Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-06-24 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель исследования: оценка устойчивости руководителя к стрессогенным факторам и разработка рекомендаций для повышения эффективности трудовой деятельности.
Объектом нашего исследования будет устойчивость руководителя к стрессогенным факторам.
Предметом исследования мы обозначили стрессогенные факторы руководителя.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме “стресс”.
2. Подобрать диагностический материал для исследования.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Обработать результаты исследования.
5. Сформулировать выводы и рекомендации.
Методы, применявшиеся в исследовании:
1. Теоретический, в виде анализа литературы по заданной проблеме;
2. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).
Экспериментальная база: руководитель компании ООО “Орбита”.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования и предложенные рекомендации могут использоваться в дальнейшем для повышения эффективности деятельности людей, занимающих руководящие должности.
Работа состоит из 2 глав, содержит 13 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса
Определение понятия «стресс» в научной литературе и история изучения стресса
К настоящему моменту было предложено множество исследований проблемы стресса. Это подтверждается работами С. Вожнера, Р. Розенфельда, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и многих других. Их исследования помогают прийти к выводу о том, что до настоящего момента еще не выработано единого и общепринятого определения этого понятия. [3]
Стресс нельзя свести исключительно к нервному напряжению, ведь стрессовые реакции свойственны и низшим животным, а у человека это всегда связано с эмоциональными раздражителями. Также, у человека, деятельность, которая связана со стрессом, может быть как приятной, как и неприятной, когда как дистресс неприятен всегда. Стресс не стоит и невозможно избежать: он служит для поддержания жизни, приспособления к ней и сопротивления нападению.
|
Позднее учение о стрессе достигли большой известности и исследования стресса стали проводиться регулярно. Ганс Селье со своими сотрудниками опубликовал около двух тысяч работ, посвященных стрессу. Однако за всю свою карьеру Г. Селье определял стресс по разному. В своих первых трудах он понимал стресс как совокупность всех неспецифических изменений, которые возникают в организме под влиянием любых сильных воздействий и которые сопровождаются перестройкой защитных систем организма. В более поздних работах Селье определял стресс в качестве неспецифической реакции организма на любое требование, которое к нему предъявляется. Можно сказать, что происходит, в какой-то мере, упрощение понятия “стресс”.
Были попытки разграничить психологическое и физиологическое понимание стресса. Первым исследователем был Ричард Лазарус, который, развивая учение о стрессе, предложил концепцию, по которой разделяется физиологический стресс, который связан с реальным раздражителем, и психический или эмоциональный стресс, при котором индивид оценивает предстоящую ситуацию в качестве угрожающей, основываясь при этом на индивидуальных знаниях и опыте.
Однако последнее время отмечают относительность полного разделения психического и физиологического стресса. В психическом стрессе всегда есть элементы физиологического и наоборот. Касаемо таких терминов как “эмоциональный стресс” и “психический стресс”, то зачастую они используются как взаимозаменяемые, так как большинство ученых сходятся на том, что основной причиной психического стресса является эмоциональное возбуждение.
|
Владимир Львович Леви рассматривал эмоциональный стресс как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, сдвиги физиологического постоянства в котором являются наиболее низкими в условиях полного спокойствия. Как приятные, так и неприятные для человека эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.
В современной литературе “стресс” определяют как сильное неблагоприятное воздействие, отрицательно влияющее на организм; как сильные реакции, как благоприятные, так и неблагоприятные, разного рода; как психологическую или физиологическую реакцию на действие воздействие агрессора, неблагоприятную для организма; как неспецифические элементы психологических и физиологических реакций организма во время экстремальных для него воздействий, которые вызывают сильные проявления адаптационной активности; как неспецифические элементы психологических и физиологических реакций организма, которые возникают при любых реакциях организма.[1]
А.А. Уэлфорд рассматривает стресс несколько иначе и понимает его в качестве результата несоответствия предъявляемых требований к организму и его возможностей. Стресс характеризуется П. Фрессом как все социальные и личные конфликты, которые не находят своего решения.
Если следовать концепции Г. Селье и других ранее упомянутых исследователей, стрессовым можно считать почти любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней среды, которые вызывают ответную реакцию организма. Определение, данное Г. Селье будем считать рабочим. По мнению В. Гошека, понятие “стресс” относится широким понятиям, которое имеет все объясняющий и все включающий характер. Большая часть современных авторов все таки придерживается традиционного представления о понятии как об общей защитной реакции организма негативные воздействия и стимулы, которые включают депривацию важных для жизни функций.
