века, приведены в таблице 30.
Таблица 30
Конкретные значения параметров кирпичных кладок Москвы с XVI в. по начало XX в.
Дата кирпичной кладки | «10 рядов с 10 швами», см | Размеры кирпича, мм | |||
длина | ширина | высота | толщина шва | ||
1498 г. | 84 | 273 | 147 | 67 | 17 |
Вторая четверть XVI в. | 68 | 228 | 105 | 51 | 17 |
Вторая четверть XVI в. | 72 | 215 | 115 | 54 | 18 |
1640-е годы | 103 | 306 | 144 | 82 | 21 |
1645—47 годы | 89 | 298 | 143 | 74 | 25 |
Третья четверть XVII в. | 95 | 300 | 145 | 78 | 17 |
1693 г. | 91 | 295 | 145 | 79 | 13 |
Конец XVII — начало XVIII вв. | 101 | 295 | 146 | 80 | 21 |
1709—14 годы | 98 | 290 | 145 | 80 | 18 |
Первая четверть XVIII в. | 84 | 272 | 118 | 69 | 15 |
Первая четверть XVIII в. | 100 | 299 | 145 | 80 | 20 |
Первая половина XVIII в. | 99 | 295 | 146 | 85 | 14 |
Середина XVIII в. | 78 | 245 | 110 | 66 | 12 |
Середина XVIII в. | 89 | 242 | 110 | 64 | 25 |
Середина XVIII в. | 100 | 272 | 124 | 76 | 24 |
1750—1760-е годы | 98 | 279 | 119 | 79 | 20 |
1758 —70-е годы | 107 | 265 | 124 | 80 | 27 |
1760 г. | 90 | 259 | 122 | 74 | 16 |
1762—1870-е годы | 96 | 269 | 117 | 81 | 15 |
1763—1767 годы | 91 | 262 | 119 | 76 | 15 |
1766—1768 годы | 77 | 260 | 135 | 60 | 17 |
1776 г. | 75 | 253 | 123 | 65 | 10 |
1776 г. | 77 | 274 | J33 | 66 | 11 |
1777-1788 годы | 80 | 249 | 131 | 65 | 15 |
1780-е годы | 78 | 270 | 135 | 65 | 13 |
Т780-е годы | 74 | 264 | 121 | 65 | 9 |
1784 г. | 72 | 266 | 130 | 61 | 11 |
1784 г. | 81 | 250 | 117 | 65 | 11 |
1780—1790-е годы | 71 | 257 | 139 | 59 | 12 |
1790-е годы | 81 | 242 | 115 | 68 | 13 |
1792 г. | 70 | 260 | 130 | 55 | 15 |
1796—1801 гг. | 77 | 245 | 115 | 65 | 12 |
1803 г. | 75 | 263 | 124 | 61 | 14 |
1815 г | 80 | 242 | 118 | 68 | 12 |
1816 г. | 76 | 235 | 116 | 64 | 12 |
1816 г. | 80 | 237 | 113 | 65 | 15 |
1817 г. | 77 | 240 | 112 | 65 | 12 |
1817 г. | 75 | 236 | 108 | 66 | 9 |
1818 г. | 82 | 233 | 115 | 68 | 13 |
1820 г. | 76 | 238 | 110 | 65 | 11 |
1821 г. | 80 | 239 | 114 | 64 | 16 |
1822 г. | 79 | 240 | 115 | 68 | 11 |
1823 г. | 80 | 245 | 112 | 68 | 12 |
1825—26 годы | 77 | 240 | 10 | 65 | 12 |
1825 г. | 80 | 238 | 110 | 64 | 16 |
1824—1826 годы | 80 | 255 | 115 | 68 | 12 |
1826 г. | 83 | 233 | 112 | 70 | 13 |
До 1827 г. | 79 | 240 | 110 | 65 | 14 |
1829 — 31 годы | 80 | 230 | 108 | 70 | 10 |
1831 г. | 84 | 239 | 107 | 73 | 11 |
1832 г. | 81 | 238 | 109 | 69 | 12 |
1833 г. | 84 | 240 | 110 | 70 | 14 |
1834 г. | 90 | 240 | 105 | 75 | — |
1835 г. | 84 | 238 | 108 | 66 | 18 |
1844 г. | 77 | 263 | 130 | 63 | 14 |
1844 г. | 78 | 266 | 128 | 69 | 19 |
1845 г. | 75 | 260 | 123 | 62 | 13 |
1845 г. | 79 | 255 | 127 | 68 | 11 |
1845 г. | 78 | 255 | 122 | 65 | 13 |
1848 г. | 76 | 260 | 130 | 65 | 10 |
1845—1849 гг. | 78 | 258 | 125 | 64 | 14 |
1845—49 годы | 74 | 258 | 125 | 64 | 10 |
1850-е годы | 78 | 265 | 125 | 65 | 13 |
1859 г. | 76 | 262 | 126 | 65 | 11 |
1861 г. | 78 | 250 | 124 | 67 | 11 |
1864 г. | 82 | 262 | 124 | 68 | 14 |
1860—1870-е годы | 84 | 260 | 130 | 65 | 19 |
1889—91 годы | 80 | 265 | 128 | 66 | 14 |
Конец XIX - начало XX в. | 84 | 263 | 125 | 73 | 11 |
Конец XIX - начало XX в. | 79 | 271 | 130 | 70 | 9 |
Начало XX в. | 85 | 266 | 128 | 72 | 13 |
|
Регламентация размеров кирпича в начале XVIII века была осуществлена Петром 1 и предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 2 дюйма (7 см).
