Подсчет кружков в секторах круга по Рыбакову — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Подсчет кружков в секторах круга по Рыбакову

2021-06-23 230
Подсчет кружков в секторах круга по Рыбакову 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика обычно используются для исследования активного глазодвигательного внимания, «реакции визуального сосредоточения». В ней исследуется концентрация внимания в зрительном и двигательном анализаторах при счете, который связан с мелкими глазодвигательными реакциями. Обследуемому предлагают сосчитать без помощи пальцев зеленые кружки в одном секторе (17), затем синие в другом секторе (25). Если он быстро и правильно сосчитал кружки в первых двух секторах, можно предложить ему сосчитать и красные кружки (34). Если же при подсчете зеленых кружков возникают трудности, предлагают сосчитать кружки в верхних двух секторах. При оценке ответов необходимо учитывать, правильно ли выполнено задание и как быстро она была решена.

Больные с выраженными явлениями астении (токсикоинфекционного, органического или другого происхождения) считают с трудом, нуждаются в побуждении или повторении инструкции, часто прибегают к помощи пальцев, закрывая ими подсчитанные кружки. Больные в маниакальном состоянии считают быстро, но нередко вследствие неустойчивости внимания делают ошибки.

Тесты для исследования интеллекта.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Кубики Кооса.

Для диагностики развития невербального интеллекта используются так называемые кубики Кооса. Предложенная американским психологом К. Коосом в 1923 году данная методика направлена на исследование степени сформированности наглядно-действенного мышления, а именно: конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, комбинаторики, уровня обучаемости, а также умения взаимодействовать в группе. Используется в равной в степени как для работы с детьми старше 5 лет, так и со взрослыми. Используя кубики Кооса, активизируется цепочка мыслительных операций «анализ — генерализация — синтез». Для эксперимента по данной методике необходима комплектация «кубики Кооса»: 16 одинаково раскрашенных кубиков, каждая грань у которых имеет определенный цвет (красный, синий, желтый, белый, сине-желтый, красно-белый); 18 карточек с разными по форме и цвету схемами, которые можно составить из кубиков; методическое пособие; бланки фиксации результатов. Кубики Кооса перед началом исследования перемешивают. Работа проводится за столом. Демонстрируется одна из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор. Оценивается время, за которое испытуемый справляется с заданием. На составление правильного варианта картинки дается 5 попыток. Если испытуемый не справляется с пятой попытки, тестирование прекращается.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.

Исследование памяти.

Запоминание геометрических фигур (по Ф.Е. Рыбакову). Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время 32 экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Пиктограмма.

Метод Пиктограмма, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов. Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово.

Анализируется выбранный испытуемым образ, тип ассоциации. При анализе образа необходим ответить на ряд вопросов:

1. Является ли выбор абстрактным или конкретным?

2. Имеет ли образ индивидуальную значимость для испытуемого?

3. Что изображает рисунок?

4. Как часто данный выбор встречается в протоколах здоровых испытуемых?

5. Является ли образ «адекватным»?

Для анализа результатов методики пиктограмм С.Я. Рубинштейн выделяет следующие критерии, которые имеют диагностическую значимость:

1. Доступность обобщенной символизации слова то есть может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ

2. Степень «адекватности» ассоциаций

3. Качество запоминания


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.