Изучением стресса и стрессогенных факторов занимались такие исследователи как Г. Селье, Р. Розенфельда, Дж. Эверли, С. Вожнер, Ю.В. Татур, Д. Фонтана, В.Л. Леви, Н.В. Самоукина. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изучением стресса и стрессогенных факторов занимались такие исследователи как Г. Селье, Р. Розенфельда, Дж. Эверли, С. Вожнер, Ю.В. Татур, Д. Фонтана, В.Л. Леви, Н.В. Самоукина.

2021-06-24 37
Изучением стресса и стрессогенных факторов занимались такие исследователи как Г. Селье, Р. Розенфельда, Дж. Эверли, С. Вожнер, Ю.В. Татур, Д. Фонтана, В.Л. Леви, Н.В. Самоукина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель исследования: оценка устойчивости руководителя к стрессогенным факторам и разработка рекомендаций для повышения эффективности трудовой деятельности.

Объектом нашего исследования будет устойчивость руководителя к стрессогенным факторам.

Предметом исследования мы обозначили стрессогенные факторы руководителя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме “стресс”.

2. Подобрать диагностический материал для исследования.

3. Провести эмпирическое исследование.

4. Обработать результаты исследования.

5. Сформулировать выводы и рекомендации.

Методы, применявшиеся в исследовании:

1. Теоретический, в виде анализа литературы по заданной проблеме;

2. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).

Экспериментальная база: руководитель компании ООО “Орбита”.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования и предложенные рекомендации могут использоваться в дальнейшем для повышения эффективности деятельности людей, занимающих руководящие должности.

Работа состоит из 2 глав, содержит 13 источников.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса

Определение понятия «стресс» в научной литературе и история изучения стресса

К настоящему моменту было предложено множество исследований проблемы стресса. Это подтверждается работами С. Вожнера, Р. Розенфельда, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и многих других. Их исследования помогают прийти к выводу о том, что до настоящего момента еще не выработано единого и общепринятого определения этого понятия. [3]

Стресс нельзя свести исключительно к нервному напряжению, ведь стрессовые реакции свойственны и низшим животным, а у человека это всегда связано с эмоциональными раздражителями. Также, у человека, деятельность, которая связана со стрессом, может быть как приятной, как и неприятной, когда как дистресс неприятен всегда. Стресс не стоит и невозможно избежать: он служит для поддержания жизни, приспособления к ней и сопротивления нападению.

Позднее учение о стрессе достигли большой известности и исследования стресса стали проводиться регулярно. Ганс Селье со своими сотрудниками опубликовал около двух тысяч работ, посвященных стрессу. Однако за всю свою карьеру Г. Селье определял стресс по разному. В своих первых трудах он понимал стресс как совокупность всех неспецифических изменений, которые возникают в организме под влиянием любых сильных воздействий и которые сопровождаются перестройкой защитных систем организма. В более поздних работах Селье определял стресс в качестве неспецифической реакции организма на любое требование, которое к нему предъявляется. Можно сказать, что происходит, в какой-то мере, упрощение понятия “стресс”.

Были попытки разграничить психологическое и физиологическое понимание стресса. Первым исследователем был Ричард Лазарус, который, развивая учение о стрессе, предложил концепцию, по которой разделяется физиологический стресс, который связан с реальным раздражителем, и психический или эмоциональный стресс, при котором индивид оценивает предстоящую ситуацию в качестве угрожающей, основываясь при этом на индивидуальных знаниях и опыте.

Однако последнее время отмечают относительность полного разделения психического и физиологического стресса. В психическом стрессе всегда есть элементы физиологического и наоборот. Касаемо таких терминов как “эмоциональный стресс” и “психический стресс”, то зачастую они используются как взаимозаменяемые, так как большинство ученых сходятся на том, что основной причиной психического стресса является эмоциональное возбуждение.

Владимир Львович Леви рассматривал эмоциональный стресс как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, сдвиги физиологического постоянства в котором являются наиболее низкими в условиях полного спокойствия. Как приятные, так и неприятные для человека эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В современной литературе “стресс” определяют как сильное неблагоприятное воздействие, отрицательно влияющее на организм; как сильные реакции, как благоприятные, так и неблагоприятные, разного рода; как психологическую или физиологическую реакцию на действие воздействие агрессора, неблагоприятную для организма; как неспецифические элементы психологических и физиологических реакций организма во время экстремальных для него воздействий, которые вызывают сильные проявления адаптационной активности; как неспецифические элементы психологических и физиологических реакций организма, которые возникают при любых реакциях организма.[1]

А.А. Уэлфорд рассматривает стресс несколько иначе и понимает его в качестве результата несоответствия предъявляемых требований к организму и его возможностей. Стресс характеризуется П. Фрессом как все социальные и личные конфликты, которые не находят своего решения.

Если следовать концепции Г. Селье и других ранее упомянутых исследователей, стрессовым можно считать почти любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней среды, которые вызывают ответную реакцию организма. Определение, данное Г. Селье будем считать рабочим. По мнению В. Гошека, понятие “стресс” относится широким понятиям, которое имеет все объясняющий и все включающий характер. Большая часть современных авторов все таки придерживается традиционного представления о понятии как об общей защитной реакции организма негативные воздействия и стимулы, которые включают депривацию важных для жизни функций.