К середине XIX в. эти данные заметно изменились. И. И. Свиязев в 1833 г. писал о размерах кирпича: «Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка».
В табл. 29 сгруппированы близкие по размерам характеристики для Москвы. Они не всегда распределены строго по десятилетиям, иногда соответствуют более широким или узким хронологическим диапазонам. Основное условие для каждой группы — близость к размерам табл. 30, в которой для иллюстрации приводятся конкретные размеры кирпичей Москвы с XVI в. по начало XX в. На основании таблиц 29 и 30 можно проследить поступательную тенденцию уменьшения размеров. Причем изменение идет дискретно, скачками, с заметным разбросом. Особенно резкие скачки наблюдаются в первой половине XVIII в., в период отказа от большемера, а также в 1840-х годах, когда кирпич приобрел размеры, близкие к современному стандарту.
В период габаритной нестабильности (конец XVII — начало XIX в.) наряду с общей закономерностью изменения всех размеров в московских построениях наблюдаются особенности, характерные только для определенных периодов. В середине XVIII в. они группируются в две и даже в три (по ширине) категории. Далее, до 1790-х годов длина и ширина возрастают, а толщина уменьшается. 1790-е годы также отличаются непостоянством, после которого наступает длительный период стабилизации размеров кирпича по ширине и толщине вплоть до 1840-х годов. По отношению к длине кирпича этот период можно подразделить на две части (1790— 1812 гг. и 1812—1830 гг.), то есть до и после пожара Москвы. В течение последнего, «послепожарного» периода наблюдается самое низкое значение длины — в среднем около 24 см.
|
В Петербурге большемерный кирпич не применялся уже с самого начала XVIIIв. В русской провинции большемер просуществовал до XIX в.
Знаки
Наличие знаков при датировке кирпича является не решающим признаком, а скорее уточняющим, сужающим хронологический интервал.
Маркировка кирпича в России характерна как для самых ранних памятников (рис. 672.1—672.9), так и для памятников XIX в. (рис. 672.16). Существовала также техника процарапывания острым предметом знаков на поверхности кирпича от руки (рис. 672.10—672.13).
Клеймление кирпича сформировалось в особую разновидность прикладного искусства, причем клейма в процессе графического развития приобретали собственные стилевые и региональные черты, имеющие свои хронологические рамки.
Хронологически первые из обнаруженных в Москве клейм относятся к 1640-м годам. Они лишены семантического содержания и Представляют собой четырехугольную рамку — след от штампа (рис. 702.19, 702.20).
Первые изображения были анималистичны по содержанию, а по форме стилизованы и весьма наивны. Стилизованный орел скорее Напоминает насекомое, нежели хищника, а нечто схожее с единорогом символизирует образ мифического животного. Во всей истории развития московских кирпичных клейм 1650—1680 годы это, пожалуй, единственный и непродолжительный период анималистической символики (рис. 702.21—702.25).
