Личностная реакция на речевой дефект — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Личностная реакция на речевой дефект

2021-06-24 60
Личностная реакция на речевой дефект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема отношения к речевому дефекту у детей с недоразвитием речи стала исследоваться относительно недавно. Следует отметить, что наиболее ярко речевая симптоматика недоразвития речи выражена в дошкольном возрасте, однако в этом возрасте полное осознание речевого дефекта, его особенностей и потенциальных последствий, невозможно. Несмотря на это, у дошкольников с недоразвитием речи могут выявляться разной степени выраженности переживания по поводу речевого дефекта. Исследователи выделили три группы детей с недоразвитием речи в зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени выраженности переживания собственного речевого дефекта.

Для детей первой группы характерно отсутствие переживаний речевого дефекта. Дети не испытывают трудностей при речевом контакте, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, при этом широко используют невербальные средства общения.

Дети второй группы демонстрируют умеренное переживание собственного дефекта. Для дошкольников характерны некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, у них отсутствует стремление к общению, дети избегают ситуаций, требующих использования речи. В игровых ситуациях дошкольники этой группы используют невербальные средства общения.

У детей третьей группы отмечаются выраженные переживания по поводу речевого дефекта. Им свойственны речевой негативизм, отказ от общения, замкнутость, агрессивность, заниженная самооценка. Они избегают общения с детьми и взрослыми.

Общая характеристика эмоционально-личностной сферы

В целом, для детей с недоразвитием речи характерна менее благоприятная картина эмоциональной сферы по сравнению с нормой. У них отмечается сниженный эмоциональный фон, преобладание негативных переживаний, высокая степень психоэмоционального напряжения как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте у детей с недоразвитием речи отмечается повышенная тревожность. При этом наибольший уровень тревожности выявляется в ситуациях взаимодействия со взрослыми, в меньшей степени — в ситуациях взаимодействия со сверстниками.Кроме того, для детей характерна невыраженность установки к сопереживанию и содействию.

В связи с этим следует отметить, что дошкольники с недоразвитием речи испытывают трудности при идентификации эмоциональных состояний по мимике (фотографии, картинки, пиктограммы), отмечаются и трудности выражения собственных эмоциональных состояний при помощи мимических и интонационных средств.

Для учащихся младших классов школы V вида характерен ряд особенностей эмоционально-личностных качеств.

Авторы выявили у половины детей пассивность, склонность к зависимости от окружающих, спонтанному поведению. Свойство концентричности (сосредоточенность на собственных проблемах, склонность переживания держать в себе, замкнутость) в большей степени характерно для первоклассников с недоразвитием речи, чем для второклассников, что может отражать недостаточную адаптацию к школе на первом году обучения.

Учащиеся первых классов с недоразвитием речи имеют менее уравновешенные нервные процессы, у них более выражены тормозные процессы, работоспособность снижена. У большинства детей преобладают отрицательные эмоции, повышена склонность к стрессовым состояниям. Во втором классе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Однако дети менее активны и инициативны, чем учащиеся школы общего вида.

Самооценка. Д ля младших школьников с недоразвитием речи, обучающихся в школе V вида, характерна недостаточная критичность в оценке своих качеств: дети переоценивают свои положительные и недооценивают отрицательные качества. Авторы отмечают, что переоценка своих возможностей может рассматриваться как возрастная особенность у учащихся 1—2 классов, так как такие проявления свойственны и детям с нормальным речевым развитием. Однако аналогичные явления в 3-м классе уже могут отражать личностные особенности учащихся с недоразвитием речи.

Самооценка девочек с нарушениями речи почти по всем параметрам выше, чем у нормально развивающихся сверстниц, однако девочки с недоразвитием речи не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными. Мальчики с недоразвитием речи считают себя более честными, храбрыми, недрачливыми и необидчивыми, чем мальчики без речевой патологии. Однако они менее общительны и счастливы. При этом мальчики меньше, чем девочки, осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, у них менее выражено переживание своей ущербности.

Иная тенденция в формировании самооценки школьников с ОНР наблюдается в том случае, если они обучаются в школе общего вида. У учащихся с недоразвитием речи выявляется заниженная самооценка, причем, если дети не получают логопедическую помощь, с возрастом проявления заниженной самооценки становятся более выраженными и устойчивыми. Для детей характерны недооценка своих реальных возможностей, повышенная самокритичность, застенчивость, боязнь неудачи при ответе в процессе учебной деятельности. Самооценка младших школьников с ОНР в целом менее дифференцирована, дети глобально, нерасчлеиеино оценивают результаты своей деятельности, свое усердие, затрудняются при самооценке по различным критериям, переносят свои неудачи в учебной деятельности на оценку личности в целом.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.