Память 25 мая / 7 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Валаамских и Московских святых — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Память 25 мая / 7 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Валаамских и Московских святых

2021-06-24 33
Память 25 мая / 7 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Валаамских и Московских святых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В миру Толоконцев Матвей Григорьевич, родился 5 / 18 августа 1871 года в деревне Яншине Никольского уезда Вологодской губернии[96].

26 августа / 8 сентября 1908 года поступил в Валаамский монастырь. Зачислен в послушники 26 июня / 9 июля 1912 года. Проходил послушание в портновской мастерской в монастыре.

В 1917 году перешел на Московское подворье Валаамского монастыря.

23 декабря 1920 (это было бы 5 января 1921) года на Московском подворье был пострижен в монашество с именем Таврион и рукоположен в сан иеромонаха.

Служить он начал там же, но вскоре подворье было закрыто большевиками, и с 1926 года до своего ареста иеромонах Таврион служил в церкви Ржевской иконы Божией Матери, где был певчим церковного хора.

7 октября 1930 года он был арестован, проходил по групповому делу: "Дело Орлова Н.К., Оглоблина И.Ф. и др. монахов нелегального монастыря. Москва. 1930г.". На время следствия был заключен в Бутырскую тюрьму.

Из материалов дела:

"По ликвидации в 1925г. Московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом Орловым Н.К. организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь, вели среди церковников нелегальную работу".

23 ноября 1930 года он был осужден коллегией ОГПУ за "ведение среди церковников антисоветской работы и распространение слухов о предстоящем свержении советской власти" и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край[97] с конфискацией имущества.

Икона преподобномученика Тавриона (Толоконцева).

Ссылку отбывал в Вологде.

После ссылки отец Таврион служил в городе Великий Устюг и жил в сторожке Ивановской церкви.

3 декабря 1937 года он был вновь арестован.

10 декабря 1937 года был осужден тройкой при УНКВД СССР по Вологодской обл. за "антисоветскую агитацию, руководство а/с группой верующих" и приговорен к к 10 годам лагерей.

7 июня 1939 года скончался в Новоозерской исправительно-трудовой колонии Вологодской области.

28 июня 1989 реабилитирован по 1937 году прокуратурой Вологодской обл.

11 февраля 1993 реабилитирован по 1930 году прокуратурой РСФСР.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Документы

  • ЦА ФСБ РФ. Д.Р-45244.
  • Архив УФСБ по Вологодской обл. Д.355.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Журнал N 7 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000г.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
    • http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9...tmY
  • Страница сайта иконной мастерской "Иконное Дело" при Пересветском подворье Троице-Сергиевой Лавры:
    • http://ikonodel.ru/ikonograf/ikonografia/tavrion.html

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь праздника Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Евангелие а утрени (от Луки): 11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26 Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Иоанн, уже находясь в заточении, будучи арестован по приказу царя Ирода Антипы, посылает учеников ко Христу. Иоанн сам свидетельствовал о Христе, а потому обычно считается, что посылает он их с вопросом, дабы удостоверить их самих, поскольку они сомневались в этом и даже временами ревновали о славе их учителя. Господь же здесь говорит слова, передав которые, ученики бы процитировали пророка Исаию, отличающиеся от сказанного Христом только словам «и блажен, кто не соблазнится о Нем…». И здесь же Господь свидетельствует об Иоанне и о его достоинстве, как Предтечи Христа….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4от терпения опытность, от опытности надежда, 5а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.

17Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Апостол рассуждает о Христе и Его любви, по причине которой Он принял смерть ради оправдания нечестивых, то есть, в том числе и нас. Он примирил человека с Богом, то есть, с собой. Отсеяно впрочем, отвержение человека от Бога, оставшееся от Адама. Однако склонность человека ко греху не делась никуда, а потому я, согрешая, снова воздвигаю этот барьер. Однако Христом даровал нам и пути преодоления греха, а потому слова эти означают, что Господь и ныне совершает дело спасения человека. Путь отвержения греха труден, но сам Господь дал нам помощь в этом пути. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, пишет очень пространно о борьбе с грехом и о принятии скорбей, как попущении Божием в целях воспитания человека. Господь не виновник зла и скорбей, но подчас попускает их, дабы заглянув в пасть диаволу и почувствовав на себе боль от укусов его зубов, человек понял, какому врагу служит, согрешая. И этим является любовь Божия. «Итак, возлюбим и мы эту любовь (ведь ей нет ничего равного) и ради настоящего, и ради будущего, а лучше сказать, ради самой природы этой любви, потому что мы избавимся от наказаний и в настоящей жизни, и в будущем веке и достигнем царства. Но и кроме избавления от геенны и приобретения царства, нужно упомянуть и нечто другое важное; выше всего это – любить Христа и быть от Него любимым. Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? Это блаженство познается не иначе, как только на опыте. Потому, чтобы познать опытно таковую духовную радость, блаженную жизнь и сокровище неисчислимых благ, мы, оставив все, станем искать этой любви, как для собственной нашей радости, так и для славы любимого Бога, потому что Ему принадлежит слава и держава со Единородным (Сыном) и со Святым Духом, ныне и присно, и во все веки веков. Аминь [98].» - Так завершает святитель свой комментарий к этим словам. Слова о том, что до закона не было греха могут ввести в смущение, ведь читая Книгу Бытия, мы читаем о том, как Бог обличает Каина в зависти к брату, прямо говоря «у ворот грех лежит». А потом мы читаем слова Бога к тому же Каину уже после убийства брата и о том, как Суд Божий осуждает его еще при жизни. Лучше сказать – до Закона Моисеева греха было много и зла, который Бог обличал и подчас изымал грешников с земли, как иных из детей праотцев (например, дети Иуды, сына Иакова, такие как Онан, от которого и пошел термин «онанизм», коим названа разновидность извращения….), а также жителей Содома и Гоморры. Таким образом, говорить о том, что до Закона не было греха – нельзя. Однако апостол пишет именно о нарушениях правил Закона (а каждое нарушение правил Закон Моисеев карал определенным наказанием, вплоть до смертной казни – мы и сегодня называем эти грехи смертными: вероотступничество, богохульство, нарушение святости седьмого дня, убийство, прелюбодейство (мусульмане позаимствовали и некоторые из норм Закона Моисеева и даже виды наказание, как побивание камнями за прелюбодейство) и другие), ведь закон и правила для римлян – основа жизни. Апостол же желал разговаривать с паствой на понятном для нее языке. Так или иначе, но нам действительно остается принять ниспосланное от Бога спасение…