Рис. 672. Знаки:
1—91 — маркировка плимфы XII века на памятниках архитектуры Смоленска;
10—13 — знаки. процарапанные но сырой поверхности кирпича;
10 —12 — Тверская обл., Осташковский район, строения монастыря Нилова пустынь. Вторая четверть XIX в.;
13 — Тверская обл., Торжковекий район, усадьба Василево, флигель. Первая половина XIX в.;
14 — Тульская обл., Белев, ул. Советская, 41. Начало XIX в.;
15 — Смоленск. Сторожка у ворот церкви Михаила Архангела;
16 — Калуга, ул. Вилонова, 32. Цоколь конюшни. XIX в.;
17 — Тверская обл., Торжковекий район., усадьба Василево, флигель. Конец XIX в.;
18 — Московская обл. Фаустово, Троицкий собор.
Конец XIX—XX в.;
19—298 — Клейма Москвы
19, 20 — середина XVII в.;
21—25 — 1660—1680-е годы;
26 — 1680-е годы;
27—35 — 1690— 1710-е годы;
37, 38 — первая четверть XVIII в.;
39, 40 — 1730-е годы;
41 — 43 — вторая треть XVIII в.;
44—82 — 1750-е годы;
83—97 — 1750—1760-е годы;
98—104 — 1760-с годы;
105—119 — 1770-е годы;
120—122 — 1780-е годы;
123—133 — 1780—1790-е годы;
134—151 — 1790-е годы;
152—162 — вторая половина XVIII в.;
163, 164 — последняя треть XVIII в.;
165—169 — 1800-е годы;
170—179 — 1810-е годы;
180—190 — 1810—1820-е годы;
191—201 — 1820-е годы;
202-215 — 1830-е годы;
218—220 — 1830—1840-е годы;
221—223 — 1830—1850-е годы;
224—229 — 1840-е годы;
230—236 — 1810—1840-е годы;
237—241 — вторая треть XIX в.;
242—244 — 1840--1870-е годы;
245—246 —1850-е годы;
247—248 — 1860-е годы;
249—251 — 1860—1870-е годы;
252, 253 — 1870-е годы;
254—259 — 1810—1870-е годы;
260—266 — вторая треть XIX в.;
267—278 — третья четверть XIX в.;
279—298 — 1880—1910-е годы;
291—298 — 1880—1910-е годы
|
В конце XVII в. содержание московских клейм становится буквенным и поначалу содержит только одну букву. Размеры клейм XVII в. — примерно 3x3 см. Клеймо «Д» характерно для 1680-х годов (рис. 702.26). Клейма «П» и «Н» применялись в 1690-х годах— начале XVIII в. (рис. 702.27—702.34). Однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х годов (рис. 702.39, 702.40). Примерно с этого же времени (1730—1740-е годы), когда формально уже было снято ограничение на строительство в Москве, единобуквенная символика оказалась не в состоянии обеспечить каждого предпринимателя своей буквой. Клейма в это время приобретают вторую букву. Возможности различных парных комбинационных сочетаний значительно расширили их вариантность. Количество букв в XVIII в. может доходить до трех, а иногда и больше. В 1810—1820-х годах трехбуквенные клейма уже не встречаются, они появляются начиная с 1830-х годов и имеют хождение наряду с двухбуквенными до 1870-х годов включительно. Увеличение числа букв в клейме вряд ли можно объяснить стремительностью роста числа кирпичных заводов, хотя количество их действительно росло — парных комбинаций букв русского алфавита хватило бы более чем на тысячу заводов. Скорее всего, многобуквенные клейма представляли компании с несколькими совладельцами, каждый из которых обладал своим паем в доходах предприятия.
|
Клейма анималистические, аббревиатурные и числовые XVII— XIX вв. обладали рядом общих свойств. Они имели незначительные размеры, поэтому ставились на тычок. До 1812 г. клеймо заключалось в рамку, которая являлась следом границ печатного торца. В период с 1812 до 1870-х годов появляется вторая, внутренняя рамка, которая, как и буквы, вырезалась на лицевой, рабочей поверхности печати. Наличие второй рамки при сохранении прежних габаритов клейма повлекло за собой уменьшение букв, измельчение изображения.
В первой четверти XIX в. клейма, несущие полное название фирмы или фамилию ее владельца, не могли вместиться на тычке, поэтому уже клеймился ложок, реже — постель.
Рельеф аббревиатурных тычковых клейм — выпуклый (он вогнут в зеркало штампа), рельеф ложковых клейм — вогнутый. Изредка встречаются аббревиатурные вогнутые клейма («КНК», «ННН»).
Кирпичи клеймились между двумя технологическими операциями: формовкой и сушкой, когда их складывали в штабеля под навес, чтобы глина подсохла.
