Память 22 мая / 4 июня и в Соборе Новомучеников Российских. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Память 22 мая / 4 июня и в Соборе Новомучеников Российских.

2021-06-24 21
Память 22 мая / 4 июня и в Соборе Новомучеников Российских. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Священномученик Михаил родился 7 / 20 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви – сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: «Это был гигант и по телосложению и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1-3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом... Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел».
В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь[39] в Новгородском уезде. 17 / 30 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году – в Полновский Успенский женский монастырь[40] в Демянском уезде, а в 1906 году – в Борисоглебскую церковь в Новгороде.

За время своего служения отец Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Два года он

Священномученик Михаил Борисов с супругой Ольгой Ивановной и сыном Василием, около 1894 года

состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковно-приходской школы; в течение трех с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет – заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет – благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трех лет – депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет – членом правления Новгородской Духовной семинарии; с 1907 года – заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год – членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 года – помощником благочинного 2-го Новгородского округа.
В 1906 году отец Михаил был награжден наперсным крестом; 30 июля / 12 августа 1917 года – возведен в сан протоиерея. Отец Михаил принимал деятельное участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно-общественной жизни города.
6 / 19 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни – «вести человека ко Христу, к вечному спасению» – должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений... беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.
После прихода к власти безбожников начались гонения: отец Михаил был арестован в 1926 году и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьей был выселен из дома.
В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся – бедным и находящимся в заключении.
20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год.
3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерет с него последнюю шкуру, вообще духовенству не дает никакого житья. Советская власть все духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча все переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба... советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть – есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу... Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения.
Я знаю, что епископ Макарий и мой сын... оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению, и вообще мы материально помогали сосланному духовенству...
В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу».
19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой – палицей.
Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой – дарованной вам палицей. Палица – это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.
Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа...»
13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...»
Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала все на своем пути.
Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.
– Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.
– Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел.
В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».
После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6Который воздаст каждому по делам его: 7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.

9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11Ибо нет лицеприятия у Бога.

12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Глава 3.

1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10как написано: нет праведного ни одного; 11нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

14 Уста их полны злословия и горечи.

15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16разрушение и пагуба на путях их; 17они не знают пути мира.

18 Нет страха Божия перед глазами их.

19Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.

28Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Апостол, обличая осуждающих и учащих других, но при этом поступающих также, переходит к вопросу о преимуществах иудеев. Иудеям Бог изначально дал Закон. Однако склонность человека ко греху дала о себе знать, ведь заповедей Господних не соблюл в полной мере никто, как писал еще псалмопевец: «Нет творящих добро, нет ни единого…». И потому грех прародителей по причине склонности человека ко злу наложился на грех каждого конкретного человека. В итоге иудеи точно также согрешали, как и язычники и точно также шли в ад, вплоть до момента, когда Христос сошел туда и извел томящихся там праведников (впрочем, называть кого-либо на земле праведным можно лишь с большой натяжкой, ибо каждый человек согрешает). Таким образом, иудей не имеет уже никаких преимуществ перед прочими народами, ибо во Христе и язычники обрели возможность быть верными Божиими, с отпадением же от Бога иудеев Церковь стала, преимущественно, Церковью бывших язычников, на которых не нужно налагать узы Закона Моисеева. Более того, Апостольские правила налагают прямой запрет на соблюдение многих норм Закона, грозя анафемой за нарушение. Иудей же, обратившись ко Христу, должен также соблюдать то, что велит Церковь, а крестившись – уважать и повеления и запреты тех же Апостольских правил (несмотря на то, что многие из этих правил сегодня практически забыты)….

Евангелие (от Матфея): 19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне[41].

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их.

Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Глава 7.

1Не суди́те, да не судимы будете, 2ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

И снова текст, предлагаемый нам, составлен из двух совершенно разных отрывков. Первый отрывок взят из места, где Господь увещевает собирать сокровища не на земле, но на небе. А далее следуют странные слова, по поводу которых любят злословить и которые становятся для многих камнем преткновения. Но Господь не сказал, что не следует трудиться. Более того, у святителя Иоанна Златоуста есть пространное поучение, в котором он обличает трактовку этого текста, как призыва не работать. Завершается этот текст словами: «Если кто думает проводить птичье житие, не заботясь ни о чем, то пусть помнит, что не напрасно на полях и огородах ставят… против птиц всевозможные трещотки и пугала». Таким образом, речь не идет о том, чтобы звучал призыв не работать. Но труд и житейские попечения не должны заслонять для человека попечения о небесном. Часто так бывает, что мысли о хлебе насущном для человека занимают весь день, бросая и нося его туда и сюда, не давая времени даже на самую краткую молитву, наконец, повергая его на одр совсем без сил. Но Бог знает, что человек имеет в этом нужду, а потому Господь здесь предлагает не забивать голову мыслями о земном, трудясь же, оставлять результат в волю Божию, мысль же, в первую очередь, обратив к небесному, заботясь, в первую очередь, о спасении души. Ведь и в Молитве Господней, которую Христос дал нам, среди всех прошений только одно связано с земными нуждами, да и то лишь отчасти, ведь многие утверждают, что речь идет вовсе даже не о хлебе земном, но о хлебе Тела и Крови Христовых (это мнение имеет право на жизнь, ведь именно этот ХЛЕБ мы имеем в виду, когда поем эту молитву на литургии). Бог же всегда заботится о людях и даст человеку именно то, что нужно. Что интересно – многие из Отцов выступают против молитв о земных нуждах, на которые нацелены все наши мысли, сравнивая такие молитв с ситуацией, когда некий нищий, долго добиваясь аудиенции у царя, просил бы у него не материальной помощи, ни еще чего-то, а….. гноя. Увы, это полностью противоречит тому, как на деле потроена наша жизнь. Даже наши молитвы на 90% наполнены земными попечениями, освободиться от которых нас и призывает Господь. Ведь привязанный к земному, его считает главным, вера же для него – лишь нечто вспомогательное. Если же вера не способствует достатку (особенно – в дни гонений), то привязанный к земному оказывается в весьма трудном положение и может вовсе отпасть. Но, да не будет сего на нас…. В следующем же отрывке приводится часть рассуждений Христа о молитве. У Евангелиста Луки есть описание более подробной беседы Христа о молитве, где есть и слова, приведенные у Матфея, но есть и много того, чего здесь нет, в том числе, у Евангелиста Луки одна из фраз звучит по-другому: «И если вы, будучи злы, умеете благие даяния давать детям вашим, от тем более Отец ваш Небесный даст ДУХА СВЯТАГО просящим у Него». Если здесь речь идет о прошениях, вообще, то у Евангелиста Луки четко разъясняется – о каких прошениях идет речь. Приведенный здесь отрывок не содержит в себе запрета на молитвы о земных нуждах, а потому читается на общих молебнах, на которых возносится молитва о помощи верующим в их нуждах. Но и здесь и там есть слова о том, что если дети просят хлеба, то отец не даст им камень. Бог не даст камень вместо хлеба или скорпиона вместо яйца, даже если дети сами этого просят, ибо Он желает им только добра, мы же часто не понимаем, чего просим, прося для себя вещи ненужные и даже вредные. Итак, приведенные отрывки учат нас тому, о чем заботиться и о чем молиться, дабы мы усваивали это….

Святитель Леонтий Ростовский

Вторник 5 июня.

В этот день отмечается память Собора Ростово-Ярославских святых. Установлен 10 марта 1964 года по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви. Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. о прочих праздниках дня будет сказано ниже.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.