Евангелие (от Матфея): 14Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Господь являет ученикам свое Божественное могущество и власть над стихиями. Когда они, испугавшись, просят Его о помощи, Он помогает им, укрощая бурю, но обличает их в маловерии. Само чудо совершает Он, дабы укрепить их веру, весьма немощную (как, впрочем, и наша). Но в то же время Он укоряет их за то, что они испугались. «Не две ли малые птицы продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. У вас же и волосы на голове сочтены …» - эти слова, вспоминаются, в первую очередь. Господь увещевает учеников, дабы они веровали Богу, который заботится о них, посылая или попуская человеку то или это единственно ради спасения. Одинаково спасительна и посланная от Бога радость, как и попущенная скорбь, как воспитательная мира, призванная возвратить на путь спасения. Эталоном христианского поведения в данном случае служил святитель Иоанн Златоуст, который, претерпевая скорби и гонения, не унывал и роптал и не просил избавить его от скорбей, но всегда возносил одни и те же слова, с которыми на устах и умер: «Слава Богу за все!» Увы, это выше нашего понимания, ибо наша вера столь же немощна, как и вера их, а потому мы в скорбях непрестанно унываем и вопим, прося избавить нас от скорбей, хоть это не всегда для нас полезно. Бог лучше нас знает, что для нас хорошо и полезно, давая именно это, даже если это для нас неприятно. Именно к такой вере мы призываемся, к вере, принимающей с благодарностью от Бога, как радости, так и скорби. Святитель Феофан Затворник, рассуждая на тему этого текста, пишет: «Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: "погибаю!", а с преданностью взывай: "Господи! если хочешь - можешь. Однако не моя, но Твоя воля да будет". Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.». При возведении взора на высоту, к достижении которой нас с вами призывает и святитель, да и сам Господь, кружится голова и в душу входит страх. Однако, это и есть примета той веры, которая, по слову Христа, двигает горы.

И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

5Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

16Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Апостол пишет о себе и обо всех апостолах, подчеркивая, что совершает дело Божие с помощью Божественной благодати. При этом он применяет сравнение с сокровищем, носимым в глиняном сосуде. Тело человеческое действительно может быть сравнено с глиняным сосудом, настолько оно хрупко. Но и сам человек немощен. Сокровище же – это Благодать Божия, укрепляющая апостолов и их преемников. Потому все совершаемые апостолами чудеса – это дела Божии, а не самих апостолов. И ради своего служения Богу они претерпевали многие гонения, поношения и прочее, не унывая, но с терпением переживая все это, будучи укрепляемые от Бога. Здесь, разумеется, имеется в виду не только то, что они, проповедуя, непрестанно подвергали жизнь свою смертельной опасности, но и то, что они непрестанно умерщвляли в себе ветхого человека, умирая для мира, но оживляя естество свое для Бога, дабы Благодать Божия и дальше руководила ими, направляя их в делах их….

Евангелие (от Матфея): 1И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

16Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

И снова свидетельство Господне об Иоанне. Здесь добавляются слова о необходимости приложить усилия для достижения Царства Небесного. Ветхозаветные праведники прилагали много усилий по преображению своих душ, но все их усилия, в конечном итоге, были тщетными, ибо грех уничтожал все их добро и итогом их жизни было нисхождение в ад. Оттуда их вывел Христос, вывел лишь по милосердию своему. Но человек нового Завета не может на это надеяться, ведь его нерадение повредит только ему самому, так как он не построил Царство Божие в себе, а значит, не войдет в него по смерти…

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с праздником, а причастников – с приобщением Святых Таин, пожелав тем, кто еще не успел приобщиться Тела и Крови Христовых, поскорей сделать это. Проповедей он не произносил.

Пятница 8 июня.

Эта пятница – первая пятница Петрова поста. На этот день приходится память преподобного Варлаама Хутынского.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.