Большой вклад в изучение понятия “стресс” внесли исследователи Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Так, В.Г. Коренчевский в 1913 г. проводил исследования с помощью наблюдения за изменениями гормонального фона и процессов адаптации, которые происходят в животном организме под влиянием разнообразных, и также чрезвычайных воздействий. По нему, сам по себе адаптационный синдром нельзя считать патологической реакцией, скорее наоборот, это нормальная физиологическая реакция на факт повреждения, которая имеет защитный характер. [13]
|
Тем не менее, уже вышеупомянутый Ганс Селье считается первооткрывателем термина “стресс” в биологии. В 1920-е годы Селье сделал наблюдение о том, что любое заболевание или инфекция начинает проявляться одинаково и сопровождается слабостью, повышенной температурой и так далее. Здесь он отметил неспецифичность и универсальность реакции на любое повреждение. Основным понятием научной теории стресса является то, что существуют стандартные реакции организма на воздействие разнообразных болезнетворных агентов, что Селье описал в своем письме “Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами”. Эта работа дала начало учению о стрессе, однако в более ранних научных работах В. Вундта и У. Джеймса можно найти упоминание проблемы стресса с психологической точки зрения.
Особенное внимание Г. Селье и его последователи уделяли физиологическим и биологическим сторонам стресса. Стало классическим понимание стресса в качестве физиологической реакции организма на действие различных отрицательных факторов. К тому же, Г. Селье считал, что психологический стресс (напряжение психики) по другому можно определить как “стресс души”, а физиологическое напряжение, физиологический стресс, определить как “стресс тела”. [2]
Неспецифические реакции, о которых говорил Г. Селье являются приспособленческими действиями, которые направлены на восстановление нормального состояния организма, и которые производят направленные эффекты на конкретные раздражители. Селье выделял две формы стресса - эустресс, который возбуждает организм и помогает мобилизации защитных сил, в том числе иммунной системы и дистресс, оказывающий негативное влияние на психическое и соматическое здоровье и дающий потенциальный стимул для развития заболеваний.
К теории стресса Г. Селье также относятся стадии развития стресса, которые он выделил. Первой является реакция тревоги, которая выражается в мобилизации ресурсов организма. Уровень сопротивления внешним раздражителям организмом снижается. Поведение человека, подвергающегося стрессу, меняется на противоположное для его обычного. После нее - стадия сопротивления и адаптации, за счет мобилизации на первой стадии организм благополучно справляется с вредоносными воздействиями. Для этой стадии характерен высокий уровень стрессоустойчивости, потому что организм приспосабливается к стрессовому фактору. Стадия истощения наступает, в случае если воздействие вредных факторов не удается преодолеть или устранить в течение долгого времени. Организму на этой стадии свойственно снижение приспособительной способности. [11]
|
Теория эмоционального стресса Ричарда Лазаруса можно назвать продолжением теории Г. Селье, она разделяет системный, физиологический, стресс и психический, эмоциональный. Психический стресс выступает в качестве ответа организма на внешние и внутренние процессы. При этом ответе психологические и физиологические возможности напрягаются до предельных или превышающих их уровней. Отличия между эмоциональным и системным стрессом можно объяснить прямым воздействием на организм неблагоприятных факторов при физиологическом стрессе и опосредованным при психологическом, то есть происходит проявление отношения человека к ситуации. Поэтому можно сделать вывод, что при психологическом стрессе наличие как такового приносящего вред воздействия не обязательно.
Роберт Розенфельд и Джордж С. Эверли тоже высказывали мнение о том, что мыслительная и эмоциональная оценка большинства раздражителей значительно влияет на превращение этих стимулов в стрессоры. Стрессовой ситуации не возникает, если раздражитель не воспринимается как вызов или угроза в сторону индивида. Исходя из этого, как считают Розенфельд и Эверли, большая часть стрессовых реакций, которые переживает человек, создаются самим человеком.
По мнению Людмилы Владимировны Марищук любой стресс можно назвать и физиологическим, потому что он сопровождается различными физиологическими реакциями, и эмоциональным, так как проходит одновременно с эмоциональными переживаниями.
При употреблении понятия “стресс” в повседневной жизни, чаще имеется в виду психологический, вызванный разнообразными причинами. Например, информационный стресс будет вызван недостатком или переизбытком информации. В настоящее время такой стресс особенно распространен, может формироваться после перегрузки информационного свойства, когда с целью экономической или любой другой выгоды человек берет на себя чрезмерное количество ответственности, однако не в состоянии успеть принять нужные решения в необходимом режиме и из-за этого ощущает сильное эмоциональное напряжение. [6]
|
И физиологический и эмоциональный стресс могут служить источниками друг для друга, например, сильный физиологический стресс вполне может повлиять на эмоциональное состояние, а психологический стресс всегда приводит к физиологическому. [7]
Как можно понять из вышесказанного, проблема стресса уходит достаточно далеко во времени, однако осознание ее научной необходимости произошло достаточно недавно, что можно проследить в попытке удовлетворить современных потребностей общества и в развитии науки о человека сейчас.
Одной из ведущих отраслей деятельности психологической науки, считается изучение вопроса профессионального стресса специалистов. До настоящего момента еще не до конца установлены все стрессогенные факторы профессионального стресса у людей, которые находятся в ситуации напряженной трудовой деятельности. [5]
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!