Эмоционально-личностные нарушения при моторной алалии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмоционально-личностные нарушения при моторной алалии

2021-06-24 20
Эмоционально-личностные нарушения при моторной алалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При различных клинических формах речевых расстройств проявления и степень выраженности нарушений эмоционально-личностной сферы существенно различаются. Такая вариативность обусловлена целым рядом факторов: степенью речевого недоразвития, структурой речевого дефекта, этнонатогенезом расстройства, наличием косметического дефекта внешности и др.

Проявления особенностей эмоциональной сферы у дошкольников с моторной алалиейвариативны (3 группы).

У первой группы эмоциональная сфера и личностные свойства сохранны; отдельные особенности не выходят за пределы нормы.

Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, двигательное беспокойство низкая концентрация внимания и отвлекаемость почти постоянно радостное настроение (у некоторых — эмоциональная лабильность), выраженное стремление к контактам, многоречивость, отсутствие переживания своего дефекта.

Для детей третьей группы типична повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, замкнутость моторная скованность избегание контактов (чаше с незнакомыми людьми), речевой негативизм или предельное ограничение речи (особенно в новой обстановке), нередко не соответствующее степени нарушения языковой системы выраженное переживание языкового расстройства. Автор отмечает, что самой многочисленной является третья группа дошкольников.

У некоторых детей перечисленные отрицательные черты ярко выявляются только в определенных, трудных для них ситуациях.

У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимо­сти и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раз­дражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, из­бегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой ини­циативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологи­ческие и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Нарушения в эмоционально-личностной сфере при заикании

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности наиболее интенсивно изучались в рамках исследовании проблемы заикания. Это обусловлено тем, что в структуре дефекта при заикании личностные особенности (внутренние, или психологические, симптомы) тесно взаимодействуют с речевой симптоматикой, эти группы симптомов, закрепляя друг друга, образуют "порочный" круг, приводя к хронификации заикания.

К внутренним психологическим симптомам заикания относятся следующие.

• логофобия — патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения;

• доминирующие мысли о заикании;

• сопутствующие действия или ритуалы, уловки, защитные приемы, которые заикающиеся производят намеренно, осознанно, с целью сокрытия заикания. Уловки и ритуалы носят речевой и двигательный характер. К двигательным уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь. К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление в потоке речи слов, не связанных с ее содержанием, семантически опустошенных) и сознательное изменение стиля речи, как сторону максимального свертывания (вплоть до ограничения речи до слов "да", "нет"), так и в сторону излишней многоречивости.

Фиксированность на дефекте. Под феноменом фиксированности дефекта (логофобическим синдромом) понимают отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

1. Нулевая степень фиксированности (чаще всего — у детей дошкольного возраста): заикающиеся не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень фиксированности (чаще всего — у подростков)-заикающиеся переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень фиксированности (чаще всего — у подростков и в юношеском возрасте): у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Вместе с тем степень фиксированности на дефекте не имеет прямой связи с тяжестью проявления речевых судорог. В большей степени выраженность фик- сированиости на дефекте зависит от возраста заикающегося или стажа заикания. Во многом это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, феномен фиксированности на дефекте может быть разной степени, проявляться кратковременно или закрепляться и перерастать в стойкие свойства личности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.