Большой вклад в изучение понятия “стресс” внесли исследователи Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Так, В.Г. Коренчевский в 1913 г. проводил исследования с помощью наблюдения за изменениями гормонального фона и процессов адаптации, которые происходят в животном организме под влиянием разнообразных, и также чрезвычайных воздействий. По нему, сам по себе адаптационный синдром нельзя считать патологической реакцией, скорее наоборот, это нормальная физиологическая реакция на факт повреждения, которая имеет защитный характер. [13]

Тем не менее, уже вышеупомянутый Ганс Селье считается первооткрывателем термина “стресс” в биологии. В 1920-е годы Селье сделал наблюдение о том, что любое заболевание или инфекция начинает проявляться одинаково и сопровождается слабостью, повышенной температурой и так далее. Здесь он отметил неспецифичность и универсальность реакции на любое повреждение. Основным понятием научной теории стресса является то, что существуют стандартные реакции организма на воздействие разнообразных болезнетворных агентов, что Селье описал в своем письме “Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами”. Эта работа дала начало учению о стрессе, однако в более ранних научных работах В. Вундта и У. Джеймса можно найти упоминание проблемы стресса с психологической точки зрения.

Особенное внимание Г. Селье и его последователи уделяли физиологическим и биологическим сторонам стресса. Стало классическим понимание стресса в качестве физиологической реакции организма на действие различных отрицательных факторов. К тому же, Г. Селье считал, что психологический стресс (напряжение психики) по другому можно определить как “стресс души”, а физиологическое напряжение, физиологический стресс, определить как “стресс тела”. [2]

Неспецифические реакции, о которых говорил Г. Селье являются приспособленческими действиями, которые направлены на восстановление нормального состояния организма, и которые производят направленные эффекты на конкретные раздражители. Селье выделял две формы стресса - эустресс, который возбуждает организм и помогает мобилизации защитных сил, в том числе иммунной системы и дистресс, оказывающий негативное влияние на психическое и соматическое здоровье и дающий потенциальный стимул для развития заболеваний.

К теории стресса Г. Селье также относятся стадии развития стресса, которые он выделил. Первой является реакция тревоги, которая выражается в мобилизации ресурсов организма. Уровень сопротивления внешним раздражителям организмом снижается. Поведение человека, подвергающегося стрессу, меняется на противоположное для его обычного. После нее - стадия сопротивления и адаптации, за счет мобилизации на первой стадии организм благополучно справляется с вредоносными воздействиями. Для этой стадии характерен высокий уровень стрессоустойчивости, потому что организм приспосабливается к стрессовому фактору. Стадия истощения наступает, в случае если воздействие вредных факторов не удается преодолеть или устранить в течение долгого времени. Организму на этой стадии свойственно снижение приспособительной способности. [11]

Теория эмоционального стресса Ричарда Лазаруса можно назвать продолжением теории Г. Селье, она разделяет системный, физиологический, стресс и психический, эмоциональный. Психический стресс выступает в качестве ответа организма на внешние и внутренние процессы. При этом ответе психологические и физиологические возможности напрягаются до предельных или превышающих их уровней. Отличия между эмоциональным и системным стрессом можно объяснить прямым воздействием на организм неблагоприятных факторов при физиологическом стрессе и опосредованным при психологическом, то есть происходит проявление отношения человека к ситуации. Поэтому можно сделать вывод, что при психологическом стрессе наличие как такового приносящего вред воздействия не обязательно.

Роберт Розенфельд и Джордж С. Эверли тоже высказывали мнение о том, что мыслительная и эмоциональная оценка большинства раздражителей значительно влияет на превращение этих стимулов в стрессоры. Стрессовой ситуации не возникает, если раздражитель не воспринимается как вызов или угроза в сторону индивида. Исходя из этого, как считают Розенфельд и Эверли, большая часть стрессовых реакций, которые переживает человек, создаются самим человеком.

По мнению Людмилы Владимировны Марищук любой стресс можно назвать и физиологическим, потому что он сопровождается различными физиологическими реакциями, и эмоциональным, так как проходит одновременно с эмоциональными переживаниями.

При употреблении понятия “стресс” в повседневной жизни, чаще имеется в виду психологический, вызванный разнообразными причинами. Например, информационный стресс будет вызван недостатком или переизбытком информации. В настоящее время такой стресс особенно распространен, может формироваться после перегрузки информационного свойства, когда с целью экономической или любой другой выгоды человек берет на себя чрезмерное количество ответственности, однако не в состоянии успеть принять нужные решения в необходимом режиме и из-за этого ощущает сильное эмоциональное напряжение. [6]

И физиологический и эмоциональный стресс могут служить источниками друг для друга, например, сильный физиологический стресс вполне может повлиять на эмоциональное состояние, а психологический стресс всегда приводит к физиологическому. [7]

Как можно понять из вышесказанного, проблема стресса уходит достаточно далеко во времени, однако осознание ее научной необходимости произошло достаточно недавно, что можно проследить в попытке удовлетворить современных потребностей общества и в развитии науки о человека сейчас.

Одной из ведущих отраслей деятельности психологической науки, считается изучение вопроса профессионального стресса специалистов. До настоящего момента еще не до конца установлены все стрессогенные факторы профессионального стресса у людей, которые находятся в ситуации напряженной трудовой деятельности. [5]

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.