С увеличением числа букв соответственно изменились размеры и пропорции клейма. При этом габариты клейма возрастали до определенного уровня, ограничения диктовались размерами тычка, который клеймился до 1870-х годов.
Кирпичные клейма хорошо читаются за счет рельефного характера изображения, благодаря светотеневым контрастам. Пожалуй, никакой другой способ маркировки, помимо рельефно-печатного, не смог бы дать желаемого эффекта. Специфика требований к восприятию клейм такова, что в кирпичной кладке стены или свода они должны читаться не только в упор, т. е. на уровне глаз, но и с определенного расстояния, с высоты, не доступной человеческому росту. Это условие диктовало минимальные ограничения размера букв и, как следствие, самого клейма.
Для клейм XVII—XVIII вв. характерно неаккуратное и небрежное написание букв. Поэтому не всегда можно понять и прочесть их. Нередко срабатывалась, стиралась или скалывалась сама печать, отдельные части вогнутого рельефа забивались глиной. Поэтому
изображение оттиска получалось неполным и при исследованиях его порой можно принять за другое клеймо. Если поверхность стены красили многократно, то рельеф заплывал и нивелировался. Нелегко разобрать клеймо и в тех случаях, когда на печати буквы вырезались прямым изображением и при отпечатывании становились зеркально отображенными. В XIX в. такие ошибки уже допускались крайне редко.
В первой половине XIX в. тычковые клейма приобретают четкость, строгую прямолинейность и упорядоченность (хотя сухая графичность им еще не присуща — это особенность маркировочных шрифтов конца XIX — начала XX в.).
Появившиеся в эпоху зрелого классицизма подсечки — стилевая особенность клейм этой эпохи. К середине XIX в. написания букв могли нести черты курсива, не особенно, однако, замысловатого, графически усложненные варианты нежизнеспособны в этой технике маркировки.
Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться. Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уж редко. Завод Китайцевых, например, в 1830-х годах выпускал кирпич с клеймом «ЯК» (одно из самых распространенных клейм этого времени), которое к середине XIX века сменилось буквами «КИТ». Встречаются и весьма устойчивые клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом «БАИ», буквально наводняли рынок в течение сорока лет (1840—1870 годы).
Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную либо квадратную форму. Иногда встречались и круглые клейма, например, «АС» и «ВЛ». Следует обратить внимание на возможность применения клейм одного содержания в разные периоды. Так, одно из самых распространенных клейм 1830 гг. «ФИ» вновь возникает в постройках 1860-х годов. Это не вторичное использование, — в начертании клейм разных периодов есть различие: буквы клейма 1860-х годов — с острыми подсечками.
Есть еще один тип клейма, к сожалению, здесь не представленного, именно клейма цифровые, датировочные. Например, при реставрации палат бояр Романовых на Варварке в Москве в середине прошлого века архитектор Рихтер применил кирпич, клеймо которого содержало дату реставрационных работ.
Анализ обследованного материала показал, что четверть (25%) всего числа клейм в кладках — вторичного использования. Поэтому наиболее точной следует считать комплексную датировку, на основе знакомства со всеми конструктивными, композиционными и декоративными элементами памятников.
Пренебрежение такими параметрами, как тип перевязки, способ отработки шва, вид раствора, может привести к ошибкам в связи с возможностью неоднократного использования кирпича. Так, например, юго-восточная церковная пристройка дома № 26 по ул. Н. Басманной в Москве (построена после 1834 г.) сложена из кирпича с клеймом «ГД» — самым распространенным клеймом, которое встречается на главном доме (1790 г.). Видимо, при строительстве церкви использовали кирпич из разобранных приусадебных построек. Наличие в кладке, швы которой обработаны способом «односторонняя или двусторонняя подрезка», «подскребка» и т. д., большемера с клеймами «П» и «Н», также свидетельствует о вторичном использовании кирпича, поскольку клеймам «П» и «Н» в конце XVII в. соответствовал шов, обработанный способом «затирка».
Приложение 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЖИЛОГО ДОМА
Приложение 1 написано совместно с доктором технических наук М. П. Шаповаловым. Речь здесь идет о жилых домах конца XVIII — первой половины XIX века.
В настоящей работе использован метод множественной корреляции, позволяющий производить многофакторный анализ с количественными характеристиками и присущей для него корректностью определения темноты внутриструктурных связей. Этот метод позволяет моделировать интерьерное пространство не только утраченных жилых домов Москвы, но и прогнозировать высоты тех строений, которые в свое время были запроектированы, но не реализованы в натуре.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!